Весной 2017 года археологи из музея Дебрецена (Венгрия) при проведении спасательных раскопок на трассе автомагистрали M35 обнаружили могилу знатного воина, похороненного в дубовом гробу вместе с лошадью, оружием и доспехом. Весь комплекс находок относится к первой половине VII века. На эту эпоху пришёлся пик могущества Аварского каганата — государства явившихся из Средней Азии кочевников, ядро которого находилось на территории современной Венгрии. На протяжении без малого двух столетий грозные воины степей держали в страхе внушительную часть европейского континента, от границ Византии до Северной Италии и Баварии. Материалы погребения дают представление о внешнем облике и военном снаряжении аварских воинов.
Погребение
Могила представляла собой прямоугольную яму со скруглёнными углами, по аварскому обычаю ориентированную головой на северо-восток. На дне ямы стоял гроб длиной 2 м, шириной 65 см и высотой 40 см, изготовленный из 40-сантиметровых дубовых досок. Деревянные части не сохранились, но о размерах и форме гроба можно судить по железным скобам, которыми были обиты его углы. Внутри лежал мужчина с оружием и доспехами. В загробном мире его сопровождал конь с седлом и в полной сбруе. В могиле находились и другие сопутствующие предметы.
Благодаря высокому уровню грунтовых вод погребение отлично сохранилось. Однако то же обстоятельство затруднило проведение раскопок: археологам приходилось непрерывно откачивать воду. Бо́льшую часть погребения пришлось извлечь из земли единым блоком и так перевезти в музей Дебрецена. Примерно год ушёл на разбор и консервацию находок. Ещё год заняла их реставрация. Одновременно команда исследователей работала над воссозданием внешнего облика аварского всадника, его лошади, одежды и военного снаряжения. Наконец 2 октября 2019 года в музее Дебрецена открылась выставка «Всадник кагана» (Kagán lovasa), и результаты их трудов увидели посетители.
Всадник
Захоронение принадлежало мужчине, чей рост достигал 172 см, а возраст составлял примерно 30–35 лет. Его внешность имела отчётливую примесь монголоидных черт. Мужчина отличался коренастым телосложением, развитыми мышцами и, судя по всему, крепким здоровьем: к моменту смерти он сохранил все зубы в отличном состоянии. Антропологи не нашли следов кариеса или других повреждений. Каких-либо травм, способных указать на причину смерти, исследователи также не обнаружили. На правом виске был найден след старого, зажившего ещё при жизни воина ранения, нанесённого, вероятно, копьём или стрелой. Наконечник оружия пробил наружный слой кости, но внутрь черепа не вошёл — в противном случае такая рана была бы смертельной. Вероятно, голову защищал шлем, который и спас своему владельцу жизнь. Формирование на месте ранения новой костной ткани указывает на успешный процесс заживления.
Утолщённые кости предплечий говорят о сильных мышцах рук и о высоких нагрузках, которым они подвергались. Кости скелета, а равно доспех, в который был облачён всадник, и шлем, который он носил при жизни, обнаруживают в мужчине воина. Судя по богатству погребального снаряжения, он принадлежал к аварской военной элите — быть может, являлся одним из тяжеловооружённых воинов, входивших в свиту кагана.
Хорошо сохранившиеся кости черепа позволили доктору антропологи Агнес Кустар из Музея Естественной истории и скульптору Андрашу Балике выполнить научную реконструкцию лица. Его причёска, состоящая из длинных волос, заплетённых в косы и перевитых лентами, выполнена на основе византийских описаний.
Доспех
Уникальной находкой стал обнаруженный в погребении ламеллярный пластинчатый панцирь. Хотя в отдельных пластинах и больших фрагментах ламеллярных доспехов аварского периода нет недостатка, это первый полный панцирь, найденный на территории Аварского каганата в Венгрии. При погребении он был положен на дно гроба, под телом покойника, поэтому все части доспеха остались в исходном положении относительно друг друга. Здесь же были найдены фрагменты органического материала — кожаной подкладки доспеха, нитей и даже одежды всадника. Такая полнота находок и их удивительная сохранность даёт археологам важную информацию о структуре и устройстве доспеха и позволяет осуществить его полноценную реконструкцию.
Найденный доспех состоял из приблизительно 500 прямоугольных железных пластин (ламеллий) длиной от 7 до 10 см и шириной от 2,6 до 4 см. Пластины имели несколько выпуклый профиль. Для уменьшения веса в боковой поверхности пластин делался полукруглый вырез. Первоначальная толщина пластин составляла 1–1,5 мм.
При изготовлении доспеха пластины соединялись друг с другом в горизонтальные ряды, которые затем нашивались на кожаную подкладку. Соседние пластины в горизонтальных рядах примерно на треть заходили краем друг на друга. После этого горизонтальные ряды пластин соединялись в крупные секции, при этом верхний ряд примерно на треть заходил на нижний. Таким образом получалось двойное, а то и тройное бронирование, обеспечивавшее воину надёжную защиту от ударов стрел и копий. Отдельные части доспеха составляли крупные секции для защиты верхней части корпуса, наплечники и набедренники.
Конструкция доспеха обеспечивала воину подвижность как в горизонтальной, так и вертикальной плоскости. Чтобы ещё больше увеличить мобильность верхней части корпуса, что критически важно для сражающегося верхом лучника, между третьим и четвёртым рядами пластин мастер вставил промежуточный пояс, состоящий из шести рядов кольчужного плетения.
Результаты рентгенографии показывают, что плохо сохранившаяся кольчуга состояла из крупных колец диаметром 1,4 см. Следов заклёпок на кольцах не было обнаружено — скорее всего, они были сварными. Каких-либо отверстий, в которые могли быть продеты кольца, на пластинах соседних рядов исследователи также не выявили. Похоже, кольчуга крепилась к ним при помощи какого-то приспособления из органического материала.
С внутренней стороны пластин остались отпечатки и фрагменты органического материала — скорее всего, это остатки кожаной подкладки, на которую нашивались ряды железных пластин доспеха. Снаружи края подкладки рантом заворачивались вокруг верхнего и нижнего края пластин и через пробитые в них отверстия прошивались суровой нитью. Нить, вероятно, состояла из шёлковых или, быть может, льняных волокон, поскольку следы соответствующих материалов учёные обнаружили среди органических остатков подкладки. При реконструкции доспеха кожа и нити обрабатывались пчелиным воском. Застёгивался панцирь при помощи кожаных ремней и железных пряжек.
Масса реконструированного доспеха из пластин толщиной 1 мм составляет 12,5 кг. При толщине пластин до 1,5 мм вес доспеха увеличивается до 18 кг.
Одежда и пояс
От одежды всадника сохранились лишь мелкие фрагменты волокон шёлковой ткани и остатки тонко выделанной кожи. В районе ног были найдены органические фрагменты. Земля здесь имела более тёмный цвет, а это указывает на тот факт, что воин носил кожаные сапоги. На реконструкции всадник облачён в шёлковый кафтан, покрой которого, цвет и узоры типичны для своего времени.
Важнейшей деталью одежды всадника был кожаный пояс. Его украшала серебряная с позолотой гарнитура, возможно, византийской работы. Сюда же можно отнести украшенные рельефами драгоценные пряжки, накладки и U-образные окончания ремешков. Бо́льшая часть поясной гарнитуры была разрушена, и общий вид пояса можно восстановить только на основе небольшого количества находок. Реконструируется растительный мотив орнамента драгоценных окончаний ремешков.
Застёгивался пояс железной пряжкой. Элементы гарнитуры включали также железные кольца, к которым подвешивалось оружие. С правой стороны воин носил на поясе железный нож в деревянных ножнах и колчан со стрелами, а слева — меч (также в ножнах) и натянутый лук в футляре.
Меч
Вместе со всадником в могиле покоился его меч. Это был прямой однолезвийный клинок длиной 93,7 см и весом 625,2 г. Как на самом клинке, так и на рукояти сохранились остатки древесины. Учёные выяснили, что рукоять была выполнена из тополя или ивы, а деревянные ножны — из бересты. Деревянные элементы были украшены фольгой из позолоченного серебра с тиснёным рисунком. До нас они дошли в виде отдельных фрагментов, поэтому их реконструкция носит чисто гипотетический характер.
Воин носил меч в ножнах, которые подвешивались к поясу с левой стороны с помощью пары ременных петель, пропущенных через железное кольцо. В верхней и нижней части ножен они соединялись с парой лопастей. Ремешок на каждой из этих лопастей застёгивался железной трапециевидной пряжкой с подвижным центральным язычком. Такая система крепления была характерна для Сасанидского Ирана и Средней Азии того времени.
Лук и стрелы
Главным оружием аварского всадника был большой сложносоставной лук. Отдельные его части изготавливались из различных пород древесины, сухожилий и роговых накладок, а затем при помощи клея все накладки монтировались на деревянную основу. Лицевая сторона лука проклеивалась сухожилиями. Сверху всё покрывалось берестой. Такая конструкция позволяла придать разным частям оружия необходимые свойства: жёсткость — рукояти и рогам, гибкость — плечам. Такой лук отличался мощностью и одновременно гибкостью, поэтому его можно было очень сильно натягивать без риска сломать. При выстреле мощный лук сообщал большую энергию тетиве, что увеличивало дальность полёта стрелы и силу наносимого ею удара. Из византийских источников известно, что авары и другие кочевники были умелыми лучниками, метко поражавшими цели с любого расстояния.
Древесина лука не сохранилась. О его размерах и форме мы можем судить лишь по уцелевшим костяным и роговым накладкам. Всего их было семь: по две слегка изогнутых накладки, вырезанных из оленьего рога (40 и 42 см длиной), крепились с боков каждого из рогов лука, а ещё три костяные накладки 23–25 см длиной охватывали внешнюю и боковые стороны рукояти. Длина лука составляла 163 см. В походе его носили в натянутом состоянии в специальном плоском футляре треугольной формы. Подвешивали этот футляр слева на том же поясе, на котором носили меч и колчан со стрелами.
Обнаруженные в погребении железные наконечники стрел отличаются формами и размерами. Большинство наконечников имело трёхлопастную форму и весило от 13 до 27 г. Все они относились к черешковому типу и насаживались на древко при помощи шипа. Следы древесины показывают, что древки стрел изготавливались из берёзы или клёна. Стрелы носили наконечниками вверх в колчане, расширявшемся в нижней части. Он изготавливался из бересты и сверху обтягивался выделанной кожей. Колчан подвешивался к поясу справа посредством двух ременных петель и пары железных колец.
Лошадь
Дубовый гроб с покойным был установлен на дно выкопанной ямы. После этого рядом с её западной стенкой была выкопана ещё одна, более мелкая, прямоугольная яма, в которую был помещён сопровождавший воина в загробный мир боевой конь. Это был степной жеребец ростом 142 см в холке. В сравнении с современными лошадьми он кажется низкорослым, однако для своего времени это было довольно крупное животное. Его возраст составлял восемь или девять лет.
Лошадь была уложена в могилу головой на юго-запад, с подогнутыми под туловище ногами, имитируя позу спящего животного. На костях черепа археологи обнаружили многочисленные бляшки из позолоченного серебра, украшавшие лошадиную сбрую. Во рту животного сохранились прямые стержневидные псалии, которые продевались в одну из петель окончания грызла.
На спине лошади при помощи ременной подпруги крепилось деревянное седло. Характерная трапециевидная железная ременная пряжка размером 4,2×3,8 см для крепления подпруги была обнаружена с левой стороны костяка животного. О конструкции седла и о его размерах мы можем судить лишь по форме найденных здесь же накладок, выточенных из рогов благородного оленя и предназначавшихся для украшения высоких передней и задней седельных лук. Между обеими луками располагалось сиденье, которое обтягивалось выделанной кожей. Такая конструкция позволяла более равномерно распределять вес всадника по спине лошади и меньше утомляла животное. Последний фактор сыграл немаловажную роль в эффективности аварской конницы на поле боя.
Ещё одной характерной деталью аварской лошадиной сбруи являлась пара петлеобразных железных стремян, располагавшихся по обе стороны от седла. С наружной стороны посередине подошвы у них имеются продольные рёбра. Стремена отличаются размером петель: левое (11,6×12,8 см) меньше, чем правое (12,8×14,4 см).
Источники:
Комментарии к данной статье отключены.