• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    0

    Первые над этим материком

    • авиация
    • локальные конфликты
    • Латинская Америка
    Михаил Жирохов
    14 July '14

    20-30-е годы ХХ века в Южной Америке выдались неспокойными - войны, перевороты, революции. Особенно много их было в огромной по территории Бразилии. Однако впервые в Южной Америке самолеты как средство достижения военных целей были применены в небольшом государстве Парагвай.

    В августе 1904 года в стране вспыхнула революция, которая начиналась как народное движение, однако либеральные преобразования были прерваны многочисленными военными путчами и гражданской войной. Начался период политической нестабильности, причем хаос государственной системы был невероятный: за 36 лет сменилось 21 правительство, а с 1904 по 1922 годы страной правило 15 президентов!

    Новый поворот в истории Парагвая произошел тогда, когда радикальная партия раскололась на две фракции: сторонников Гондра и Шаерера. В 1920 году Гондра выиграл очередные выборы, которые не признали сторонники Шаерера. В результате в стране в марте 1922 года началась гражданская война, которая длилась 14 месяцев. Напряженность ситуации наблюдалась и в дальнейшем, фактически страна вошла в нормальное русло только в 1936 году.

    Авиаторы Бо и Кусманич на фоне своего самолета SVA 10 © Antonio Sapienza. Обратите внимание
    на автоматы Томпсона – основное оружие парагвайских летчиков и самодельные авиабомбы в задней кабине

    В первые пять месяцев 1922 года парагвайской гражданской войны не отмечено применение сторонами самолетов, так как на начало года в Парагвае не было ни одного самолета и ни одного подготовленного военного летчика.

    С 27 мая 1922 года политический конфликт в Парагвае перешел в стадию открытого вооруженного противостояния. В тот день полковники Адольфо Чирифе и Педро Мендоса подняли восстание против правительства Эусебио Айала.

    Стороны конфликта стали закупать самолеты в соседней Аргентине, причем у частных лиц, что в итоге привело к появлению в стране целой коллекции самых экзотических аппаратов. Понятно, что и летчиков «на войну» находили все в той же соседней стране.

    Уже 1 июня 1922 года подписал контракт с «легальным» правительством Айялы парагвайский гражданский летчик Франциско Кусманич, проживавший на тот момент в Буэнос-Айересе. Экипаж допотопного Armstrong Whitworth F.K.8. составил также англичанин «Стюарт» (по всей видимости, это было nom de guerre Фрэнка Шинглетона, обитавшего в то время в Аргентине).

    Все прекрасно понимали, что привлечение гражданских летчиков – явление временное, тем более что одновременно правительство смогло подписать контракты с очень опытными летчиками из бывшей Итальянской миссии в Аргентине. Самым известным из них стал ветеран Первой мировой войны сержант Никола Бо, который в начале июня 1922 года вместе с несколькими летчиками прибыл на аэродром Кампо Гранде. На тот момент тут базировалась группировка в составе одного SPAD-Herbement S.XX, двух S.A.M.L. A.3, двух Ansaldo SVA-5 и одного SVA-10.

    Первый в истории Южной Америки боевой вылет совершили 29 июня 1922 года Стюарт и Кусманич на F.K.8, сбросив на позиции повстанцев около города Парагуари ручные гранаты и самодельные бомбы.
    8 июля Кусманич и Стюарт на F.K.8 под прикрытием Бо на SVA-5 вылетели на штурмовку позиций повстанцев. Сразу после взлета у итальянца начались проблемы с двигателем и летчик немедленно вернулся на свой аэродром, а экипаж F.K.8 продолжил вылет в одиночку. В районе Пираю машина была обстреляна с земли, получила многочисленные пробоины. Стюарт, оценив тяжесть повреждений, сразу стал примеряться для посадки «на брюхо», но Кусманич решил выпрыгнуть из самолета без парашюта, не дожидаясь касания земли и обязательной детонации смертоносного груза, который находился в задней кабине. Ясное дело, что он погиб, впрочем, как и англичанин после взрыва самолета.

    Истребитель-бомбардировщик SVA 5, который использовался обеими сторонами конфликта.

    Под впечатлением применения авиация руководство повстанцев тоже решило обзавестись собственными воздушными силами. Вскоре в Аргентине им удалось привлечь нескольких летчиков-наемников.

    Известны имена только трех: итальянцев Анжело Пескармона (ветеран Первой мировой) и Маззолини, а также некоего «искателя приключений» без национальности Дина Ивана Ламба.

    Утром 15 июля Пескармона на Ansaldo SVA-5 не без проблем перелетел из Аргентины в район Санто Тома, где была организована импровизированная авиабаза мятежников. Очень скоро тут базировались уже шесть самолетов.

    На фоне такой активности мятежников в августе 1922 года силы правительственной авиации были разделены: несколько человек во главе с Бо перелетели на новый аэродром – Вилларрика, что в 150 км юго-восточнее Асунсьона. В это же время личный состав правительственной авиации пополнился еще двумя итальянцами – Карло Паоли и Дамиано Риззотто. Последний перегнал в Парагвай закупленный правительственными агентами в Аргентине разоруженный бомбардировщик Breguet Bre 14. На этой же машине ас и продолжал летать в ходе своей недолгой карьеры в Парагвае. 25 августа во время рутинного разведывательного полета на его самолете внезапно остановился двигатель. Летчик смог совершить удачную посадку, тем не менее, самолет сгорел, а сам Риззотто решил поскорее вернуться в Аргентину.
    Отметим, что потерянный бомбардировщик вскоре был заменен на такой же «демилитаризованный» de Havilland D.H.9. Тогда же прибыл и британец – бывший лейтенант RAF Патрик Хассетт.

    В августе пополнились и ВВС мятежников: на «черном рынке» в Аргентине удалось купить три Ansaldo SVA-5 и один SVA-10. На тот момент мятежные ВВС представляли собой весьма разношерстную «команду», куда входили по одному Curtiss JN-4H, Curtiss Oriole и Avro 504K. Все машины базировались на площадке вблизи деревни Кай-Пуэнте. Летчики мятежников выполняли разведывательные вылеты, а также вылеты на бомбардировку вражеских позиций ручными гранатами.

    5 сентября 1922 года одноместный Ansaldo SVA-5 мятежников появился на позициями правительственных войск в районе Салитрэ-куэ. На его перехват поднялся лейтенант Хассет на однотипной машине. Вскоре впервые в истории Латинской Америки произошел воздушный бой. Правда, «боем» его можно назвать с некоторой долей условности, так как Хассетт на встречных курсах обстрелял противника из пистолета – пулемета «Томпсон» 45-го калибра без особого видимого результата. Тем не менее, пары очередей хватило, чтобы неизвестный летчик мятежников на большой скорости ушел в направлении Канго. На следующий день – примерно в 8:30 – другой SVA-5 мятежников снова начал штурмовку правительственных войск в районе Салитрэ-куэ. И снова на перехват поднялся Хассетт и снова произошло боестолкновение. Причем в этом случае противник вел ответный огонь. Этот бой был более результативным: самолет мятежников получил несколько пробоин, и летчик был вынужден совершить аварийную посадку недалеко от Канго (при этом аппарат сгорел). Таким образом, воздушную победу Хассета можно считать подтвержденной.

    В ходе дальнейших боев из-за отсутствия запчастей у мятежников осталось всего два самолета, но и то ненадолго – в ноябре федеральные войска захватили неповрежденный SVA-5. Последним самолетом мятежников стал двухместный SVA-10, который в итоге из-за нехватки запчастей уже не мог подняться в воздух и в итоге тоже стал трофеем правительственных войск.

    Спорадические столкновения с остатками отрядов мятежников, особенно в горных районах, продолжались до мая 1923 года, когда от пневмонии умер лидер повстанцев полковник Чирифе.

    Михаил Жирохов

    Первый эфиопский летчик на Warspot.ru
    Первый эфиопский летчик
    Первый и последний полет «Геркулеса» на Warspot.ru
    Первый и последний полет «Геркулеса»
    Высокое небо Олега Цоя на Warspot.ru
    Высокое небо Олега Цоя
    Поделиться
    • 1
    • 0
    • 0
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Фото дня: операция «Drake» на Warspot.ru
    Фото дня: операция «Drake»
    Warspot о наградах: герой залива Свиней на Warspot.ru
    Warspot о наградах: герой залива Свиней
    «Лайтнинги» над Рио-Коко на Warspot.ru
    «Лайтнинги» над Рио-Коко
    «Скайхоки» над Южной Атлантикой на Warspot.ru
    «Скайхоки» над Южной Атлантикой
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)

    Комментарии к данной статье отключены.

    © 2014 — 2023 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google