• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    72

    Последний «Сталин» советского танкопрома

    • танки
    • холодная война
    • СССР
    Даниил Хазраткулов
    04 December '18

    Апогеем советского танкостроения времён Второй мировой войны стал тяжёлый танк ИС-3, который начал сходить с конвейера весной 1945 года. Это была машина с очень необычными для мировых танковых школ углами наклона брони корпуса и литой башни. Конфигурация лба корпуса типа «щучий нос» — так его назвали отечественные конструкторы — оказалась достаточно сложной по конструкции, но весьма эффективной по бронированию схемой размещения бронелистов. Из-за изменения формы лба корпуса поменялась и форма его бортов — они тоже стали наклонными.

    Принципы бронирования ИС-3 были использованы в проекте танка ИС-7, разработка которого началась в 1945 году — несколько выпущенных опытных и предсерийных машин имели всё тот же хорошо узнаваемый «щучий нос». Однако от ИС-7 по ряду объективных причин пришлось отказаться.

    ​Первый опытный образец ИС-5, осень 1949 года. Танк имеет вентиляторную систему охлаждения и трансмиссию по типу ИС-4 (архив Юрия Пашолока) - Последний «Сталин» советского танкопрома | Warspot.ru
    Первый опытный образец ИС-5, осень 1949 года. Танк имеет вентиляторную систему охлаждения и трансмиссию по типу ИС-4 (архив Юрия Пашолока)

    Наконец, самым известным и самым удачливым «щучьим носом» стал танк, начинавшийся как «Объект 730», а позднее получивший обозначение ИС-5. Его проектирование началось ещё в конце войны, проект возобновляли и откладывали, чтобы возвратиться к нему вновь. В конструкцию ИС-5 постоянно вносились изменения, на нём отрабатывались новые технические решения. В итоге после оценки количества доработок танк решили переименовать — с учётом несчастливых ИС-6 и ИС-7 в начале 1953 года бывший ИС-5 получил обозначение ИС-8.

    ​Тяжёлый танк ИС-8, весна 1953 года (архив Юрия Пашолока) - Последний «Сталин» советского танкопрома | Warspot.ru
    Тяжёлый танк ИС-8, весна 1953 года (архив Юрия Пашолока)

    Почти весь год ИС-8 продолжали испытывать и дорабатывать. Постановлением Совета министров СССР от 28 ноября 1953 года машина была принята на вооружение Советской армии, под новым названием: Сталин умер, и аббревиатура «ИС» ушла в прошлое. Новый исполин получил простое имя Т-10, его серийный выпуск начался в середине февраля 1954 года на Кировском заводе в Челябинске. Впереди было больше 10 лет производства, в ходе которых танк постоянно совершенствовался. Попробуем разобраться, как изменялся Т-10, сосредоточившись на внешних отличиях.

    ВНИМАНИЕ! Для базовой иллюстрации используются фото Т-10 выпуска осени 1955 года.

    ​Танк Т-10 выпуска до декабря 1954 года (архив автора) - Последний «Сталин» советского танкопрома | Warspot.ru
    Танк Т-10 выпуска до декабря 1954 года (архив автора)

    До ноября существенных дополнений и изменений в конструкцию не вносилось, однако с декабря началась постепенная модернизация танка. Изменилась вварная часть крыши башни — её форму поменяли с треугольной на овальную. Характеристики последней в испытаниях на ударную прочность оказалась выше, при этом площадь самой вварной части стала меньше. Появился выступ на крыше башни с правой стороны.

    ​Танк Т-10 выпуска с декабря 1954 года: 1 — появился выступ на литой части крыши башни; 2 — треугольная вварная часть башни заменена на овальную (архив автора) - Последний «Сталин» советского танкопрома | Warspot.ru
    Танк Т-10 выпуска с декабря 1954 года: 1 — появился выступ на литой части крыши башни; 2 — треугольная вварная часть башни заменена на овальную (архив автора)

    В апреле 1955 года для простоты обслуживания ведущего колеса заднюю часть подкрылка сделали откидной, на петлях. В августе того же года на откидной части подкрылков появились резиновые противопылевые щитки, а на фаре лобового света — съёмная светомаскировочная насадка.

    ​Изменения, введённые в 1955 году: 1 — в апреле появились петельные кормовые надгусеничные подкрылки; 2 — в августе на кормовых подкрылках стали ставить резиновые щитки; 3 — тогда же, в августе, на фаре появилась светомаскировочная насадка (архив автора) - Последний «Сталин» советского танкопрома | Warspot.ru
    Изменения, введённые в 1955 году: 1 — в апреле появились петельные кормовые надгусеничные подкрылки; 2 — в августе на кормовых подкрылках стали ставить резиновые щитки; 3 — тогда же, в августе, на фаре появилась светомаскировочная насадка (архив автора)
    ​Танк Т-10 выпуска не ранее августа 1955 года, о чём свидетельствуют задние откидывающиеся брызговики с дополнительными резинками - Последний «Сталин» советского танкопрома | Warspot.ru
    Танк Т-10 выпуска не ранее августа 1955 года, о чём свидетельствуют задние откидывающиеся брызговики с дополнительными резинками

    В 1956 году модернизация началась с января: ввели быстросъёмное крепление защиты фары головного света, а также, по аналогии с задними резиновыми брызговиками, начали устанавливать и передние. Нужно отметить, что первые машины имели петельное крепление брызговиков, но в ходе опытной эксплуатации в войсках их зажёвывало и отрывало, поэтому в дальнейшем применили крепление болтами на стальную полосу.

    ​Изменения 1956 года: 1 и 2 — в январе ввели быстросъёмное ограждение фары и резиновые щитки на передних предкрылках; 3 — в апреле появился предохранительный щиток маски орудия; 4 и 5 — в июне усилили бронировку антенны и установили пушу Д-25ТА с эжектором; 6 — в июле уменьшили высоту топливных баков; 7–9 — в сентябре установили прибор ТВН-1 механика-водителя, добавили вторую фару ФГ-10 и оборудовали один люк забора летнего воздуха вместо двух по бокам вдоль бортов (архив автора) - Последний «Сталин» советского танкопрома | Warspot.ru
    Изменения 1956 года: 1 и 2 — в январе ввели быстросъёмное ограждение фары и резиновые щитки на передних предкрылках; 3 — в апреле появился предохранительный щиток маски орудия; 4 и 5 — в июне усилили бронировку антенны и установили пушу Д-25ТА с эжектором; 6 — в июле уменьшили высоту топливных баков; 7–9 — в сентябре установили прибор ТВН-1 механика-водителя, добавили вторую фару ФГ-10 и оборудовали один люк забора летнего воздуха вместо двух по бокам вдоль бортов (архив автора)

    В апреле на маску орудия установили щиток, предохраняющий орудие от нагара после стрельбы из курсового пулемёта ДШК. В июне усилили «стакан» бронировки антенны. В июле на танк поставили модернизированное орудие Д-25ТА, которое оснащалось одноплоскостным стабилизатором ПУОТ-1 «Ураган», а позднее и эжектором. Также на 28 мм уменьшили высоту подвесных топливных баков на корме: теперь они по высоте были вровень с бортом.

    ​Слева — установка окон забора летнего воздуха до сентября 1956 года, справа — после (архив автора) - Последний «Сталин» советского танкопрома | Warspot.ru
    Слева — установка окон забора летнего воздуха до сентября 1956 года, справа — после (архив автора)

    Сентябрь ознаменовался появлением на люке механика-водителя шахты и крышки прибора ночного видения ТВН-1. Дополнительно на лобовой броне установили вторую фару ФГ-10 с инфракрасным фильтром. Опытным путём было установлено, что размещение люков забора воздуха с бортов танка ведёт к большей нагрузке на фильтровентиляционную установку ввиду приёма более грязного воздуха. В итоге для этих целей появился люк на крышке МТО, прямо позади башни.

    ​Танк Т-10 выпуска апреля 1956 года, о чём свидетельствуют задние резиновые брызговики, новая защита фары съёмного варианта и дополнительный щиток на маске орудия в районе расположения спаренного ДШКМТ - Последний «Сталин» советского танкопрома | Warspot.ru
    Танк Т-10 выпуска апреля 1956 года, о чём свидетельствуют задние резиновые брызговики, новая защита фары съёмного варианта и дополнительный щиток на маске орудия в районе расположения спаренного ДШКМТ
    ​Танк Т-10 летнего выпуска 1956 года: уже установлена пушка Д-25ТА с эжектором, уменьшены по высоте топливные баки, но ещё нет второй фары ФГ-10. На передних предкрылках установлены планки для резиновых щитков - Последний «Сталин» советского танкопрома | Warspot.ru
    Танк Т-10 летнего выпуска 1956 года: уже установлена пушка Д-25ТА с эжектором, уменьшены по высоте топливные баки, но ещё нет второй фары ФГ-10. На передних предкрылках установлены планки для резиновых щитков
    ​Танки Т-10 осеннего выпуска 1956 года: установлена вторая фара ФГ-10 и все предшествующие элементы. Эти машины, проходящие по Красной площади 7 ноября 1957 года, нередко идентифицируют как Т-10А или Т-10Б, однако присущий этим модификациям прицел ТПС-1 на левой части башни отсутствует - Последний «Сталин» советского танкопрома | Warspot.ru
    Танки Т-10 осеннего выпуска 1956 года: установлена вторая фара ФГ-10 и все предшествующие элементы. Эти машины, проходящие по Красной площади 7 ноября 1957 года, нередко идентифицируют как Т-10А или Т-10Б, однако присущий этим модификациям прицел ТПС-1 на левой части башни отсутствует

    С 17 мая 1956 года пошла в серийное производство модификация Т-10А. Помимо уже имеющихся изменений, на ней появился стабилизированный прицел наводчика ТПС-1. Изменилась маска орудия, место стандартного прицела занял дублирующий основной ТУП-21. Увеличилась пластина-щиток на маске орудия, предохраняющая ствол от загрязнения пороховым нагаром спаренного 12,7-мм ДШК. Началась установка орудия Д-25ТС, отличающегося от Д-25ТА наличием механизма досылания снаряда и заряда, эжектором и электроспуском.

    ​Танк Т-10А выпуска с мая 1956 года: 1 — бронеколпак прицела ТПС-1 в приливе на левой части башни; 2 — амбразура прицела-дублёра ТУП-21 рядом с левым рымом на маске вместо амбразуры прицела ТШ-2-27; 3 — увеличенный защитный щиток на маске орудия; 4 — 122-мм пушка Д-25ТС с механизмом досылания и эжекционным устройством (архив автора) - Последний «Сталин» советского танкопрома | Warspot.ru
    Танк Т-10А выпуска с мая 1956 года: 1 — бронеколпак прицела ТПС-1 в приливе на левой части башни; 2 — амбразура прицела-дублёра ТУП-21 рядом с левым рымом на маске вместо амбразуры прицела ТШ-2-27; 3 — увеличенный защитный щиток на маске орудия; 4 — 122-мм пушка Д-25ТС с механизмом досылания и эжекционным устройством (архив автора)
    ​Разновидности башен танков Т-10 и Т-10А (архив автора) - Последний «Сталин» советского танкопрома | Warspot.ru
    Разновидности башен танков Т-10 и Т-10А (архив автора)
    ​Тяжёлый танк Т-10А, кадр из учебного кинофильма - Последний «Сталин» советского танкопрома | Warspot.ru
    Тяжёлый танк Т-10А, кадр из учебного кинофильма

    Постановлением Совета министров СССР от 11 февраля 1957 года танк «Объект 267 сп.2» принимался на вооружение Советской армии под обозначением Т-10Б. От Т-10А его отличал только новый двухплоскостной стабилизатор орудия и курсового пулемёта ПУОТ-2 «Гром».

    ​В кадре учебного фильма — танк Т-10Б. Внешне от Т-10А он не отличался - Последний «Сталин» советского танкопрома | Warspot.ru
    В кадре учебного фильма — танк Т-10Б. Внешне от Т-10А он не отличался

    Танки Т-10А и Т-10Б пробыли в серии недолго: уже в сентябре 1957 года на вооружение приняли последнюю и наиболее совершенную модификацию танка Т-10М, но это уже другая история.


    Источники и литература:

    1. Блог Юрия Пашолока
    2. Архив автора
    3. Серия фильмов «Броня России», 2009
    4. Солянкин А., Желтов И., Кудряшов К. Отечественные бронированные машины. ХХ век. Том 3. 1946-1965 гг. — М: «Цейхгауз», 2010

    Даниил Хазраткулов

    Танки

    Поделиться
    • 35
    • 746
    • 8
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    По воде аки посуху на Warspot.ru
    По воде аки посуху
    Советский танк на пороге новой эпохи на Warspot.ru
    Советский танк на пороге новой эпохи
    Перспективный неудачник на Warspot.ru
    Перспективный неудачник
    Средний танк Объект «430»  на Warspot.ru
    Средний танк Объект «430»
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)

    Комментарии к данной статье отключены.

    © 2014 — 2023 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google