Испанская колониальная империя началась с открытия Нового Света в 1492 году и не могла существовать без флота, веками обеспечивавшего более или менее надёжную связь с метрополией. В середине XIX века правительство королевы Изабеллы II попыталось возродить былое морское могущество, но политические и экономические проблемы Испании 1860-1870-х годов крайне негативно отразились на состоянии флота. К 1881 году военно-морские силы королевства находились в состоянии затяжного кризиса.
Флот, политика и экономика
Новый паровой военный флот, построенный в 1855-1865 годах, позволил испанцам вновь вести активную внешнюю политику. В 1858-1862 годах проходила экспедиция в Кохинхину, в 1859-1860 годах — война с Марокко, в 1861-1862 годах — интервенция в Мексику. В 1861 году Испания захватила Доминиканскую республику, а в 1863-1866 годах вела Первую тихоокеанскую войну у далёких берегов Перу и Чили.
Впрочем, расходы на строительство и содержание современного и многочисленного флота оказались почти бесполезными. Если в таких странах, как Великобритания и Франция военное судостроение являлось одним из локомотивов национальной промышленности, то бедной аграрной Испании приходилось покупать паровые машины, а иногда и корабли за границей. К тому же, остатки испанских колониальных владений на Кубе и Филиппинах были убыточны и неспокойны.
В 1868 году на эскадре адмирала Топето, вернувшейся после поражения в Первой тихоокеанской войне, произошёл мятеж. Последующее десятилетие Испанию и её колонии сотрясали восстания, революции и гражданская война. Лишь в феврале 1876 года центральное правительство наследовавшего Изабелле II её сына короля Альфонсо XII установило в стране порядок.
За время междоусобицы и экономической разрухи 1868-1876 годов флот пришёл в упадок и порядком устарел. К началу 1880-х годов деревянные винтовые фрегаты и броненосцы испанской Армады выглядели полным анахронизмом на фоне флотов великих морских держав Европы. Лишь полное пренебрежение американцев своим флотом давало испанцам некоторые шансы защитить свои владения в Карибском море.
Люди и машины
С началом промышленного века довольно быстро выяснилось, что ограничивающим фактором эффективности любого механизма является человек. Машины нуждались в правильном и своевременном обслуживании — это предъявляло повышенные требования к знаниям и навыкам технического персонала парового флота. В преимущественно аграрной Испании набрать на службу новобранцев для службы машинистами или даже кочегарами было весьма проблематично.
С 1855 года, когда началось строительство паровой армады Изабеллы II, испанскому флоту требовалось всё больше людей. Чтобы обеспечить потребность в личном составе, на флотскую службу призывались молодые люди из приморских областей, в основном рыбаки. Рядовой состав служил четыре года с 20 до 24 лет. Призывники вполне годились для работы с парусами и простыми в обслуживании гладкоствольными пушками, но на кочегаров и машинистов приходилось учить матросов второго или третьего года службы. В любом случае специалистов постоянно не хватало, и правительство разрешило нанимать людей на постоянную службу — при этом жалование было ниже, чем в гражданском флоте. На условиях найма удавалось привлечь, в основном, англичан и французов с сомнительным прошлым, но даже в этом случае капитаны предпочитали иностранцев соотечественникам.
Тяжело в учении
1 января 1845 года в военно-морском арсенале города Сан-Фернандо начал работать военно-морской колледж. Занятия начались 8 марта с 80 учениками-аспирантами. После прохождения годового базового курса ученики получали звание мичманов 2-го класса. Дальнейшее обучение сроком четыре года проходило на парусных корветах Isabel II и Villa de Bilbao. Выпускники становились мичманами 1-го класса и распределялись по находящимся в строю кораблям. Чтобы стать вторым лейтенантом, нужно было вернуться в колледж для дальнейшего обучения, но не ранее чем через шесть лет активной службы.
Финансовые трудности королевской казны и революция сентября 1868 года привели к закрытию военно-морского колледжа. За 23 года существования было выпущено 1 002 офицера, распределённых по 42 кораблям. Уже 1 апреля 1871 года на борту винтового фрегата Asturias открылась плавучая военно-морская школа. Школа была рассчитана максимум на 100 учеников, а её первым директором стал потомок испанского мореплавателя капитан 1-го класса Викториано Санчес Баркастеги. Что касается подготовки рядового состава, то она проходила прямо на корабле, на котором предстояло служить молодым морякам.
Помимо теоретического обучения, косвенным положительным моментом эпохи экспедиций Изабеллы II стал практический опыт, полученный офицерским корпусом Армады — поддержка колониальных войн, операции против пиратов и контрабандистов, участие в войне с Чили и Перу. Испанцам не требовалось проводить учебные манёвры, ведь им приходилось стрелять по реальным врагам.
От мичмана до капитана
Для лучшего понимания обстоятельств, в которых сформировался офицерский корпус испанского флота начала 1880-х годов, проследим за началом карьеры будущего военно-морского министра Паскуаля Сервера-и-Топете.
В 1852 году в возрасте тринадцати лет он поступил в военно-морской колледж и через три года закончил его. В 1859 году мичмана 1-го класса Сервера получил назначение на новый винтовой фрегат Princesa de Asturias. Вместе со своим кораблём юный моряк участвовал в военной кампании в Марокко — в частности, в бомбардировках городов Лараш и Ассила. Фрегат получил более 20 попаданий и потерял 8 членов экипажа.
В 1861 году в возрасте двадцати одного года Сервера становится старшим лейтенантом и направляется служить короне на Филиппинах, бывших тогда испанской колонией. Там он сражался против малайских пиратов и отличился при взятии крепости Пагалуган. Вскоре Серверу повысили до капитан-лейтенанта. До 1865 года он продолжал службу на Филиппинах, собирая гидрографические сведения с сотен островов архипелага. По возвращении на родину ему было поручено обучение мичманов на парусном линейном корабле Francisco de Asís. Тогда же Сервера стал капитаном 3-го ранга.
В 1872 году тридцатитрёхлетний Сервера уже был капитаном 2-го ранга. Тогда же в Испании началась гражданская война (известная как Вторая карлистская война), вызванная стремлением претендента на престол дона Карлоса Бурбона Младшего взойти на трон. Находясь в военно-морском арсенале города Сан-Фернандо, Сервера участвовал в его защите от карлистов (сторонников дона Карлоса) и республиканцев из Кадиса.
От капитана до губернатора
Вторая карлистская война завершится поражением мятежников лишь в 1876 году, но важные события на Филиппинах потребуют вмешательства королевского флота. В 1874 году Сервера впервые получает под своё командование корабль (винтовой корвет Santa Lucia) и отправляется сражаться с мусульманским султанатом Сулу. Это независимое государство занимало острова филиппинского архипелага Сулу и северную часть острова Борнео.
Пользуясь неурядицами в Испании, мусульмане нападали на побережье подконтрольных испанцам северных и центральных Филиппин и захватывали корабли. В ответ испанцы установили морскую блокаду столицы султаната города Джоло и отрезали пиратов от поставок контрабандного оружия из Германии. В те годы германские купцы получали хорошие прибыли от торговли с филиппинскими мусульманами, но испанцы действовали решительно, и торговцам оружием пришлось отступить. Весь 1875 год корвет Серверы патрулировал побережье острова Минданао, перехватывая лодки с пиратами.
В 1876 году, после победы над карлистами, правительство Испании реорганизовало свои филиппинские войска. Теперь в распоряжении генерал-капитана Филиппин имелось семь туземных пехотных полков, два полка национальной гвардии и несколько батальонов карабинеров и морских пехотинцев.
В начале февраля испанский флот из 10 паровых кораблей вышел из столичной Манилы в главный оплот испанцев на враждебном юге — порт Замбоанга. Здесь силы вторжения пополнились 11 транспортными пароходами.
22 февраля под прикрытием корабельной артиллерии испанцы высадились в Патиколо, что к северо-востоку от Джоло. 29 февраля канонерки и корветы Армады подавили береговые батареи столицы султаната, а пехота решительным штурмом захватила город.
На следующий день Сервера возглавил отряд из нескольких кораблей: был сожжён город Лян, уничтожено 80 больших лодок и 90 домов на острове Тапул. Позже селение Майбун было захвачено десантом морских пехотинцев под командованием лейтенанта Ордонеса. Эти операции фактически положили конец долгому пиратству, от которого колонии страдали в течение трёх веков. Мобильность паровых канонерок и последующая блокада ввоза оружия и боеприпасов устранили угрозу. Усилия Серверы в войне с мусульманами не прошли даром — его назначили губернатором завоёванного архипелага Джоло.
В 1879 году Сервера был отозван в Мадрид, занимал различные должности в морском министерстве и командовал учебным кораблём Ferrolana. В конце 1880 года его назначили командиром военно-морской базы в Картахене.
По объективным политическим и экономическим причинам к 1880-м годам Испания могла рассчитывать лишь на тот флот, что был создан во времена правления королевы Изабеллы II (1833-1868 годы). При этом, как известно, воюют не корабли, а люди. Пройдя через все трудности 1870-х годов, испанские моряки всё ещё были готовы защищать безопасность своей страны и её заморских владений. Вместе с тем, имелись проблемы с набором, обучением и достойным обеспечением рядового персонала, а испанские офицеры получали не слишком большое жалование. Однако у испанцев был большой практический опыт мореходства и ведения боевых действий в разных климатических условиях, который они с успехом применили в кампании на Филиппинах.
Источники и литература:
- Blanco Núñez, José María.: La construcción naval en Ferrol, 1726-2011. Navantia S.A., 2011.
- Bordejé y Morencos, Fernando de.: Crónica de la Marina española en el siglo XIX, 1868-1898. Tomo II. Ministerio de Defensa. Madrid, 1995.
- González, Marcelino.: 50 Barcos españoles. Fundación Alvargonzález. Gijón, 2009.
- Lledó Calabuig, José.: Buques de vapor de la Armada española. Del vapor de ruedas a la fragata acorazada, 1834-1885. Aqualarga Editores. Madrid, 1997.
- Piñera y Rivas, Álvaro de la.: “El almirante Juan Bautista Antequera y Bobadilla y su vinculación con la región murciana”. Revista Murgetana. Año 1990, nº 82.
- Rodríguez González, Agustín Ramón.: La Armada española, la campaña del Pacífico, 1862-1871. España frente a Chile y Perú. Aqualarga Editores. Madrid, 1999.
- Rodríguez González, Agustín Ramón y Coello Lillo, José Luis.: La fragata en la Armada española. 500 años de historia. IZAR. Construcciones Navales, S.A. 2003.
- El buque en la Armada Española (Grandes libros)
- Enrique Manera: El Buque en la Armada española. Editorial Sílex. Madrid, 1999.
- Juan Escrigas Rodríguez: Las operaciones conjuntas en Mindanao en 1887, 2015.
- Manuel Ramírez Gabarrús: Construcción Naval Militar Española 1730-1980, Empresa Nacional Bazán de Construcciones Navales Militares, S. A., 1980.
- José María Gutiérrez de la Cámara Señán: Marina española contra la piratería, NAVANTIA, S.A., 2005.
- todoavante.es
- revistanaval.com
- vidamaritima.com
Комментарии к данной статье отключены.