Первое моё знакомство с Iron Maiden состоялось где-то глубоком детстве. Эта группа у меня в крови, примерно как Deep Purple, Kiss и AC\DC. Это что-то на уровне умения ходить и говорить. Это, конечно, метафора — но тем не менее такая аналогия скорее верна, чем нет. Первое, что я услышал из Iron Maiden, — это отрывки из альбома Piece of Mind. Несколько песен, точно помню, что одна из них была Revelations. Впечатления от неё были самые глубокие и позитивные: надо же, как удачно совмещается мелодизм и тяжесть, и совсем не больно!
Потом на фоне других гремящих кумиров «Железная дева» несколько потерялась. И хотя я прекрасно видел, как ценят эту группу мои сверстники и единомышленники, в моём персональном хит-параде не всегда находилось место для её песен. Всё это продолжалось до того момента, когда в мои руки попала магнитная лента с двумя альбомами – дебютным Iron Maiden (1980) и The Number of the Beast (1982). Я услышал сразу два разных «мэйдена», и контраст между ними меня увлёк. Стало ясно, что эта команда должна быть мною заслушана до дыр.
Рождение евангелистов хэви метала
Как же появилась на свет «Железная дева», кто её создатели? Как и в случае с Motörhead, этим мы обязаны бас-гитаристу. Спасибо, Стив!
Судьба Стива Харриса – это судьба человека, который не сразу понял, чего он хочет. Но как только он определился с «хотелками» – понеслось! Держись, Вселенная! Уроженец Ист-Энда сначала собирался стать футболистом, занимался этим спортом всерьёз. Но пришла рок-музыка и буквально уничтожила тягу к футболу, целиком заняв мечты молодого англичанина. Стив загорелся стать барабанщиком.
Но нет. От появления нового барабанщика, чья судьба ещё неизвестно, как сложилась бы, человечество спас недостаток жилплощади. В апартаментах Стива буквально не было места для барабанов, и он выбрал карьеру бас-гитариста.
Первой его бас-гитарой была копия Fender Precision, и обошлась она ему в сорок фунтов.
На дворе был 1971 год, веселое времечко! Спустя десять месяцев усиленного самообучения игры на басу Стив был взят в состав группы Influence – той, которая позже переименовалась в Gypsy's Kiss.
Старички по-прежнему в строю, кстати:
Но это уже реюньон. Тот Gypsy's Kiss, в котором играл Стив Харрис, распался в 1974 году. Стив временно присоединился к группе Smiler, которую вскоре покинул из-за того, что те играли,по его мнению, слишком путаную музыку. Но здесь судьба свела его с будущими коллегами – барабанщиком Iron Maiden Дугом Сэмпсоном и Деннисом Уилкоком, будущим вокалистом.
А затем Стив создал «Железную деву», выбрав в качестве названия для группы орудие пытки из фильма «Человек в железной маске». Это был уже 1975 год.
В первом составе кроме самого Харриса были две гитары — Дэйв Салливан и Терри Рэнс, вокалист Пол Дэй (в будущем он создал группу More), а также Рон Мэтьюз за барабанами.
Примечательно, что вскоре Пола Дэя исключили из группы с формулировкой «за отсутствие харизмы». Похоже, что фронтмен был из него так себе и заводил он народ почти никак. Его сменил Дэннис Уилкок, о котором я уже упоминал. Он устраивал на сцене шоу в духе Kiss, балуясь с мечом и кровяными капсулами — делал вид, что резал мечом губы, прокусывал капсулы и истекал кровью. Жуть! Смотрелось это завораживающе. А вот как это слушалось:
Группа вообще много внимания уделяла шоу — так, они с первых концертов использовали дым-машины. Народ в целом был доволен таким сочетанием грома и молнии на сцене, все больше людей хотели посмотреть на новую звезду британского метала.
Вместе с Уилкоком в группе появился Дэйв Мюррей. И тут произошел интересный казус: группа собиралась увеличить количество гитаристов до трёх, а вместо этого на некоторое время осталась только с Мюрреем: два первых гитариста неожиданно покинули команду, потому что дело это было неденежное. Кормить семьи хэви-металом мало кому удается. Особенно на старте группы.
Но вскоре гитарный дуэт восстановился за счёт присоединения Роба Энджело, хотя и он не задержался тут надолго. Причиной ухода из группы Уилкока, Энджело и Мэтьюза послужило и то, что они пытались претендовать на лидерство. Но «Железная дева» — это не про плюрализм.
Пришло смутное время, состав менялся — гитаристы надолго не задерживались. Вокалистом стал и по сей день многими любимый Пол Ди’Анно, за барабаны сел бывший коллега Харриса по Smiler Дуг Сэмпсон, и вот в это время, кажется, что-то начало стабилизироваться. Это был конец семидесятых. Напомню: не самое лучшее время для метала, так как на пике популярности тогда был панк.
Тем не менее что-то заработать на концертах они смогли. Из накоплений было изъято двести фунтов стерлингов, которые ушли на оплату студийной сессии. Демо было записано в Spaceward в Кембридже. Денег хватило только на запись — мастер-ленту уже не за что было выкупать, пришлось обходиться кассетными копиями записи. Дело шло туго, запись не пользовалась особой популярностью, но тут на помощь пришёл Нил Кей, диджей клуба Bandwagon. Он так часто крутил записи полюбившейся команды, что Prowler вырвался на первые места в чартах.
В 1979 году у группы наметился серьёзный прогресс. Впервые отдельный материал о ней опубликовала пресса, у неё появился менеджер Род Смоллвуд, который и по сей день остается менеджером команды. Группа привлекла внимание звукозаписывающей компании EMI, с которой был подписан контракт. Жизнь налаживалась.
Но закончилось смутное время только тогда, когда последний динозавр эпохи «Iron Maiden до Iron Maiden» Дуг Сэмпсон ушел из группы по причине усталости. Слишком много свалилось на его плечи, и это не считая всяких нехороших излишеств. И произошло это как раз во время записи дебютного альбома.
На его место пришли Клайв Барр из группы Samson (Брюсу Дикинсону приготовиться) и Деннис Стрэттон. И это как раз тот состав, который указан на первых альбомах.
- Пол Ди’Анно — вокал
- Стив Харрис — бас-гитара, бэк-вокал
- Дэйв Мюррей — гитара
- Деннис Стрэттон — гитара, бэк-вокал
- Клайв Барр — ударные
Рассвет, закат и снова рассвет
Итак, записан дебютный одноимённый альбом, решены проблемы с составом, внутренние противоречия, как минимум, сглажены — можно завоёвывать мир.
Само собой, музыканты были не очень довольны первым альбомом: и к качеству звука, и к продюсированию есть претензии, но важно ли это для нас? Вряд ли. Iron Maiden — альбом в любом случае шедевральный и эпохальный. Так и должен звучать 1980 год!
На обложке — Эдди Голова, маскот группы. Отныне и навсегда этот чёрт из театра кабуки неразрывно ассоциируется с «Железной девой». На диске — лучшие песни эпохи Предначалья. А впереди годовое турне из двух частей и четвёртое место в британском чарте!
Впереди были концерты с UFO и Kiss, уход Стрэттона, которого заменит более привычный нам Эдриан Смит, кстати, одноклассник Мюррея. С ним уже был записан следующий альбом — менее удачный Killers.
Для Ди’Анно альбом стал последним. При всех своих плюсах Пол в это время слишком перегибал в борьбе с зелёным змием и нередко позволял себе лишнего, что очень мешало прогрессу группы. Надо признать: он пал жертвой профессиональной болезни фронтменов, которая зарождается по причине излишнего внимания к их персонам.
Но замена вокалиста, вне всякого сомнения, в этом случае пошла только на пользу. Ведь его место на сцене занял блистательный Брюс Дикинсон из Samson.
Так начался совершенно новый Iron Maiden, который живёт у нас в сердцах.
Дикинсон, само собой, — это отдельная история, человек-легенда. О нём следовало бы написать отдельную статью, но пока мы ограничимся парой самых важных фактов. Брюс Дикинсон родом из шахтёрского городка, его рождение не было запланировано — по сути, он ребёнок, из-за которого родителям пришлось сочетаться браком. И семью, в которой Брюс появился на свет, тяжело назвать благополучной. Музыкой он начал заниматься в школе, из которой был отчислен за то, что вместе с товарищем помочился в обед директора (а потом еще и хвастался этим).
Samson были первой профессиональной группой, в которой Дикинсон участвовал. В группе его прозвище было Брюс Брюс, в честь одного из персонажей «Летающего цирка Монти Пайтон». О том, стоит ли менять Samson на Iron Maiden, Брюс думал целую неделю, так как и в первом его коллективе дела шли в тот момент в гору.
Но в конце концов вокалист, известный в наше время ещё как литератор, авиатор, спортсмен, теле- и радиоведущий, сменил панкующего Ди’Анно и дебютировал с Iron Maiden в фантастическом альбоме The Number of the Beast.
Альбом, удостоенный множества наград, стал для коллектива головной болью. Трудно подсчитать, сколько обвинений в сатанизме и угроз от доморощенных инквизиторов пришлось выслушать музыкантам. Начиная с этого альбома Эдди Голова получил ещё одно прозвище — «Зверь» (тот самый, которого число).
Для Клайва Барра этот альбом стал в Iron Maiden последним — слишком много у него было проблем с запрещёнными веществами. Тем не менее стоит отдать должное его музыкальному мастерству: он считается одним из наиболее влиятельных инструменталистов в метале. Его сменил Майкл Генри Макбрэйн — феноменальный музыкант, который умудрился поучаствовать в группе ещё до приёма в состав — в роли дьявола в клипе группы The Number of the Beast. С трона короля ада за барабаны величайшей метал-группы — неплохо!
Далее был записан Piece of Mind, и это был первый альбом, который получил статус «платиновый» в Штатах. Потом вышел атмосферный Powerslave, и на этом этапе уже было очевидно, что мы имеем дело с безусловным лидером метал-сцены.
В дальнейшей истории группы были и взлёт до самых небес, и дрейф, и закат, когда музыканты занялись своими проектами. А был и совсем не каноничный «Мэйден» с Блэйзом Бэйли. А потом группа собралась с силами и снова зажгла — и произошло это на стыке веков. Да и сейчас она живее всех живых. Метал — вечен!
А сейчас давайте предадимся нашей старой забаве и послушаем пятёрочку (из множества) песен о войне, написанных героями данной статьи, — группой Iron Maiden!
Слушаем классиков!
Итак, с чего начнём?
Women in Uniform 1980
Песня о женщине в униформе с одноимённого сингла Women in Uniform приходит к нам из 1980 года, и поётся в ней о суровых дамах. На первый взгляд может показаться, что речь идёт вообще о каких-то безобидных ролевых играх. Но если учесть, что на обложке сингла присутствует профиль Маргарет Тэтчер, не славившейся пацифизмом, — песня всё-таки если и про гламур, то про военную его сторону.
В музыкальном плане — это ранний Iron Maiden с припанкованной манерой пения Ди’Анно, но при этом с чётко слышимым гитарным унисоном и чеканным барабанным ритмом. Песня отдаёт хулиганским духом, и это хорошо. В конце концов, такими юнцами мы эту банду больше не увидим. Ранний, прекрасный британский хэви-метал. Обязателен к изучению!
Смотрим, что дальше.
The Number of the Beast 1982
Вау, да это же тема того самого «Числа Зверя», только в ней ничего сатанинского нет. Хотя это с какой стороны посмотреть. Песня Invaders повествует нам о викингах, которые прибывают на своих длинных ладьях и настроены они вовсе не дружелюбно. Эта история из той эпохи, когда саксы противостояли набегам викингов, а те, словно дьявольская напасть, приходили из-за моря. Множество христианских проповедников возносило к небесам просьбу оградить Британские берега от норманнов, и в этом смысле песню можно с определённой натяжкой считать религиозной. Но, конечно же, в значительно большей степени она военная.
Сама песня — это всё ещё тот же ранний «мэйден», но техничность тут выходит на новый уровень. Вначале мы слышим бас-гитару Харриса, которую невозможно перепутать с чем-либо, потом нас затягивает в пучину высококлассных металлических риффов, одних круче других. А когда появляется вокал Дикинсона, нам остаётся только сдаться без боя этим захватчикам. Это 10 из 10. Честно-честно.
Piece of Mind 1983
Песня, мимо которой пройти — смертный грех. Это The Trooper, в которой нашлось место русским. Но не в качестве друзей. Во времена Крымской войны русские и англичане вообще на ножах были, а эта тема и написана под влиянием событий той эпохи. На создание песни группа вдохновилась поэмой Альфреда Теннисона «Атака кавалерийской бригады».
Музыкальная тема и в самом деле напоминает кавалерийский галоп. Это не та песня, под которую хочется вальяжно расхаживать по Балаклавскому пляжу. Да, это атака, и текст песни читается от имени британского кавалериста, несущегося на верную смерть. Как говорил участник той битвы Пьер Боске, французский генерал: «Это великолепно, но это не война». Совершенно верно, это не война, это хэви-метал. Согласитесь со Стивом Харрисом — это по-настоящему атмосферная песня, и она уж точно одна из лучших!
Powerslave 1984
Aces High. Конечно же, невозможно не обратить внимание на песню о Битве за Британию. «Асы высоты» — это песня, исполненная от имени пилота Supermarine Spitfire, который противостоит десятку Messerschmitt Bf.109. Воздушная баталия, воспетая в стиле хэви-метал. С музыкальной точки зрения — высокотехничная песня с яркими мелодическими ходами, запоминающимися соло и с гитарой, которая звучит как стреляющий во вражеского стервятника пулемёт. С гордостью отмечаю, что World of Warplanes имел честь сделать коллаборацию с Брюсом Дикинсоном. Ярчайшая страница в истории проекта!
Это одна из тех песен, которые не надоедают, потому что они прекрасны.
No Prayer for the Dying 1990
Tailgunner, «Хвостовой стрелок». Песня, посвящённая хвостовому стрелку «Летающей крепости», его воспоминаниям о войне, — по праву одна из сильнейших и прочувствованных песен в дискографии группы.
В тексте песни много интересных отсылок вроде такой фразы — «Энола Гэй» стала моим последним испытанием». Угадайте, к чему это? Всё просто — после появления ядерных бомб сама идея «Летающих крепостей» сошла на нет, к защите бомбардировщиков появились совсем другие требования. Ведь если для выполнения задачи ты можешь сбросить одну большую бомбу, ночная интенсивная бомбардировка уже не кажется такой замечательной идеей. Вы недооценивали эту песню? А зря!
Подведем итоги
Творчество Iron Maiden изобилует шикарными песнями на военную тематику, любой альбом тому подтверждение. Мы любим эту группу за то, что любой момент атаки — будь то в воздухе, будь то на земле — они способны с точностью изобразить в звуке, и звук этот будет бить вам прямо в сердце. И поэтому они — величайшие. И не нуждаются в представлении. Всё остальное вы можете сами послушать на своих звуковоспроизводящих устройствах.
Не болейте, уважаемые читатели, и цените жизнь. Пусть песни о войне останутся прерогативой метал-групп.
Слушайте качественную музыку, друзья!
Комментарии к данной статье отключены.