Даже тем из нас, кто далек от военной службы и никогда не имел к ней непосредственного отношения, хорошо известен ритуал воинского приветствия. Вопрос о том, какой рукой отдают честь и почему, волнует многих, да и гипотез происхождения данного этического ритуала существует множество.
Одна из самых распространенных восходит к средневековой традиции рыцарского поднятия забрала невооруженной рукой в знак демонстрации добрых намерений с одновременным открытием лица, дабы попавшийся навстречу всадник мог узнать приветствующего. Однако данная гипотеза не учитывает того факта, что средневековый рыцарь носил нашлемник определенных цветов, а также герб, составленный с учетом целого ряда нюансов геральдического языка, что значительно упрощало задачу идентификации его личности.
Параллельно с этим существуют также романтические гипотезы – наподобие той, что поднесение открытой ладони к голове в основе своей имело символический жест прикрытия глаз от ослепительной красоты дамы сердца. Также выдвигаются версии того, что символическое касание рукой головы стало использоваться вместо «снятия шляпы» в знак приветствия – в позднее Средневековье и раннее Новое время, когда головные уборы становились все более пышными и громоздкими. Причем касалось это не только гражданской одежды, но и военной формы – здесь свою роль сыграли не только модные веяния, но и практические соображения. На поле битвы богатое разнообразие головных уборов самых разных расцветок и форм, каждый из которых имеет отношение к определенному боевому подразделению, значительно упрощало задачу командования войсками и оценки текущей ситуации.
Также замена снятия головных уборов на простое поднесение к ним руки может быть связана не только с тем, что они стали более громоздкими и тяжелыми, но и с распространением огнестрельного оружия. Первые образцы огнестрельного оружия являлись фитильными, и в ходе стрельбы и перезарядки руки стрелка оказывались покрыты сажей, что приводило к практически необратимой порче головного убора при попытке его снять.
В целом ряде стран ритуал воинского приветствия имеет отношение непосредственно к военной форме, но не к человеку, носящему ее: форма рассматривается как один из важнейших государственных символов наряду с флагом, гербом и гимном. То есть, воинское салютование в первую очередь является не только и не столько ритуалом приветствия, сколько выражением уважения к некоему ряду символов и своего рода маркером принадлежности людей к определенной воинской корпорации.
Обращение ладони, поднесенной к голове, вовне или же вниз может варьироваться в зависимости от страны и региона, а также определенной воинской традиции, являющейся для региона основной. Так, например, воинское приветствие, характерное для Российской Императорской Армии (приложенные к голове указательный и средний палец правой руки), сохранилось и по сей день в Вооруженных Силах Республики Польша. Жест воинского приветствия, характерный для современных ВС США (приложенная к голове правая рука обращена ладонью вниз), гипотетически, может иметь в своей основе традицию английского Военно-морского флота. Сухопутные части британской армии при выполнении воинского приветствия, согласно традиции, остающейся неизменной с середины девятнадцатого века, обращают приложенную к голове правую руку ладонью вовне, что касается моряков – ладонь обращена вниз. Подобного рода традиция, вероятнее всего, в своей основе имеет бытовые особенности службы еще на парусном флоте, когда субстанциями, наиболее часто попадающими на руки рядового состава, являлись смола и деготь, используемые в качестве герметизирующих материалов. Дабы не демонстрировать старшим по званию пятерню, отнюдь не отличавшуюся чистотой, было решено совершать воинское приветствие ладонью, обращенной вниз.
Знаменитое выражение «к пустой голове руку не прикладывают» в нашей стране обычно упоминается в одном контексте с американской традицией воинского приветствия, в которой наличие головного убора при поднесении руки к голове не является обязательным. Подобного рода обстоятельство может быть обусловлено событиями Войны Севера и Юга (Гражданская война в США, 1861–1865 гг.). Историю, как известно, пишут победители, следовательно, ими же формируются те или иные традиции. В отличие от южан, армия Союза, одержавшая победу, состояла преимущественно из добровольцев, многие из которых первоначально носили гражданскую одежду. Из чего может быть сделан вывод, что головного убора у рядового состава армии северян иной раз могло не быть вовсе – отсюда традиция воинского приветствия вне зависимости от его наличия.
Далеко не везде воинское приветствие старшего по званию является обязанностью военнослужащего. Так, например, в современных частях Армии обороны Израиля отдание чести при виде командующего офицера является обязательным лишь во время прохождения курса молодого бойца. В остальных случаях салютование является не обязанностью, но правом. Параллельно с этим заключенные военных тюрем (аналог гауптвахты) этого права лишены вовсе.
Во времена военных конфликтов ХХ века внешняя военная субординация и уставные условности отходят даже не на второй план, а существенно дальше. В качестве самых известных примеров массовой культуры, отражающих этот факт, можно вспомнить фильмы «Спасти рядового Райана» и «Форрест Гамп». В обоих имеют место эпизоды, когда солдаты получают выволочку от более опытных бойцов за отдание воинского приветствия командирам своих подразделений: не стоит помогать снайперам противника в выборе приоритетной цели.
Комментарии к данной статье отключены.