Битва за Мадрид продолжалась немногим меньше, чем вся гражданская война в Испании (1936–1939), и включила в себя множество различных событий. Одним из них стала устроенная республиканцами резня в окрестностях города Паракуэльос-де-Харама. 7 ноября 1936 года, когда националисты перешли в наступление на испанскую столицу, республиканцы, чтобы не оставлять у себя за спиной несколько тысяч политических заключённых (правых политиков, католических священников, военных и обычных гражданских лиц), решили вывезти узников из города. По официальной версии, своих идеологических противников они хотели переместить в тюрьмы Валенсии. Однако то ли для этого мероприятия не хватило ресурсов, то ли изначально планы были иными, но конечным пунктом для большинства заключённых стали отнюдь не застенки.
По распоряжению республиканского Комитета обороны Мадрида заключённых в течение месяца, с 7 ноября по 4 декабря, партиями вывозили из столичных тюрем. Кому-то действительно повезло, и они «переехали» в другие темницы. Большинство же были расстреляно на окраинах двух расположенных поблизости от Мадрида городов Паракуэльос-де-Харама и Торрехон-де-Ардос. Исследователи называют имена нескольких коммунистических политиков, которые могли стоять за распоряжениями о казнях: отвечавший в Комитете обороны Мадрида за общественный порядок Хосе Касорла Мауре, сменивший его коммунист Сантьяго Каррильо или кто-то другой из их единомышленников. Некоторые усматривают в этом событии руку Москвы и ключевую роль отводят писателю и публицисту Михаилу Кольцову, который находился в Мадриде в качестве корреспондента газеты «Правда», а негласно был представителем СССР при республиканском правительстве.
Казни происходили ежедневно, прервавшись лишь на несколько дней, когда в дело вмешался анархист Мелькор Родригес Гарсиа. К началу декабря было расстреляно, по разным данным, от 1000 до 12 000 заключённых, поддерживавших националистов. Несколько сотен человек похоронены на Кладбище мучеников в Паракуэльос-де-Харама, совсем рядом со взлётной полосой международного аэропорта Мадрид-Барахас. В память о резне на склоне соседнего с кладбищем холма сооружён огромный крест, который прекрасно виден из окон взлетающих и садящихся самолётов.
Комментарии к данной статье отключены.