Один из важных принципов, которого всегда придерживались как в отечественном, так и в зарубежном танкостроении, состоял в том, что с принятием на вооружение новой машины стартовала разработка следующего танка. В ходе работ над каждым проектом танка нового поколении ведутся промежуточные разработки, некоторые из которых остаются в виде эскизных или технических проектов, некоторые доходят до изготовления ходовых макетов. Одной из таких машин, оставшихся на бумаге – эскизный проект танка Объект «430», выполненный в 1953 году.
Проект нового среднего танка был выполнен заводом №75 Министерства транспортного и тяжёлого машиностроения СССР в двух вариантах: с двигателями 8Д12-У и 4ТПД. В обоих вариантах Объект «430» представлял собой однобашенный средний танк с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения с более рациональным, по сравнению с существующими танками, использованием внутренних объёмов.
Благодаря более рациональной и плотной компоновке Объект «430» удалось сузить на 170 мм и понизить на 115 мм по сравнению с Т-54. Одновременно с этим за счёт увеличения диаметра башенного погона с 1815 до 2200 мм и освобождения бортов корпуса от снарядных укладок, баллонов системы пожаротушения и других узлов удалось увеличить объём боевого отделения, что обеспечивало большие удобства работы экипажа.
Сужение корпуса Объекта «430», а также коренной пересмотр конструкции подвески и движителя позволили, не превышая заданного веса, повысить бронестойкость корпуса и башни на 20–40%, установить на танке стабилизированное орудие Д-54 калибра 100 мм с начальной скоростью снаряда 1015 м/с и довести количество выстрелов до 55 штук, что было на 20 выстрелов больше, чем у Т-54.
Установка двигателя типа 8Д12-У мощностью 580 л.с. и повышение КПД трансмиссии обеспечивали Объекту «430» повышенные динамические качества. Суммарный объем топливных баков 1000 литров повышал запас хода танка, а малое удельное давление на грунт, равное 0,75 кг/см2, обеспечивало улучшенную проходимость.
Во втором варианте Объекта «430» с двигателем 4ТПД в танке размещалось 58 выстрелов для пушки и 1200 литров топлива вместо 730 литров в Τ-54 без уменьшения объёмов боевого отделения.
Первый вариант
Компоновка Объекта «430» в первом варианте предусматривала заднее расположение моторно-трансмиссионного отделения, отделённого от боевого отделения жёсткой герметичной перегородкой. В передней части корпуса располагались все устройства и механизмы, необходимые для ведения боя, а также боекомплект к пушке и пулемётам.
В передней части корпуса справа располагалась носовая укладка на 29 выстрелов, а слева — место механика-водителя. В средней части машины располагались боевое отделение и башня, в которых размещались 100-мм стабилизированная пушка Д-54, спаренная с пулеметом калибра 7,62 мм, 11 выстрелов, место для трёх человек экипажа, рация и средства наблюдения и прицеливания.
Выстрелы в боевом отделении располагались следующим образом: четыре выстрела – по два в нишах бортов, два выстрела в корме башни, пять выстрелов в магазине автоматической подачи, установленном на вращающемся полу башни справа. Остальные 15 выстрелов размещались в мокрых кормовых укладках у правого и левого бортов. Такое размещение выстрелов давало заряжающему возможность одновременно пользоваться как носовой, так и кормовой укладками, тем самым увеличивая темп огня.
Моторно-трансмиссионное отделение компоновалось плотно с целью максимального использования объёмов при обеспечении необходимого свободного доступа к агрегатам, их лёгкого монтажа и демонтажа. Двигатель располагался вдоль оси танка и своим носком непосредственно присоединялся к КПП.
Слева и справа от двигателя в нижней части корпуса со стороны боевого отделения располагались четыре аккумулятора, имеющие свободный доступ из боевого отделения. Слева и справа от двигателя над аккумуляторами размещались две мокрые боеукладки с общим количеством 15 выстрелов и объёмом топлива 390 литров. Между боеукладкой и трансмиссией в нижней части корпуса у правого и левого бортов размещались два бачка ёмкостью по 50 литров — слева масляный, справа топливный.
В носовой части корпуса располагался топливный бак ёмкостью 260 литров, а в кормовой части — масляный бак ёмкостью 80 литров. Дополнительное топливо объёмом 300 литров расположили в бортовых нишах на подкрылках снаружи корпуса. Общая емкость топливных баков – 1000 литров, масляных баков –130 литров.
В моторно-трансмиссионном отделении у кормового листа справа и слева от двигателя на трансмиссии устанавливались эжекторные коробки, представлявшие собой герметизированные от моторного отделения отсеки, на которых монтировались радиаторы. Воздушные фильтры находились позади двигателя между отсеками охлаждения, над трансмиссией — к ним обеспечивался свободный доступ через имеющийся люк. Слева, вдоль двигателя, в нижней части танка располагался котёл подогревателя. Доступ к топливному насосу, форсункам, водяной помпе и масляному насосу двигателя обеспечивался через люки в крыше над моторным отделением и в днище танка.
Второй вариант
Во втором варианте Объект «430» также имел заднее расположение моторно-трансмиссионного отделения, отделённого от боевого отделения жёсткой герметичной перегородкой, а в передней части корпуса располагались все устройства и механизмы, необходимые для ведения боя, и боекомплект к пушке и пулеметам.
В передней части корпуса справа размещалась носовая укладка на 29 выстрелов, а слева — место механика-водителя. В средней части машины располагались боевое отделение и башня, сдвинутая на 150 мм назад по сравнению с первым вариантом, что давало возможность свободно расположить люк водителя простой круглой формы диаметром 500 мм по оси его сидения.
В башне и боевом отделении размещались 100-мм стабилизированная пушка Д-54, спаренная с пулемётом калибра 7,62 мм, 39 выстрелов, места для трёх членов экипажа, рация и средства наблюдения и прицеливания.
Выстрелы в боевом отделении располагались следующим образом: 28 выстрелов в поперечной укладке у моторной перегородки, четыре выстрела в нишах бортов (по два на каждом), два выстрела в корме башни и пять выстрелов в магазине автоматической подачи, установленном на вращающемся полу башни справа. Общее количество выстрелов в танке — 68 штук.
У самого кормового листа вверху на трансмиссии располагались два воздухоочистителя. За воздухоочистителями у моторной перегородки, справа и слева от двигателя, устанавливались эжекторные коробки, представлявшие собой герметизированные от моторного отделения отсеки, на которых монтировались радиаторы. Справа и слева в нижней части корпуса вдоль поперечной боеукладки располагались попарно четыре аккумулятора, имевшие свободный доступ со стороны боевого отделения. Над аккумуляторами располагались два топливных бака емкостью 360 литров.
В носовой части корпуса располагался топливный бак емкостью 450 литров, а в кормовой части — два бачка общей ёмкостью 40 литров. Дополнительное топливо объёмом 350 литров располагалось в боковых нишах на подкрылках снаружи корпуса. Общая ёмкость топливных баков составляла 1200 литров. Маслобак находился у самого кормового листа и имел ёмкость 90 литров.
Башня Объекта «430» в обоих вариантах предусматривалась литая с переменными толщинами по периметру, со значительными углами наклона боковых стенок и расширенным до 2200 мм диаметром погона. В верхней части башни вваривалась литая крыша толщиной 30 мм, в которой имелось два люка: люк командира танка, оборудованный пятью смотровыми приборами и стабилизированным прибором командира, и люк заряжающего с турелью для зенитного крупнокалиберного пулемёта КПВТ калибром 14,5 мм.
В отличие от всех существовавших башен средних танков в башне Объекта «430», благодаря специальной конструкции цапф системы орудия Д-54, удалось ликвидировать вварную рамку. Цапфы системы размещались в специальных расточках литья башни.
Бронестойкость корпуса и башни обеспечивала защиту от снарядов калибра 100 мм со скоростью 930 м/с в секторе 100° для башни и 50° по курсу для корпуса. По бронестойкости корпуса и башни Объект «430» значительно превосходил Т-54, а по отдельным местам — ИС-4 и Объект «730». Что касается бронестойкости корпуса и башни Объекта «430» по сравнению с иностранными образцами — последние не рассматривались в силу их значительно более слабой защиты.
Подвеска
Подвеска Объекта «430» выполнялась в двух вариантах. Упругим элементом в обоих случаях являлся стержневой торсион диаметром 52 и 46 мм соответственно с радиусом балансира 380 и 220 мм. Ход катка в первом варианте 329 мм (полный) и 200 мм (динамический), во втором варианте — 255 и 200 мм соответственно.
Благодаря применению выносных опор в обоих вариантах подвески удавалось значительно разгрузить втулки балансиров от действия опорных реакций в сравнении с подвеской Т-54, а также увеличить длину торсиона, что обеспечивало динамический ход катков в 200 мм.
Гидроамортизаторы поршневого типа двойного действия со специальным конусом и разгруженными сальниками располагались в обоих вариантах на первых и шестых катках.
Гусеница
Гусеничный движитель Объекта «430» состоял из литых двухгребневых траков, скрепленных между собой гладкими кольцами. Для Объекта «430» гусеница была разработана в четырех вариантах, в основном разнящихся между собой соединительными шарнирами.
Первый вариант представлял собой гусеничную цепь с пальцевым шарниром, палец которого увеличили в диаметре до 30 мм и жёстко закрепили в одной из проушин. При работе гусеницы в шарнире имелись только две трущиеся поверхности, работающие при уменьшенном вдвое удельном давлении. По сравнению с шарниром гусеницы Т-54 это мероприятие должно было обеспечить увеличение срока службы гусеницы примерно втрое.
Второй вариант представлял собой гусеничную цепь с пальцевым шарниром со значительно увеличенной поверхностью трения в нём. В данном варианте палец, закаленный на высокую твердость, жестко закреплялся в одной из проушин трака и всей своей длиной проскальзывал по вкладышу, также закалённому на высокую твёрдость и жёстко закреплённому во второй проушине. Увеличение поверхности трения, уменьшение удельных давлений в 1,87 раза по сравнению с Т-54 и высокая твёрдость трущихся поверхностей должны были значительно уменьшить степень износа шарнирного соединения, а, следовательно, увеличить срок службы гусеницы.
Третьим вариантом гусеницы, представляемой в проекте, являлся вариант беспальцевой гусеницы, в шарнирах которой происходило трение скольжения. В этом варианте были значительно развиты поверхности трения, что, в свою очередь, значительно снижало удельное давление между ними. Малые удельные давления между трущимися поверхностями обеспечивали малый износ последних и, как следствие, увеличение долговечности гусеничной цепи.
Четвёртый вариант гусеничной цепи представлял собой также беспальцевую гусеничную цепь, в которой трение скольжения в шарнирах заменили трением качения. Опорные поверхности в шарнирах этого варианта были развиты по длине до 320 мм, что при соответствующем подборе материалов и термообработке должно было обеспечить значительное повышение срока службы гусеницы.
Каждая из описанных гусеничных цепей состояла из 90 траков с шагом 137 мм при ширине трака 560 мм. В отличие от всех существовавших отечественных гусениц в плицы траков были вмонтированы резиновые подушки. Крепление резиновых подушек в плицах траков производилось при помощи специально завулканизированных в подушке скоб.
Применение обрезиненной гусеницы и металлического катка давало значительную экономию резины (в сравнении с Т-54 — на 300 кг), общее снижение веса ходовой системы, что повышало ходовые качества машины за счёт уменьшения веса неподрессоренных масс и улучшения работы самой резины.
Расчёт резины на нагрев при скорости движения 48 км/час и наружной температуре воздуха +40°С показывало, что резина, применённая в форме подушек, вмонтированных в трак, имела более низкую температуру нагрева, чем резина на катках Т-54. Резиновые подушки, как показывал расчет, могли нагреваться при работе только до +55°С, в то время как резина катков Т-54 при аналогичных условиях нагревалась до +115°С.
Эти качества ходовой части Объекта «430» должны были позволить исключить ограничения по длительному движению танка на высоких скоростях в жарких условиях и увеличить срок службы как резины, так и гусеницы в целом.
Заключение к эскизному проекту
Проведённая эскизная проработка нового среднего танка показывала, что при более удачной компоновке механизмов и более совершенной их конструкции можно добиться значительного повышения тактико-технических качеств среднего танка при сохранении его боевого веса в пределах 35,5–35,0 тонн.
Это повышение всех основных параметров, по сравнению с другими средними танками, было достигнуто довольно в значительных пределах — в отдельных случаях превышающих заданные ТТТ и имеющиеся параметры тяжелых танков ИС-3, ИС-4 и Объекта «730». Главными факторами, позволившими заводу № 75 достигнуть положительного решения задачи, являлись основные принципы, заложенные при разработке проекта, а именно:
- простота конструкции и стройность компоновки машины;
- максимальное использование внутренних объёмов танка;
- снижение веса у всех без исключения деталей танка;
- технологичность деталей и максимальная простота их конструкции;
- экономия дефицитных и дорогостоящих материалов.
Предполагалось, что предъявляемый в эскизном проекте новый средний танк Объект «430» наряду с высокими тактико-техническими показателями будет по технологичности, трудоёмкости, стоимости и сроку службы находиться на уровне требований, предъявляемых к современной ему боевой технике. Тем не менее, уже весной 1954 года конструкторы работали над следующим проектом танка, а Объект «430» отправился в архив.
Комментарии к данной статье отключены.