28 августа 1928 года по Киевскому военному округу был издан приказ №273/52, согласно которому создавался Киевский укреплённый район (КиУР). С 1929 по 1932 год на подступах к столице Украинской ССР было построено порядка 246 (в соответствии с отчетом 1937 года, по данным же 1938 года – 267) различных объектов, большую часть которых составляли пулемётные ДОТы с количеством амбразур от одной до четырёх. Самыми интересными, загадочными и дорогостоящими сооружениями были так называемые «мины», и наибольшее количество легенд КиУРа связано именно с ними
Мины, которые не взрываются
Если заглянуть в энциклопедический словарь, то можно обнаружить несколько определений слову «мина». Одно говорит о мине как о средстве заграждения – взрывном снаряде, обычно помещаемом под водой или под землёй. Есть и определение, говорящее о мине как о снаряде миномёта и некоторых других гладкоствольных орудий. Но все они не имеют никакого отношения к фортификации. У специалистов же по оборонительным сооружениям «мина» означает систему ходов, объединяющую между собой различные инженерные объекты. Таких мин под Киевом в 30-е годы построили четыре.
Самой большой миной был ДОТ №401, который и сейчас можно увидеть на окраине села Белогородка Киево-Святошинского района Киевской области. Она соединяет три ДОТа-оголовка: два одноамбразурных и один двухамбразурный. Оголовок представляет собой фактически отдельный ДОТ, единственное отличие которого состоит в наличии прохода или шахты, соединяющей его с общей системой ходов «мины». Одноамбразурные оголовки ДОТа №401 врезаны в склон берега реки Ирпень, а двухамбразурный – располагается на высоте и имеет два этажа, из-за чего мина и считается трёхуровневой. На первом уровне находится система ходов, или, говоря инженерным языком, потерн. Общая протяженность потерн и карманов мины составляет 510 м, что больше, чем Ближние или Дальние пещеры Киево-Печерской Лавры. Помимо гарнизона в 60 человек в мине мог укрываться и переменный гарнизон в 50 человек, предназначенный для проведения контратак против наступающего или обходящего ДОТ противника.
Мина была заложена на глубине 9 метров и согласно технической документации должна была выдерживать попадание одного 155-мм снаряда или 100-килограммовой авиабомбы. Толщина железобетонных стен оголовков составляла 150 см, а перекрытий – 120 см. Столь мощный слой бетона должен был уберечь пулемётчиков, находившихся в оголовках «мины», от попаданий одного 155-мм снаряда или 50-килограммовой бомбы. Следует отметить, что вероятность поражения ДОТа авиабомбой была невысока, так как довольно сложно точно сбросить её на маленький, замаскированный под холм оголовок с самолёта, несущегося на полной скорости .
В мине были предусмотрены три выхода: два горизонтальных из потерн и один из двухамбразурного оголовка. В этот оголовок из мины ведёт вертикальная шахта со скоб-трапом. Один из входов прикрывает специально сконструированный железобетонный блок, устроенный таким образом, что вход в потерну сторожит амбразура, расположенная прямо напротив него. За ней должен был укрываться стрелок с ручным пулемётом, прикрывающий вход в ДОТ. Второй вход такой входной группой оборудован не был, что наводит на мысль о том, что во время боевых действий он мог быть частично засыпан грунтом в целях маскировки. В случае разрушения входной группы или блокирования её противником у гарнизона ДОТа оставалась возможность отрыть запасной вход и контратаковать через него.
Также из потерн ДОТа наверх ведёт шахта, над которой должен был сооружаться замаскированный наблюдательный пункт (НП), с которого командир гарнизона мог бы наблюдать за окружающей обстановкой. Железобетонный НП над шахтой возведён не был, хотя и предусматривался проверяющей комиссией. Также неизвестно, возводился ли над шахтой древесно-земляной НП, и вряд ли удастся установить это наверняка.
ДОТ №401 в действии
Об участии ДОТа №401 в боевых действиях известно крайне мало. Первые немецкие солдаты на берегах реки Ирпень появились 11 июля 1941 года – это были части 1-й танковой группы генерала Эвальда фон Клейста. Танковые и моторизованные подразделения, находившиеся в его подчинении, составляли «наконечник» клина группы армий «Юг», нацеленного на Киев. В тылу группы гремели сражения с отступающими от границы частями Красной армии. Отдельные роты советских солдат иногда даже перерезали дороги, по которым осуществлялось снабжение частей вермахта под Киевом, а между тем, передовые войска Клейста пытались форсировать Ирпень. Наступали они вдоль трассы Житомир–Киев, поэтому и пойму Ирпеня, и саму реку пытались преодолеть в месте, где трасса упиралась в неё.
Однако ещё до войны реку запрудили, в результате чего её широкая пойма превратилась в не менее широкое водохранилище. С началом войны дамба в устье Ирпеня была подорвана, водохранилище стекло, и пойма реки превратилась в полосу жидкой грязи шириной около километра. Мост через реку подорвали при приближении к нему немецких солдат. В последующие несколько дней они пытались прорваться в районе моста, но были остановлены огнём ДОТов, артиллерии и войск полевого заполнения. Именно в этих боях и принимал участие ДОТ №401. Судя по следам попаданий снарядов, подвергался он и обстрелу крупнокалиберной артиллерией, но серьёзных повреждений он ему не нанёс.
Гарнизон ДОТа оставил его неповреждённым утром 19 сентября 1941 года, когда, согласно приказу, отдельные пулемётные батальоны, занимавшие ДОТы КиУРа, покинули их и отступили за Днепр.
В ноябре 1943 года при сдаче Киева немецкими войсками он также не был взорван и остался целым. А во время независимости Украины ДОТ №401 типа «мина» даже попал на широкий экран – в 2006 году в его потернах снимался первый украинский триллер «Штольня».
Комментарии к данной статье отключены.