В 1850-60-е годы, в конце правления королевы Изабеллы II, Испания предприняла отчаянную попытку вернуть себе статус великой морской державы. Для Армады строились и покупались десятки самых современных кораблей. Однако лихолетье 1870-х, когда страна познала горечь междоусобной войны и финансового коллапса, серьёзно отразилось на состоянии её флота. К 1881 году военно-морские силы королевства находились в состоянии кризиса.
Общее состояние кораблей
К 1877 году, когда в Испании наступил мир, её флот состоял из деревянных канонерских лодок, корветов, фрегатов и броненосцев. Эти корабли строились между 1854 и 1868 годами и отслужили по 15-20 лет. Их деревянные корпуса сильно обветшали в дальних походах и нескончаемых войнах.
Денег на новые корабли не было, и испанцам пришлось начать масштабный ремонт королевского наследия. Корпуса кораблей частично разбирались и ремонтировались, а иногда перестраивались. Также проводился капитальный ремонт механизмов: переборка паровых машин и замена паровых котлов. По окончании работ скорость броненосцев и фрегатов под парами не превышала 9-11 узлов, а канонерские лодки были ещё более тихоходными.
Что же касается артиллерии испанских кораблей, то к 1881 году она представляла собой причудливую смесь из нарезных орудий системы Палисьера (переделанных из старых бронзовых и чугунных пушек), а также купленных в США и Великобритании нарезных дульнозарядных орудий Паррота и Армстронга. В целом ситуация с вооружением не требовала экстренных мер, но в Великобритании, Франции, Германии и России на вооружение стали поступать новые дальнобойные стальные орудия с длиной ствола в 30-35 калибров. В Испании с 1879 года предпринималась попытка перевооружить флот на более или менее современные казнозарядные морские пушки, разработанные испанским артиллеристом Хосе Гонсалесом Онториа.
Броненосцы
В начале 1880-х годов сила флота определялась количеством броненосных кораблей, пригодных для участия в генеральном сражении. По этому показателю Испания сильно отставала не только от великих морских держав Великобритании и Франции, но и недавно появившихся на политической карте Италии и Германии. Положение с капитальными кораблями в Испании было даже хуже, чем в сухопутной Австрии или переживавшей глубокий кризис Турции.
В то время как у Австрии имелось 12 броненосцев (в 1880 году), адмиралы Армады могли рассчитывать лишь на 4 броненосца: железный батарейный броненосец французской постройки Numancia (в строю с 1863 года), железный батарейный броненосец британской постройки Vitoria (в строю с 1865 года) и два деревянных батарейных броненосца собственной постройки Zaragoza (1867) и Sagunto (1869). Если иностранные броненосцы успели зарекомендовать себя как удачные приобретения, то испанские корабелы дали своему флоту посредственные и весьма проблемные боевые единицы. Броненосец Méndez Núñez, в 1866 году построенный из повреждённого при бомбардировке Кальяо фрегата Resolución, был настолько плох, что уже в 1876 году его разоружили и сделали плавучей тюрьмой.
Чтобы наглядно продемонстрировать состояние главных сил испанского флота, проведём краткое сравнение лучшего испанского броненосца Numancia с британским броненосцем Dreadnought, введённым в строй в 1879 году. Водоизмещение британского корабля было больше, чем испанского, на 33%, фактическая скорость — на 21%, максимальная толщина брони — на 60%, вес бортового залпа — на 50%. И это только очевидные параметры без учёта преимущества конструкции, углов наведения и бронебойности снарядов. Испанские офицеры шутили, что любой современный броненосец утопит весь испанский флот, и это было близко к истине.
С другой стороны, главным потенциальным противником дряхлой империи была молодая энергичная Америка. Янки считали, что Куба должна войти в состав США или стать зависимым от них государством, а потому всячески поддерживали кубинских националистов. В 1873 году, в разгар десятилетней колониальной войны кубинцев против метрополии, испанским корветом Tornado был захвачен американский пароход Virginius с грузом оружия для повстанцев. Экипаж парохода был расстрелян как пиратский, что вызвало возмущение в США. Страны стали готовиться к войне, но оказалось, что американский флот неспособен противостоять испанским броненосцам. Политический кризис пришлось решить мирным путём.
Фрегаты
Начав модернизацию флота после Крымской войны, испанцы отказались от строительства паровых винтовых линейных кораблей. Переделку единственного готового парусного линкора Francisco de Asís в пароход признали нецелесообразной. Потеря флота (а как следствие, и колоний в Южной Америке) в ходе наполеоновских войн показала первоочередную необходимость в создании кораблей для удержания оставшихся заморских владений на Кубе и Филиппинах. Винтовые фрегаты умеренного водоизмещения подходили для этой задачи как нельзя лучше — они могли совершать длительные переходы под парусами, их можно было починить почти в любом порту, а баланс огневой мощи и автономности делал их прекрасными защитниками своих коммуникаций или врагами вражеской морской торговли.
Из винтовых фрегатов 2-го и 3-го классов, вступивших в строй в 1857-1862 годах (водоизмещение — от 3075 до 3210 т), к 1881 году в строю осталось пять: Blanca, Asturias, Concepción, Carmén и Lealtad. В 1864-1865 годах Армада пополнилась тремя так называемыми «большими фрегатами» водоизмещением от 3960 до 4460 т — Gerona, Almansa и Navas de Tolosa. В середине 1850-х годов американцы разработали и реализовали концепцию такого корабля, который мог бы сражаться против британских и французских паровых линкоров и выступать в роли истребителя торговли — быстроходного винтового фрегата водоизмещением более 4000 т с батарей бомбических пушек калибром не менее 8 дюймов (203 мм).
Европейские морские державы всё ещё располагали подобными кораблями в качестве войсковых транспортов или кораблей-стационеров на Тихом океане, но как крейсера винтовые фрегаты уже устарели. Испанцам выбирать особо не приходилось, и их фрегаты 1-го класса служили в качестве боевых единиц до 1888 года.
Корветы и канонерские лодки
Успехи рейдера конфедератов Alabama во время Гражданской войны в США наглядно показали, сколько хлопот может причинить один тысячетонный корвет торговле врага, господствующего на море.
Как и все деревянные корабля флота Изабеллы II, корветы испанской Армады были парусно-паровыми. Основным движителем оставались паруса, в то время как паровая машина использовалась преимущественно при ведении боевых действий. В мирное время парус позволял не задумываться о ближайшей угольной станции и о том, как много топлива осталось в бункерах. В 1880-е годы на Тихом океане парусно-паровые корабли были всё ещё предпочтительнее безрангоутных пароходов. Проблема заключалась только в количестве годных к службе корветов. Кроме захваченного у чилийцев в 1866 году корвета Tornado (водоизмещение 2100 т), испанцы располагали одним корветом 1-го класса Doña María de Molina (водоизмещение 1670 т) и четырьмя корветами 2-го класса водоизмещением по 750 т: Consuelo, Vencedora, África, Diana.
То, в каком состоянии находились остатки испанского крейсерского флота 1860-х годов, демонстрируют следующие факты: ни один из этих кораблей не перевооружался на современные казнозарядные орудия, все они были выведены из строя не позднее 1886 года. Не сильно скрашивала ситуацию срочная покупка во Франции (в 1876 году) трёх композитных паровых авизо типа Jorge Juan (водоизмещение 935 т, Jorge Juan, Sánchez Barcáiztegui, Martín Álvarez). Армада нуждалась в большем количестве новых крейсеров, и в первой половине 1880-х этот вопрос пришлось решать в первую очередь.
Кроме нескольких десятков малых колониальных канонерских лодок водоизмещением менее 100 т, интересы короны на Кубе и в Испании защищало всего 17 винтовых канонерских лодок водоизмещение от 208 до 630 т. Эти весьма полезные кораблики сражались с пиратами, осуществляли блокаду берегов во время восстаний, поддерживали своим огнём пехоту и перевозили важные грузы.
К 1868 году, когда Испания завершила выполнение своей судостроительной программы, в распоряжении испанских адмиралов оказался четвёртый по размерам флот в мире. Это был сбалансированный по типам кораблей инструмент для реализации морской политики. Технически флот королевы Изабеллы II соответствовал мировым стандартам.
Развитие науки и техники в XIX веке происходило слишком быстро, чтобы через десять лет деревянный флот 1850-60-х годов мог считаться удовлетворяющим нужды европейской морской державы. Попросту говоря, к началу 1880-х годов испанские корабли устарели, но всё ещё оставались полезными в колониях.
Источники и литература:
- Blanco Núñez, José María.: La construcción naval en Ferrol, 1726-2011. Navantia S.A., 2011
- Bordejé y Morencos, Fernando de.: Crónica de la Marina española en el siglo XIX, 1868-1898. Tomo II. Ministerio de Defensa. Madrid, 1995
- González, Marcelino.: 50 Barcos españoles. Fundación Alvargonzález. Gijón, 2009
- Lledó Calabuig, José.: Buques de vapor de la Armada española. Del vapor de ruedas a la fragata acorazada, 1834-1885. Aqualarga Editores. Madrid, 1997
- Piñera y Rivas, Álvaro de la.: “El almirante Juan Bautista Antequera y Bobadilla y su vinculación con la región murciana”. Revista Murgetana. Año 1990, nº 82
- Rodríguez González, Agustín Ramón.: La Armada española, la campaña del Pacífico, 1862-1871 España frente a Chile y Perú. Aqualarga Editores. Madrid, 1999
- Rodríguez González, Agustín Ramón y Coello Lillo, José Luis.: La fragata en la Armada española. 500 años de historia. IZAR. Construcciones Navales, S.A. 2003
- El buque en la Armada Española (Grandes libros)
- Enrique Manera: El Buque en la Armada española. Editorial Sílex. Madrid, 1999
- Juan Escrigas Rodríguez: Las operaciones conjuntas en Mindanao en 1887, 2015
- Manuel Ramírez Gabarrús: Construcción Naval Militar Española 1730-1980, Empresa Nacional Bazán de Construcciones Navales Militares, S. A., 1980
- José María Gutiérrez de la Cámara Señán: Marina española contra la piratería, NAVANTIA, S.A., 2005
- todoavante.es
- revistanaval.com
- vidamaritima.com
Комментарии к данной статье отключены.