Первую мировую войну часто называют «первой войной пропаганды». Это не совсем правильно, так как средства пропаганды применяли и ранее. Но эта война стала поистине первой «мультимедийной», когда к печатному слову, изобразительному искусству и фотографии добавился тогда ещё «великий немой» — кинематограф. Выдающийся израильский государственный и политический деятель Абба Эвен когда-то отметил: «Пропаганда — это искусство убедить других в том, во что сам не веришь!» И действительно, в условиях войны первой задачей для поддержания боевого духа как на фронте, так и в тылу стало уничижение врага, буквально втаптывание его в грязь с одновременным возвеличиванием всего «своего». Впрочем, изучая австро-венгерское наследие, нам придётся признать: не всё было так примитивно.
С началом Первой мировой военные власти всех участвовавших в ней государств создали специальные органы, призванные в первую очередь контролировать (или, проще говоря, цензурировать) исходящую информацию. Не менее важным было признано направление фронтовых новостей в правильное для государства идеологическое русло. Рассмотрим, как это было сделано в Австро-Венгрии.
Приказом от 28 июля 1914 года при Верховном командовании (Armeeoberkommandos) австро-венгерских вооружённых сил была создана военная пресс-служба общей армии (k.u.k. Kriegspressequartier (KPQ)). Во главе неё встал оберст Генерального штаба (позже повышенный в звании до генерал-майора) Максимилиан фон Хоен (Max Ritter von Hoen). В результате многочисленных реорганизаций системы военного управления после восшествия на престол императора Карла в марте 1917 года фон Хоена на этом посту сменил оберст Генерального штаба Вильгельм Эйснер-Бубна (Wilhelm Eisner-Bubna). Он оставался главным военным пропагандистом габсбурской монархии до конца войны.
В первый год «Войны всех войн» было также создано общее для Австрийской империи и Венгерского королевства «Телеграфное бюро» (k.u.k. Telegraphen-Korrespondenz-Bureau). Кстати, оно существует и поныне, но уже под другим названием — «Австрийское пресс-агентство» (Austria Presse Agentur (APA)). Это был официальный рупор габсбургской монархии на международной арене. KPQ фактически стало его подразделением.
![Гостиница Stelzer на улице Кетцергассе в пригороде Вены Родаун. Во время Первой мировой войны здесь было расквартировано KPQ. Фото около 1900 года, здание не сохранилось de.wikipedia.org - Пером, кистью и объективом: творчество в дыму сражений | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/065/346/content/gasthof_stelzer_rodaun_1900-0470ed5cb80e699e20c07ed7c6e8e31f.jpg)
de.wikipedia.org
Вскоре после начала войны было признано, что для полноценной работы KPQ необходимо привлечь к сотрудничеству не только писателей и журналистов, но также художников, фотографов и кинодокументалистов.
Все сотрудники KPQ находились на полном государственном содержании, им выдавали обмундирование, а к нему специальные жёлто-чёрно-жёлтые (в государственных цветах Австрийской империи) нарукавные повязки с надписями белого цвета «PRESSE», «KUNST» или «KRIEGSPRESSEQUARTIER». Эти повязки были разработаны ещё в 1910 году, задолго до войны. Их изготавливали из хлопчатобумажной ткани, ширина была определена в 5,4 см, а длина — приблизительно в 50 см. Повязки следовало носить на левой руке выше локтя.
![Нарукавная повязка военного художника - Пером, кистью и объективом: творчество в дыму сражений | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/065/236/content/armbinde-kunst-2e51c9ef8e2a9788baee2458820ea3b6.jpg)
Группа художников
Группой художников (Kunstgruppe) в 1914–1916 годах руководил оберст Вильгельм Йон (Wilhelm John), который в 1909–1918 годах возглавлял Военно-исторический музей (k.u.k. Heeresmuseums (HGM)), радующий любителей военной истории и поныне. С 1916 года и до конца войны пост командира группы художников занимал майор Георг Собичка (Georg Sobicka).
![Вильгельм Йон, около 1930 года de.wikipedia.org - Пером, кистью и объективом: творчество в дыму сражений | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/065/345/content/hgm_wilhelm_john-441d777ef756cf295ad227e42652f02e.jpg)
около 1930 года
de.wikipedia.org
Первоначально местом «штаб-квартиры» художественной группы выбрали военный архив (k.u.k. Kriegsarchiv), располагавшийся в здании военно-исторического музея (k.u.k. Heeresmuseum) — именно туда художники сдавали свои работы, и именно оттуда они распределялись по музеям, выставкам и государственным учреждениям. Весной 1916 года управление группой переехало в венскую Академию изящных искусств.
Военные власти не пустили дело на самотёк — было издано «Предписание по живописному освещению войны» (Vorschrift für die bildliche Berichterstattung im Kriege), в котором, в частности, говорилось о задачах художников:
«…эффективно, на уровне современной пропаганды, донести до граждан страны и за рубежом информацию о вооружённых силах в правильном свете, подготовить материалы для последующих исторических исследований, прославляющие подвиги в искусстве и литературе».
Согласно этой инструкции художники должны были изыскивать «…эффектные и интересные моменты фронтовой жизни», а военное начальство всячески им в этом помогать. При этом не обязательно требовалось отображать только бравурную и победоносную сторону деятельности армии — широко использовались и угнетающие мотивы, призванные передать тяготы и лишения военной жизни.
![Афиша выставки работ сотрудников KPQ, 1916 год de.wikipedia.org - Пером, кистью и объективом: творчество в дыму сражений | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/100/601/content/kunstausstellung-fd132ddf06aa0a3936a4cd4f996159ef.jpg)
de.wikipedia.org
Пейзажисты должны были в первую очередь обращать внимание на окружающую природу, чтобы после войны создавать монументальные полотна, призванные прославить победы австро-венгерской армии. Портретисты — в карандашных рисунках запечатлеть как можно больше генералов и офицеров, выдающихся героев войны, а создание монументальных живописных портретов также оставалось делом будущего. Куда более важная роль отводилась мастерам жанровой живописи — они должны были в кратчайшие сроки создавать как можно больше пусть и не очень высокохудожественных картин, но таких, которые можно было быстро перевести на пропагандистские открытки и предоставить для печати в прессе. Как правило, их сюжеты были посвящены конкретным подвигам. Художников командировали на фронт, и они были обязаны еженедельно выдавать минимум один эскиз и ежемесячно сдавать минимум одну картину.
Конечно, мало кто знал о существовании такого «творческого плана», поэтому художников на фронте считали лодырями, нашедшими выгодную и безопасную синекуру и не подвергавшимися никакой опасности. Впрочем, стоит признать, что по сравнению с жизнью фронтовиков эти представления были не такими уж далёкими от правды. Гораздо большей свободой и уважением пользовались скульпторы, не покидавшие тыла, а потому и не попадавшиеся на глаза фронтовикам.
Конкуренция между художниками была огромна — в KPQ обращались и маститые мэтры, и неизвестные самоучки. Отбор был тщательным и зависел не только от художественного мастерства, но и от скорости работы, и даже от происхождения — нужно было соблюдать пропорцию между выходцами из Австрийской империи и Венгерского королевства. Немаловажную роль в отборе играло и то, что к концу войны вооружённые силы требовали всё больше и больше «пушечного мяса», причём вне зависимости от того, какими талантами человек обладал кроме возможности прицеливаться и нажимать на спусковой крючок. Может быть, именно из-за этого в группу художников привлекли шесть женщин, некоторые из которых оставили немалый след в искусстве ХХ века.
За годы войны было организовано 33 выставки, которые экспонировались не только в Австро-Венгрии, но и за рубежом. В общей сложности на них было выставлено более 9000 работ (!).
![Командующий 5-й армией генерал от инфантерии Светозар Бороевич фон Бойна позирует для портрета. Постойна (Словения), 1916 год bildarchivaustria.at - Пером, кистью и объективом: творчество в дыму сражений | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/065/303/content/4810879-a43919d07678e6314ae282cd86ec28c3.jpg)
Постойна (Словения), 1916 год
bildarchivaustria.at
Фредерика («Фрици», «Фредди») Ульрейх (Friederike Ulreich, 1865–1936) была самой пожилой художницей в группе. Она происходила из семьи офицера и была инвалидом. В 1914 году Ульрейх начала сотрудничество с KPQ и в этом же году была направлена на Балканский фронт. Оттуда она привезла много картин, среди которых особое место занимали изображения руин Белграда и солдатских могил. Весь свой гонорар художница передала в фонд помощи инвалидам австро-венгерской армии.
![Фредерика Ульрейх, «Военный мост под Белградом», 1915 год. Военно-исторический музей (Вена, Австрия) de.wikipedia.org - Пером, кистью и объективом: творчество в дыму сражений | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/099/320/content/hgm_ulreich_kriegsbr-cke_belgrad-8f05c7800c2203ce1b59ea63fc812da3.jpg)
de.wikipedia.org
Гелен Арнау (Helene Arnau, 1870–1958), дочь придворного актёра, в молодости училась в венской Академии изящных искусств на скульптора. В феврале-мае 1917 года работала на фронте в Каринтии.
Стефани Холленштайн (Stephanie Hollenstein, 1886-1944) была самой молодой сотрудницей KPQ. Она отличилась тем, что переодевшись в мужское платье, записалась в тирольское ополчение (k.k. Standschützen) и даже участвовала в боях.
Среди мастеров мужского пола также можно выделить выдающихся художников.
Альбин Эггер-Линц (Albin Egger-Lienz, 1868–1926) — автор, возможно, наиболее известной (по крайней мере, часто цитируемой) австрийской картины на тему Первой мировой войны — «Безымянные», которая была написана в 1916 году и вынесена в заголовок этой статьи. Эггер-Линц был незаконнорожденным сыном церковного художника, рано проявил талант, обучался в мюнхенской Академии изящных искусств, неоднократно получал награды за своё мастерство. В 1909 году он стал членом объединения «Венский сецессион». На следующий год ему предложили стать профессором венской Академии изящных искусств, но в дело вмешался всесильный наследник престола Франц Фердинанд — его оскорбил подарок императору от художника к 60-летию восшествия на престол, представленный на специально организованной к юбилею выставке. Эрцгерцог посчитал, что картина «Пляска смерти Девятого Года» (Der Totentanz von Anno Neun) непатриотична и недостаточно благочестива для престарелого монарха. Сама работа была посвящена сбору австрийского ополчения в 1809 году в период Наполеоновских войн. Ещё до вступления Италии в Первую мировую войну, в апреле 1915 года, Эггер-Линц, не служивший срочную службу в вооружённых силах, записался добровольцем в тирольский ландштурм (k.k. Standschützen). На войне талант художника пригодился прежде всего в рытье окопов и маскировке казематов горной крепости Томбио (Tombio). От этого ужаса Эгер-Линца спас полковой врач, поставивший 47-летнему художнику диагноз «проблемы с сердцем в высокогорье». Оставив фронт, Эггер-Линц начал сотрудничество с KPQ и много рисовал для австрийского Красного Креста, «Отдела военного попечительства» (Kriegsfürsorgeamt) и других благотворительных организаций. С мая 1916 года он творил только у себя в студии.
Антон Файстауэр (Anton Faistauer, 1887–1930) происходил из крестьянской семьи, проживавшей в Тироле. Художественное образование получил в частной школе, а затем в венской Академии изящных искусств. В 1916 году художника призвали в 59-й пехотный полк общей армии и направили на фронт. В 1918 году он был признан непригодным к строевой службе и прикомандирован к KPQ, в котором занимался главным образом организацией выставок.
Фердинанд Андри (Ferdinand Andri, 1871–1956) был сыном позолотчика скульптур, в первую очередь освоил искусство резьбы по дереву, а образование получил сначала в Государственной индустриальной школе в Инсбруке, а потом в венской Академии изящных искусств. Как и Эггер-Линц, он был членом «Венского сецессиона» и в 1905–1906 годах даже возглавлял это объединение. В 1915 году Андри подал заявление на сотрудничество в KPQ, которое было удовлетворено. В ноябре–декабре того же года он работал в Белграде, в 1916 году ездил сначала в Черногорию и Албанию, а потом в горные массивы Ортлер и Доломитовые Альпы на Итальянском фронте. В 1918 году находился при командовании 10-й армии в Тироле. Много работал на «Детский фонд» (Kinderhilfswerks) и «Фонд помощи военным инвалидам» (Kriegsinvalidenstiftung).
Александр Деметриус Гольц (Alexander Demetrius Goltz, 1857–1944) родился в семье инженера путей сообщений и вырос в Вене. Художественное образование получил сначала в мюнхенской, а затем венской Академиях изящных искусств. Первоначально Гольц приобрёл славу исторического живописца, затем — пейзажиста и портретиста. Позже он стал известным художником театральных декораций. Наиболее известной работой Гольца во время сотрудничества с KPQ стала картина «Осада Антверпена в 1914 году», на которой он изобразил расчёт 30,5-см мортиры (к сожалению, обнаружить её в интернете нам не удалось).
Ганс Ларвин (Hans Larwin, 1873–1938) родился в Вене в семье изготовителя вееров. У него рано обнаружили талант и отдали учиться сначала в Венскую школу декоративно-прикладного искусства, а затем, с 1889 года, в венскую Академию искусств. Здесь его учителями были известнейшие живописцы Австрийской империи: с 1891 года — Кристиан Грипенкерл, с 1893 года — Август Айзенменгер, с 1894 года — Казимир Похвальский. Ещё во время учёбы Ларвин стал призёром Золотой медали Фюгера (с 1836 по 1997 год золотую степень этой награды получили всего 27 художников!). В 1898 году Ларвин получил Римский грант (Rompreis) — государственную стипендию на поездку по Италии для рисования. Он также посетил Мюнхен, Париж и Нидерланды, в 1907 году был удостоен Малой золотой государственной медали (Kleine Goldene Staatsmedaille), на следующий год — Императорского гранта (Kaiserpreis), в 1913 году получил уже Большую золотую медаль (Große Goldene Staatsmedaille), в первый год войны — Грант Фридриха Добнера фон Добенау (Friedrich Dobner von Dobenau-Preis), а в 1915 году — Венский грант (Preis der Stadt Wien). В 1914 году 40-летний художник, имея звание лейтенанта резерва, подал заявку на сотрудничество с KPQ. С 18 августа 1917 по ноябрь 1918 года Ларвин был в командировках на различных фронтах, некоторые из его работ этого периода теперь хранятся в Военно-историческом музее в Вене.
![Ганс Ларвин, «Солдат и Смерть», 1917 год. Военно-исторический музей (Вена, Австрия) de.wikipedia.org - Пером, кистью и объективом: творчество в дыму сражений | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/100/533/content/hans_larwin_soldat_und_tod_1917-dbfd9628d7d501c3affee5ff6088eca0.jpg)
de.wikipedia.org
Макс фон Пош-Габленц (Max Edler von Poosch-Gablenz, 1872–1968) родился в Поле (ныне — Пула, Хорватия) в семье морского офицера. С 1889 года он учился в венской Академии искусств, а затем — в Веймарской художественной школе. Чтобы отточить свой талант, молодой художник путешествовал по Италии, Бельгии, Нидерландам и Скандинавии. Являясь офицером резерва, с началом Первой мировой войны Пош был мобилизован и служил командиром гаубичной батареи на Восточном фронте. Осенью 1915 года он подал заявление о сотрудничестве с KPQ, куда был принят 20 октября. Кисти гауптмана Поша принадлежит изображение Дунайской флотилии. В 1916 году его командировали на Албанский фронт, а затем на Итальянский в Южном Тироле (горные массивы Ортлер и Вальсугана). В ноябре 1916 года Пош работал с авиацией 11-й армии. В мае 1918 года император наградил его Рыцарским крестом австрийского Ордена Франца Иосифа с Военным отличием и Мечами (Ritterkreuz des Franz-Joseph-Ordens mit Kriegsdekoration und Schwertern), что дало право на личное дворянство с обязательными добавлениями к фамилии: «Edler» — «благородный», предикат «фон» и территориальное имя «Габленц». В KPQ фон Пош состоял до сентября 1918 года.
В межвоенный период художник продолжал работать, был очень популярен, и его работы даже приобрели для будущего Музея фюрера (Führermuseum) в Линце. После войны его привлекли к восстановлению росписи залов венского Военно-исторического музея, который пострадал во время авианалёта в 1944 году.
Оскар Ласке (Oskar Laske, 1874–1951) родился в Черновцах в семье промышленного архитектора. Он окончил архитектурный факультет венской Академии изящных искусств, но в 1904 году переключился на живопись. Ласке является автором серии акварелей, изображающих пейзажи, жанровые сценки, городскую архитектуру и написанных после путешествий по Европе и Северной Африке. Также Ласке был известен как график и книжный иллюстратор. В Первую мировую войну он служил офицером в Галиции, с 1915 года — на Итальянском фронте на реке Изонцо. Затем сотрудничал с KPQ.
Карл Фридрих Гсур (Karl Friedrich Gsur, 1871–1939) был сыном известного скульптора и гравёра Карла Людвига Гсура. Получил образование в венской Академии изящных искусств, путешествовал по Тунису, Франции и Нидерландам. С началом Первой мировой войны как офицер ландштурма был призван в действующую армию и служил порученцем (Ordonnanzoffizier) при штабе 25-й пехотной дивизии для связи с 4-м «Хох- и Дайчмайстера» и 84-м «барона фон Больфраса» пехотными полками общей армии, а также 10-м егерским батальоном «оберста Карла фон Копаля». В этом качестве художник участвовал в боевых действиях при Комарове, Львове, над Бугом и при Сапанове. В мае 1917 года его назначили ординарцем эрцгерцога Петера Фердинанда, а в ноябре произвели в гауптманы. Одновременно с октября 1914 года Гсур активно сотрудничал с KPQ, куда регулярно отсылал свои работы. Заслуги художника и солдата были отмечены сначала Военной медалью заслуг, а затем Рыцарским крестом Ордена Франца Иосифа.
Людвиг Генрих Юнгникель (Ludwig Heinrich Jungnickel, 1881–1965) был сыном плотника из Восточной Баварии. Когда будущему художнику исполнилось четыре года, семья переехала в Мюнхен, где Людвиг учился в Школе прикладного искусства (Kunstgewerbeschule). Когда мать умерла, Людвиг с младшим братом переехали в Рим, где старший Юнгникель зарабатывал, продавая туристам рисунки архитектуры «Вечного города». Итальянский археолог Орацио Маручи предложил ему зарисовывать коллекцию ватиканского музея. Рисунки были настолько хороши, что вскоре Людвиг уже копировал картины, а затем был направлен в монастырь Танцберг в Клагенфурте, чтобы выучиться на церковного художника. В 1899 году он поступил на отделение живописи венской Академии изящных искусств. Художник много путешествовал и много учился, получил признание и множество наград. В конце 1915 года Юнгникеля призвали в германскую армию, в которой он прослужил шесть месяцев, но на фронт так и не попал. В 1918 году получил австрийское гражданство.
Александр Пок (Alexander Pock, 1871–1950) окончил венскую Академию изящных искусств. Талант художника проявился в изображении военных и лошадей, благодаря чему на него обратил внимание наследник престола эрцгерцог Франц Фердинанд. Сразу после начала войны Пок был призван в KPQ. Художник посетил фронты в Галиции, Трансильвании, на Изонцо и в Южном Тироле. Он сделал множество эскизов карандашом и, возвращаясь в свою мастерскую, немедленно переводил их в картины маслом.
Оскар Кокошка (Oskar Kokoschka, 1886–1980), выдающийся художник и писатель, яркий представитель австрийского экспрессионизма, родился в семье, ведущей своё происхождение от пражских ювелиров. Художественное образование получил в Венской школе прикладного искусства (Universität für angewandte Kunst Wien), где одним из его преподавателей был Густав Климт. На разразившуюся Первую мировую войну Оскар пошёл добровольцем и попал на фронт в Галиции, где получил пулевое ранение в голову (из-за чего потерял ушную раковину) и тяжёлое штыковое ранение в лёгкое. Удивительно, но после этих ранений Кокошке удалось вернуться в расположение своих войск. После лечения он поступил на службу в KPQ и в 1916 году был откомандирован на фронт на Изонцо.
![Оскар Кокошка, «Автопортрет» listal.com - Пером, кистью и объективом: творчество в дыму сражений | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/099/345/content/oskar_kokoschka-b5b2d831ea8bc39c915287a2d2467085.jpg)
listal.com
Альфред Базель (Alfred Basel, 1876–1920) был сыном венского владельца фабрики. Как и Кокошка, он окончил Венскую школу прикладных искусств, путешествовал по Италии и Германии. Служил офицером резерва, поэтому в марте 1915 года был призван в чине лейтенанта в действующую армию. Вместе с 4-й армией воевал в Галиции, участвовал в наступлении в Царстве Польском, попал на фронт в Карпатах. После болезни Базель был комиссован осенью 1915 года и начал сотрудничать с KPQ. В 1916 году он посетил военную флотилию на Висле, фронты в Карпатах, Албании, на Изонцо и в степной части Украины.
Журналисты
К сотрудничеству с KPQ удалось привлечь и многих выдающихся мастеров пера. Среди них были не только журналисты, известные с довоенных времён, но и те, чей талант расцвёл уже после крушения габсбурской монархии. Упомянем наиболее известных из них.
Художник и писатель, идейный вдохновитель венской художественной школы фантастического реализма Альберт Пэрис Гютерсло (Albert Paris Gütersloh, настоящие имя и фамилия Альберт Конрад Китрейбер (Albert Conrad Kiehtreiber), 1887–1973). В 1914 году издавал журнал «Knockabout», из которого после начала войны был приглашён к сотрудничеству с KPQ.
Дизайнер, писатель и иллюстратор произведений Достоевского и Эдгара По, соучредитель «Нового мюнхенского художественного объединения» (впоследствии — «Синего всадника») Альфред Кубин (Alfred Leopold Isidor Kubin, 1877–1959).
Писатель и впоследствии командир венской Красной Гвардии, участник Гражданской войны в Испании Эгон Эрвин Киш (Egon Erwin Kisch, 1885–1948) считается одним из величайших репортёров в истории журналистики. Происходил из пражской семьи торговцев текстилем. В октябре 1904 году после окончания школы пошёл однолетним добровольцем в армию, но из-за постоянных конфликтов с военным начальством, которое считало его анархистом, бóльшую часть службы провёл под арестом. Звания офицера резерва не получил, и был уволен в запас капралом.
Одним из самых ярких эпизодов в предвоенной профессиональной деятельности Киша стало освещения событий вокруг «Дела Редля». В начале Первой мировой войны он был призван в родной полк и отправлен на фронт в Сербию, где вместе со своими товарищами пережил позор первого поражения на реке Дрина. В феврале 1915 года вместе с частями 8-го корпуса был переброшен на Восточный фронт, а 18 марта получил тяжёлое ранение. После выписки из госпиталя Киш был признан непригодным к воинской службе. В 1916 году работал в Дьюла (Венгрия) военным цензором в этапной команде. В 1917 году (уже будучи в звании лейтенанта) написал прошение о переводе в Вену в военную пресс-службу, где был поставлен приводить пресс-релизы в соответствие с официальной гасбургской пропагандой. Эта работа окончательно сформировала взгляды Киша как абсолютно левые.
![Эгон Эрвин Киш в Мельбурне, 1934 год de.wikipedia.org - Пером, кистью и объективом: творчество в дыму сражений | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/099/350/content/egon_erwin_kisch-2eed476d522604742b59c3e6555f0e78.jpg)
de.wikipedia.org
Писатель, драматург и эссеист Роберт Музиль (Robert Musil, 1880–1942) родился в семье профессора гимназии. Офицер запаса, он с энтузиазмом принял начало войны, уехал из Берлина, где работал редактором одной из газет, и уже 20 августа 1914 года записался добровольцем в ландштурм города Линца. К этому времени Музиль был известным литератором, и ему предлагали воспользоваться проблемами со здоровьем (у него имелись проблемы с нервами и сердцем) и выбрать себе нестроевую должность в тылу. Сначала он охранял границу с Италией в Южном Тироле в должности командира 1-й роты 24-го маршевого батальона ландштурма, затем нёс службу около Тренто, где чуть не погиб под лавиной. В сентябре 1915 года Музиль чуть не погиб от авиационной стрелы, сброшенной с итальянского военного самолёта — этот эпизод биографии позже стал частью рассказа «Чёрный дрозд». Весной 1916 года он перенёс тяжёлое инфекционное заболевание, в октябре был назначен ответственным редактором «Тирольской солдатской газеты» (Tiroler-Soldatenzeitung) и занимал этот пост до февраля 1917 года. С марта 1918 года работа Музиля была связана с KPQ — он стал редактором солдатской газеты «Родина» (Heimat).
![Обер-лейтенант резерва Роберт Музиль, 1918 год de.wikipedia.org - Пером, кистью и объективом: творчество в дыму сражений | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/099/458/content/robert-musil-mit-seinen-auszeichnungen-um-1918-d3057be4179c5a6832c4aedbc92f3570.jpg)
de.wikipedia.org
Писатель-экспрессионист, мастер магического реализма и литературы ужасов Леопольд Перуц (Leopold Perutz, 1882–1957). Отец Леопольда торговал текстилем в городке Раковник в 50 км от Праги. 1 октября 1903 года Леопольд поступил однолетним добровольцем в 8-й Пражский ландверный полк (k.k. Landwehrregiment Nr. 8 Prag), однако оказался плохим учеником, и его оставили дослуживать на общих основаниях второй год. В запас он вышел в звании капрала. Так как писатель страдал близорукостью, то с началом Первой мировой войны его не призвали. Только в августе 1915 года Перуц был направлен на четырёхмесячный курс военной подготовки под Будапешт, а в конце марта 1916 года отправлен на Восточный фронт, где под Рогатином 4 июля получил лёгкое огнестрельное ранение. Впоследствии его всё же произвели в лейтенанты, а в августе 1917 года направили на работу в военную пресс-службу.
![Лео Перуц, 1926 год de.wikipedia.org - Пером, кистью и объективом: творчество в дыму сражений | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/099/351/content/leo_perutz_-1882-1957-229661eb2ec7ecc794694f5e5a3f3818.jpg)
de.wikipedia.org
Журналист, фотограф, писатель и путешественница Алиса Шалек (Alice Therese Emma Schalek, 1874–1956) работала под псевдонимом Пауль Михаэли (Paul Michaely). Родилась в семье венского рекламщика. В 1914 году стала одним из организаторов благотворительной организации «Чёрно-жёлтый крест» (Schwarz-Gelbe-Kreuz), которая заботилась о воинах. В 1915 году Алиса Шалек начала сотрудничество с военной пресс-службой и писала корреспонденцию из Доломитовых Альп, с Сербского (Южного) фронта и с фронта на реке Изонцо — горы были ей особенно близки, так как она была заядлой альпинисткой. За свою благотворительную деятельность Шалек в 1917 году была удостоена Золотого Креста заслуг с Короной на ленте Медали за храбрость — очень необычной для женщины награды. В том же году она оставила профессию военного репортёра (предположительно, из-за того, что её патриотические отзывы о войне были подвергнуты уничижительной критике в обществе).
Писатель, поэт и драматург, основатель существующего поныне Зальцбургского театрального фестиваля Гуго фон Гофманшталь (Hugo von Hofmannsthal, 1874–1929) происходил из семьи с чешскими, еврейскими и ломбардскими корнями. Его прадед Исаак Лев Гофман выкрестился в православную веру и за успехи в развитии австрийской промышленности был возведён в рыцарское достоинство императором Фердинандом I. После первого курса юридического факультета Венского университета Гуго против отцовской воли записался однолетним добровольцем в 6-й драгунский полк (k. u. k. Dragoner-Regiment Friedrich Franz IV. Großherzog von Mecklenburg-Schwerin, Nr. 6), расквартированный в Брно и Годонине (Моравия) и после прохождения службы стал офицером резерва. Когда грянула Первая мировая война, фон Гофманшталю уже исполнилось 40 лет, он был женат и имел слабое здоровье, поэтому его призвали офицером в ландштурм и направили на службу в Истрию. Позже он получил назначение в «Отдел военного попечительства» (Kriegsfürsorgeamt), ездил с лекциями и выступлениями, в том числе за границу.
![Гуго фон Гофманшталь, 1910 год de.wikipedia.org - Пером, кистью и объективом: творчество в дыму сражений | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/099/352/content/nicola_perscheid_-_hugo_von_hofmannsthal_1910-ace1567c5c6bff91023dcd59a7c8c514.jpg)
1910 год
de.wikipedia.org
Журналист и писатель-юморист Александр Рода Рода (Alexander Roda Roda, 1872–1945). Родился в еврейской семье тюремного надзирателя в Хорватии. После окончания Венской школы права 1 октября 1893 года начал военную карьеру в корпусном артиллерийском полку в Аграме (ныне — Загреб, Хорватия). В 1894 году принял христианство, в 1899 году поменял фамилию с Шандора Розенфельда (Sándor Friedrich Rosenfeld) на Рода, а в 1906 году — на Рода Рода. В 1907 году из-за «дискредитации офицерской чести» был лишён воинского звания. В ответ Рода Рода отнёс свой мундир портному, который пришил к нему красную (как у генералов на шинели) подкладку — в нём писатель выступал перед публикой, этот наряд стал его визитной карточкой. С 11 августа 1914 года был военным корреспондентом «Ной Фрай Пресс» и до 1917 года написал для газеты более 700 статей.
![Теодор Майерхофер, «Александр Рода Рода», не позднее 1907 года geni.com - Пером, кистью и объективом: творчество в дыму сражений | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/065/251/content/roda_roda_1907-f81e6ceb992f3ad8c1be34997c164379.png)
«Александр Рода Рода»,
не позднее 1907 года
geni.com
Писатель и драматург Ференц Молнар (Ferenc Molnár, 1878–1952) считается самым великим венгерским драматургом ХХ века. Родился в семье будапештского врача. В 1914 году был призван в армию и отправлен на фронт в Галицию, откуда присылал корреспонденцию в свою газету «Вечер», откуда её перепечатывали «Морнинг Пост Лондон» и «Нью-Йорк Таймс». В 1916 году статьи были собраны в книгу «Военный дневник корреспондента», за которую император наградил Молнара Орденом Франца Иосифа.
![Ференц Молнар, 1941 год de.wikipedia.org - Пером, кистью и объективом: творчество в дыму сражений | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/099/353/content/ferenc_moln-r_1941-8b74b4dc28fc482f757a1e8cb6c43bdc.jpg)
de.wikipedia.org
Писатель Роберт Михель (Robert Michel, 1876–1957). Родился в семье государственного служащего. В 1890 году поступил в пражскую Школу кадетов, в 1895 году в звании лейтенанта был переведён в Вену, в 1911–1914 годах работал в военном архиве. В 1914 году начал сотрудничать с военной пресс-службой, писал военные рассказы и повести. В 1915–1917 годах служил секретарём комиссии Министерства иностранных дел по вопросам оккупированных территорий в Польше и Галиции. В 1917-1918 годах — на фронте, дослужился до майора. В последние два месяца войны руководил Городским и Академическим театром Вены.
![Майор Роберт Михель, 1918 год de.wikipedia.org - Пером, кистью и объективом: творчество в дыму сражений | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/065/252/content/robert_michel1918-ca635e6cc1f1c6e2ead1616356337278.jpg)
1918 год
de.wikipedia.org
Австрийский и американский писатель-экспрессионист Франц Верфель (Franz Viktor Werfel, 1890–1945). Родился в семье известного в Праге производителя перчаток. В 1911–1912 годах прошёл службу однолетним добровольцем в одном из полков, расквартированных в Праге. В 1915–1917 годах служил на Восточном фронте в Галиции, после чего начал сотрудничество с военной пресс-службой.
Фотографы
Австро-венгерская армейская пресс-служба широко задействовала военных фотографов. Официальным рупором фотопропаганды вооружённых сил двуединой монархии была еженедельная газета «Наш воин» (Unsere Krieger). Сегодня более 33 000 фотографий периода Первой мировой войны хранятся в фотоархиве Австрийской национальной библиотеки.
![Военный фотокорреспондент, Владимир-Волынский, март 1918 года de.wikipedia.org - Пером, кистью и объективом: творчество в дыму сражений | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/065/248/content/kriegsphotograph_03-1918-1c85cef2a1de286d7b9f3f4ead324540.jpg)
de.wikipedia.org
Одним из самых известных фотографов, сотрудничавших с KPQ, был Хуго Эйво (Hugo Eywo, 1877–1953). Впоследствии известный и как актёр, и как кинооператор, Хуго происходил из древнего аристократического рода, его отец сражался против инсургентов на стороне мексиканского императора Максимилиана I (младшего брата Франца Иосифа). В 1914 году Эйво создал в Вене информационное фотоагентство «Illustrationsbüro Wiener Photo-Centrale».
Кинематографическое отделение
В 1915 году в структуре KPQ появилось специфическое отделение «Filmexpositur», основанное австрийским пионером кинематографии графом Александром «Сашей» Йозефом Коловрат-Краковским (Alexander «Sascha» Joseph Graf Kolowrat-Krakowsky, 1886–1927). Коловрат-Краковский спас многих деятелей кино от призыва в армию и отправки на фронт, привлекая их в свою творческую группу. Кинематографисты были подотчётны военному архиву.
В течение войны к сотрудничеству с KPQ было привлечено около 550 журналистов и деятелей искусств, в том числе 346 художников. Конечно, большинство из них были патриотами, преданными делу родины и монархии, но были и те, кто за пропагандистской работой скрывался от фронта, и даже такие, которых насильно задействовали против их желания. Однако, наблюдая за результатами их творчества сегодня и тем более сравнивая с наследием более поздних войн, можно смело утверждать, что австро-венгерские власти не ставили целью одурачить своих граждан. Наоборот, в пропагандистском изобразительном искусстве Австро-Венгрии видны попытки донести правду о тяготах и ужасах войны.
При подготовке материала использованы публикации автора в периодической печати
Комментарии к данной статье отключены.