Одним из первых шагов руководителей польского государства, возрождённого в 1918 году, стало создание национальных военно-морских сил. На службу своему народу были готовы поступить матросы и офицеры российского, германского и австро-венгерского флотов. Ещё не получив выхода к морю и не располагая полноценными боевыми кораблями, поляки сформировали речные флотилии на Висле и Припяти. Эти скромные силы не только стали колыбелью ВМФ Польши, но и приняли участие в советско-польской войне.
Рождение «Марынарки военней»
В годы Первой мировой военные моряки польского происхождения служили в ВМС сразу трёх стран: Германии, России и Австро-Венгрии. Малочисленный российский речной отряд на Висле погиб или был эвакуирован во время отступления в 1915 году. После этого до конца войны на территории Польши действовали австро-венгерская и германская речные флотилии на Висле, имевшие базы в Кракове и Модлине соответственно. Канонерские лодки и катера не участвовали в боевых действиях, но охраняли судоходство, взаимодействуя в данном вопросе с Регентским советом Королевства Польского.
11 ноября 1918 года Германия подписала Компьенское перемирие, а уже 14 ноября Регентский совет объявил «Начальником государства» Юзефа Пилсудского. В этих обстоятельствах проявил себя сторонник независимости Польши, бывший австро-венгерский фрегаттен-капитан Богумил Новотный, служивший референтом Регентского совета по вопросам судоходства. Новотный незамедлительно принял под свой контроль имущество германской Вислинской флотилии в Модлине, не сталкиваясь ни с каким сопротивлением. Бывший штабс-капитан российской армии Владислав Навроцкий аналогично принял под командование базу австро-венгерской флотилии в Кракове.
Возрождённое польское государство не имело выхода к морю, но претендовало на него. На родину начали возвращаться польские моряки, служившие в ещё недавно могучих военно-морских флотах: российском, германском и австро-венгерском. Не имевший ни моря, ни флота, но уже получивший моряков Пилсудский продемонстрировал дальновидность и государственную мудрость, решив сформировать польские ВМС (Marynarka Wojenna). 28 ноября 1918 года Начальник государства отдал приказ Министерству военных дел:
«С 28 ноября 1918 года приказываю создать польские военно-морские силы и, вместе с этим, назначить полковника флота [отдельная система званий офицеров ВМС была введена в Польше только в 1921 году — прим. автора] Богумила Новотного шефом секции военно-морских сил при Министерстве военных дел».
30 ноября бывшая база германской Вислинской флотилии в Модлине стала первым военным портом Второй Речи Посполитой. Здесь разместился первый отряд моряков, поначалу насчитывавший 250 человек. 23 декабря новорождённый флот получил от Министерства коммуникаций первые плавсредства — пароход Wisła и четыре катера.
Вислинская флотилия
Нетрудно догадаться, что польский военный флот столкнулся с огромными трудностями. В нём собрались матросы, старшины и офицеры трёх бывших империй, которые зачастую не понимали друг друга из-за разницы в терминологии. Тяжёлыми для личного состава были бытовые условия, приходилось решать проблемы с обмундированием и снаряжением. Кроме того, Польша попросту не располагала ни полноценными боевыми кораблями, ни вооружением для них.
И всё же наблюдался некоторый прогресс. Зимой 1918-1919 годов в Модлине были сформированы комендатура порта, сухопутный Морской батальон, который рассматривался как готовые кадры для расширения ВМС, а также запасной отряд и другие элементы будущего флота. Началось строительство верфи. К весне количество моряков возросло до 600 человек, принимались меры по введению единообразной униформы и решению бытовых вопросов. 3 мая 1919 года сводный отряд ВМС участвовал в параде в Варшаве по случаю Дня конституции.
Действующие боевые единицы речного флота в апреле 1919 года были сведены в Вислинскую флотилию (Flotylla Wiślana), первым командиром которой стал поручик флота Стефан Шмидт. Изначально флотилия располагала канонерской лодкой Wisła и четырьмя катерами, на которых служили 8 офицеров и 47 нижних чинов. К началу 1920 года эти скромные силы выросли до 6 вооружённых пароходов и 5 катеров с командами из 13 офицеров и 94 нижних чинов.
С весны и до конца 1919 года Вислинская флотилия занималась патрулированием польско-германской демаркационной линии, потеряв при этом одну боевую единицу. 2 ноября 1919 года германская канонерская лодка Möwe захватила вооружённый пулемётами буксир Różycki. Германские пограничники обвинили польских моряков в нарушении демаркационной линии и конфисковали их судно. Учитывая напряжённые отношения между странами, поляки направили на временную границу пеший Морской батальон, но до полноценного вооружённого конфликта дело не дошло.
По итогам Версальского мирного договора Польша обрела желанный выход к Балтийскому морю. 17 января 1920 года Морской батальон в сопровождении канонерской лодки Wisła направился к побережью, не встречая никакого сопротивления. 10 февраля польские моряки закончили поход в Пуцке на берегу Гданьского залива, где участвовали в церемонии обручения Польши с морем. Тем временем Министерство военных дел заказало у верфи Danziger Werft (Вольный город Данциг) строительство четырёх мониторов — первых полноценных боевых кораблей для польского флота.
«Чудо на Висле»
Казалось, что необходимость в Вислинской флотилии отпала, и в июле 1920 года началось её расформирование. Однако неудачи польской армии в войне с Советской Россией и стремительное наступление Красной армии на Варшаву вынудили поляков срочно менять планы. Расформирование отменили, и командир флотилии капитан флота Богдан Яроцинский принялся незамедлительно мобилизовывать гражданские пароходы. К середине августа в Модлине вооружили армейскими полевыми орудиями и пулемётами 12 пароходов, ряд которых также получил примитивную блиндированную защиту корпуса и надстроек. Личный состав флотилии составлял 250 человек.
Вислинская флотилия начала боевые действия 14 августа 1920 года. В тот день серьёзный бой состоялся у деревни Бобровники к югу от Торуни, которую атаковал 3-й конный корпус РККА. Под огнём советской артиллерии погибла оборонявшая переправу канонерская лодка Moniuszko, сел на мель и был захвачен красноармейцами гражданский буксир Lubecki. Командир вооружённого парохода Neptun пытался отбиваться пулемётным огнём, но в итоге затопил своё судно во избежание его захвата.
18-19 августа Вислинская флотилия активно участвовала в тяжёлых боях за город Плоцк. Канонерские лодки Stefan Batory (в ходе боя села на мель), Minister и Wawel совместно с несколькими моторными катерами помогали пехоте и ополченцам оборонять город от частей советской 4-й армии. Победа под Плоцком стала для поляков одним из самых ярких эпизодов «чуда на Висле». По итогам боёв 5 офицеров и матросов Вислинской флотилии были удостоены Серебряного креста ордена Virtuti Militari V класса.
За несколько дней участия в Варшавской битве Вислинская флотилия потеряла 8 человек убитыми и 12 ранеными, один моряк попал в плен. Безвозвратно погибла канонерская лодка Moniuszko, пострадавшие пароходы Neptun и Stefan Batory удалось отремонтировать и ввести в строй. Вскоре после победы помимо церемонии награждения отличившихся моряков в Варшаве провели речной парад боевых единиц флотилии.
В конце 1920 года Вислинская флотилия получила четыре монитора данцигской постройки, названные Warszawa, Horodyszcze, Pińsk и Mozyrz. Небольшие корабли (водоизмещением в 110 т) несли лёгкую бронезащиту и были вооружены двумя 105-мм орудиями в башнях. Появление мониторов автоматически сделало Вислинскую флотилию самым сильным и хорошо вооружённым соединением польских ВМС. Впрочем, поучаствовать в боевых действиях эти единицы не успели: фронт снова переместился далеко на восток от Вислы, а с октября 1920 года фактически действовало перемирие, завершившееся подписанием мирного договора в марте 1921 года.
В полесской глуши
Относительно активно в советско-польской войне участвовала другая польская речная флотилия, возникшая при интересных обстоятельствах. В марте 1919 года поляки заняли Пинск, тем самым обеспечив контроль над западной частью белорусского Полесья. В этом лесистом и болотистом регионе сухопутные пути сообщений были развиты слабо, поэтому особую роль играли речные коммуникации — прежде всего по Припяти.
19 апреля 1919 года командир Подляшской группы войск, действовавшей на Полесье, генерал дивизии Антоний Листовский приказал поручику Яну Гедройцу возглавить Пинскую флотилию (Flotylla Pińska). Под громким названием скрывались три моторных катера, оставленных эвакуировавшимися германскими частями. Как бы то ни было, ставший поручиком флота Гедройц (напомним, поляки ещё не имели отдельной системы званий ВМС) начал использовать свои скромные силы для охраны водных путей на Припяти.
3 июля катера Пинской флотилии высадили тактический десант на реке Ясельде под Пинском, обеспечив захват деревни Городище частями 34-го пехотного полка. Этот скромный успех стал началом боевого пути флотилии — позднее название Horodyszcze получил один из речных мониторов, а день 3 июля отмечался как праздник воинской части. Популярнейший польский журнал Tygodnik Ilustrowany вскоре после победы у Городища сообщал читателям:
«Благодаря отчаянной храбрости матросов и командиров три моторных катера под командованием поручика Гедройца, подпоручика Таубе и сержанта Косовского выполнили задание, несмотря на сильный огонь большевиков. Взяты пленные, захвачен пулемёт, оружие и снаряжение. Отличился также артиллерист подпоручик Снарский, разивший врага из малой пушки. Городище взято, от уничтожения спасены произведения искусства, хранящиеся в бенедиктинском монастыре с 1774 года».
По мере успешного наступления на восток частей 9-й пехотной дивизии, в которую переформировали действовавшие на Полесье польские войска, флотилия также перемещалась по Припяти. Силы польских речников росли, в августе 1919 года поручик Гедройц имел в своём распоряжении шесть моторных катеров, вооружённых 37-мм пушками и пулемётами, а также пароход Bug (личный состав — 6 офицеров и 47 нижних чинов). Противостоявшая полякам советская Припятская флотилия, базировавшаяся в Мозыре, имела пять вооружённых артиллерией пароходов и несколько бронекатеров.
Несмотря на превосходство противника, 17 сентября у города Петриков польские катера принудили к отступлению две советских канонерских лодки, нанеся им повреждения пушечно-пулемётным огнём. Один из советских транспортных пароходов стал трофеем победителей и вошёл в состав Пинской флотилии под названием Strumień. По итогам боёв на суше 1 октября польская пехота заняла Петриков.
С ноября 1919 года польские катера и пароходы зимовали в Пинске, где официально была создана комендатура военного порта. Из матросов и офицеров сформировали сухопутную воинскую часть, которая действовала под Мозырем. После долгого позиционного противостояния поляки одержали убедительную победу: 5 марта 1920 года части 9-й пехотной дивизии заняли Мозырь. Пехотинцы захватили зимовавшие в городе суда советской речной флотилии: 2 канонерских лодки, 20 транспортных пароходов, 10 катеров и другие.
Кампания 1920 года
К началу кампании 1920 года Пинская флотилия выросла до 12 вооружённых катеров и трофейной канонерской лодки, получившей название Pancerny I. Самая ценная боевая единица флотилии несла на палубе две 76,2-мм полевые пушки и несколько пулемётов, а также имела примитивную блиндированную защиту надстройки. Транспортный отряд также вырос за счёт трофеев и насчитывал 6 пароходов. Перед майором флота Эдвардом Садовским, ставшим командиром флотилии в марте 1920 года, была поставлена масштабная задача — участие в генеральном наступлении польских войск на Киев.
25 апреля части 9-й пехотной дивизии 4-й польской армии и действовавшие совместно с ними силы Пинской флотилии начали бои за важный речной порт Чернобыль. Поляки сразу же столкнулись с активным сопротивлением советских войск и боевых единиц Днепровской флотилии. Утром 27 апреля на Припяти произошёл бой двух речных флотилий: польская канонерка Pancerny I и четыре катера (один из которых, МР-1, был вооружён 75-м пушкой) встретились с пятью или шестью советскими вооружёнными пароходами.
Несмотря на превосходство красных в артиллерии, победу в крупнейшем речном бою советско-польской войны одержали поляки. Pancerny I и МР-1 огнём 75-мм пушек потопили советскую канонерку «Губительный» (вероятно, на корабле взорвались боеприпасы, из-за чего он мгновенно затонул) и повредили ещё две канонерки: «Мудрый» и «Молодецкий». Интересно, что де-факто польская флотилия была лишена единого командования в бою. Командир боевого отряда капитан флота Александр Ольшевский находился в штабе на берегу, решающую роль на месте сыграли командир Pancerny I поручик флота Станислав Хрыневицкий и командир МР-1 поручик флота Борис Мохучий.
Уцелевшие суда Днепровской флотилии отступили, польская пехота заняла Чернобыль. В речном порту трофеями победителей стали 5 вооружённых пароходов и 3 катера. По итогам успешных боёв 7 мая поляки вступили в Киев, под их контролем оказались 350 км днепровского берега. 15 мая в город прибыли катера Пинской флотилии, за которыми последовала канонерская лодка Pancerny I.
Для службы на Днепре Пинская флотилия разделилась на две группы: киевскую и лоевскую (базировалась в городе Лоев к югу от Гомеля). Впрочем, уже 25-26 мая Красная армия начала масштабное контрнаступление, быстро поставившее поляков в крайне тяжёлое положение. Киевская речная группа активно участвовала в обороне города, в том числе проведя бой с советскими канонерками 4 июня, но 8 июня польским войскам пришлось оставить его. Из-за угрозы окружения 10-11 июня в устье Десны команды затопили катера и взорвали Pancerny I. Такая же судьба постигла 18 июня катера и транспортные пароходы, базировавшиеся в Лоеве и Речице. Команды по суше направились в Пинск.
Новый командир флотилии подполковник флота Ежи Волковицкий попытался возродить её в Пинске. К началу июля он имел в своём распоряжении два вооружённых парохода и три катера, не считая транспортных пароходов, но неблагоприятная стратегическая обстановка не позволила использовать эти силы. Эвакуировать суда также не представлялось возможным из-за обмеления Королевского (Днепровско-Бугского) канала в летнее время. 25 июля все оставшиеся суда Пинской флотилии затопили на Пине, а уже 27 июля город заняла Красная армия.
2 августа 1920 года Министерство военных дел официально расформировало Пинскую флотилию, её личный состав передавался Вислинской флотилии. Несмотря на активное участие в боевых действиях и драматичное отступление лета 1920 года, людские потери пинских речников оказались минимальными: из 530 матросов и офицеров погибли 5 человек, ещё 45 были ранены.
После «чуда на Висле» последовало стремительное контрнаступление теперь уже польской армии, которая в конце сентября повторно заняла Пинск. 11 октября 1920 года военное министерство отдало приказ о формировании Отдельного отряда Вислинской флотилии на Припяти. Из Модлина перебрасывались 13 моторных катеров, 8 офицеров и 97 нижних чинов. Началось восстановление порта, водолазы поднимали со дна затопленные пароходы и катера. К моменту подписания Рижского мирного договора в марте 1921 года Отдельный отряд уже вёл патрулирование Припяти.
Исторические обстоятельства сложились таким образом, что именно речные флотилии стали колыбелью современного польского военно-морского флота. На Висле и Припяти был получен первый опыт, возникли первые организационные структуры флота, появились первые боевые единицы. Действия Вислинской и Пинской флотилий стали интересными страницами военной истории Польши. О противоречивом развитии речных сил польского ВМФ после 1921 года мы расскажем в следующей статье.
Продолжение следует
Источники и литература:
- facebook.com/flotyllerzeczne
- https://forum.dobroni.pl/historyczne.html
- Klein P., Klim J., Paternoga R., Ronowski W. «Uzbrojone rzeki. Flotylle Niepodległej» – Gdańsk, Narodowe Muzeum Morskie, 2018
- Lipka Michał «Polscy marynarze wygrali pod Czarnobylem» https://historia.trojmiasto.pl/Polscy-marynarze-wygrali-pod-Czarnobylem-n135508.html
- http://www.muzeummw.pl/ (официальный сайт Музея ВМС в Гдыне)
- Orzeszko Maciej «27 kwietnia 1920 r. – bitwa pod Czarnobylem. Zwycięstwo rzecznej Flotylli Pińskiej» https://www.tysol.pl/b6805-27-kwietnia-1920-r-%E2%80%93-bitwa-pod-Czarnobylem-Zwyciestwo-rzecznej-Flotylli-Pinskiej
- Taube Karol, Żukowski Olgierd «Zarys historii wojennej flotyll rzecznych» http://www.wbc.poznan.pl/dlibra/docmetadata?id=309870
- Zagórski Sławek «Bitwa pod Płockiem — starcie w cieniu cudu» https://nowahistoria.interia.pl/ii-rzeczpospolita/news-bitwa-pod-plockiem-starcie-w-cieniu-cudu,nId,1868838
Комментарии к данной статье отключены.