Испанцы стекались в ряды французской армии де Голля отовсюду: из лагерей для интернированных лиц, из Иностранного легиона, откуда они дезертировали, не желая подчиняться приказам вишистских офицеров, из бывших испанских колоний в Северной Африке. Этих людей объединяло одно – глубокая ненависть к фашизму и желание бороться с ним где бы то ни было.
Мы будем сражаться на других фронтах!
Среди испанцев, служивших в дивизии Леклерка, были коммунисты, анархисты из Национальной конфедерации труда (CNT – Confederacion Nacional del Trabajo), троцкисты из ПОУМ (Partido Obrero de Unificacion Marxista) и баскские националисты. Большинство из них закалилось в горниле гражданской войны 1936-1939 годов. Эти люди представляли практически все регионы Испании: Каталонию, Валенсию, Андалусию, Арагон, Канарские острова. Их лозунгом были слова из знаменитой песни испанских республиканцев «Viva La Quince Brigada!» («Да здравствует Пятнадцатая бригада!») – «Мы сейчас покидаем Испанию, но будем сражаться на других фронтах!»
Бежав от преследований франкистского режима во Францию, а в 1940 году от гитлеровцев в Северную Африку, испанцы в 1942 году влились в состав Африканского корпуса Франции (CFА – Corps francs d'Afrique), а в 1943 году вошли в состав Свободных французских сил (FFL – Forces françaises libres). Бывшие испанские республиканцы воевали против немцев и итальянцев в пустынях Туниса, участвовали в освобождении города Бизерта. Наконец в мае 1943 года в Чаде испанцы массово присоединились к вновь создаваемой дивизии Леклерка (по некоторым данным, их количество составляло от 2000 до 3500 человек). В основном испанцы были распределены по разным подразделениям Чадского маршевого полка, являвшегося костяком пехоты 2-й бронетанковой дивизии Леклерка. Несколько позже благодаря стараниям командира 3-го батальона Чадского маршевого полка капитана (впоследствии подполковника) Жозефа Путца, героя Первой мировой и бывшего интербригадовца, была сформирована 9-я рота этого полка, полностью состоявшая из испанцев и получившая название «Девятка» (La Nueve).
Командиром роты стал капитан Раймон Дронн – интеллектуал и опытный офицер колониальных войск, участвовавший в боях с немцами и итальянцами в Триполитании и Тунисе, в будущем сенатор парламента Франции.
Анархисты на службе Французской Республики
Основу La Nueve составили бывшие анархисты из так называемой Колонны Дурутти (Columna Durruti). Это было самое крупное анархистское вооружённое формирование, воевавшее на стороне Второй испанской республики. Организованная в июле 1936 года, Колонна Дурутти фактически самостоятельно подавила фашистский мятеж под руководством генерала Мануэля Годеда в Барселоне. Формирование получило название в честь своего командира Буэнавентуры Дурутти, погибшего в ноябре 1936 года (по некоторым данным, от рук агентов НКВД, обеспокоенных ростом его влияния среди испанских трудящихся). Позже Колонна Дурутти вошла в состав 26-й дивизии сухопутных войск Испанской Республики.
В отличие от других анархистских подразделений, воевавших на стороне республиканцев, Колонна Дурутти отличалась строгой дисциплиной и чётким пониманием своих задач (нанесение точечных ударов по франкистам в ходе уличных боёв). По сути, это была своеобразная попытка создать собственный, республиканский спецназ. Свои навыки бывшие анархисты-республиканцы позже с успехом использовали в рядах дивизии Леклерка.
Структурно Колонна Дурутти подразделялась на группы (30 человек), центурии (100 человек) и батальоны (400 человек). Отметим, что особняком стояли сотни, созданные по подобию казачьих войск, – в них воевали иностранцы-анархисты. Существовало три сотни, названные по именам знаменитых лидеров международного анархистского движения: имени Себастьяна Фора (французы и итальянцы), имени Сакко и Ванцетти (американцы), имени Эриха Мюзама (немцы). Из-за высокой самоорганизации и идейной мотивации иностранцы использовались в самых опасных операциях. Некоторые из них впоследствии попали в дивизию Леклерка вместе со своими товарищами по оружию – испанцами. В частности, в La Nueve в одном из экипажей полугусеничного бронетранспортёра M3 служил немец Йоганн Рейтер – сын офицера германской императорской армии, бывший курсант Мюнхенского военного училища, специалист по вооружению и минированию, высоко ценимый французским командованием.
Учитывая отличные боевые качества, храбрость и горячий нрав испанцев, Леклерк предоставил им относительную свободу, в том числе в выборе командиров. Жозеф Путц был назначен командиром батальона не случайно. В 1936 году он приехал в Испанию, командовал 13-м батальоном имени Анри Барбюса в 14-й интернациональной бригаде «Марсельеза», затем был повышен до подполковника испанской республиканской армии и командовал этой бригадой до апреля 1937 года. В июне 1937 года Путц командовал 1-й республиканской дивизией во время обороны Бильбао. Для испанцев дивизии Леклерка этот человек был непререкаемым авторитетом.
Заместителем командира La Nueve сначала был лейтенант Антонио фон Баумбергхен (наполовину итальянец, наполовину австриец), затем им стал известный испанский республиканец лейтенант Амадо Гранелль Месадо. Командирами секций роты и их заместителями в La Nueve были испанцы: командир первой секции – лейтенант Монтойя (заместитель – сержант Морено), второй – лейтенант Элиас (заместитель – сержант Гарсес), третьей – старший прапорщик Кампос (заместитель – сержант Фабрегас).
Бойцам «Девятки» разрешили прикрепить на форму нашивки с изображением флага Второй испанской республики. Такие же флаги наряду с белой американской пятиконечной звездой в круге и французским лотарингским крестом можно было увидеть на броне боевых машин роты La Nueve. Основными целями, которые ставило французское командование перед этим подразделением, были штурмовые манёвренные действия и разведка.
Kampfgruppe по-французски
Рота была оснащена полугусеничными бронетранспортёрами M3. Эти машины начали поступать в американские войска в 1941 году, впервые были использованы во время обороны Филиппинских островов в 1941-1942 годах, а затем участвовали в операции «Факел» в Северной Африке.
Внешне бронетранспортёр сохранил форму грузового автомобиля. Корпус был сделан из лёгкой 6,35-мм противопульной брони, лобовой лист отделения управления был защищён бронёй 12,7 мм. Именно за эту совсем уж лёгкую защиту, не спасавшую от гранатных и снарядных осколков, американские солдаты называли M3 «Пурпурным сердцем», намекая на американскую медаль за ранение в боевых условиях. Однако скоро к бронетранспортёру привыкли и начали активно его использовать, в частности, во время операций на Сицилии и в Италии. Генерал Омар Брэдли так писал об M3: «Это была очень профессионально сделанная и надёжная машина. Её дурная слава была связана с неопытностью наших солдат, которые порой использовали M3 для решения несвойственных задач». Всего с мая 1941 по сентябрь 1943 года было выпущено 12 499 единиц М3, немало этих бронетранспортёров попало во французские войска генерала де Голля.
Бронетранспортёры роты La Nueve были вооружены 12,7-мм пулемётами Browning M2 HB, часть машин транспортировала американские 57-мм противотанковые орудия М1. Экипаж бронетранспортёра вместе с десантом составлял 13 человек. Личный состав роты насчитывал 148-150 человек. Группа управления состояла из джипа Willys MB (Ford GPW) и двух бронетранспортёров М3. В каждую секцию (а их было три) входило пять бронетранспортёров, один из которых перевозил противотанковое орудие М1. Согласно организационно-штатному расписанию дивизии Леклерка, рота La Nueve входила в дивизионную тактическую группу «Варабиот» (Groupement tactique Warabiot, G.T.V) под руководством командира 501-го бронетанкового полка полковника Варабиота. По сути, это было мобильное подразделение моторизированной пехоты, поддерживающее танковый батальон во время боевых действий, отрезающее пехоту противника и уничтожающее его танки. Французы хорошо усвоили уроки, преподанные им в начале войны немецкими Kampfgruppe, и, как показали дальнейшие бои, в чём-то даже превзошли своих «учителей».
Bande de cosaques
Испанцы творчески отнеслись к названию своих машин. Каждая из них получила своё имя, нанесённое белой краской на броню. Эти имена несли исторический либо культурологический смысл. Даже командирский джип (бортовой номер 95122), на котором ездил капитан Дронн, назывался «Смерть идиотам!» (Mort aux Cons!). Согласно одной из военных легенд, именно с таким криком шли в бой испанские пехотинцы, служившие во французской армии императора Наполеона I. На капоте джипа был установлен небольшой чёрный флажок с изображением черепа и перекрещённых костей, а также надписью «Mort aux Cons!». Генерал Леклерк позже вспоминал: «Я несколько раз приказывал Дронну убрать флажок, но каждый раз упрямые испанцы возвращали его на место. Для них он был подобием талисмана. И в конце концов я махнул на них рукой».
Ротные бронетранспортёры М3 также имели свои прозвища. Среди них были «Эбро», «Теруэль», «Мадрид», «Герника», «Брунет», «Гвадалахара», «Сантандер» (в честь самых значимых событий гражданской войны в Испании), «Адмирал Буиза» (в честь командующего республиканским военно-морским флотом), «Дон Кихот» (в честь известного литературного героя) и «Тунис-43» (в честь недавних боёв в Северной Африке). Анархисты хотели назвать одну из машин «Дурутти» в память о своём лидере, но французское командование воспротивилось столь явной политизации, и испанцы назвали эту машину «Пингвины» (Le Pingouins) то ли в шутку, то ли в честь транспортного судна, перевозившего остатки республиканских войск в Северную Африку. Встречались и отвлечённые прозвища – «Сопротивление», «Освобождение», «Спасение». Было прозвище и вовсе оригинальное ‒ «Мы здесь!» (Nous voila!, бортовой номер 90571). Это был своеобразный шутливый ответ на официальный гимн-марш петеновской республики Виши «Maréchal, nous voilà!» («Маршал, мы здесь!»).
Основополагающим названием для всей истории роты La Nueve стало название бронетранспортёра М3, относившегося к группе управления, ‒ «Казаки» (Les Cosaques, бортовой номер 410782). Сами испанцы-ветераны роты связывали это название со следующей историей. Увидев отчаянную храбрость и бесшабашность испанцев во время боёв в Тунисе, заместитель командира 1-го маршевого полка марокканских спаги подполковник Румянцев, выходец из белоэмигрантов, присоединившийся к де Голлю в 1941 году, шутливо сказал: «Да это настоящая банда казаков (Bande de cosaques)!» Название понравилось испанцам, и сами себя они стали называть по-испански ‒ Banda de cosacos.
Хотелось бы ненадолго остановиться на славянской составляющей дивизии Леклерка. Помимо подполковника Румянцева, в списке личного состава дивизии русские и украинские (либо польские) фамилии встречаются сплошь и рядом: командир 6-й роты 2-го батальона Чадского маршевого полка лейтенант Иванов, командир 5-го эскадрона 1-го маршевого полка марокканских спаги лейтенант Кочановский и многие другие. В самой испанской «Девятке» в группе управления механиком-водителем бронетранспортёра М3 «Спасение» (Rescousse, бортовой номер 410301) служил сержант по фамилии Павлов – по некоторым сведениям, он погиб 11 ноября 1944 года в Эльзасе. Впрочем, это тема отдельного исследования.
Первые бои, первые потери
В ночь с 31 июля на 1 августа 1944 года 9-я рота высадилась на пляже Юта к северу от залива Карантан в Нормандии. Первые боевые столкновения с немецкими войсками у роты произошли в Ренне, Ле-Мане и Шато-Гонтье. Совместно с американцами испанцы участвовали в боях под Алансоном.
Вместе с первым боевым опытом пришли и первые потери. 7 августа 1944 года на французской земле погиб боец La Nueve Андрес Гарсиа, но большие потери и главные победы роты были ещё впереди.
Продолжение следует
Литература:
- Evelyn Mesquida «La Nueve. Los españoles que liberaron París», Ediciones B, 2008
- Castells «Las Brigadas Internationales de la Guerra de Espana», Horas de Espana, Barcelona, 1974
- Batailles&Blindes, N 40, 2019
- Брэдли Кен «Интернациональные бригады в Испании, 1936-1939 годы», Bookbuilders Ltd, Hong Kong, перевод с английского Воротников В.В., 1994
Комментарии к данной статье отключены.