• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    15

    Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть VII

    • ВМВ
    • авиация
    • СССР
    Михаил Быков
    05 August '14

    Данная статья продолжает цикл публикаций, призванный систематизировать информацию о материальной части советских истребительных авиаполков периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

    8-й истребительный авиационный полк был сформирован в ноябре-декабре 1939 года на Черноморском флоте в составе пяти эскадрилий на самолетах И-16, И-153 и И-15бис. В боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны полк участвовал с 22 июня 1941 г. до ее победного окончания в мае 1945-го (с прекращением боевых действий на Черном море летом 1944 г. активной боевой работы не вел).

    3 апреля 1942 г. за проявленную отвагу, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава приказом ВМФ СССР 8-й ИАП был преобразован в 6-й Гвардейский истребительный авиационный полк ВВС ВМФ.

    ​Летчик 8-го ИАП ВВС ЧФ Стефан Войтенко (будущий Герой Советского Союза) в кабине И-153 с надписью «Смерть фашизму!» на борту, сентябрь 1941 г. (фото предоставлено Леонардом Качаном) - Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть VII | Warspot.ru
    Летчик 8-го ИАП ВВС ЧФ Стефан Войтенко (будущий Герой Советского Союза) в кабине И-153
    с надписью «Смерть фашизму!» на борту, сентябрь 1941 г. (фото предоставлено Леонардом Качаном)

    Всего за период участия в боях ВОВ летным составом полка, по официальным данным, выполнено 21 560 боевых вылетов, в воздушных боях сбито 300 самолетов противника.

    В период участия в Великой Отечественной войне полк имел на вооружении и эксплуатировал в боях следующие типы самолетов-истребителей:

    И-15бис, И-153 и И-16. Начало войны 8-й ИАП встретил, имея в боевом составе только самолеты Поликарпова. На 22 июня 1941 г. в составе пяти эскадрилий насчитывалось 37 И-16, 16 И-153 и 9 И-15бис. Все эти типы, постепенно сокращаясь в численности из-за потерь и иногда восполняясь за счет расформированных авиачастей ВВС ЧФ (таких как 96-я ОИАЭ, 101-я ОИАЭ и др.), находились на вооружении части вплоть до окончания обороны Севастополя в конце июня – начале июля 1942 г., когда остатки полка перелетели с аэродрома Херсонес на аэродром Анапа, где все истребители старых типов были выведены из боевого состава 6-го Гв.ИАП и переданы в другие части ВВС ЧФ и ремонтные органы.

    ​Летчики 8-го ИАП ВВС ЧФ за чтением газет на аэродроме возле И-16 (http://waralbum.ru) - Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть VII | Warspot.ru
    Летчики 8-го ИАП ВВС ЧФ за чтением газет на аэродроме возле И-16 (http://waralbum.ru)

    ЛаГГ-3. Первые несколько экземпляров этого типа попали во 2-ю эскадрилью 8-го ИАП в конце июля 1941 г. Максимальной численности – 13 машин – «ЛаГГи» в составе полка достигли, судя по всему, в конце сентября 1941 г., когда 10 самолетов этого типа перелетели на аэродром Сарабуз для ведения боевых действий в районе Армянска, а оставшиеся три экземпляра были включены в состав Фрайдорфской авиагруппы, действовавшей в Крыму. После этого число «ЛаГГов» в полку постепенно сокращалось из-за потерь. Последние несколько машин этого типа поступили в декабре 1941 г., когда 8-й ИАП принял остатки эскадрилий из 9-го, 32-го и 62-го ИАП ВВС ЧФ. 12.10.1942 полк убыл в тыл для доукомплектования и перевооружения, на фронте осталась только одна эскадрилья на самолетах ЛаГГ-3 и Як-1, продолжавшая вести боевую работу в районе Новороссийска. Когда в марте 1943 г. 6-й Гв.ИАП вернулся после доукомплектования на аэродром Геленджик и возобновил боевую работу в полном составе, исправных ЛаГГ-3 в полку, судя по всему, уже не осталось.

    ​МиГ-3 из состава 7-го ИАП ВВС ЧФ, вошедшей в состав 8-го ИАП в январе 1942 г. Аэродром Херсонес, Севастополь, весна 1942 г. (фото предоставлено Леонардом Качаном) - Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть VII | Warspot.ru
    МиГ-3 из состава 7-го ИАП ВВС ЧФ, вошедшей в состав 8-го ИАП в январе 1942 г.
    Аэродром Херсонес, Севастополь, весна 1942 г. (фото предоставлено Леонардом Качаном)

    МиГ-3. Впервые небольшое количество истребителей этого типа попало в боевой состав 8-го ИАП в декабре 1941 г., когда были приняты остатки эскадрилий из 9-го, 32-го и 62-го ИАП ВВС ЧФ. Затем, в январе 1942 г., в состав части была включена прибывшая в Севастополь эскадрилья МиГ-3 из 7-го ИАП ВВС ЧФ. Больше «МиГами» полк не пополнялся, продолжая сохранять тип на вооружении до момента эвакуации полка из Севастополя в конце июня – начале июля 1942 г., после чего все уцелевшие к тому времени МиГ-3 были возвращены в 7-й ИАП.

    ​Як-1 из состава 8-го ИАП ВВС ЧФ. Аэродром Херсонес, Севастополь, весна 1942 г. (кадр кинохроники) - Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть VII | Warspot.ru
    Як-1 из состава 8-го ИАП ВВС ЧФ. Аэродром Херсонес, Севастополь, весна 1942 г. (кадр кинохроники)
    ​Реконструкция внешнего вида Як-1 с предыдущего снимка (рисунок автора) - Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть VII | Warspot.ru
    Реконструкция внешнего вида Як-1 с предыдущего снимка (рисунок автора)

    Як-1. Долгая история пребывания истребителей Яковлева на вооружении 8-го ИАП началась в конце июля 1941 г., когда в полк, вооруженный «коктейлем» из поликарповских машин, поступило некоторое количество самолетов новых типов – Як-1 (в 5-ю эскадрилью) и ЛаГГ-3. Продолжительное время пополнений «Яками» часть не получала, до тех пор пока в декабре 1941 г. 8-й ИАП не принял остатки эскадрилий из 9-го, 32-го и 62-го ИАП ВВС ЧФ, где в числе прочих типов было несколько Як-1. В октябре 1942 г. 6-й Гв.ИАП (за исключением оставленной на фронте одной эскадрильи) был отведен в тыл для доукомплектования и перевооружения и вернулся к полномасштабной боевой работе в марте 1943 г. в полном составе трех эскадрилий, уже целиком укомплектованный самолетами Як-1, которые эксплуатировал до октября того же года, когда полк вновь был выведен на тыловой аэродром Гудаута для перевооружения и доукомплектования. По возвращении на фронт 6-й Гв.ИАП, помимо новой матчасти (см. ниже), некоторое время сохранял в составе несколько «единичек», но они уже не играли какой-либо заметной роли в боевой работе части (на 01.04.1944 полк еще имел 3 Як-1Б, но спустя два месяца в строю уже не осталось ни одного).

    ​Звено Як-9Д из состава 6-го Гв.ИАП ВВС ЧФ в полете над черноморским побережьем, весна 1944 г. Пилот самолета с тактическим № 22 – Герой Советского Союза Михаил Гриб, машину № 31 пилотирует его ведомый Владимир Воронов, в кабине № 26 – Герой Советского Союза Иван Белозеров (K. Geust & G. Petrov «Red Stars In The Sky») - Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть VII | Warspot.ru
    Звено Як-9Д из состава 6-го Гв.ИАП ВВС ЧФ в полете над черноморским побережьем, весна 1944 г. Пилот
    самолета с тактическим № 22 – Герой Советского Союза Михаил Гриб, машину № 31 пилотирует
    его ведомый Владимир Воронов, в кабине № 26 – Герой Советского Союза Иван Белозеров
    (K. Geust & G. Petrov «Red Stars In The Sky»)
    ​Реконструкция внешнего вида Як-9Д с предыдущего снимка (рисунок автора) - Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть VII | Warspot.ru
    Реконструкция внешнего вида Як-9Д с предыдущего снимка (рисунок автора)

    Як-9. Истребителями данного типа 6-й Гв.ИАП был вооружен в октябре 1943 г. на аэродроме Адлер, где личный состав полка получил 36 Як-9Д. «Девятки» составляли основу вооружения части вплоть до окончания активных боевых действий на черноморском ТВД в конце августа 1944 г., после чего полк был в основном перевооружен на Як-3, но при этом некоторое количество Як-9 сохранялось в полку, по всей видимости, до самого конца войны (на 30.09.1944 6-й Гв.ИАП имел в боевом составе 5 «девяток»).

    ​Вручение летчику 6-го Гв.ИАП ВВС ЧФ Борису Маслову именного Як-3, построенного на средства, собранные коллективом Темрюкского районного комитета ВКП(б), осень 1944 г. (фото предоставлено Сергеем Кузнецовым) - Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть VII | Warspot.ru
    Вручение летчику 6-го Гв.ИАП ВВС ЧФ Борису Маслову именного Як-3, построенного на средства,
    собранные коллективом Темрюкского районного комитета ВКП(б), осень 1944 г.
    (фото предоставлено Сергеем Кузнецовым)
    ​Вручение летчику 6-го Гв.ИАП ВВС ЧФ Борису Маслову именного Як-3, построенного на средства, собранные коллективом Темрюкского районного комитета ВКП(б), осень 1944 г. (фото предоставлено Сергеем Кузнецовым) - Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть VII | Warspot.ru
    Вручение летчику 6-го Гв.ИАП ВВС ЧФ Борису Маслову именного Як-3, построенного на средства,
    собранные коллективом Темрюкского районного комитета ВКП(б), осень 1944 г.
    (фото предоставлено Сергеем Кузнецовым)

    Як-3. Новейшие на тот момент и наиболее совершенные самолеты конструкции Яковлева поступили на вооружение 6-го Гв.ИАП в конце августа 1944 г., когда активные боевые действия на Черном море уже завершились. Формально полк еще оставался в составе действующей армии до 09.05.1945, но фактически боевой работы на новых истребителях не вел, сосредоточившись в основном на учебно-боевой подготовке летного состава. На 30.09.1944 в 6-м Гв.ИАП имелось 36 Як-3.

    Шестая часть статьи

    Восьмая часть статьи

    Михаил Быков

    Цвета военного неба: ночные осы британского короля на Warspot.ru
    Цвета военного неба: ночные осы британского короля
    Цвета военного неба: «деревянный солдат» Великобритании на Warspot.ru
    Цвета военного неба: «деревянный солдат» Великобритании
    Цвета военного неба: «пулавщаки» кровавого сентября на Warspot.ru
    Цвета военного неба: «пулавщаки» кровавого сентября
    Поделиться
    • 3
    • 6
    • 1
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Пике длиною в 72 года на Warspot.ru
    Пике длиною в 72 года
    Вынужденные драться на Warspot.ru
    Вынужденные драться
    Самолёты берлинского неба на Warspot.ru
    Самолёты берлинского неба
    Война дальнего бомбардировщика на Warspot.ru
    Война дальнего бомбардировщика
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Неизвестный
    © 2014 — 2022 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google