Война Восьми святых 1375–1378 годов была одним из завершающих эпизодов длительной борьбы партий гвельфов и гибеллинов на Апеннинском полуострове. Конфликт начался с попытки церкви взять под контроль территорию Центральной Италии и завершился неудачей для папы, который во многом утратил прежнее влияние во Флоренции. Зато эта война обернулась большой выгодой для наёмников кондотьера Джона Хоквуда, набивших свои кошельки звонкой монетой.
Предпосылки войны
Целое столетие, начиная с 1260-х годов, Флорентийская республика пребывала в тесном альянсе с римскими папами. Находившаяся у власти партия гвельфов оказывала всяческую поддержку Святому престолу: банкиры кредитовали пап, а флорентийские граждане не раз участвовали в военных операциях против гибеллинских военачальников — таких, как Кангранде делла Скала.
Верность римской церкви долгое время являлась краеугольным камнем политики Флорентийской республики. Со временем, однако, изменилась сама церковь. С началом Авиньонского плена (1309–1378 годы) папство утратило свои позиции на территории Италии, в том числе в так называемой Папской области. В её городах — Болонье, Перудже, Урбино, Римини и многих других — установились либо режимы единовластия синьоров, либо республиканское правление. В какой-то момент папство даже выпустило из своих рук Рим, где власть поделили представители феодальных группировок.
Несколько раз понтифики пытались восстановить контроль над утраченными территориями. В 1353 году Иннокентий VI направил испанского кардинала Эгидио Альборноса в качестве легата, чтобы тот привёл Папскую область к покорности. Деятельность Альборноса, требующая отдельного рассказа, обострила некоторые противоречия между Папским государством и Флорентийской республикой. К началу 1370-х годов флорентийцы стали рассматривать папство как угрозу своим границам и своей сфере влияния в Тоскане.
Весной 1375 года авиньонский папа Григорий XI, позднее возвратившийся в Рим, завершил войну против миланского правителя Бернабо Висконти. Многие жители Флоренции стали опасаться, что следующей целью амбициозного понтифика может стать их родной город. Обе стороны весьма настороженно поглядывали друг на друга, и это недоверие подогревалось некоторыми враждебными действиями папы.
Прежде всего Григорий XI повёл наступление на права республики в отношении церкви на подвластной ей территории. Далее в Сиене и Прато, соседних с Флоренцией городах, были вскрыты заговоры против республиканского строя, за которыми стоял папа. Наконец, понтифик открыто вымогал у Флоренции значительную денежную сумму — якобы на ведение войны с Миланом. В случае невыплаты он угрожал прислать на тосканские земли наёмные отряды Джона Хоквуда.
Поводом для открытой конфронтации стали действия тогдашнего папского легата кардинала де Нолле. Воспользовавшись поразившим Тоскану неурожаем, он, по словам Никколо Макиавелли, «не только отказал Флоренции в помощи съестными припасами, но, чтобы она не могла надеяться на будущий урожай, с наступлением весны двинул на неё большое войско, рассчитывая быстро сломить сопротивление безоружного и изголодавшегося города». Чтобы не допустить осады и падения Флоренции, власти республики попросту перекупили Хоквуда с его «вольной компанией».
С этого момента разрыв был неизбежен. Власти Флоренции избрали балью (чрезвычайную комиссию) в составе восьми человек, которые позднее получили прозвище Восьми святых. По этому прозвищу называется вся война между Флорентийской республикой и папством, длившаяся с 1375 по 1378 год. В качестве основного союзника Флоренция избрала гибеллинский Милан, совсем недавно воевавший с понтификом. Вскоре в антипапскую лигу вступила и Сиенская республика.
Тосканский рейд Хоквуда
Летом 1375 года компания Хоквуда совершила переход через Тоскану. По мнению современного историка У. Каферро, этот рейд превосходно вскрывает «фундаментальную связь между действиями наёмников и политическими судьбами итальянских государств» в XIV веке. Компания Хоквуда была, вероятно, главной военной силой в Италии того времени. Современники описывают её как «огромную армию», снабжённую осадными орудиями, штурмовыми лестницами и бомбардами. В своём донесении сиенский посол писал, что военный лагерь наёмников протянулся на добрых 10 миль (16 км). Точное число солдат неизвестно. Судя по именам капитанов, бо́льшая часть из них была англичанами.
Завершив войну с миланцами, компания покинула папскую службу и отправилась на вольные хлеба. Теперь её следовало опасаться ещё больше. Флорентийский посол с полным основанием писал в родной город: «Они говорят, что могут завоевать тосканские города благодаря раздорам в них, и они много говорят о нашем городе».
В конце июня 1375 года «вольная компания» по древней Эмилиевой дороге вступила в Тоскану. Немедленно после этого флорентийцы начали с кондотьером переговоры, желая откупиться от него. В обмен на сумму в 130 000 флоринов, выплачиваемую в три этапа, Хоквуд обещал не предпринимать «враждебных действий против города, контадо и округа Флоренции и зависимых от неё городов» в течение пяти лет. При этом для прохода через тосканскую территорию его солдаты должны были бесплатно получить весь необходимый фураж и провиант, включая вино.
Само пребывание отрядов наёмников в той или иной местности могло вызвать политические перевороты или беспорядки. Именно близкое присутствие Хоквуда побудило некоего монаха из Прато организовать в этом городке заговор в пользу папы. Знаменитая итальянская святая, фактически признанная таковой при жизни, Екатерина Сиенская направила кондотьеру гневное письмо, в котором осуждала его действия и призывала повернуть солдат на богоугодное дело крестового похода. Безусловно, Хоквуд никак на это не отреагировал. Зато, проходя через Тоскану, его люди не удержались от грабежей даже на флорентийской территории.
В городке Монтеманьо-ди-Кальчи наёмники похитили 200 местных жителей и около тысячи животных, «больших и малых». Чтобы охватить максимальную территорию, компания разбивалась на небольшие отряды. Власти Пизы, желая избежать дальнейшего разорения, были вынуждены выплатить озверевшим наёмникам 30 500 флоринов. Лично Хоквуд получил 3000 флоринов. Из-за нехватки финансов в Лукке кондотьер удовольствовался откупными с этого города в размере всего 7000 флоринов. Зато 12 000 флоринов, предложенные сиенцами, показались ему недостаточной платой. Наёмники стали обирать территорию этой республики, пока власти не предложили приемлемую сумму — ту же, что и Пиза. 19 бочонков вина, 12 мешков свежеиспечённого хлеба и 60 фунтов (27 кг) сладостей (confetti) для командиров были приятным бонусом от сиенцев. Последней целью был Ареццо, выплативший 8500 флоринов. В лагерь наёмников под Ареццо приезжали послы других итальянских государств, также привозившие «дань» — например, из Болоньи и Неаполитанского королевства. Хоквуд чуть ли не ежедневно объявлял послам о своих намерениях: то он собирался двинуться на Геную, то на Рим.
Рейд по Тоскане оказался необычайно «плодотворным». По разным оценкам, он принёс кондотьеру и его солдатам от 200 000 до 250 000 флоринов. Эта сумма в три раза превысила активный капитал банка Медичи в следующем столетии. Хоквуд воистину стал одним из богатейших людей своего времени. Завершив «путешествие» по Тоскане, его компания вернулась на папскую службу, где стала выполнять боевые задачи в Умбрии и Романье.
Рейд наёмников по Тоскане летом 1375 года фактически развязал открытое противостояние папы и флорентийцев. Однако на этом роль Джона Хоквуда в Войне Восьми святых не закончилась.
Первые действия Восьми святых
Первой задачей Восьми святых было найти деньги для выплаты наёмникам Хоквуда, что удалось сделать за счёт принудительного займа (prestanza) у флорентийского духовенства. Если Комиссия Восьми занималась вопросами финансирования, то военные дела легли на плечи другого чрезвычайного органа, также состоявшего из восьми членов. Среди них были представителей знатнейших и богатейших семей Барди, Сальвиати и Строцци. Затем новое правительство направило комиссаров в папские города Болонью, Перуджу, Орвието, Витербо и другие, чтобы побудить их к восстаниям. Назначенный канцлером гуманист Колюччо Салютати составил текст писем, в которых осуждалась тирания папы, а граждане этих городов призывались к восстановлению республиканских ценностей античного Рима. Иначе говоря, папству отказывали в легитимности его светской власти в Италии.
В результате этой пропагандистской кампании, как сказано в хронике П. Браччолини, «поднялся шум по всей земле, и крики, чтобы тираны были мертвы». В более чем сорока городах Папской области вознеслись красные знамёна с надписью «Libertas». Представители понтифика изгонялись из этих городов, в них учреждались республиканские органы власти. Мятежники, равно как и власти Флоренции, всегда подчёркивали, что они борются не против церкви как таковой, а против тирании папских чиновников. Многие провозглашали своей задачей «очищение коррумпированной церкви».
Жизнь под отлучением
В ответ на враждебные действия флорентийцев папа, лишившийся главной боевой поддержки в виде отрядов Хоквуда, применил другое «супероружие». 31 марта 1376 года он наложил на Флоренцию интердикт, запрещавший отправление в городе и контадо (прилегающей территории) любых религиозных церемоний: литургий, публичных молений, а также совершение любых церковных таинств, включая крещение, венчание и отпевание.
Признав запрет, граждане Флоренции стали активно практиковать новые формы поклонения Богу. По словам хрониста Маркионне ди Коппо Стефани, «раскаяние охватило всех граждан». Каждый вечер тысячи мужчин и женщин заполняли церкви и пели гимны, жертвовали большие суммы на свечи и молитвенники. Ежедневно совершались массовые процессии с реликвиями, в которых участвовало более 20 000 человек. В городе появились флагелланты, бичевавшие себя хлыстами. Анонимный флорентиец писал в дневнике: «Мы были и остаёмся верными христианами, избранными Богом». Люди как могли заполняли образовавшуюся пустоту.
Наложенный на флорентийцев интердикт означал, что повсюду, где только возможно, они подлежали аресту, а их имущество — конфискации. Таким образом папа хотел разорить жителей непокорного города и привести их к повиновению. Частично это удалось. Сотни флорентийских купцов были вынуждены покинуть Авиньон, а некоторые из них, включая банкиров Альберти, навсегда утратили там коммерческие позиции. Впрочем, власти большинства стран проигнорировали повеление папы. К примеру, король Франции даже защищал флорентийцев от нападок слишком ретивых своих подданных.
Ответом республиканских властей на запрет коммерческих отношений с флорентийцами стала объявленная в конце того же года распродажа церковного имущества. Полученные средства должны были пойти на возмещение военных расходов. Чтобы организовать распродажу, власти провели перепись церковного имущества. Считается, что конфискации тех лет стали самыми массовыми в истории средневековой церкви вплоть до периода Реформации. Сотни жителей города, например, семейство Медичи, хорошо нажились на распродажах.
Религиозный пыл простых граждан Флоренции был столь сильным, а опасность их ухода в ересь столь очевидной, что в октябре 1377 года правительство республики отменило прежнее решение и стало игнорировать папский интердикт. Флорентийскому духовенству под страхом больших штрафов было велено оставаться на своих постах и совершать все необходимые действия и обряды. Впрочем, под давлением папы епископы Флоренции и Фьезоле, а позднее и Ареццо покинули территорию республики.
Чем дольше затягивалась война, тем большее значение в ней приобретали действия наёмников. Впереди были кровавые события в Фаэнце и Чезене, поворот Хоквуда и примирение Флоренции с новым папой.
Литература:
- Caferro, W. John Hawkwood: An English Mercenary in Fourteenth-Century Italy / W. Caferro. — Baltimore, MD, 2006.
- Gherardi, A. La Guerra dei Fiorentini con papa Gregorio XI detta la Guerra degli Otti Santi / А. Gherardi // Archivio storico italiano. — 3 ser. — 1867. — Т. 5.
- Lewin, A.W. Negotiating Survival: Florence and the Great Schism, 1378–1417 / A.W. Lewin. — L., 2003.
- Najemy, J. M. History of Florence, 1200–1575 / J. Najemy. — Oxford, 2006
- Peterson, D. The War of the Eight Saints in Florentine Memory and Oblivion / D. Peterson // Society and Individual in Renaissance Florence / Ed. by W. J. Connell. — Berkeley, 2002.
- Scardigli, M. Cavalieri, mercenary e cannoni. L’arte della guerra nell’Italia del Rinascimento / М. Scardigli. — Milano, 2014.
- Макьявелли, Н. История Флоренции / Н. Макьявелли. — Л., 1973.
- Поздникин, А.А. Война «восьми святых против церкви» (1375–1378) в оценке Поджо Браччолини / А.А. Поздникин // Военно-исторические исследования в Поволжье. — Вып. 5. — Саратов, 2003.
Комментарии к данной статье отключены.