• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 21 March '21
      «Умное» оружие за мгновенье до…
    • 20 March '21
      Лётчик как лучший друг диверсанта
    • 18 March '21
      Прозвища «серых волков»
    • 11 March '21
      Слишком поздно и слишком мало
    • 09 March '21
      Новое поколение РПГ
    • 08 March '21
      Бой у Соколово
    • 08 March '21
      Катерина Сфорца: в поисках любви, в обретении власти
    • 07 March '21
      В США вновь заинтересовалась реактивными ранцами
    • 06 March '21
      Одиссея «Чёрной бригады»
    • 05 March '21
      12 пуль для генерала фон Бризена
    • 02 March '21
      Завершение анапской эпопеи
    • 02 March '21
      Пистолеты Ярыгина
    17

    Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть XI

    • ВМВ
    • авиация
    • СССР
    Михаил Быков
    21 September '14

    Данная статья продолжает цикл публикаций, призванный систематизировать информацию о материальной части советских истребительных авиаполков периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

    32-й истребительный авиационный полк был сформирован в марте 1938 г. на Черноморском флоте на основе 24-й и 29-й отдельных истребительных авиаэскадрилий ВВС ЧФ в составе четырех эскадрилий на самолетах И-16 и И-15бис. В боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны полк участвовал с 22 июня 1941 г. до момента исключения некоторых частей ВВС ЧФ из состава действующей армии 11 ноября 1944 г.

    31 мая 1943 г. за проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава приказом ВМФ СССР 32-й ИАП ЧФ был преобразован в 11-й Гвардейский истребительный авиационный полк ВВС ВМФ.

    ​Летчик 32-го ИАП ЧФ старший лейтенант Борис Филимонов в кабине И-16 с надписью «За Сталина», сентябрь 1941 г. (K. Geust & G. Petrov, «Red Stars In The Sky») - Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть XI | Warspot.ru
    Летчик 32-го ИАП ЧФ старший лейтенант Борис Филимонов в кабине И-16 с надписью «За Сталина»,
    сентябрь 1941 г. (K. Geust & G. Petrov, «Red Stars In The Sky»)
    ​Реконструкция внешнего вида И-16 с предыдущего фото. Внешний вид хвостовой части дан предположительно (рисунок автора) - Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть XI | Warspot.ru
    Реконструкция внешнего вида И-16 с предыдущего фото. Внешний вид хвостовой части дан
    предположительно (рисунок автора)

    Всего за период участия в боях ВОВ летным составом полка, по официальным данным, выполнено более 15 000 боевых вылетов, в воздушных боях сбито 304 самолета противника. В период участия в Великой Отечественной войне полк имел на вооружении и эксплуатировал в боях следующие типы самолетов-истребителей:

    ​«Аэрокобры» (тактические №№ 24 и 25) из состава 11-го Гв.ИАП ЧФ на полевом аэродроме, 1943 г. (http://trizna.ru/forum) - Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть XI | Warspot.ru
    «Аэрокобры» (тактические №№ 24 и 25) из состава 11-го Гв.ИАП ЧФ на полевом аэродроме, 1943 г.
    (http://trizna.ru/forum)

    И-15бис, И-153 и И-16. На момент начала боевой работы 32-й ИАП имел в боевом составе 42 И-16, 29 И-153 и 3 И-15бис. Первые два типа использовались в боях, по всей видимости, до конца осени 1941 г., постепенно сокращаясь в численности из-за потерь и отсутствия пополнений. Дольше всех в полку задержались самые старые машины Поликарпова – бипланы И-15бис, которых в составе полка на начало июля 1942 г. еще насчитывалось 13 штук. Последние «бисы» использовались, судя по всему, вплоть до вывода полка на доукомплектование и перевооружение в середине ноября 1942 г.

    ​Летчики 11-го Гв.ИАП ЧФ на фоне «Аэрокобры» с непросматриваемой индивидуальной эмблемой и пятью звездочками воздушных побед, 1944 г. (K. Geust & G. Petrov, «Red Stars In The Sky») - Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть XI | Warspot.ru
    Летчики 11-го Гв.ИАП ЧФ на фоне «Аэрокобры» с непросматриваемой индивидуальной эмблемой и
    пятью звездочками воздушных побед, 1944 г. (K. Geust & G. Petrov, «Red Stars In The Sky»)

    МиГ-1 и МиГ-3. На начало войны в составе полка было 12 новейших на тот момент истребителей Микояна и Гуревича. «МиГи» находились в эксплуатации до середины 1942 г., ближе к концу этого периода в основном простаивая из-за отсутствия запасных частей. На 03.07.1942 в составе 32-го ИАП еще имелось 4 МиГ-3, но все они были в неисправном состоянии.

    ​Технический персонал 11-го Гв.ИАП ЧФ готовит «Аэрокобру» (тактический № 19) к боевому вылету, 1944 г. (K. Geust & G. Petrov, «Red Stars In The Sky») - Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть XI | Warspot.ru
    Технический персонал 11-го Гв.ИАП ЧФ готовит «Аэрокобру» (тактический № 19) к боевому вылету, 1944 г.
    (K. Geust & G. Petrov, «Red Stars In The Sky»)
    ​Реконструкция внешнего вида «Аэрокобры» с предыдущего фото (рисунок автора) - Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть XI | Warspot.ru
    Реконструкция внешнего вида «Аэрокобры» с предыдущего фото (рисунок автора)

    Як-1. Истребители Яковлева находились на вооружении полка непродолжительное время: в сентябре 1941 г. они поступили для оснащения 5-й эскадрильи, которая в полном составе была передана в 8-й ИАП ВВС ЧФ в конце ноября того же года. При этом в полку остался один неисправный экземпляр Як-1, который после ремонта использовался в 1942 г. (на 03.07.1942 был в боевом составе части).

    ​«Аэрокобра» (тактический № 9) из состава 11-го Гв.ИАП ЧФ на полевом аэродроме (K. Geust & G. Petrov, «Red Stars In The Sky») - Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть XI | Warspot.ru
    «Аэрокобра» (тактический № 9) из состава 11-го Гв.ИАП ЧФ на полевом аэродроме
    (K. Geust & G. Petrov, «Red Stars In The Sky»)

    ЛаГГ-3. Машины Лавочкина, Горбунова и Гудкова впервые поступили в 32-й ИАП в сентябре 1941 г. В 1942 г. они составляли «львиную долю» вооружения полка, на которой летный состав вел основную часть боевой работы. На 03.07.1942 в боевом составе имелось 14 ЛаГГ-3, которые были сданы в другие полки ВВС ЧФ перед выводом полка в тыл в середине ноября 1942 г.

    ​Один из асов 11-го Гв.ИАП ЧФ Герой Советского Союза Дмитрий Зюзин в кабине своей «Аэрокобры» с индивидуальным обозначением в виде латинской буквы “W” и 15 звездочками воздушных побед (K. Geust & G. Petrov, «Red Stars In The Sky») - Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть XI | Warspot.ru
    Один из асов 11-го Гв.ИАП ЧФ Герой Советского Союза Дмитрий Зюзин в кабине своей «Аэрокобры»
    с индивидуальным обозначением в виде латинской буквы “W” и 15 звездочками воздушных побед
    (K. Geust & G. Petrov, «Red Stars In The Sky»)

    «Аэрокобра» (Bell P-39 Airacobra производства США). С 16.11.1942 до середины мая 1943 г. полк боевой работы не вел. Находясь на отдыхе и доукомплектовании на тыловом аэродроме Абаша (Грузия), личный состав сначала изучал и осваивал самолеты Як-1 и ЛаГГ-3, а с апреля приступил к освоению истребителей «Аэрокобра». Полк был полностью укомплектован американскими самолетами и возобновил боевую работу 20.05.1943, после чего «Аэрокобры» оставались на вооружении части до момента исключения 11-го Гв.ИАП из состава действующей армии в ноябре 1944 г.

    Десятая часть статьи

    Двенадцатая часть статьи

    Михаил Быков

    Цвета военного неба: «Глупыши» на палубе авианосца на Warspot.ru
    Цвета военного неба: «Глупыши» на палубе авианосца
    Цвета военного неба: операция «Боденплатте» на Warspot.ru
    Цвета военного неба: операция «Боденплатте»
    Цвета военного неба: уцелевшие после разгрома на Warspot.ru
    Цвета военного неба: уцелевшие после разгрома
    Поделиться
    • 2
    • 0
    • 2
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Фото дня: результат ночного тарана над Ленинградом на Warspot.ru
    Фото дня: результат ночного тарана над Ленинградом
    Ложка меда в бочке дегтя на Warspot.ru
    Ложка меда в бочке дегтя
    Тяжёлое испытание для испытателей на Warspot.ru
    Тяжёлое испытание для испытателей
    «Сталинские соколы», которые никуда не улетали на Warspot.ru
    «Сталинские соколы», которые никуда не улетали
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Неизвестный
    wargamming.net © 2014 — 2021 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google