Если конфликт США и Ирана перерастёт в реальные боевые действия, это может стать началом Третьей мировой войны. Впрочем, ни одна из сторон пока не перешла условную «красную линию». И одна из возможных причин этого кроется в учениях 18-летней давности. В 2002 году вооружённые силы США провели беспрецедентные манёвры, получившие название Millennium Challenge 2002 («Вызов тысячелетия — 2002»). Их целью было смоделировать ход возможного конфликта с Ираном.
Учения должны были показать наглядное превосходство сетевых технологий ведения боя, дающих Пентагону множество гибких тактических решений и позволяющих эффективно применять новейшее вооружение. Бюджет «Вызова тысячелетия» составлял $250 млн. При этом от результатов учений зависел размер оборонного бюджета США, поэтому условия Millennium Challenge 2002 были старательно отредактированы в пользу «синих» (армии США), которые должны были наголову разгромить противника — «красных».
Штыковая в джунглях? Почему бы нет!
Казалась бы, что может пойти не так? На стороне «синих» тотальное техническое превосходство, новейшее оружие и техника. «Красные» — страна третьего мира, чьё оружие основательно устарело, для пущей надёжности командовать «красными» поставили генерала-отставника. Им был не кто иной как генерал-лейтенант Корпуса морской пехоты США Пол Ван Рипер, военный старой закалки.
Во время Вьетнамской войны Ван Рипер всегда был в первых рядах, и его изрешетил вражеский пулемётчик. Тяжелейшие ранения не помешали офицеру спустя два года вернуться в строй и продолжить воевать. Подчинённые буквально боготворили своего командира, слагая о нём легенды.
Для бойцов Ван Рипера было привычным отрабатывать штыковую атаку в джунглях или отбиваться от десятикратно превосходящего противника. «Помню, однажды я был с отделением в ночной засаде и получил по радио вызов от ротного, — вспоминал боец из роты «Майк» — Он сообщил мне, что к моей позиции продвигается сто двадцать один маленький человечек, в смысле вьетнамцы, и моя задача — отбить атаку. Я говорю: «Командир, у меня девять человек». Он сказал, что введёт подкрепление, если оно мне понадобится. Вот таким он был. Там неприятель, нас девять, а их сто двадцать один, и он не сомневался, что мы должны вступить в бой. Где бы ни воевал наш Рип, враг отступал перед его тактикой».
Два авианосца против отставного генерала
К началу учений расклад сил был следующим: «синие» обладали самой совершенной на тот момент системой оценки оперативной обстановки, позволявшей разбивать силы противника на ряд систем и находить его наиболее слабые места. В их распоряжении были суперкомпьютеры, спутники, новейшие средства разведки, несколько полноценных ударных авианосных группы и десантное соединение морской пехоты.
Чем могли ответить «красные»? Пара дизельных субмарин, москитный флот из ракетных катеров различной степени свежести, несколько береговых противокорабельных комплексов и баллистических ракет, а также видавшие лучшие времена самолёты.
Территория, на которой проходили «боевые действия», удивительно напоминала Персидский залив, а состав вооружённых сил «красных» — армию Ирана.
Вам остаётся только сдаться
В первый же день «синие» высадили несколько тысяч солдат в условном Персидском заливе и подогнали к берегу авианосец с эскортом. После чего, полностью уверенные в своём превосходстве, предъявили «красным» ультиматум из восьми пунктов, последний из которых гласил: сложите оружие и сдавайтесь.
Уверенность «синих» базировалась в том числе на компьютерных расчётах возможных действий противника. Система показала, где у «красных» уязвимые места, какими будут их вероятные действия и каков диапазон их возможных реакций.
Кроме того, «синие» заранее уничтожили антенные мачты радиосвязи «красных» и перерезали их оптоволоконные линии связи. По замыслу учений, эти меры должны были вынудить противника использовать сотовые телефоны, которые легко прослушать.
К чёрту связь, мы атакуем!
То, что у противника больше оружия и техники, а у «красных» нет связи, нисколько не смутило Ван Рипера. Позже генерал вспоминал: «Они заявили, что для «красных» это будет неожиданностью. Неожиданностью? Да любой хотя бы немного информированный человек понимает, как опасно полагаться на технологии. А «синие» как будто с Луны свалились — кто станет пользоваться мобильной связью после того, что произошло с Усамой бен Ладеном в Афганистане?»
Командиры соединений «красных» передавали сообщения с мотоциклистами, а сигнал к общей атаке транслировался не по радио, а закодированным сообщением с минаретов мечетей во время призыва к молитве. Сообщения для авиации передавались с земли при помощи световых сигналов. Такое просчитать компьютеры не смогли. В итоге первый удар Ван Рипера получился сокрушительным.
Без предупреждения на «синих» обрушился град ракет: пуски производили не только суда — по флоту противника ракеты запускали и авиация, и береговые установки. Кроме того, Ван Рипер массово использовал камикадзе, когда, казалось, безобидные прогулочные судёнышки и лёгкие самолёты внезапно атаковали силы «синих» и, начинённые «взрывчаткой», наносили серьёзный урон.
Массированный ракетный обстрел перегрузил систему Aegis, которой оснащались корабли эскорта. Оставшиеся без прикрытия ПВО, корабли стали лёгкой мишенью. В итоге были уничтожены 19 кораблей, в том числе авианосец, несколько крейсеров и 5 из 6 десантных кораблей. Это был разгром, а потери в живой силе, произойди такое в реальности, составили бы более 20 000 человек.
Бюрократия — путь к поражению
Перед началом учений Ван Рипер объяснил своим подчинённым, что долгие совещания и рассуждения бесполезны. «Первое, что я сказал своим штабным офицерам: вы будете находиться под моим командованием, но не под моим контролем, — вспоминал впоследствии генерал. — Я сказал своему штабу, что мы не будем пользоваться терминологией „синих“ и что я не желаю слышать о системной оценке оперативной обстановки. Не стоит запутываться во всех этих механизированных процессах, когда нужно использовать мудрость, опыт и здравый смысл».
Конечно, такой подход нёс определенный риск: Ван Рипер не всегда знал наверняка, как собираются действовать его подразделения. Но ставка на инициативу сыграла: пока «синие» тонули в потоке информации, пытаясь согласовать свои действия с начальством и составить общий план, «красные» действовали почти автономно, на свой страх и риск, и победили.
Так нечестно?
Успех атаки Ван Рипера фактически означал конец учений: без флота и десанта «синие» не могли наступать и были фактически разгромлены. «Красные» праздновали победу.
Высшим генералам Вооружённых сил США, командовавшими учениями, такой результат, мягко говоря, не понравился. Поэтому, как по мановению волшебной палочки, все 12 баллистических ракет, выпущенных Ван Рипером по портам в районе залива, были сбиты неизвестной сверхмощной системой ПВО «синих», а потопленные корабли и погибшие десантники «воскресли».
Также внезапно закончились провалом все предпринятые Ван Рипером попытки уничтожения лидеров проамериканских стран региона. В дальнейшем при любом удачном ходе отставного генерал-лейтенанта всё тут же переигрывалось обратно в пользу «синих».
После учений Ван Рипер с горечью вспоминал: «Когда я зашёл на свой командный пункт, то увидел, как моей команде дают удивительные указания — наподобие: «Отключите радар, а то вы создаёте помехи «синим». Отведите пехоту, чтобы их морские пехотинцы могли спокойно высадиться».
Ван Риперу запретили вести огонь по конвертопланам V-22 и транспортникам С-130. Также ему приказали разместить свои и без того немногочисленные средства ПВО так, чтобы их было легко уничтожить. Уцелевшим зенитным комплексам запрещалось вести огонь по проводящим десантирование самолётам. В таких условиях «красные» не смогли оказывать сопротивление, и вскоре война закончилась триумфальной победой «синих».
Комментарии к данной статье отключены.