Границы Египта укреплены самой природой. Средиземное море с севера, каменистые пустыни с востока и запада, пороги Нила на юге — все эти преграды затрудняли проникновение в страну нежелательных гостей. Однако с тех пор как фараоны начали совершать завоевательные походы на сопредельные территории, им пришлось решать вопросы защиты существенно разросшихся египетских владений. С этой целью уже в эпоху Среднего царства египтяне стали возводить гигантские пограничные укрепления.
Символика и функции египетских укреплений
Отличительной чертой египетской архитектуры является её грандиозная монументальность. В какой-то степени все церемониальные здания, включая дворцы, храмы и погребальные комплексы, выражают идею оплота власти и незыблемого порядка. Даже постройки сугубо религиозного значения предполагали наличие хотя бы символических укреплений, предназначенных для того, чтобы защитить порядок внутри стен от окружающего хаоса. Обычно египетские храмы обнесены монументальной каменной стеной с зубчатым парапетом. Вход внутрь укреплён по сторонам парой массивных пилонов, имитирующих современные им крепостные постройки.
Самые ранние известные египетские укрепления строились для защиты городов, а не для обороны границ. Их вид сохраняется в форме иероглифических символов «город» (niwt) и «ограда» (hwt), которые представляют собой прямоугольник стен, снабжённых зубцами или башнями. Ряд изображений укреплённых городов сохранился в Египте с древнейших времён. Роспись гробниц номархов Хети (№ 17) и Бакта III (№ 15) в Бени-Хасан эпохи XI династии представляет сцену осады египетского города в ходе гражданских войн конца I Переходного периода. Эти укрепления состояли из высоких стен, снабжённых массивными башнями. Верх стены увенчан зубчатым парапетом, у основания виден пологий гласис.
Защита границ Египта
В древности границы Египта оберегались естественными барьерами. Когда в эпоху Среднего царства (2055–1650 годы до н.э.) фараоны стали совершать завоевательные походы в сопредельные земли, им пришлось взять на себя дополнительную заботу о границах своих разросшихся владений. Со времён Аменемхета I (1991–1962 годы до н.э.) Восточную Дельту защищала вереница крепостей, известных как Стена князя (inebw heka). Эти укрепления предназначались для защиты от вражеских вторжений из Палестины вдоль прибрежного маршрута, который в древности назывался Путь Гора. Примерно тогда же в Вади Натрун была построена большая крепость, защищавшая Западную Дельту от нападений ливийских кочевников. В период Нового Царства (1550–1069 годы до н.э.) эта оборонительная система пополнилась новыми крепостями, в том числе расположенными в эль-Аламейн и Завиет Умм эль-Ракхам на западе Дельты и Телль Абу-Сафа (Шиле), Телль-эль-Фарама (Пелусий), Телль эль-Хейр (Мигдол) и Телль-эль-Масхута (Пифом) на востоке.
На юге Египта граница с Кушем (Нижняя Нубия) проходила у Первого порога Нила. Здесь находилась знаменитая Элефантина, защищённая не только своим островным местоположением, но и массивной оборонительной стеной. Первоначальное название города Swn означает «место торга» — отсюда происходит современное название Асуан. Оно отражает коммерческий компонент южной границы как источника получения ценных товаров с Юга, в том числе золота, чёрного дерева, страусовых перьев и т.д. Из-за непреодолимого порога товары в этом месте выгружались на восточный берег и далее перевозились по суше. Этот важнейший торговый маршрут между Асуаном и районом Филы защищала глинобитная стена длиной почти 7,5 км, вероятно, построенная во времена XII династии (1991−1783 годы до н.э.). Более поздний сухопутный маршрут у Второго нильского порога в районе Семны был защищён аналогичным укреплением.
Нубийская граница
Во времена Древнего царства (2707–2150 годы до н. э.) египетское присутствие в Нубии было, по-видимому, в основном связано с организовывавшимися время от времени военно-торговыми экспедициями. Вероятно, один из самых первых египетских аванпостов был расположен в Бухене в районе Второго порога. Он мог быть основан ещё в период II династии (2840–2686 годы до н.э.). Найденные здесь надписи датируются правлением фараона Снофру, предпринявшего вторжение в Нубию около 2590 года до н.э. Бухен был защищён большой грубо построенной каменной стеной. При раскопках исследователи обнаружили здесь много медной руды и каменные ступы для её измельчения, что указывает на производившуюся на месте выплавку меди. Согласно имеющимся сведениям, первое поселение в районе Бухена могло просуществовать два столетия, пока египтяне не покинули это место в конце V династии.
В период Среднего царства фараоны XII династии приступили к программе полномасштабной военной экспансии в Нубию. Сенусерт I (1956–1910 годы до н.э.) предпринял ряд военных походов и в конечном итоге подчинил себе всю страну вплоть до второго нильского порога. Завоевательную политику продолжили его преемники, особенно правнук Сенусерт III (1878–1841 годы до н.э.), который совершил не менее четырёх больших походов в Нубию. Египтяне разрабатывали здесь золотоносные рудники, прокладывали дороги, а для защиты завоёванных территорий воздвигли длинную цепь из 17 крепостей, располагавшихся в наиболее уязвимых точках южного торгового пути вдоль Нила. Эти укрепления являются впечатляющими образцами египетской военной архитектуры эпохи Среднего царства. Большинство из них безвозвратно исчезли под водами озера Насер после строительства Асуанской плотины. К счастью, немало ценных сведений об этих памятниках было собрано в ходе работы Нубийской археологической экспедиции в 1959–1969 годах.
Все крепости расположены в стратегически важных пунктах на высоких скалистых отрогах западного берега Нила или примыкающих к нему островах, в речных теснинах, у порогов или в местах переправ. Высокое положение позволяло часовым на башнях наблюдать за рекой на многие километры вокруг и эффективно контролировать все коммуникации. Предполагается, что гарнизоны также могли обмениваться сигналами и оказывать один другому помощь в случае нападения. Несомненное сходство архитектуры и строительных технологий, а также месторасположение укреплений создаёт впечатление, что все они создавались как единый проект. Прежде все фортификационные постройки датировались эпохой Сенусерта III, однако со временем выяснилось, что значительная их часть возведена на месте более ранних построек Сенусерта I. Видимо, уже тогда были сложены стены Бухена, а также возведены крепости Иккур и Кубан, возможно, также Семна и Кумма, впоследствии перестроенные его правнуком.
Теснина Семны
Фортификационное строительство фараонов XII династии в Нубии напрямую связано с демаркацией новой линии границы. Примерно в 50 км южнее Второго нильского порога в Семне, где реку с обеих сторон сжимают скалы и её ширина не превышает 360 м, на западном берегу была возведена крепость, которая в древности называлась «Могущественны владения Хакаура» — таково было тронное имя Сенусерта III. Крепость имела размеры 50×60 м и необычную Г-образную форму в плане, что диктовалось топографией скального основания. С северной, западной и южной сторон её окружали сухой ров и дополнительная стена. С восточной стороны скалистый откос спускался к берегу реки. Массивные стены толщиной 6,8 м и высотой не менее 10 м были сложены из сырцового кирпича и укреплены горизонтальными деревянными балками. Нижняя часть стены была практически отвесной, а верхняя располагалась под углом в 20° к вертикали. Внутрь крепости вели двое ворот на северной и южной сторонах. Численность гарнизона крепости оценивается в пределах от 300 до 800 человек солдат и членов их семей.
Напротив Семны, на восточном берегу реки, в местности, которая в наши дни называется Кумма, находилась ещё одна крепость. Она имела прямоугольную в плане форму и размером была поменьше первой. Внутрь крепости вели ворота, а небольшая калитка обеспечивала связь с берегом. Гарнизон Куммы мог насчитывать от 40 до 100 человек. Ещё один форт был построен примерно в 1 км к югу от главного укрепления, также на западном берегу реки, у входа в речную теснину (Южная Семна). Стены шириной 12 м у основания были возведены на искусственной террасе, вырубленной в скале. Снаружи стены окружал сухой ров шириной 7,50 м и ещё один укреплённый пояс шириной 4 м. Меньшие фортификации были построены вниз по течению на острове Уронарти, а также в Шалфаке, Аскуте и Мейнарти на западном берегу реки. Все укрепления были способны передавать и принимать визуальные сигналы друг от друга, а также от укреплений, расположенных далее к северу.
Участок вокруг Второго порога
В районе Второго порога находился ещё один комплекс укреплений, который включал большие крепости Миргисса и Бухен, а также ряд вспомогательных фортов меньшего размера. Миргисса располагалась на западном берегу Нила, у самого сложного участка пути, где лодки, плывущие с юга на север, должны были причаливать к берегу. Археологи обнаружили следы стапеля из дерева и глины, по которому лодки перетаскивались на 2 км в обход порога. Крепость здесь заложил Сенусерт I, а его правнук значительно её расширил и перестроил. В плане она представляла собой прямоугольник площадью 4 га, периметр которого был обнесён двойной стеной 6-метровой толщины. Массивные угловые башни достигали в высоту более 12 м. Оба входа с северной и юго-восточной стороны были защищены рвом. Ворота представляли собой огромные сооружения с преграждающей путь решёткой и массивными деревянными створками. Гарнизон внутри крепости мог насчитывать от 250 до 450 человек.
На противоположном берегу на маленьком островке находился небольшой форт Дабенарти. Ниже по течению на западном берегу и прилегавшем к нему островке располагались Доргинарти и Мейнарти.
Самой знаменитой египетской крепостью является Бухен, возведённый ещё ниже по течению. Его грандиозные оборонительные сооружения включали внешнюю стену длиной более 700 м и толщиной 4 м, снабжённую 32 выступающими башнями на расстоянии 22 м одна от другой. Эта стена, вероятно, первоначально предназначалась для защиты рабочих, сооружавших сложные внутренние укрепления цитадели. Для её строительства использовался необработанный камень, в то время как другие крепости обычно возводились из необожжённых кирпичей. Обращённая к пустыне западная стена имела пять больших башен, а также огромную центральную башню (47×30 м), которая предназначалась для защиты главных ворот. Этот входной комплекс постепенно перестраивался и всё более усложнялся. На конечном этапе он включал трое ворот и два внутренних двора, изолированные друг от друга системой подъёмных мостов и решёток, а также массивными деревянными створками. С наружной стороны стены защищал сухой ров шириной 6 м и глубиной 3 м, который повторял контур стен и выступающих башен. Внутренние стенки рва покрывал толстый слой гипсовой штукатурки.
Внутренние укрепления цитадели возведены на каменном основании 1,5 м высотой и охватывают пространство 150×138 м. Стены имеют толщину 5 м, их высота составляет не менее 11 м. Здесь также имелись квадратные угловые и прямоугольные промежуточные башни, расположенные с интервалом в 5 м одна от другой. С трёх сторон цитадель защищал ров шириной 7,3 м и глубиной 3,1 м. Входом в цитадель служили западные ворота, которые, как и внешние укрепления, представляли собой массивную башню с двойными деревянными створками и подъёмным мостом. Для лучников на стенах и башнях крепости предназначались три ряда бойниц, которые позволяли им вести плотный перекрёстный огонь по атакующим. Внутреннее пространство крепости имело регулярную сетчатую планировку кварталов, которые под прямым углом пересекались сетью прямых улиц. Специализированные зоны внутри крепости включали складские помещения, ремесленные мастерские, солдатские казармы и жилища офицеров. Исходя из расчётов жилых и складских помещений, численность гарнизона в Бухене, возможно, приближалась к 2000 человек.
Между Вторым и Первым порогами
К северу от Бухена, между Вторым и Первым нильскими порогами, находилось ещё несколько крепостей, крупнейшей из которых являлась Аниба. Археологические свидетельства позволяют датировать её эпохой Сенусерта I. Выбор местоположения на западном берегу реки не был определён каким-либо важным стратегическим преимуществом. Однако в отличие от остальных крепостей, расположенных в пустынной местности, Аниба находилась в районе, где имелось достаточно многочисленное нубийское население. Возможно, её гарнизон был единственным из всех, что предназначался для военного контроля над самими нубийцами. Расцвет Анибы относится к периоду Нового царства, когда она стала одним из важнейших центров египетской администрации в регионе. В конце эпохи ХХ династии был укреплён Каср Ибрим, расположенный на противоположном берегу Нила, прямо напротив Анибы.
Самая северная крепость Куббан, расположенная в 100 км от Асуана, относится к эпохе Древнего царства. Её местоположение в устье Вади эль-Аллаки, главного золотодобывающего региона Нубии, говорит о том, что она предназначалась для защиты египетской добычи меди и золота в этом районе. В правление Сенусерта I здесь была построена большая крепость прямоугольной формы, напоминавшая современные ей постройки Анибы и Миргиссы. Остатки крепости были сильно разрушены в XIX веке. Она мало подвергалась археологическому изучению вплоть до того момента, пока не оказалась утрачена окончательно.
Назначение фортификаций
Хотя сохранившиеся в документах названия — «Покорение Нубии» (Южная Семна), «Защита от луков» (Кумма) и «Отражение троглодитов» (Уронарти) — не оставляют сомнений в их ожидаемой функции, размах и мощь воздвигнутых египтянами на границе Нубии укреплений создаёт у современных историков диссонанс между исходящим на этом направлении уровнем угрозы и гипертрофированным ответом, который на неё был дан. В этом плане мощные стены укреплений являлись в первую очередь монументальной пропагандой, рассчитанной на внешний эффект: напыщенные проявления одержимости фараонов XII династии идеей порядка и господства. Реальная работа, которую приходилось выполнять укреплениям, связана с поддержанием царской монополии на вывоз из Нубии золота, слоновой кости и других импортировавшихся оттуда товаров. Об этой функции напрямую заявлял текст стелы, установленной Сенусертом III в Семне:
«Южная граница, проведенная на 8-м году правления царя Верхнего и Нижнего Египта Хакауры [Сенусерта III], которому дарована жизнь во веки веков, для того, чтобы ни один кушит не мог пересечь её, по воде или по суше, на корабле или вместе со своими стадами; кроме того, кто прибыл в Икен [Миргисса] для торговли или с поручением. К этим следует относиться благосклонно во всех отношениях, но ни одному судну кушитов не должно быть позволено проходить мимо Хе [Семна?], направляясь на север, навсегда».
Набор донесений из Семны, который, вероятно, датируется, третьим годом правления Аменемхета II, то есть примерно 1841 годом до н.э., содержит свидетельства о наличии патрулей и пристальном наблюдении за всеми передвижениями чужеземцев в окрестностях Второго порога. Какой бы тривиальной ни была эта информация, вся она пересылалась в военный штаб в Фивах. В этих письмах наглядно прослеживаются два основных элемента египетской военной организации: внимание египетских военных и чиновников к мельчайшим деталям и существование сложной цепочки передачи информации от командиров к рядовым.
Литература:
- Авдиев, В.И. Военная история Древнего Египта. — Т. II. — М: АН СССР, 1959.
- Белова. Г.А. Египтяне в Нубии. — Москва: Наука, 1988.
- Shaw, I. Egyptian warfare and weapons. — Shire Publications, 1991.
- Morkot, R.G. Historical dictionary of ancient Egyptian warfare. — Oxford, 2003.
- Lawrence, W. Ancient Egyptian Fortifications // Journal of Egyptian Archaeology. — 1965. — Vol. 51. — P. 69–94.
- Vogel, K. The Fortifications of Ancient Egypt 3000–1780 BC. — Osprey Publishing, Fortress 98. — 2010.
- Spalinger, A.J. War in Ancient Egypt. New Kingdom. — Oxford: Blackwell Publishing, 2005.
- Bestock, L. Ancient Egypt in Contemporary Africa: New Excavations at the Island Fortress of Uronarti: https://www.youtube.com
Комментарии к данной статье отключены.