Утром 17 марта 1944 года над седыми волнами Баренцева моря разыгралась трагедия. При ударе по немецкому конвою из-за несогласованности действий командиров групп истребители люфтваффе и корабельные зенитчики сбили основную ударную силу ВВС СФ в этом вылете — всю четвёрку низковысотных торпедоносцев «Бостон». Вылет закончился не только большими потерями, но и минимальным уроном для врага. Однако день ещё не закончился, и караван пока оставался в зоне досягаемости авиации.
Несмотря на потери в первой атаке, командование ВВС СФ готовило вторую, и для этого требовались разведывательные данные. После посадки ударных групп, Командующий ВВС принял решение нанести повторный удар по конвою противника в районе Эккерёй. Уточнив боевой состав частей, начальник штаба ВВС СФ в 13:50 отдал предварительные распоряжения командирам частей о подготовке к повторному вылету.
Командирам 5-й МТАД и 6-й ИАД надлежало выделить шесть торпедоносцев Ил-4 9-го Гв.МТАП и восемь истребителей-бомбардировщиков «Киттихаук» 27-го ИАП для удара под прикрытием 16 «Аэрокобр». Кроме того, удар по конвою должна была нанести четвёрка Ил-2 46-го ШАП, прикрытая шестью «Киттихауками» и шестью «Яками».
Самолёты-разведчики 118-го РАП по-прежнему следили за конвоем, обнаружив его в 15:00 южнее Вардё, а в 16:31 в районе мыса Кибергнес. Над целью было ясно. Разведданные были переданы изготовившимся к старту ударным машинам. Но, как и прежде, первыми к конвою для фиксации результатов удара отправились два «Спитфайра»-фоторазведчика.
Начальник штаба ВВС дал последние указания командирам частей о взаимодействии групп, порядке удара и приказал готовиться к вылету. В отличие от утреннего вылета, на этот раз в атаку на конвой сначала пошла группа штурмовиков.
В правильной последовательности
В 16:42 с аэродрома Кильдин стартовали шесть «Киттихауков» 27-го ИАП (ведущий — лейтенант А.П. Анучин), которые должны были выполнять функцию непосредственного прикрытия. В 17:00 с аэродрома Пумманки поднялись четыре штурмовика Ил-2 46-го ШАП (ведущий — лейтенант В.М. Скопинцев). В 17:05 следом за штурмовиками взлетели пять Як-9 и один Як-1 20-го ИАП (ведущий — капитан А.П. Шипов) — ударная группа прикрытия.
В 17:06 все три группы собрались над аэродромом и пошли к цели. Уже в 17:13 экипажи обнаружили конвой северо-восточнее острова Эккерёй. Немецкие истребители не успели среагировать, и штурмовики устремились в атаку.
В 17:18–17:23 (по разным документам) штурмовики атаковали немецкие корабли. Бомбы, сброшенные «Илами», в цель не попали, но от пушечно-пулемётного огня на канонерской лодке К-3 добавилось двое, а на охотнике за подводными лодками UJ-1208 трое раненых. О том, что успеха добились именно лётчики 46-го ШАП, можно судить исходя из положения обоих кораблей в ордере конвоя. Они находились в головной части конвоя, которая атакам истребителей-бомбардировщиков «Киттихаук» не подвергалась. Немцы не остались в долгу: экипаж охотника за подводными лодками NH-06 утверждал, что сбил один самолёт, но фактически потерь у «Илов» не было.
Немецкие истребители атаковали группу уже на выходе из атаки. В это время при выходе из пикирования пилоты «Киттихауков» лейтенанты Б.Г. Ермилин, В.К. Ващенко, младшие лейтенанты Н.Г. Алфёров и К.Н. Чередниченко атаковали немецкий гидросамолёт, патрулирующий на малой высоте в хвосте каравана.
В этот момент советские истребители сами были перехвачены четырьмя Bf 109. Из-за ошибки ведомого они зашли в хвост самолёту лейтенанта Ващенко и стали его поочерёдно атаковать. Воспользовавшись тем, что ведущий «Мессершмитт» проскочил вперёд, Ващенко атаковал его, выпустив с дистанции 200–100 метров две длинные пулемётные очереди. По докладу лётчика, немецкий истребитель резко клюнул носом вниз и врезался в воду в 10–15 км восточнее каравана, а сам лейтенант на повреждённом «Киттихауке» стал змейкой уходить на свою территорию. При этом он подвергался настойчивым атакам «Мессершмиттов». На горящем истребителе Ващенко решил сесть на аэродром Пумманки, но, поняв, что это сделает невозможной посадку штурмовиков 46-го ШАП, сел на вынужденную в 1–2 км южнее аэродрома. На земле «Киттихаук» сгорел, а лейтенант В.К. Ващенко получил ожоги лица и рук.
Остальные три пилота звена «Киттихауков» в это время отражали атаки на тяжело повреждённый Ил-2, который отстал от строя. В итоге все четыре самолёта благополучно добрались до района аэродрома Пумманки. Немцы пытались атаковать и основную группу из трёх Ил-2, но их отогнали пилоты «Яков» 20-го ИАП.
При отходе советских самолётов от цели в 10–12 км восточнее мыса Эккерёй капитан А.П. Шипов обнаружил на 200–300 м ниже себя пару Ме-109, пытавшихся снизу атаковать Ил-2, и дал команду: «Прикрыть, атакую». Вслед за этим парой сзади сверху атаковал ведущего пары Bf 109. После одной очереди с дистанции 30–20 м под ракурсом 1/4 «Мессершмитт» упал в море в 10–12 км восточнее мыса Эккерёй.
Ведомый Bf 109, видя атаку советских самолётов, стал набирать высоту. Младший лейтенант И.С. Михайлов со своей парой пошёл за ним. В 12–15 км западнее острова Хейнесаари при преследовании этого «Мессершмитта» в хвост младшему лейтенанту Михайлову зашла другая пара Bf 109. Советский лётчик, заметив опасность, передал по радио ведомому младшему лейтенанту Н.В. Россошанскому: «Атаковать переднего». Сам он связал боем два Bf 109 на виражах.
Одновременно в район боя подошли ещё четыре Bf 109. Капитан Шипов, забравшись парой выше самолётов противника, перешёл в атаку на одну из пар противника и сзади сбоку под ракурсом 1/4–2/4 с дистанции 60–70 метров сбил ведомого Bf 109. Тот упал в море в 10–12 км северо-западнее острова Хейнесаари. «Яки» во взаимодействии с «Киттихауками» непосредственного прикрытия связали боем всех Bf 109, к которым подошла ещё пара Fw 190. Лейтенант Л.П. Лапин атаковал одного «Фокке-Вульфа». Преследуя его, зашёл в хвост, сблизившись на дистанцию 100 метров, открыл огонь и продолжал вести его до дистанции 20–25 метров. После нескольких очередей «Фокке-Вульф», задымившись, упал в море в 10–12 км западнее острова Хейнесаари.
В это время младший лейтенант Россошанский передал по радио своему ведущему младшему лейтенанту Михайлову, что бой вести не может из-за ненормальной работы мотора и идёт на посадку. С разрешения ведущего ударной группы капитана Шипова Михайлов пошёл прикрывать посадку Россошанского. Посадив его на аэродром Пумманки, Михайлов пошёл навстречу группе Ил-2. Видя воздушный бой своих истребителей с Bf 109, ворвался в свалку и атаковал одного из них сзади сверху с дистанции 60–50 м. После атаки немецкий истребитель со снижением пошёл к воде и на бреющем полёте вышел из боя. Другой Bf 109 с дистанции 100–50 м под ракурсом 2/4–3/4 атаковал младшего лейтенанта Михайлова и подбил его.
К сожалению, без потерь не обошлось: в ходе боя был сбит один истребитель 20 ИАП, пилот которого младший лейтенант В.П. Гончаров погиб. Из аварийного акта о потере самолёта:
«В конце боя на высоте 400–500 м над губой Большая Волоковая младший лейтенант Гончаров, оторвавшись от своего ведущего, идя на посадку, был внезапно атакован и сбит одним Ме-109 сверху сзади слева, остальные экипажи продолжили вести бой».
Тем временем Ил-2 начали производить посадку на аэродром Пумманки. Ведущий группы «Киттихауков» лейтенант Анучин получил по радио приказ прикрыть посадку. Противник не заставил себя долго ждать — к аэродрому подходили шесть Bf 109. В ходе воздушного боя лейтенант Ермилин атаковал противника сверху сзади, с дистанции 50–80 метров под ракурсом 2/4 выпустил одну пулемётную очередь. Немецкий истребитель с переворотом на крыло перешёл в пикирование и врезался в воду губы Большая Волоковая.
Лейтенант Анучин атаковал Bf 109, сидящий на хвосте младшего лейтенанта Н.Г. Алфёрова, дал одну заградительную очередь с дистанции 200–300 метров, и немец отвалил в сторону. В это время младший лейтенант Н.М. Иванов, имея удобную позицию, атаковал последнего в лоб с дистанции 200–50 метров под ракурсом 0/4–1/4 и выпустил две пулемётные очереди. Bf 109 с резким пикированием врезался в воду западнее полуострова Средний в непосредственной близости от берега.
Тем временем младший лейтенант И.С. Михайлов на повреждённом «Яке» вышел из боя на восточную сторону аэродрома Пумманки, но, услышав команду с земли «идите на помощь», снова пошёл к месту боя. В районе боя он увидел «Мессершмитт», который с дымом и снижением уходил от советских истребителей. Дав по нему две очереди, Михайлов вернулся обратно. Судя по всему, под атаку попал Bf 109G-2 лейтенанта Бернхарда фон Херманна, незадолго до того ставшего адъютантом III группы эскадры JG 5. Из воспоминаний лётчика унтер-офицера Эмиля Хайна:
«Мы собрали все наличные машины у северо-западного окончания Рыбачьего, чтобы подловить возвращавшихся от конвоя русских. В безумных стычках лейтенант фон Херманн получил попадание в мотор и полетел с густым чёрным дымом к Петсамо-фьорду. Примерно в 1 км от берега ему пришлось сесть на воду. «Посадка» прошла очень хорошо, и он без труда выбрался в резиновую лодку, в то время как его машина утонула через несколько секунд. Я прикрывал его вместе с одним товарищем, и мы передали на аэродром его координаты. Были оповещены наши береговые батареи, и вскоре из Петсамо-фьорда вышло судно. Когда оно приблизилось к лодке, береговая артиллерия русских открыла ураганный огонь. Судно получило попадание, и ему пришлось отвернуть на полпути. Вторая попытка моряков также оказалась тщетной: они снова получили попадание, имели убитого, и наш лейтенант Херманн утонул в километре от берега. Снова на обеде одно место было свободным, и каждый думал, когда то же самое произойдёт и с ним».
Хоронить немцам пришлось не только пилота. Их береговые батареи попытались помочь спасти пилота и устроили дуэль с советскими артиллеристами, однако те стреляли точнее, в результате чего были убиты пять и ранено четыре человека из расчётов орудий батареи «Петсамо».
Штаб ВВС СФ по итогам вечерней атаки конвоя засчитал лётчикам всего шесть побед над немецкими самолётами: капитан А.П. Шипов – два Bf 109, лейтенант Л.П. Лапин — один Fw 190, лейтенанты Б.Г. Ермилин и В.К. Ващенко, младший лейтенант Н.М. Иванов — по одному Bf 109.
«От торпед удалось увернуться…»
Следом за штурмовиками в атаку вышли группа истребителей-бомбардировщиков и высотных торпедоносцев. В этой группе первыми в 16:34 пошли на взлёт шесть высотных торпедоносцев Ил-4 из 9-го Гв.МТАП (ведущий — майор А.Н. Волошин), в 16:35 за ними отправились восемь «Аэрокобр» 2-го Гв.ИАП (ведущий — капитан С.М. Логинов). В 16:41 поднялась и вторая восьмёрка «Аэрокобр», из 255-го ИАП (ведущий — капитан В.С. Адонкин). Торпедоносцы и их прикрытие собрались над аэродромом Ваенга и взяли курс на остров Кильдин.
С аэродрома Кильдин в 16:40 взлетел последний из восьми истребителей-бомбардировщиков «Киттихаук» 27-го ИАП (ведущий — старший лейтенант В.И. Зорин). В 16:47 группа собралась и легла на маршрут. До цели дошли не все: один Ил-4 возвратился из района Варангер-фьорда по причине срыва конуса с парашютом торпеды и одна «Аэрокобра» 255-го ИАП вернулась из района Цып-Наволок по причине тряски мотора.
Через мыс Цып-Наволок и мористее 15–20 км полуострова Рыбачий группа вышла к цели. Обнаружив цель, ударные машины пошли в атаку. Интересно, что время атаки ударных групп указывается в разных документах по-разному. Истребители-бомбардировщики 27-го ИАП так доложили о своей атаке:
«В 17:30 с высоты 3000 м, не долетая 15–20 км, обнаружили караван противника, идущий курсом 210–215° в составе трёх транспортов (один 10 000 т и два по 6000–8000 т) в охранении до 17 кораблей эскорта. Заход на цель произвели с запада, по ходу конвоя, под углом с правого борта. В 17:35 [по документам штаба ВВС СФ, в 17:28 — прим. автора] четвёрки в строю правого пеленга с высоты 3200 м поворотом влево произвели бомбометание с пикирования. Сбрасывание производилось с высоты 1000–1300 м, вывод из пикирования на высоте 600–800 м. Выйдя из атаки и собравшись с набором высоты, пристроились к торпедоносцам и выполняли дальнейший полёт вместе с ними».
Фактически ни одна из их бомб в цель не попала. Исходя из немецких документов, под ударом оказались транспорт «Кнуте Нельсон» и сторожевой корабль NH-03, причём последний отчитался, что сбил один атакующий самолёт. В действительности ни один истребитель-бомбардировщик не получил повреждений.
На обратном пути в районе Петсамо четыре «Мессершмитта» подошли к «Киттихаукам» сзади на расстояние 1,5–2 км и держались за ними до Кильдинского плёса, после чего ушли, не приняв боя. Если немцы не смогли повлиять на действия истребителей-бомбардировщиков, то погоде это удалось — ввиду закрытия аэродрома Кильдин снежным зарядом самолёты производили посадку на аэродром Ваенга-2.
По документам штаба ВВС СФ, в 17:30 с высоты 3000 м по конвою сбросили торпеды два торпедоносца 9-го Гв.МТАП, за ними с 2800 м сбросили свой груз остальные два. Из донесения стрелка-радиста гвардии старшего сержанта В.П. Жука:
«Караван противника в составе трёх транспортов и около 20 единиц охранения атакован высотной торпедой [сброшенной с самолёта, на котором стрелком был В.П. Жук — прим. автора], которая упала по носу первого транспорта примерно на величину половины транспорта и немного в стороне. Над караваном видел четыре истребителя противника одномоторных и два истребителя Ме-110 — стрелок одного из них обстрелял нас снизу. На отходе наблюдал, что средний транспорт был окутан белым дымом, похожим на пар».
Увы, все торпеды прошли мимо цели. Из журнала боевых действий канонерской лодки К-3:
«В 15:24 [разница между берлинским и московским временем составляла в этот день два часа — прим. редактора] с истинного курса 162° восемь СБ-2, сопровождаемые двумя истребителями, атаковали [конвой] торпедами на парашютах. Их сбрасывали с высоты около 2000 м, они спустились между внутренним охранением и конвоем со скоростью падения около 15 м/с. С помощью энергичных манёвров уклонения всех кораблей и судов, оказавшихся вблизи мест падения, от торпед удалось увернуться».
После атаки все торпедоносцы смогли без потерь добраться до аэродрома Ваенга-1. Большая заслуга в этом принадлежит «Аэрокобрам» 2-го Гв.ИАП и 255-го ИАП, которые смогли отразить все атаки немецких истребителей. Пилоты «Аэрокобр» заявок на победы не делали. Увы, из вылета не вернулась «Аэрокобра» ведущего группы 255-го ИАП Героя Советского Союза капитана В.С. Адонкина. По сей день остаётся загадкой, что именно произошло с его самолётом. Из документов 255-го ИАП:
«В 16:37–18.25 шесть «Аэрокобр», ведущий капитан Адонкин, ведомые младший лейтенант Смирнов, капитан Рассадкин, младший лейтенант Зайцев, старший лейтенант Бурматов, младший лейтенант Егоров, совместно с парой 2-й эскадрильи (старший лейтенант Самарков и младший лейтенант Васин) вылетели на сопровождение высотных торпедоносцев 9-го Гв.МТАП для удара по конвою противника в районе Эккерёй. Младший лейтенант Смирнов вернулся из района полуострова Рыбачий из-за тряски мотора. Атаку торпедоносцев наблюдали в 17:25 в районе Эккерёй с высоты 4000 м. Наблюдали падение трёх торпед и циркуляцию одной торпеды. Результатов атаки не наблюдали. Наблюдали падение бомб «Киттихауков» в хвост конвоя, взрывов не наблюдали. На обратном пути в районе Хейнесаари вели воздушный бой с восьмёркой Ме-109; высота от бреющего до 150 м, бой безрезультатный. При полёте к цели в районе полуострова Рыбачий капитан Адонкин скрылся из виду при обходе заряда. На обратном пути наблюдали в восточной части полуострова Рыбачий столб дыма. Капитан Адонкин с выполнения задания не возвратился. Причина выясняется».
Несмотря на неоднократные попытки пилотов 255-го ИАП найти самолёт капитана Адонкина, судьба его остаётся загадкой по сей день. Стал ли он жертвой немецких истребителей, навигационной ошибки или неисправности техники (в это время было зафиксировано несколько катастроф и аварий «Аэрокобр» по причине отказов двигателей) — неизвестно. Остаётся лишь сожалеть о гибели выдающегося лётчика-истребителя.
Немецкие асы из III./JG 5 по возвращении на аэродром доложили, что сбили 14 советских самолётов при потере одного Bf 109G-2, гибель которого описана выше. Фактически им удалось сбить один Як-1 и один «Киттихаук».
В 17:31 для наблюдения за конвоем 118-й РАП поднял «Киттихаук», но из-за проблем с мотором он через полчаса вернулся. Так же драматично развивались события с возвращавшимся после фиксации результатов удара по конвою «Спитфайром» того же полка. Несмотря на перебои в работе мотора капитан В.В. Александров сумел в 18:28 посадить самолёт на аэродроме. Его доклад едва ли можно назвать оптимистичным. Из документов 118-го РАП:
«17:32 наблюдал удар, прямых попаданий не наблюдал, в это же время ко мне пристроились четыре Ме-109, ниже на 300 м и сзади на 600–800 м, от которых с набором высоты ушёл в море».
Пилот севшего через пять минут второго «Спитфайра» доложил практически то же самое. В 18:07 на доразведку конвоя взлетел ещё один «Киттихаук», но его пилот по причине плохой видимости конвоя не наблюдал.
Неутешительные выводы
На этом воздушная операция против конвоя Rp.110.Ki фактически закончилась, и пришло время подводить итоги. Выводы штаба ВВС СФ были неутешительными:
«Задачи частями ВВС СФ, участвовавшими в операции, полностью не выполнены, так как целью операции ставилось потопить все три транспорта, а потоплен один транспорт и два сторожевых корабля с большими потерями со своей стороны».
Имеющиеся в наличии немецкие документы показывают ещё более удручающую картину: ни один немецкий корабль или судно не были потоплены. Сторожевой корабль NH-06 и охотник за подводными лодками UJ-1207 после проводки конвоя встали в ремонт, но, вероятно, по техническим причинам: документов, говорящих о серьёзных боевых повреждениях этих кораблей, нет. Единственным последствием боёв 17 марта стал ремонт двух зенитных орудий, вышедших из строя при отражении атак советских самолётов. Всего на кораблях один человек погиб, ещё 14 было ранено. Немецкие зенитчики записали на свой счёт три сбитых самолёта.
Истребители люфтваффе записали на свои боевые счета 32 воздушные победы, ещё одна заявка осталась неподтверждённой. Известные на сегодняшний день безвозвратные потери составили три «Мессершмитта» Bf 109, при этом один из них разбился на взлёте. К вечеру 17 марта немцам пришлось хоронить двух своих лётчиков. Береговая батарея «Петсамо», участвовавшая в неудачной попытке спасти своего пилота, лишилась пяти убитыми и четырёх ранеными артиллеристов. Всего потери немцев составили восемь человек убитыми и 18 ранеными.
Потери авиации Северного флота составили 11 самолётов: четыре торпедоносца «Бостон», три «Аэрокобры», три Як-9 и один «Киттихаук». Погиб 21 советский авиатор, только один сбитый пилот сумел спастись.
Что можно сказать в заключение? С одной стороны, тяжёлые потери авиации Северного флота не были компенсированы потоплением хотя бы одного вражеского корабля. В то же время, бой не был проигран вчистую, как это бывало прежде: немцы лишились трёх истребителей, два корабля были повреждены.
Несмотря на уже имевшийся с 1943 года небольшой опыт ударов разнородных сил авиации по караванам, экипажи не смогли точно выполнить приказ, особенно в плане выдерживания времени и очерёдности атак. Ошибочное решение ведущего низких торпедоносцев «Бостон», которое стало причиной большей части человеческих жертв, было проанализировано командованием — впоследствии подобного старались избегать. Методика нанесения ударов обогатилась новым опытом, который позволил достичь определённых успехов уже в ходе ближайших операций.
Комментарии к данной статье отключены.