22
Младший брат «Зверобоев» на Warspot.ru
Младший брат «Зверобоев»

Не так давно, осенью 2018 года, экспозиция бронетехники Музея отечественной военной истории в подмосковном Падиково пополнилась новым экспонатом — самоходной артиллерийской установкой ИСУ-122. Самоходка из Падиково не совсем обычная: машина была выпущена в ноябре 1944 года, воевала, а после окончания войны САУ переделали для использования в мирной жизни. Боевая машина стала железнодорожным тягачом и трудилась в этом качестве до недавнего времени, после чего должна была отправиться в лом. К счастью, её нашли сотрудники музея и забрали на реставрацию.

Вернуть железнодорожному тягачу первоначальный вид ИСУ-122 помогла длительная реставрация на основе документов, чертежей и обследования сохранившихся до наших дней других машин этого типа. Сейчас восстановлен внешний вид послевоенной ИСУ-122, прошедшей ряд модернизаций, но впоследствии у реставраторов в планах довести её облик до состояния 1944 года. Об истории создания ИСУ-122 можно прочитать в статье Юрия Пашолока, а в этом материале вашему вниманию предлагается детальный фотообзор музейной самоходки.

​Вид на ИСУ-122 спереди. Перед установкой для представления о габаритах боеприпасов показаны 122-мм снаряды и гильзы от гаубицы Д-30 - Младший брат «Зверобоев» | Warspot.ru
Вид на ИСУ-122 спереди. Перед установкой для представления о габаритах боеприпасов показаны 122-мм снаряды и гильзы от гаубицы Д-30
​Вид слева сбоку. Как и многие другие танки и самоходки в Падиково, ИСУ-122 можно обойти со всех сторон - Младший брат «Зверобоев» | Warspot.ru
Вид слева сбоку. Как и многие другие танки и самоходки в Падиково, ИСУ-122 можно обойти со всех сторон
​Левый борт самоходки. Ходовая часть ИСУ-122 унаследована от танка ИС-2 - Младший брат «Зверобоев» | Warspot.ru
Левый борт самоходки. Ходовая часть ИСУ-122 унаследована от танка ИС-2
​Вид в ракурсе 3/4 слева со стороны кормы - Младший брат «Зверобоев» | Warspot.ru
Вид в ракурсе 3/4 слева со стороны кормы
​Корма самоходки. Задняя плита могла откидываться целиком. Круглые люки нужны для быстрого доступа к фрикционам - Младший брат «Зверобоев» | Warspot.ru
Корма самоходки. Задняя плита могла откидываться целиком. Круглые люки нужны для быстрого доступа к фрикционам
​Правый борт и корма ИСУ-122 в ракурсе 3/4. Самоходка восстановлена до ходового состояния, поэтому траки и катки грязные - Младший брат «Зверобоев» | Warspot.ru
Правый борт и корма ИСУ-122 в ракурсе 3/4. Самоходка восстановлена до ходового состояния, поэтому траки и катки грязные
​Правый борт САУ. Потёки масла на полу говорят, что машина жива. Если масло не течёт — значит, его нет, а это плохо - Младший брат «Зверобоев» | Warspot.ru
Правый борт САУ. Потёки масла на полу говорят, что машина жива. Если масло не течёт — значит, его нет, а это плохо
​Ракурс 3/4 на правую сторону и нос ИСУ-122 - Младший брат «Зверобоев» | Warspot.ru
Ракурс 3/4 на правую сторону и нос ИСУ-122
​Сверху спереди самоходка выглядит не менее грозно, чем с земли - Младший брат «Зверобоев» | Warspot.ru
Сверху спереди самоходка выглядит не менее грозно, чем с земли
​Левая сторона рубки и крыша. На крыше уложено разобранное древко банника - Младший брат «Зверобоев» | Warspot.ru
Левая сторона рубки и крыша. На крыше уложено разобранное древко банника
​Крыша моторного отделения сверху слева - Младший брат «Зверобоев» | Warspot.ru
Крыша моторного отделения сверху слева
​Кормовая часть САУ сверху справа - Младший брат «Зверобоев» | Warspot.ru
Кормовая часть САУ сверху справа
​На люке командира установлена турель для зенитного пулемёта ДШК - Младший брат «Зверобоев» | Warspot.ru
На люке командира установлена турель для зенитного пулемёта ДШК
​Внешняя сторона трака. Многие машины на базе семейства «ИС» в 1950-е годы «переобувались» в траки, созданные для тяжёлого танка Т-10 - Младший брат «Зверобоев» | Warspot.ru
Внешняя сторона трака. Многие машины на базе семейства «ИС» в 1950-е годы «переобувались» в траки, созданные для тяжёлого танка Т-10
​Ленивец, унифицированный с опорными катками, и натяжитель гусеницы. В середине тяги натяжителя можно увидеть стопор винта натяжения - Младший брат «Зверобоев» | Warspot.ru
Ленивец, унифицированный с опорными катками, и натяжитель гусеницы. В середине тяги натяжителя можно увидеть стопор винта натяжения
​Поддерживающий ролик аналогичен применяемому на танке ИС-2 - Младший брат «Зверобоев» | Warspot.ru
Поддерживающий ролик аналогичен применяемому на танке ИС-2
​Кронштейн поддерживающего ролика - Младший брат «Зверобоев» | Warspot.ru
Кронштейн поддерживающего ролика
​Опорный каток, внешняя сторона - Младший брат «Зверобоев» | Warspot.ru
Опорный каток, внешняя сторона
​Отбойник балансира опорного катка - Младший брат «Зверобоев» | Warspot.ru
Отбойник балансира опорного катка
​Лючок между катков левого борта, через который можно было выбросить стреляные гильзы. Одновременно через него в танк можно было подать тёплый воздух от обогревателя - Младший брат «Зверобоев» | Warspot.ru
Лючок между катков левого борта, через который можно было выбросить стреляные гильзы. Одновременно через него в танк можно было подать тёплый воздух от обогревателя
​Ведущее колесо и грязеочиститель. Конструкция полностью идентична танку ИС-2 - Младший брат «Зверобоев» | Warspot.ru
Ведущее колесо и грязеочиститель. Конструкция полностью идентична танку ИС-2
​Крепление запасных траков на нижнем лобовом листе корпуса. Они служили дополнительной защитой от снарядов - Младший брат «Зверобоев» | Warspot.ru
Крепление запасных траков на нижнем лобовом листе корпуса. Они служили дополнительной защитой от снарядов
​Снизу бронировки орудия приварен противовес, нужный для балансировки орудия. У каждой машины он был своего размера — всё зависело от отливки бронировки, которые получались разного веса - Младший брат «Зверобоев» | Warspot.ru
Снизу бронировки орудия приварен противовес, нужный для балансировки орудия. У каждой машины он был своего размера — всё зависело от отливки бронировки, которые получались разного веса
​Лючок доступа к противооткатным устройствам пушки идентичен таковым на СУ-152 и ИСУ-152 - Младший брат «Зверобоев» | Warspot.ru
Лючок доступа к противооткатным устройствам пушки идентичен таковым на СУ-152 и ИСУ-152
​Левая передняя сторона боевой рубки. Тут всё идентично ИСУ-152. На люке-пробке механика-водителя виден кусок проволоки поперёк смотровой щели — прицел грубой наводки орудия - Младший брат «Зверобоев» | Warspot.ru
Левая передняя сторона боевой рубки. Тут всё идентично ИСУ-152. На люке-пробке механика-водителя виден кусок проволоки поперёк смотровой щели — прицел грубой наводки орудия
​Кронштейн грязевого щитка левого крыла САУ - Младший брат «Зверобоев» | Warspot.ru
Кронштейн грязевого щитка левого крыла САУ
​На левой стороне рубки приварена площадка, необходимая для установки пневмогидравлического насоса при обслуживании накатника. Ниже на крыле укладка буксирных шаклов - Младший брат «Зверобоев» | Warspot.ru
На левой стороне рубки приварена площадка, необходимая для установки пневмогидравлического насоса при обслуживании накатника. Ниже на крыле укладка буксирных шаклов
​Правая лобовая сторона боевой рубки - Младший брат «Зверобоев» | Warspot.ru
Правая лобовая сторона боевой рубки
​На левом борту боевой рубки размещался шанцевый инструмент - Младший брат «Зверобоев» | Warspot.ru
На левом борту боевой рубки размещался шанцевый инструмент
​На корме САУ укладывались буксирные тросы - Младший брат «Зверобоев» | Warspot.ru
На корме САУ укладывались буксирные тросы
​Задний габаритный фонарик на левом борту - Младший брат «Зверобоев» | Warspot.ru
Задний габаритный фонарик на левом борту
​Нижняя задняя бронеплита и днище машины - Младший брат «Зверобоев» | Warspot.ru
Нижняя задняя бронеплита и днище машины
​Верхний коуш буксирного троса закреплялся с помощью винтового натяжителя - Младший брат «Зверобоев» | Warspot.ru
Верхний коуш буксирного троса закреплялся с помощью винтового натяжителя
​На правой кормовой части бокового листа помимо габаритного фонарика устанавливалась кнопка для подачи сигналов экипажу - Младший брат «Зверобоев» | Warspot.ru
На правой кормовой части бокового листа помимо габаритного фонарика устанавливалась кнопка для подачи сигналов экипажу
​На правой стороне боевой рубки находится ящик для банника и кирка - Младший брат «Зверобоев» | Warspot.ru
На правой стороне боевой рубки находится ящик для банника и кирка
​Правая передняя часть боевой рубки — тут размещался брезент - Младший брат «Зверобоев» | Warspot.ru
Правая передняя часть боевой рубки — тут размещался брезент
​Левая передняя часть боевой рубки. Видно, что бронировка пушки идентична таковой у ИСУ-152 - Младший брат «Зверобоев» | Warspot.ru
Левая передняя часть боевой рубки. Видно, что бронировка пушки идентична таковой у ИСУ-152
​Задняя часть боевой рубки. Помимо створки люка, в ней есть пистолетный порт - Младший брат «Зверобоев» | Warspot.ru
Задняя часть боевой рубки. Помимо створки люка, в ней есть пистолетный порт
​Передняя часть крыши боевой рубки - Младший брат «Зверобоев» | Warspot.ru
Передняя часть крыши боевой рубки
​Люк командира с турелью зенитного пулемёта - Младший брат «Зверобоев» | Warspot.ru
Люк командира с турелью зенитного пулемёта
​Антенный ввод был в правой передней части крыши рубки, перед люком командира - Младший брат «Зверобоев» | Warspot.ru
Антенный ввод был в правой передней части крыши рубки, перед люком командира
​Люк наводчика. Он оснащался смотровым перископом МК-4 - Младший брат «Зверобоев» | Warspot.ru
Люк наводчика. Он оснащался смотровым перископом МК-4
​Турель зенитного пулемёта справа. Пулемёт оказался эффективен для стрельбы по наземным целям, особенно в городских боях - Младший брат «Зверобоев» | Warspot.ru
Турель зенитного пулемёта справа. Пулемёт оказался эффективен для стрельбы по наземным целям, особенно в городских боях
​Короб с патронной лентой и левая сторона турели зенитного пулемёта - Младший брат «Зверобоев» | Warspot.ru
Короб с патронной лентой и левая сторона турели зенитного пулемёта
​Вид на боевое отделение через задний люк. Видны рабочие места механика-водителя и наводчика - Младший брат «Зверобоев» | Warspot.ru
Вид на боевое отделение через задний люк. Видны рабочие места механика-водителя и наводчика
​Над пушкой по крыше боевой рубки размещена «гирлянда» укладок-держателей дисков для личного оружия экипажа — пистолета-пулемёта ППШ - Младший брат «Зверобоев» | Warspot.ru
Над пушкой по крыше боевой рубки размещена «гирлянда» укладок-держателей дисков для личного оружия экипажа — пистолета-пулемёта ППШ
​Казённик орудия и рабочее место командира установки - Младший брат «Зверобоев» | Warspot.ru
Казённик орудия и рабочее место командира установки
​Правая укладка боевой рубки. Для наглядности здесь также лежат гильзы и снаряды от гаубицы Д-30 - Младший брат «Зверобоев» | Warspot.ru
Правая укладка боевой рубки. Для наглядности здесь также лежат гильзы и снаряды от гаубицы Д-30
​Вид на заднюю стенку боевой рубки с места командира ИСУ-122 - Младший брат «Зверобоев» | Warspot.ru
Вид на заднюю стенку боевой рубки с места командира ИСУ-122
Загрузить еще
Неизвестный
Правая укладка боевой рубки. Для наглядности здесь также лежат гильзы и снаряды от гаубицы Д-30.
Снаряды Д-30 - точно подойдут. Гильзы для ИСУ-122 - были длиннее.
кнопка для подачи сигналов экипажу
А какие сигналы можно подавать экипажу? Я просто не могу представить себе такие ситуации... Типа: откройте люк... Или - начните движение...
Потёки масла на полу говорят, что машина жива. Если масло не течёт — значит, его нет, а это плохо
Неправильный вывод. Масло физически не может вытечь из резервуара если его уровень находится ниже чем нижняя точка контакта сальника с подвижной осью или штоком. А ниже - всегда есть масло. Если конечно не выкрутить сливной клапан. Через уплотнители разборных частей резервуара - всё масло также никогда не просочится.
На практике вся техника в БХВТ на д/х может как иметь подтёки так и не иметь их. Это ни о чём не говорит. Масло в разных местах машины всё равно будет - и его всегда хватает для смазки на долгие сотни мото-часов после расконсервации.
| Ответить
Торсионы ослабли... самоходка просела. Может стоило "приподнять" ее для достоверного вида? И еще вопрос - на крыше стоит один вентилятор - его хватало? (На Т-34-85 два установлено,и это при объеме гильзы втрое меньшем )
| Ответить
Из отчета ИСУ-152: "Одного вентилятора для вывода пороховых газов из боевого отделения оказалась недостаточно."
А почему решили, что она "просела"?
| Ответить
Когда-то был на сборах, рядом танкоремонтный завод, плит на ограждение видимо не хватило (разворовали) и несколько десятков метров было зазаборено ИСУ-152... Я тогда их прилично так облазил. Точно помню что между поддерживающими роликами и катками был зазор (если провести две линии по верхмену краю катков и нижнему краю роликов). Тут же этого зазора нет. Ну и сами балансиры почти горизонтально.
| Ответить
на 18-ом снимке зазор вполне себе есть :)
| Ответить