20-30-е годы ХХ века в Южной Америке выдались неспокойными - войны, перевороты, революции. Особенно много их было в огромной по территории Бразилии. Однако впервые в Южной Америке самолеты как средство достижения военных целей были применены в небольшом государстве Парагвай.
В августе 1904 года в стране вспыхнула революция, которая начиналась как народное движение, однако либеральные преобразования были прерваны многочисленными военными путчами и гражданской войной. Начался период политической нестабильности, причем хаос государственной системы был невероятный: за 36 лет сменилось 21 правительство, а с 1904 по 1922 годы страной правило 15 президентов!
Новый поворот в истории Парагвая произошел тогда, когда радикальная партия раскололась на две фракции: сторонников Гондра и Шаерера. В 1920 году Гондра выиграл очередные выборы, которые не признали сторонники Шаерера. В результате в стране в марте 1922 года началась гражданская война, которая длилась 14 месяцев. Напряженность ситуации наблюдалась и в дальнейшем, фактически страна вошла в нормальное русло только в 1936 году.
В первые пять месяцев 1922 года парагвайской гражданской войны не отмечено применение сторонами самолетов, так как на начало года в Парагвае не было ни одного самолета и ни одного подготовленного военного летчика.
С 27 мая 1922 года политический конфликт в Парагвае перешел в стадию открытого вооруженного противостояния. В тот день полковники Адольфо Чирифе и Педро Мендоса подняли восстание против правительства Эусебио Айала.
Стороны конфликта стали закупать самолеты в соседней Аргентине, причем у частных лиц, что в итоге привело к появлению в стране целой коллекции самых экзотических аппаратов. Понятно, что и летчиков «на войну» находили все в той же соседней стране.
Уже 1 июня 1922 года подписал контракт с «легальным» правительством Айялы парагвайский гражданский летчик Франциско Кусманич, проживавший на тот момент в Буэнос-Айересе. Экипаж допотопного Armstrong Whitworth F.K.8. составил также англичанин «Стюарт» (по всей видимости, это было nom de guerre Фрэнка Шинглетона, обитавшего в то время в Аргентине).
Все прекрасно понимали, что привлечение гражданских летчиков – явление временное, тем более что одновременно правительство смогло подписать контракты с очень опытными летчиками из бывшей Итальянской миссии в Аргентине. Самым известным из них стал ветеран Первой мировой войны сержант Никола Бо, который в начале июня 1922 года вместе с несколькими летчиками прибыл на аэродром Кампо Гранде. На тот момент тут базировалась группировка в составе одного SPAD-Herbement S.XX, двух S.A.M.L. A.3, двух Ansaldo SVA-5 и одного SVA-10.
Первый в истории Южной Америки боевой вылет совершили 29 июня 1922 года Стюарт и Кусманич на F.K.8, сбросив на позиции повстанцев около города Парагуари ручные гранаты и самодельные бомбы.
8 июля Кусманич и Стюарт на F.K.8 под прикрытием Бо на SVA-5 вылетели на штурмовку позиций повстанцев. Сразу после взлета у итальянца начались проблемы с двигателем и летчик немедленно вернулся на свой аэродром, а экипаж F.K.8 продолжил вылет в одиночку. В районе Пираю машина была обстреляна с земли, получила многочисленные пробоины. Стюарт, оценив тяжесть повреждений, сразу стал примеряться для посадки «на брюхо», но Кусманич решил выпрыгнуть из самолета без парашюта, не дожидаясь касания земли и обязательной детонации смертоносного груза, который находился в задней кабине. Ясное дело, что он погиб, впрочем, как и англичанин после взрыва самолета.
Под впечатлением применения авиация руководство повстанцев тоже решило обзавестись собственными воздушными силами. Вскоре в Аргентине им удалось привлечь нескольких летчиков-наемников.
Известны имена только трех: итальянцев Анжело Пескармона (ветеран Первой мировой) и Маззолини, а также некоего «искателя приключений» без национальности Дина Ивана Ламба.
Утром 15 июля Пескармона на Ansaldo SVA-5 не без проблем перелетел из Аргентины в район Санто Тома, где была организована импровизированная авиабаза мятежников. Очень скоро тут базировались уже шесть самолетов.
На фоне такой активности мятежников в августе 1922 года силы правительственной авиации были разделены: несколько человек во главе с Бо перелетели на новый аэродром – Вилларрика, что в 150 км юго-восточнее Асунсьона. В это же время личный состав правительственной авиации пополнился еще двумя итальянцами – Карло Паоли и Дамиано Риззотто. Последний перегнал в Парагвай закупленный правительственными агентами в Аргентине разоруженный бомбардировщик Breguet Bre 14. На этой же машине ас и продолжал летать в ходе своей недолгой карьеры в Парагвае. 25 августа во время рутинного разведывательного полета на его самолете внезапно остановился двигатель. Летчик смог совершить удачную посадку, тем не менее, самолет сгорел, а сам Риззотто решил поскорее вернуться в Аргентину.
Отметим, что потерянный бомбардировщик вскоре был заменен на такой же «демилитаризованный» de Havilland D.H.9. Тогда же прибыл и британец – бывший лейтенант RAF Патрик Хассетт.
В августе пополнились и ВВС мятежников: на «черном рынке» в Аргентине удалось купить три Ansaldo SVA-5 и один SVA-10. На тот момент мятежные ВВС представляли собой весьма разношерстную «команду», куда входили по одному Curtiss JN-4H, Curtiss Oriole и Avro 504K. Все машины базировались на площадке вблизи деревни Кай-Пуэнте. Летчики мятежников выполняли разведывательные вылеты, а также вылеты на бомбардировку вражеских позиций ручными гранатами.
5 сентября 1922 года одноместный Ansaldo SVA-5 мятежников появился на позициями правительственных войск в районе Салитрэ-куэ. На его перехват поднялся лейтенант Хассет на однотипной машине. Вскоре впервые в истории Латинской Америки произошел воздушный бой. Правда, «боем» его можно назвать с некоторой долей условности, так как Хассетт на встречных курсах обстрелял противника из пистолета – пулемета «Томпсон» 45-го калибра без особого видимого результата. Тем не менее, пары очередей хватило, чтобы неизвестный летчик мятежников на большой скорости ушел в направлении Канго. На следующий день – примерно в 8:30 – другой SVA-5 мятежников снова начал штурмовку правительственных войск в районе Салитрэ-куэ. И снова на перехват поднялся Хассетт и снова произошло боестолкновение. Причем в этом случае противник вел ответный огонь. Этот бой был более результативным: самолет мятежников получил несколько пробоин, и летчик был вынужден совершить аварийную посадку недалеко от Канго (при этом аппарат сгорел). Таким образом, воздушную победу Хассета можно считать подтвержденной.
В ходе дальнейших боев из-за отсутствия запчастей у мятежников осталось всего два самолета, но и то ненадолго – в ноябре федеральные войска захватили неповрежденный SVA-5. Последним самолетом мятежников стал двухместный SVA-10, который в итоге из-за нехватки запчастей уже не мог подняться в воздух и в итоге тоже стал трофеем правительственных войск.
Спорадические столкновения с остатками отрядов мятежников, особенно в горных районах, продолжались до мая 1923 года, когда от пневмонии умер лидер повстанцев полковник Чирифе.
Комментарии к данной статье отключены.