Горный танк для Швейцарии
К середине 30-х годов прошлого века танковый парк швейцарской армии представлял собой довольно печальное зрелище. Он состоял из двух французских танков Рено FT-17, закупленных когда-то для испытаний, и шести английских лёгких танков «Виккерс», вооружённых лишь пулемётами. В условиях, когда в европейском воздухе снова ощутимо запахло порохом, этого было явно мало.
В связи с угрозой надвигающейся войны швейцарцы планировали развернуть от шести до девяти пехотных дивизий, каждой из которых решили придать танковый взвод. Поскольку собственная промышленность Швейцарии опыта в танкостроении на тот момент не имела, а танки нужны были срочно, их решили прикупить «на стороне». Швейцарская делегация посетила Эссен в Германии и Стокгольм в Швеции, ознакомившись с продукцией предприятий Круппа и фирмы «Ландсверк». Однако наиболее плодотворным оказался визит в Чехословакию. Именно там конструкторами фирмы ČKD под руководством русского эмигранта Алексея Сурина был создан один из лучших лёгких танков межвоенного периода. В СССР он был более известен под немецким названием Pz.38(t), поскольку среди машин с крестами на броне, пересекших советско-германскую границу 22 июня 1941 года, эти танки составляли значительную часть. Но исходно создавались они вовсе не для немцев.
Новый лёгкий танк проектировался инженерами ČKD в расчёте на экспорт. Первый контракт на эти машины был заключён с Ираном. Вторым покупателем стало правительство Перу, при этом заказчик настоял на адаптации танка к условиям высокогорья. Танки в варианте, получившем название LTP (Peru), прибыли в Южную Америку в конце 30-х годов. Почти сразу им пришлось поучаствовать сначала в военном перевороте, а затем и в настоящей войне с соседним Эквадором. В ходе боевых действий чешские танки проявили себя очень хорошо — даже в 1946, когда в Европе танк считался безнадёжно устаревшим, перуанцы пытались приобрести ещё сотню машин, а с вооружения их сняли только в 1988 году.
Опыт создания «высокогорного» танка пригодился в борьбе за швейцарский заказ. В итоге именно чехословацкий LTH (Lehký Tank Helvetia) и стал танком Panzerwagen 39. Танки поставлялись в Швейцарию без вооружения: с ним у заказчиков было все в порядке, 24-мм автоматическую пушку Эрликон и пулемёт делали сами. Двигатель на танки первоначально ставился лицензионный, «Скания-Фабис», но позже швейцарцы и его заменили на свой дизель фирмы «Зауэр».
Именно с этими танками швейцарцы вполне серьёзно намеревались встретить немецкое вторжение. Разумеется, несколько десятков танков не сыграли бы решающей роли в случае подобного развития событий. Но в сочетании с другими факторами это привело к тому, что со Швейцарией, как и с другой покупательницей чешских танков, Швецией, немцы сочли более выгодным торговать, чем воевать.
Panzerwagen 39 швейцарцам очень понравился. Лёгкий танк с мощным двигателем отлично показал себя в горных условиях. Последние поставки запчастей к этим машинам осуществлялись в Швейцарию уже после войны — в конце 40-х. А списывать эти танки из армии начали только в 50-х годах.
В обзоре представлен танк LTH, он же Panzerwagen 39, находящийся в швейцарском танковом музее в городе Тун (кантон Берн).
Комментарии к данной статье отключены.