20 августа 2010 года венгерская речная флотилия пополнилась очередным кораблём. В этом событии не было ничего особенного, за исключением одной детали: возраст «новичка» составлял… почти 140 лет! Впрочем, монитор «Лейта» был включён в состав флотилии в качестве почётного члена, и его не собирались отвлекать от музейной работы.
Монитор «Лейта» вместе со своим систершипом «Марош» были построены в 1871 году на верфях Будапешта (официально города Буда, Обуда и Пешт стали одним целым только в 1873 году). Для демонстрации австро-венгерского компромисса в двуединой монархии «Лейта» была названа в честь австрийской реки, а «Марош» — в честь венгерской.
Водоизмещение каждого из мониторов составляло 367 т, длина — 50,5 м, ширина — 8,65 м, осадка — 1,3 м. Впервые в австро-венгерском флоте их корпуса были изготовлены целиком из железа. Паровая машина обеспечивала мониторам скорость в 9,6 узла. Экипаж каждого корабля состоял из 3 офицеров и 54 нижних чинов.
Вооружение каждого из кораблей состояло из двух 150-мм орудий системы Варендорфа, расположенных в башне системы Кольза. Башенное расположение артиллерии было применено в австро-венгерском флоте впервые, при этом башни в Австро-Венгрии изготовить не смогли и импортировали их из Англии. Кроме башен, эти мониторы знамениты другой новинкой: они первыми в австро-венгерском флоте получили сливные туалеты.
Первой операцией новых кораблей стала классическая «дипломатия канонерок». 8 декабря 1876 года мониторы прибыли к принадлежавшей туркам Белградcкой крепости, где «придали вес» требованиям вернуть арестованный австрийский пароход и принести извинения за инцидент.
В 1878 году «Лейта» и «Марош» повоевали уже по-настоящему. Австро-Венгрия решила отобрать у Османской империи провинции Босния и Герцеговина. Естественно, согласия у местного населения не спрашивали, а зря, поскольку боснийцы оказали упорное, хотя и неорганизованное сопротивление. Для обеспечения аннексии к делу подключили даже речную флотилию, в том числе «Лейту» и «Марош». В июле 1878 года мониторы действовали на реках Сава и Неретва, показав как свои достоинства — хорошую защиту, — так и недостатки: большую осадку и значительный расход угля. Действия в гористой Боснии наглядно пояснили адмиралам разницу между морскими и речными кораблями. Орудия мониторов имели очень малые углы возвышения и при низкой воде не могли попасть даже в цели у берега, не говоря уже о склонах гор.
Скорее всего, именно поэтому в 1881 году на вооружении «Лейты» появились две 25,4-мм картечницы Пальмкранца-Норденфельта с довольно большими углами возвышения стволов. Как это ни удивительно, первоначально они не имели даже щитов, что оставляло расчёт почти беззащитным перед обстрелом с берега.
В 1892-1894 годах монитор «Лейта» прошёл серьёзную реконструкцию. Среди прочего, старую двухорудийную башню заменили на одноорудийную с новым 120-мм скорострельным орудием Круппа. Тогда же на борту появился первый пулемёт, системы Сальватора-Дормуса. Три года спустя устаревшие картечницы Пальмкранца-Норденфельта заменили 47-мм револьверными пушками Гочкиса.
К 1914 году «Лейту» и «Марош» собирались вывести из состава флота, но начало Первой мировой войны снова вернуло их в строй. 11 августа «Лейта» пошла в бой против сербских войск на реке Сава, а на следующий день погиб один из членов её экипажа — это была первая потеря австро-венгерского флота в Первой мировой войне.
Впрочем, настоящее испытание для корабля и его экипажа было впереди. 3 октября 1914 года у города Шабац «Лейта» попала под сильный артобстрел и получила серьёзные повреждения. Только помощь «Мароша» спасла её от гибели. Во время ремонта, длившегося с ноября по декабрь, «Лейта» получила новую вспомогательную артиллерию (два 70-мм орудия), среди которой была одна зенитная пушка. Кроме того, корабль получил радиостанцию.
После окончания ремонта корабль стал флагманом австрийской Дунайской флотилии. Он участвовал в разгроме сербских войск осенью 1915 года, победоносной кампании против Румынии в 1916 году и противостоянии с русско-румынской флотилией на Дунае в 1917-1918 годах. Но возраст давал о себе знать, и 10 апреля 1918 года «Лейту» вывели из состава флота и разоружили.
После окончания Первой мировой войны мир для Венгрии так и не наступил. Территориальные «урезания», навязанные державами-победительницами, заставили венгров взяться за оружие. Как ни странно, борьбу за старые границы возглавили коммунисты, которые взялись за организацию боеспособных вооружённых сил — в том числе речной флотилии. Для неё собирали все доступные корабли, среди которых оказались и «Лейта» с «Марошем». При этом все немецкие названия кораблей были сменены на венгерские: наш герой из Leitha стал Lajta. К тому времени монитор был уже разоружён, старые орудия поставить на место не смогли, поэтому вооружение корабля составляли полевые орудия: одна 100-мм гаубица и три 80-мм пушки. Вдобавок на корабле установили три пулемёта.
В июне 1919 года монитор действовал на Дунае против чехословацких войск. В то же время далеко не всем венграм нравились коммунисты у власти. В конце июня экипажи «Лейты» и «Мароша» возглавили неудачный «бунт мониторов», при подавлении которого погиб командир «Лейты» капитан-лейтенант Ласло Чичери.
После неудачного окончания войны Венгрии за свои старые границы «Лейта» попала под сокращения, навязанные венгерским вооружённым силам державами-победительницами. В конце 1921 года «Лейта» и «Марош» оказались под контролем Антанты в Кроненбурге неподалёку от Вены. С них сняли и продали вооружение, броню, машины. Казалось, что теперь мониторы точно пустят на слом. С «Марошем» так и поступили, а вот «Лейту» купила венгерская компания, которая в 1928 году назвала его «Йожеф Лайош» и переоборудовала в судно-гравиеукладчик. Под этим названием бывший монитор пережил Вторую мировую войну, а в 1948 году коммунисты, пришедшие к власти в Венгрии, национализировали компанию, а судно переименовали в «ФК-201». Бывший монитор проработал гравиеукладчиком на Дунае до 1992 года, когда группа активистов добилась передачи судна под контроль государства и объявления его памятником истории.
Перед организаторами переделки «ФК-201» обратно в монитор «Лейта» стояла сложная и недешёвая задача. От монитора остался только корпус, а всё остальное пришлось создавать заново. Хотя Венгерский военно-исторический институт и музей стали собственниками корабля ещё в 1992 году, только в 2005 году начались работы по приведению монитора в изначальное состояние. Это произошло благодаря соглашению между Министерством обороны Венгрии и обществом «Золтан Гёзёс», занимающимся ремонтом и демонстрацией старых судов. В восстановлении корабля активно участвовали добровольцы из Венгерского общества морской истории, моделизма и традиций, а финальные работы по приведению корпуса в порядок были произведены на верфи в словацком Комарно при помощи гранта от Европейского Союза.
20 августа 2010 года монитор торжественно открыли для посетителей. Стоит отметить, что «Лейту» постарались не просто качественно восстановить, а и сделать максимально интересным для туристов. Сделать это было непросто: корабль маленький, и долго ходить по нему просто негде. Создатели экспозиции разместили в разных местах корабля предметы обстановки и вооружения, а также установили манекены в форме австро-венгерского флота. Отдельно следует отметить наличие подписей не только на венгерском, но и на английском, а также аудиогидов на разных языках, дающих очень подробную информацию о корабле.
В стоимость билета на «Лейту» также входит посещение парохода «Кошут», расположенного в 20 минутах ходьбы вниз по течению. «Кошут» также весьма стар (1913 года постройки), но историческая экспозиция на этом плавучем ресторане очень маленькая (один коридор).
«Лейта» открыта для посещения с 4 апреля до 31 октября каждого года ежедневно с 10:00 до 18:00. Стандартный билет стоит 2700 форинтов (около 8,5 евро). Дети до 6 лет проходят бесплатно. Корабль стоит у здания Венгерского парламента. Сайт музея: http://lajtahajo.hu/ Отдельно стоит порекомендовать панораму с борта монитора: https://www.360cities.net/image/sms-leitha-1#270.25,18.37,13.2
Источники:
- https://blogkazamata.wordpress.com
- http://www.bunkermuzeum.hu
- https://hajosnep.hu
- https://hu.wikipedia.org
- http://lajtahajo.hu/
- https://lajtamonitor.hu
- http://www.militaria.hu
- http://zoltanalapitvany.hu/
Комментарии к данной статье отключены.