Не так давно, осенью 2018 года, экспозиция бронетехники Музея отечественной военной истории в подмосковном Падиково пополнилась новым экспонатом — самоходной артиллерийской установкой ИСУ-122. Самоходка из Падиково не совсем обычная: машина была выпущена в ноябре 1944 года, воевала, а после окончания войны САУ переделали для использования в мирной жизни. Боевая машина стала железнодорожным тягачом и трудилась в этом качестве до недавнего времени, после чего должна была отправиться в лом. К счастью, её нашли сотрудники музея и забрали на реставрацию.
Вернуть железнодорожному тягачу первоначальный вид ИСУ-122 помогла длительная реставрация на основе документов, чертежей и обследования сохранившихся до наших дней других машин этого типа. Сейчас восстановлен внешний вид послевоенной ИСУ-122, прошедшей ряд модернизаций, но впоследствии у реставраторов в планах довести её облик до состояния 1944 года. Об истории создания ИСУ-122 можно прочитать в статье Юрия Пашолока, а в этом материале вашему вниманию предлагается детальный фотообзор музейной самоходки.
Вид на ИСУ-122 спереди. Перед установкой для представления о габаритах боеприпасов показаны 122-мм снаряды и гильзы от гаубицы Д-30
Вид слева сбоку. Как и многие другие танки и самоходки в Падиково, ИСУ-122 можно обойти со всех сторон
Левый борт самоходки. Ходовая часть ИСУ-122 унаследована от танка ИС-2
Вид в ракурсе 3/4 слева со стороны кормы
Корма самоходки. Задняя плита могла откидываться целиком. Круглые люки нужны для быстрого доступа к фрикционам
Правый борт и корма ИСУ-122 в ракурсе 3/4. Самоходка восстановлена до ходового состояния, поэтому траки и катки грязные
Правый борт САУ. Потёки масла на полу говорят, что машина жива. Если масло не течёт — значит, его нет, а это плохо
Ракурс 3/4 на правую сторону и нос ИСУ-122
Сверху спереди самоходка выглядит не менее грозно, чем с земли
Левая сторона рубки и крыша. На крыше уложено разобранное древко банника
Крыша моторного отделения сверху слева
Кормовая часть САУ сверху справа
На люке командира установлена турель для зенитного пулемёта ДШК
Внешняя сторона трака. Многие машины на базе семейства «ИС» в 1950-е годы «переобувались» в траки, созданные для тяжёлого танка Т-10
Ленивец, унифицированный с опорными катками, и натяжитель гусеницы. В середине тяги натяжителя можно увидеть стопор винта натяжения
Поддерживающий ролик аналогичен применяемому на танке ИС-2
Кронштейн поддерживающего ролика
Опорный каток, внешняя сторона
Отбойник балансира опорного катка
Лючок между катков левого борта, через который можно было выбросить стреляные гильзы. Одновременно через него в танк можно было подать тёплый воздух от обогревателя
Ведущее колесо и грязеочиститель. Конструкция полностью идентична танку ИС-2
Крепление запасных траков на нижнем лобовом листе корпуса. Они служили дополнительной защитой от снарядов
Снизу бронировки орудия приварен противовес, нужный для балансировки орудия. У каждой машины он был своего размера — всё зависело от отливки бронировки, которые получались разного веса
Лючок доступа к противооткатным устройствам пушки идентичен таковым на СУ-152 и ИСУ-152
Левая передняя сторона боевой рубки. Тут всё идентично ИСУ-152. На люке-пробке механика-водителя виден кусок проволоки поперёк смотровой щели — прицел грубой наводки орудия
Кронштейн грязевого щитка левого крыла САУ
На левой стороне рубки приварена площадка, необходимая для установки пневмогидравлического насоса при обслуживании накатника. Ниже на крыле укладка буксирных шаклов
Правая лобовая сторона боевой рубки
На левом борту боевой рубки размещался шанцевый инструмент
На корме САУ укладывались буксирные тросы
Задний габаритный фонарик на левом борту
Нижняя задняя бронеплита и днище машины
Верхний коуш буксирного троса закреплялся с помощью винтового натяжителя
На правой кормовой части бокового листа помимо габаритного фонарика устанавливалась кнопка для подачи сигналов экипажу
На правой стороне боевой рубки находится ящик для банника и кирка
Правая передняя часть боевой рубки — тут размещался брезент
Левая передняя часть боевой рубки. Видно, что бронировка пушки идентична таковой у ИСУ-152
Задняя часть боевой рубки. Помимо створки люка, в ней есть пистолетный порт
Передняя часть крыши боевой рубки
Люк командира с турелью зенитного пулемёта
Антенный ввод был в правой передней части крыши рубки, перед люком командира
Люк наводчика. Он оснащался смотровым перископом МК-4
Турель зенитного пулемёта справа. Пулемёт оказался эффективен для стрельбы по наземным целям, особенно в городских боях
Короб с патронной лентой и левая сторона турели зенитного пулемёта
Вид на боевое отделение через задний люк. Видны рабочие места механика-водителя и наводчика
Над пушкой по крыше боевой рубки размещена «гирлянда» укладок-держателей дисков для личного оружия экипажа — пистолета-пулемёта ППШ
Казённик орудия и рабочее место командира установки
Правая укладка боевой рубки. Для наглядности здесь также лежат гильзы и снаряды от гаубицы Д-30
Вид на заднюю стенку боевой рубки с места командира ИСУ-122
Не так давно, осенью 2018 года, экспозиция бронетехники Музея отечественной военной истории в подмосковном Падиково пополнилась новым экспонатом — самоходной артиллерийской установкой ИСУ-122. Самоходка из Падиково не совсем обычная: машина была выпущена в ноябре 1944 года, воевала, а после окончания войны САУ переделали для использования в мирной жизни. Боевая машина стала железнодорожным тягачом и трудилась в этом качестве до недавнего времени, после чего должна была отправиться в лом. К счастью, её нашли сотрудники музея и забрали на реставрацию.
Вернуть железнодорожному тягачу первоначальный вид ИСУ-122 помогла длительная реставрация на основе документов, чертежей и обследования сохранившихся до наших дней других машин этого типа. Сейчас восстановлен внешний вид послевоенной ИСУ-122, прошедшей ряд модернизаций, но впоследствии у реставраторов в планах довести её облик до состояния 1944 года. Об истории создания ИСУ-122 можно прочитать в статье Юрия Пашолока, а в этом материале вашему вниманию предлагается детальный фотообзор музейной самоходки.
Вид на ИСУ-122 спереди. Перед установкой для представления о габаритах боеприпасов показаны 122-мм снаряды и гильзы от гаубицы Д-30
Вид слева сбоку. Как и многие другие танки и самоходки в Падиково, ИСУ-122 можно обойти со всех сторон
Левый борт самоходки. Ходовая часть ИСУ-122 унаследована от танка ИС-2
Вид в ракурсе 3/4 слева со стороны кормы
Корма самоходки. Задняя плита могла откидываться целиком. Круглые люки нужны для быстрого доступа к фрикционам
Правый борт и корма ИСУ-122 в ракурсе 3/4. Самоходка восстановлена до ходового состояния, поэтому траки и катки грязные
Правый борт САУ. Потёки масла на полу говорят, что машина жива. Если масло не течёт — значит, его нет, а это плохо
Ракурс 3/4 на правую сторону и нос ИСУ-122
Сверху спереди самоходка выглядит не менее грозно, чем с земли
Левая сторона рубки и крыша. На крыше уложено разобранное древко банника
Крыша моторного отделения сверху слева
Кормовая часть САУ сверху справа
На люке командира установлена турель для зенитного пулемёта ДШК
Внешняя сторона трака. Многие машины на базе семейства «ИС» в 1950-е годы «переобувались» в траки, созданные для тяжёлого танка Т-10
Ленивец, унифицированный с опорными катками, и натяжитель гусеницы. В середине тяги натяжителя можно увидеть стопор винта натяжения
Поддерживающий ролик аналогичен применяемому на танке ИС-2
Кронштейн поддерживающего ролика
Опорный каток, внешняя сторона
Отбойник балансира опорного катка
Лючок между катков левого борта, через который можно было выбросить стреляные гильзы. Одновременно через него в танк можно было подать тёплый воздух от обогревателя
Ведущее колесо и грязеочиститель. Конструкция полностью идентична танку ИС-2
Крепление запасных траков на нижнем лобовом листе корпуса. Они служили дополнительной защитой от снарядов
Снизу бронировки орудия приварен противовес, нужный для балансировки орудия. У каждой машины он был своего размера — всё зависело от отливки бронировки, которые получались разного веса
Лючок доступа к противооткатным устройствам пушки идентичен таковым на СУ-152 и ИСУ-152
Левая передняя сторона боевой рубки. Тут всё идентично ИСУ-152. На люке-пробке механика-водителя виден кусок проволоки поперёк смотровой щели — прицел грубой наводки орудия
Кронштейн грязевого щитка левого крыла САУ
На левой стороне рубки приварена площадка, необходимая для установки пневмогидравлического насоса при обслуживании накатника. Ниже на крыле укладка буксирных шаклов
Правая лобовая сторона боевой рубки
На левом борту боевой рубки размещался шанцевый инструмент
На корме САУ укладывались буксирные тросы
Задний габаритный фонарик на левом борту
Нижняя задняя бронеплита и днище машины
Верхний коуш буксирного троса закреплялся с помощью винтового натяжителя
На правой кормовой части бокового листа помимо габаритного фонарика устанавливалась кнопка для подачи сигналов экипажу
На правой стороне боевой рубки находится ящик для банника и кирка
Правая передняя часть боевой рубки — тут размещался брезент
Левая передняя часть боевой рубки. Видно, что бронировка пушки идентична таковой у ИСУ-152
Задняя часть боевой рубки. Помимо створки люка, в ней есть пистолетный порт
Передняя часть крыши боевой рубки
Люк командира с турелью зенитного пулемёта
Антенный ввод был в правой передней части крыши рубки, перед люком командира
Люк наводчика. Он оснащался смотровым перископом МК-4
Турель зенитного пулемёта справа. Пулемёт оказался эффективен для стрельбы по наземным целям, особенно в городских боях
Короб с патронной лентой и левая сторона турели зенитного пулемёта
Вид на боевое отделение через задний люк. Видны рабочие места механика-водителя и наводчика
Над пушкой по крыше боевой рубки размещена «гирлянда» укладок-держателей дисков для личного оружия экипажа — пистолета-пулемёта ППШ
Казённик орудия и рабочее место командира установки
Правая укладка боевой рубки. Для наглядности здесь также лежат гильзы и снаряды от гаубицы Д-30
Вид на заднюю стенку боевой рубки с места командира ИСУ-122
Комментарии к данной статье отключены.