Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 23 марта 1989 года и последовавшим затем приказом Министра обороны СССР от 17 мая 1989 года на вооружение Советской армии была принята новая 152-мм дивизионная самоходная гаубица 2С19 «Мста-С». Это событие ознаменовало качественный переход к самоходным артиллерийским системам следующего поколения, но… Был у гаубицы один большой недостаток — «неправильный» калибр орудия.
На момент своего появления «Мста-С» оказалась, вероятно, самым совершенным самоходным орудием в мире: поспорить с советской машиной могла разве что южноафриканская 155-мм САУ G6 Rhino («Носорог»), принятая на вооружение годом ранее. Гусеничная «Мста-С» была на 5000 кг легче «Носорога», несмотря на то что тот имел колёсную базу. «Мста-С» была лучше и по возимому боекомплекту: 50 выстрелов против 45.
Сомнительная экономия
По самому же главному параметру для артиллерийских систем — дальности стрельбы — «Мста-С» серьёзно отставала. Дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом 3ОФ45 составляла всего 24,7 км против 30 км у G6 при стрельбе стандартным натовским осколочно-фугасным снарядом HE-FRAG. Основной причиной этого был выбор устаревшей баллистики, продиктованный Министерством обороны, требовавшим «всеядности»: орудие должно было использовать в том числе и боеприпасы устаревших типов. Это требование очень больно напомнило о себе уже в 1990-е годы, когда после развала СССР предприятия российского ВПК были вынуждены переориентироваться на экспортные поставки.
Участие «Мсты-С» в демонстрации на международной выставке IDEX-93 в Абу-Даби стало триумфальным в плане зрелищности. Под конец мероприятия она расстреливала оставшийся неизрасходованным боекомплект по мишеням, в роли которых выступали списанные танки. На всех присутствовавших произвели впечатление как точность и скорострельность стрельбы, так и то, как при попаданиях у танков отлетали в разные стороны сорванные башни. Но… заказов на русскую САУ не последовало. Главный конструктор «Мсты-С» Ю.В. Томашов впоследствии вспоминал:
«Ожидание вала контрактов на её закупку оказалось, мягко говоря, излишне оптимистичным. Причин тому немало, от политических до экономических, однако главная причина — техническая. Орудие «Мсты-С» выполнено в традиционном шестидюймовом калибре (152 мм), доставшемся нам от дореволюционной России…»
При этом во всем остальном мире развитие дивизионного и армейского звена ствольной артиллерии происходило и происходит в калибре 155 мм с длиной ствола орудия 45, а затем и 52 калибра. Такие системы считаются наиболее перспективными, так как имеют наибольшую дальность стрельбы, а устанавливаемые на них автоматизированные системы управления наведением и огнём (АСУНО) на 30–40% повышают эффективность боевого применения.
В иностранных 155-мм САУ и буксируемых орудиях используется артиллерийская часть, соответствующая четырёхстороннему соглашению стран НАТО от 1989 года об унификации баллистических характеристик перспективных артиллерийских систем. Это соглашение предусматривало увеличение длины ствола с 39 до 52 калибров, объёма зарядной каморы — с 18,8 до 23 литров, максимальной начальной скорости осколочно-фугасного снаряда — с 827 до 945 м/с, максимальной дальности стрельбы осколочно-фугасным снарядом типа L15A1 — с 24 до 30 км.
Очень быстро на калибр 155 мм перешли как производители артсистем, входивших ранее в Организацию Варшавского договора, так и оставшийся коммунистическим Китай. Россия до сих пор остаётся единственным производителем нового артиллерийского вооружения в калибре 152 мм, которое на мировом рынке практически не пользуется спросом.
Чем же привлекателен калибр 155 мм? Соображения в пользу перехода на него можно условно разделить на две группы: научно-техническую и экономическую.
С научно-технической точки зрения замена калибра 152,4 мм на калибр 155 мм отражает повсеместную тенденцию перехода вооружений с устаревшего дюймового исчисления на метрическое с соответствующим изменением допусков и систем мерительного инструмента. В отечественной артиллерии эта тенденция чётко прослеживалась как в годы Великой Отечественной войны, так и в послевоенное время. Все вновь вводившиеся калибры полевой и танковой артиллерии, а также миномётов были метрическими — 45, 85, 100, 115, 120, 125, 130, 140, 160, 180 и 240 мм.
Тенденция заключается в упорядочении размеров объектов техники путём приведения их к нормальным рядам линейных размеров, члены которых представляют геометрическую прогрессию. Основные калибры отечественной артиллерии 82, 100, 122, 125, 130, 203 и 240 мм группируются около членов нормального ряда Ra10 по ГОСТ 6636-69 (знаменатель прогрессии 1,2589) с отклонением, не превышающим 4%. Калибр 152,4 мм представляет собой единственное исключение (отклонение 5%). При переходе на калибр 155 мм отклонение от соответствующего члена ряда (160 мм) уменьшается до 3,5%, т.е. восстанавливается общая закономерность.
Переход на калибр 155 мм при фиксированном значении относительной массы снаряда даёт её прирост в 6%, т.е. 2,5 кг. По расчётам, эта добавка при её рациональном распределении между корпусом снаряда и зарядом взрывчатого вещества позволит поднять эффективность осколочного действия снаряда примерно на 10%. Одновременно увеличение объёма зарядной каморы до стандарта НАТО даёт возможность существенного увеличения массы заряда и, как следствие, прироста дальности стрельбы.
С точки зрения экономики переход на стандартный мировой калибр 155 мм и вхождение в международные соглашения о единой баллистике 155-мм орудий, определяющие соотношения между длиной ствола в калибрах (39, 45 и 52) и объёмом зарядной камеры (18, 20 и 23 литров), существенно расширит возможности экспорта российских артиллерийских систем. Кроме того, при переходе на новый калибр и смене прессового инструмента с минимальными затратами можно решить вопрос о переходе при производстве боеприпасов на новые высокоосколочные марки кремнистой стали.
Гаубица с иностранным акцентом
Представления об экономии от использования залежавшихся на складах устаревших боеприпасов являлись исключительно умозрительными. Во-первых, к каждой новой артиллерийской системе для полного использования её потенциала всё равно приходится разрабатывать и производить новые оригинальные боеприпасы. Во-вторых, в ходе череды локальных конфликтов, последовавших практически сразу после развала СССР, складские запасы стали быстро уменьшаться. К этому стоит прибавить уничтожение части запасов в нескольких крупных пожарах на арсеналах и утилизацию боеприпасов с давно истёкшими сроками хранения. Так или иначе, переход на калибр 155 мм в странах бывшего соцлагеря оказался не таким уж и болезненным. Китай же до сих пор использует оба калибра параллельно — вероятно, может себе это позволить. Юрий Васильевич Томашов вспоминал:
«Посетив в 1990-х годах многие международные выставки и проведя ряд переговоров с зарубежными фирмами, мы убедились, что наиболее вероятен выход на зарубежные рынки с калибром орудия 155 мм — конечно, не снижая усилий по продвижению на рынок и «Мсты-С» в российском калибре. В то время были развёрнуты работы по созданию следующего после «Мсты-С» поколения САУ. Проанализировав потенциальные возможности конструкторского отдела и завода, мы с А.Н. Шарковым [генеральный директор екатеринбургского завода «Уралтрансмаш» — прим. автора] приняли решение выйти к руководству ГРАУ с предложением о параллельной разработке САУ в российском калибре и калибре НАТО.
Исходя из этого, будучи в ГРАУ, мы совместно с начальником отдела первого управления ГРАУ В.К. Клянчиным вышли с этим предложением к начальнику ГРАУ А.П. Ситнову. Выслушав нас, Анатолий Петрович в своей обычной манере решать быстро и твёрдо заявил, что, пока он будет начальником ГРАУ, самоходных артиллерийских установок в калибре 155 мм не будет. В этой обстановке мы с А.Н. Шарковым приняли решение собрать всех основных разработчиков САУ и, объяснив обстановку, предложить им разработку САУ в калибре 155 мм провести за счёт собственных средств. Несмотря на тяжелейшее положение с финансами, разработчики согласились с нашими предложениями.
После рассмотрения и согласования этапов и сроков разработки 155-мм САУ было подписано соответствующее соглашение. Были определены основные тактико-технические характеристики изделия, и в соответствии с ними соисполнителям выданы технические задания на проектные работы. В разработке орудия, как основной части будущей САУ, на конкурсной основе приняли участие три КБ — СКБ Мотовилихинского завода (орудие с клиновым затвором и картузным зарядом), КБ завода №9 (орудие с поршневым затвором и картузным зарядом) и ЦКБ «Титан» (орудие с модульными зарядами, размещёнными в гильзах).
После рассмотрения проектов для дальнейших работ были выбраны проекты СКБ «Мотовилихинские заводы» и завода №9. Для проверки внутренней баллистики и функционирования всех узлов артчастей и САУ в целом был изготовлен экспериментальный образец и проведены стрельбовые испытания. В 1994 году А.П. Ситнов был назначен начальником вооружений Российской армии, и через некоторое время уже он вернулся к вопросу создания САУ в калибре 155 мм. Несмотря на отрицательное отношение руководства ГРАУ и других управлений МО, а также института по боеприпасам НИМИ, по настоянию Ситнова вышло постановление Правительства РФ № 44-30 от 17.04.1999 о Государственном оборонном заказе на 1999 год, где было указано о проведении НИР «Исследование возможности создания на базе отечественных технологий самоходного артиллерийского орудия калибра 155 мм в интересах СВ и ВМФ», шифр «Необитаемость-155»».
Интересно, что в том же 1994 году были опубликованы сведения о разработке первой отечественной 155-мм артиллерийской системы «Гермес». Предполагалось, что эта самоходная система будет предназначена для отражения массированных атак бронетанковой техники, а также сможет применяться для береговой обороны. Система должна была использовать шасси БМД-3 и оснащаться сразу двумя спаренными 155-мм пушками с максимальной дальностью стрельбы 12 км.
Сообщалось, что новый 155-мм управляемый снаряд системы «Гермес» аналогичен 152-мм управляемому артиллерийскому снаряду «Краснополь» и имеет массу 60 кг. Его полётное время на максимальную дальность составляло 54 секунды при вероятности попадания 0,8–0,9. Боекомплект «Гермеса» должен был составлять 14–16 выстрелов. «Гермес» предполагали оснастить комплектом оптоэлектронной аппаратуры, в состав которого входили четырёхканальное ТВ-тепловизионное прицельное устройство и двухканальный лазерный целеуказатель. В последующем эта работа прошла ряд реинкарнаций и переросла в тему «Коалиция-СВ» — вначале двуствольную, а затем обычную одноствольную 152-мм дивизионную систему с необитаемым боевым отделением. Круг замкнулся.
Что же касается НИР «Необитаемость-155», то в нём кроме головного разработчика АО «Уралтрансмаш» участвовали ОАО ЦНИИ «Буревестник» — по научному сопровождению НИР, ОАО «Мотовилихинские заводы», ОАО «Завод № 9», ОАО ЦКБ «Титан» и др. Всего в работе принимало участие более 15 предприятий и организаций. Работа была рассчитана на период 1999–2003 гг.
В 1999–2000 гг. был проведён анализ возможностей российской промышленности применительно к требованиям и технологиям производства артвооружения за рубежом, была обоснована целесообразность создания самоходного артиллерийского орудия в калибре 155 мм, проведено обоснование баллистического решения по стандарту НАТО.
В 2000 году был изготовлен макетный образец «Изделие 350-5», оснащённый гаубицей МЗ-144 разработки ЗАО СКБ ОАО «Мотовилихинские заводы» с картузным заряжанием, а в 2001 году — макетный образец «Изделие 350-6» с гаубицей М-388 разработки СКБ-9. Оба макетных образца были изготовлены на базе САУ 2С19 «Мста-С» и испытаны стрельбой.
В 2001–2003 гг. разработана конструкторская документация, и в 2002 году изготовлен экспериментальный образец САУ 2С19М1-155, или «Изделие 350», с орудием МЗ-158 с безгильзовой обтюрацией канала ствола (картузным или модульным заряжанием). Проведены отладочные испытания орудия стрельбой с жёсткого стенда в объёме 128 выстрелов. Юрий Васильевич Томашов вспоминал:
«В соответствии с ТТЗ был разработан и, несмотря на противодействие ГРАУ, изготовлен экспериментальный образец САУ в калибре 155 мм. Образец прошёл пробеговые и стрельбовые испытания [50 км и 40 выстрелов соответственно — прим. автора]. При испытаниях экспериментального образца проведены проверки функционирования и характеристики узлов и систем, определены усилия на рукоятках приводов, усилия закусывания снарядов при досылке в орудие, выполнена оценка прочности элементов башни и других сборочных единиц, подтверждена устойчивость САУ при выстреле. Проведены проверки безопасности, удобства эксплуатации изделия и условий обитаемости орудийного расчёта. Предварительно определены баллистические характеристики. Общий настрел экспериментального образца САУ с орудием Мотовилихинского завода составил около 180 выстрелов».
На экспериментальном образце САУ были установлены опытная автоматизированная система управления наведением и огнём АСУНО-155, система управления заряжанием СУЗ-155, агрегат питания и кондиционирования и т.д.
В ходе испытаний была проверена работоспособность изделия, определены давление в канале ствола, сила сопротивления отката орудия, величины колебаний корпуса, невозвратимые отходы изделия, ускорения на приборах и рабочих местах экипажа, время колебаний ствола орудия после выстрела, напряжения и деформации деталей и т.д. Произвели и проверку удобства и безопасности орудийного расчёта при боевой работе и обслуживании изделия. По результатам испытаний экспериментальный образец 2С19М1-155 был доработан.
Скорострельность по сравнению с базовой машиной увеличилась в 1,4 раза и составила 11–12 выстрелов в минуту. Удаление стреляных гильз из боевого отделения производилось за один цикл, а новая конструкция ствола и люльки обеспечивала их замену без демонтажа башни. Боеукладка сократилась до 46 выстрелов. Впервые была установлена АСУНО «Успех-С», в составе которой имелись:
- самоориентирующаяся система гирокурсоуказания, которая производила определение и хранение ориентирного направления, измерение углов наклона орудия и передавала эту информацию в бортовой компьютер;
- компьютер со встроенным модемом, который принимал и обрабатывал данные, рассчитывая установки для стрельбы;
- дисплей — основной прибор командира, и индикаторы наводчика и заряжающего;
- механический датчик скорости;
- цифровой датчик возвышения.
Всё это давало автоматизацию режимов развёртывания с марша на произвольную огневую позицию, топопривязку и навигацию, приём целеуказания от внешнего источника и автономный расчёт установок для стрельбы, наведение орудия и автоматическое восстановление наводки по горизонтали и вертикали, быструю смену позиций. Управление огнём батареи модернизированных САУ могло осуществляться машинами типа «Фальцет-М», «Машина-М», «Капустник-С». Наличие комплекта «Накидка» резко снижало вероятность обнаружения с помощью тепловизионных систем и поражения «умными» боеприпасами с головками самонаведения (инфракрасными — в 2–3 раза, радиолокационными — в 6 раз). Наконец, модернизированные самоходки получили радиолокационную систему определения начальной скорости снаряда.
Новая 155-мм «Мста-С» при использовании выстрелов западного производства имела максимальную дальность стрельбы 41 км (для снаряда с донным газогенератором) и могла использовать 155-мм вариант управляемого снаряда «Краснополь-М». Для завершения работ по НИР необходимо было изготовить российские боеприпасы калибра 155 мм и провести их стрельбовые испытания с определением таблиц стрельб. Кроме того, для подтверждения возможности применения зарубежных боеприпасов было необходимо где-то их приобрести и испытать стрельбой.
Юрий Васильевич Томашов писал: «После выхода постановления правительства в НИМИ провели разработку осколочно-фугасного снаряда в калибре 155 мм, и было изготовлено некоторое количество снарядов». Непосредственно изготовлением опытной партии снарядов занимался Верхнетуринский машиностроительный завод (ВТМЗ, г. Верхняя Тура).
Хождение за три моря
Экспериментальный образец 2С19М1-155 впервые был продемонстрирован в июле 2002 года на международной выставке REA-2002 в Нижнем Тагиле. Своими высокими тактико-техническими характеристиками он сразу привлёк внимание приглашённых зарубежных представителей.
Однако к этому времени финансирование НИР «Необитаемость-155» резко сократилось, а затем и было прекращено. Вот что по этому поводу пишет Юрий Васильевич Томашов:
«В начале 2000-х годов сторонник работ по 155-мм калибру А.П. Ситнов ушёл в отставку. На его место пришёл заместитель начальника ГРАУ Н.А. Баринов с отрицательным отношением к этой работе. Отрицательную позицию занимал и заместитель министра по вооружению А.М. Московский. Как следствие, резко уменьшилось, а затем прекратилось финансирование — в конечном итог тема была закрыта. Эта грубейшая ошибка недальновидных чиновников МО и отдельных руководителей государственных структур оборонной промышленности не позволила выйти на зарубежные рынки, где 2С19М1-155 имела бы достаточный спрос, а это, в свою очередь, приводит к значительным финансовым потерям отрасли и непосредственно предприятий.
Меры, принимаемые нами в части обеспечения финансирования изготовления российских и закупки натовских боеприпасов, и проведения испытаний, к положительному результату не привели. После 2001 года, когда генератор этой идеи генеральный директор ФГУП «Уралтрансмаш» А.Н. Шарков ушёл на заслуженный отдых, и генеральный конструктор ЦКБ «Трансмаш» Ю.В. Томашов оставил свой пост, дальнейшие работы были приостановлены, а затем и вовсе свёрнуты. Экспериментальный образец неоднократно демонстрировался на различных выставках вооружений и военной техники, неизменно вызывая живейший интерес у зарубежных военных специалистов. Индийская делегация даже ставила в 2003 году вопрос о приобретении лицензии на производство. Тщетно. Жаль, что очень перспективное направление в российской самоходной артиллерии так и не вышло за рамки опытно-конструкторских работ».
Причиной, главным образом, являлось отсутствие чётко выраженного желания зарубежного заказчика софинансировать работы и гарантировать закупки новых машин. При этом не секрет, что основная ставка в плане продвижения 155-мм «Мсты» на зарубежные рынки делалась на Индию. С индийской стороны высказывалось пожелание максимальной унификации шасси «Мcты» с танком Т-90С, который не только закупался Индией, но и производится по лицензии.
Стоит напомнить, что шасси «Мсты» изначально представляло собой гибрид технических решений, заимствованных из конструкций танков Т-72Б (МТО) и Т-80У (ходовая часть). Именно такое сочетание было оптимальным по целому ряду параметров в качестве базы для САО. Понятно, что Индия, как предполагаемый основной заказчик, не горела желанием в случае организации производства на своей территории осваивать ещё одно шасси. Это обстоятельство стало одной из причин форсированной разработки «Трансмашем» нового универсального легкобронного шасси, максимально использующего элементы танка Т-90С.
Демонстрационный макет в облике базы под размещение огневой установки ЗРК «Бук», обозначенный как Э300, был представлен на выставке REA-2009 и вызвал неподдельный интерес среди специалистов. Предполагалось, что это шасси послужит основой для целого семейства машин, в том числе и под монтаж 155-мм артиллерийской установки. Однако по ряду причин это шасси так и не было использовано. В дальнейшем опыт его создания и полученные наработки были использованы для столь же быстрого создания «Изделия 310» — шасси для 152-мм САУ 2С35 «Коалиция-СВ». По первоначальному замыслу, эта система должна была монтироваться на шасси «Армата», но ввиду неготовности последнего пришлось спешным порядком разрабатывать его временную замену.
Характеристики опытной гаубицы 2С19М1-155 и её зарубежных аналогов
САУ |
2С19М1-155 |
K9 Thunder |
PzH 2000 |
M109A7 |
год |
2012 |
1999 |
1998 |
2012 |
страна |
Россия |
Южная Корея |
Германия |
США |
Масса, тонн |
43 |
47 |
55,3 |
36,3 |
Экипаж, чел. |
5 |
5 |
5 |
4 |
Мощность двигателя, л.с. |
1000 |
1000 |
1000 |
675 |
Скорость макс., км/час |
60 |
67 |
67 |
61 |
Запас хода, км |
500 |
480 |
420 |
322 |
Дальность стрельбы, км |
30–41 |
30–40 |
30–50 |
22–30 |
Скорострельность, выстр./мин. |
8 |
6 |
10 |
4 |
Боекомплект, выстрелов |
45 |
48 |
60 |
39 |
Что же до 155-мм «Мсты», то 24 января 2011 года от Министерства обороны Индии поступил запрос на техническое и коммерческое предложение на поставку самоходных артиллерийских установок на гусеничном шасси с орудием калибром 155 мм и длиной ствола 52 калибра. Этот момент можно считать началом нового жизненного этапа 2С19М1-155.
В соответствии с требованиями индийской стороны конструкция изделия претерпела значительные изменения, коснувшиеся практически всех систем САУ. Шасси гаубицы максимально унифицировали по моторно-трансмиссионному отделению с танком Т-90С. Изделие оснастили новой автоматической артиллерийской баллистической станцией, тепловизионным прицелом с лазерным дальномером. Были изготовлены новые система управления заряжанием и автоматическая система управления наведением и огнём с лазерным гироскопом. Значительно изменилась конструкция узлов системы заряжания.
Применение АСУНО-155 обеспечивало огневой налёт, т.е. поражение цели сразу несколькими выстрелами на разных траекториях, всего одним орудием. Аппаратура спутниковой навигации работала со спутниковыми сигналами систем ГЛОНАСС/GPS по 12 параллельным каналам и предназначалась для решения координатно-временных задач специального назначения.
Оснащённая тепловизионным прицелом ночного видения с лазерным дальномером гаубица обеспечивала обнаружение и распознавание по телевизионному монитору неподвижных и подвижных бронетанковых целей и автомобилей круглосуточно в простых и ограниченно-сложных метеоусловиях.
Полуавтоматическая система заряжания позволяла вести огонь на любых углах возвышения в диапазоне от −4° до +70° с максимальной скорострельностью 6–8 выстрелов в минуту. Возимый боезапас составлял 42 снаряда и 300 патронов к 12,7-мм пулемёту. Для воспламенения заряда использовалась ударная трубка типа М191А2.
Самоходная установка 2С19М1-155 «Мста-С» была представлена ОАО «Рособоронэкспорт» на последний этап тендера индийской армии по выбору 155-мм самоходной гаубицы на гусеничном шасси. При этом «Рособоронэкспорт» выступал в партнёрстве с индийским государственным предприятием Ordnance Factory Board (OFB). Конкурентом российской САУ выступила южнокорейская установка K9 Thunder производства Samsung-Techwin, которая действовала в партнёрстве с индийской частной группой Larsen & Toubro.
Российская САУ прошла полигонные стрельбы в Индии весной 2013 года, а затем полевые испытания в пустыне Раджастана в середине 2013 года и в штате Сикким в Гималаях в конце 2013 — начале 2014 года. Работа в Индии была завершена в 2015 году. Впервые в отечественной практике отладочные работы, работы по подготовке экспериментальных данных для составления таблиц стрельбы и стрельбовые испытания САУ проводились на территории другого государства с использованием боеприпасов зарубежного производства. Тут же впервые пришлось столкнуться с модульными метательными зарядами (ММЗ) М90, которые лицензионно производятся на территории Индии.
Бимодульная система М90 с сочленяемыми модулями, удовлетворяющая требованиям совместимости в соответствии с соглашением JBMoU (Joint Ballistic Memorandum of Understanding) разработана южноафриканской фирмой Denel Somchem. Конструктивно модульный заряд представляет собой сгораемую оболочку на нитроцеллюлозной основе, заполненную гранулами пороха, с центральным каналом, в котором в качестве воспламенителя размещены пороховые элементы (дымный ружейный порох). Центральный канал с торцов закрыт майларовыми (лавсановыми) мембранами. Заряды зелёного цвета М91А1 предназначены для стрельбы в зонах 1 и 2. Для стрельбы в зонах с 3 по 6 используются заряды белого цвета М92А1. Оба имеют одинаковые диаметр и длину, но объем белого модуля увеличен за счёт уменьшения буртика. Заряд и его оболочка сгорают полностью, не оставляя несгоревших остатков, которые могут уменьшить темп стрельбы. Модульные заряды совместимы со всеми существующими и разрабатываемыми 155-мм гаубицами. Для длительного хранения заряды упаковываются в пластиковые цилиндрические контейнеры, позволяющие легко их извлекать и помещать обратно. Сгораемая оболочка обеспечивает механическую прочность, достаточную для механизированной или ручной досылки.
Так как два типа модулей не предназначены для использования друг с другом, они имеют важные конструктивные различия, и заряд зелёного цвета не может быть соединён с зарядом белого цвета. Такое решение позволяет собрать несколько модулей в единое целое, что весьма удобно для ручного заряжания. Однако для автоматического комплектования заряда более удобны модули, не сочленяемые друг с другом. По заявлению производителя, бимодульная система М90 обеспечивает пониженный износ ствола — живучесть составляет 2500 выстрелов, приведённых к полному заряду.
Как это ни печально, по результатам конкурса победу одержала южнокорейская артсистема. По данным информационной группы Jane's, K9 превзошла российскую систему «по скорости, оперативной мобильности, боевой скорострельности и точности стрельбы». О провале стало известно 30 сентября 2015 года из сообщения издания Indian Defence.
Справедливости ради нужно отметить, что причиной проигрыша стала не техника, а скорее политика. По-иному невозможно объяснить пожелания индийской стороны о максимальной унификации САУ с танками Т-90С с одной стороны, и итоговое предпочтение системы, которая вообще не имеет унификации ни с какими машинами индийской армии, с другой. При этом САУ 2С19М1-155 «Мста-С» показала себя как надёжная и вполне современная машина. Участие в индийском тендере позволило за счёт заказчика полностью отработать таблицы стрельбы и познакомиться с перспективными модульными зарядами: сегодня их российские аналоги нашли применение на всё той же межвидовой артиллерийской системе «Коалиция».
В заключение остаётся отметить людей, принимавших участие в работе над российской 155-мм самоходкой. Это генеральный конструктор ЦКБ «Трансмаш» Юрий Владимирович Томашов, главный конструктор СКБ «Трансмаш-спецтехника» Валерий Александрович Кукис, руководитель работ по изделию С.Н. Казаков, ведущие инженеры В.А. Солодков, В.М. Щапин, А.В. Бобков.
Источники и литература:
- Антропов М.С. Создание САО 155-мм/52клб. в интересах инозаказчика и особенности практического применения модульных метательных зарядов // Материалы XI Всероссийской научно-технической конференции «Проектирование систем вооружения и измерительных комплексов», Нижний Тагил, 2 октября 2014 года
- Томашов Ю.В. ЦКБ «ТРАНСМАШ» в лицах и делах — Екатеринбург: ОАО «Уралтрансмаш», 2011
- Дудка В.Д., Чуков А.Н., Шмараков Л.Н. Высокоточные боеприпасы различного целевого назначения. Учебное пособие — Тула: Тульский государственный университет, 2002
- Желтоножко О., Белогруд В. «Мста» по-уральски. Борьба за самоходную артиллерию // «Арсенал» — 2010 — №2
- Бобков А.В. ОКБ-3: машины и люди — Екатеринбург: ОАО «Уралтрансмаш», 2018
- Устьянцев С.В. «Уралтрансмаш». Мы можем всё! — Екатеринбург: ОАО «Уралтрансмаш», 2007
- 2С19М1-155. Модернизированная самоходная гаубица «Мста-С» под калибр 155 мм // ОАО «НПК «Уралвагонзавод», ОАО «Уралтрансмаш», ООО «КомпьютерЛэнд», 2012
- Самоходная гаубица «Мста-С» на испытаниях в Индии (https://bmpd.livejournal.com)
- Российская самоходка «Мста-С» проиграла индийский тендер корейской K9 Thunder (https://lenta.ru)
Комментарии к данной статье отключены.