Впервые Вильнюс (Вильно) назвал стольным городом великий князь литовский Гедимин в своей грамоте 1323 года. С этого момента поселение у слияния рек Нярис (Вилия) и Вильни превращается в крупный ремесленный и торговый центр. Горожане, в конце XIV века получившие право на самоуправление, нуждались в надёжной защите своих домов и своего имущества. Это хорошо понимал великий князь Ягайло, который дал виленцам разрешение на постройку городских стен. В новом интерактивном проекте Warspot рассказываем об истории возведения укреплений и показываем, как некогда выглядели оборонительные укрепления старого Вильно.
На плане маркерами обозначены ворота и башни городских укреплений старого Вильнюса. Чтобы узнать больше о конкретном объекте, нажмите на соответствующий маркер
Литература:
- Кушнярэвiч, А.М. Мураваная дабастыённая фартыфiкацыя Вялiкага Княства Лiтоўскага. — 2-е выд. — Мн., 2014.
- Экспозиция филиала «Бастея оборонительной стены» Национального музея Литвы
Строительство городских стен
Первые элементы оборонительной системы города были возведены из дерева. Решение о строительстве каменных стен принял только внук Ягайло — великий князь Александр Ягеллончик, правивший в 1492–1506 годах. Выданный им привилей освободил горожан от воинской повинности и возложил на них обязанность обнести Вильно стенами. Границы ограждаемой территории определял виленский воевода Николай Радзивилл.
Сооружение стен началось в 1503 году. В соответствии с грамотой великого князя мешавшие строительству здания сносились. Помимо стен возводились башни с воротами, расположение которых привязывалось к сетке улиц и ведших из города трактов. Руководил работами приглашённый из Данцига архитектор Михаэль Энкингер.
В 1522 году великий князь Сигизмунд, младший брат Александра Ягеллончика, отменил обязанность жителей Вильно содержать воинов в замке — вместо этого им предписывалось содержать на постоянной службе у городских ворот 24 стражника. Тем самым власть признавала завершение строительства стен. Почти 300 лет в пределах построенных по велению Александра Ягеллончика стен существовали районы, представляющие собой центральную часть Старого города современного Вильнюса.
Стены Вильно в XVI веке
Общая длина стен достигала 2,5 км, а площадь огороженной ими территории составила приблизительно 100 га. Один край стены упирался в подножие Замковой горы, а другой доходил до берега реки Вильни. Вероятно, в северном и северо-восточном направлениях городская стена прерывалась, и защита этой части города возлагалась на естественные укрепления — реку и крутые холмы на её берегу. Вопрос, соединялась ли городская стена с укреплениями Замковой горы, остаётся открытым.
Основание стен было сложено из камня, а верхняя часть — из кирпича. Их высота достигала 9 м, но в среднем была намного меньше — 6,5 м. Стены были на удивление тонкими: 1,2–1,4 м у основания и меньше метра — в верхней части. Это было связано с тем, что городские укрепления предназначались главным образом для защиты от набегов крымских татар, которые не вели длительных осад и не использовали артиллерию. Для удобства обороняющихся с внутренней части к стене была пристроена деревянная галерея, а обстреливали врагов они через проделанные в стене амбразуры.
После завершения строительства городские укрепления Вильно несколько раз совершенствовались. К середине XVI века число ворот возросло до семи, а в первой половине XVII века — до десяти. На холме Бокшто, обращённом к руслу реки Вильни, был сооружён бастион.
Упадок системы городских укреплений
Около 1600 года Вильно был обнесён второй оборонительной линией — деревянным частоколом. После того, как в 1655 году город заняло войско царя Алексея Михайловича, укрепления обновили. Следующее обновление башен связано с именем шведского короля Карла XII, который взял город в апреле 1702 года.
Постепенно в XVIII столетии стены утратили своё оборонительное значение, и городские власти хорошо это понимали. После пожара 1748 года, повредившего часть укреплений, магистрат не только не стал их обновлять, но и дал разрешение на снос. В последний раз стены Вильно штурмовали российские войска, участвовавшие в подавлении восстания 1794 года. При этом некоторые ворота и часть стены существенно пострадали.
По итогам разделов Речи Посполитой город вошёл в состав Российской империи. Закончилась история Великого княжества Литовского — завершалась и история укреплений его столицы. В 1799 году литовский гражданский губернатор Иван Фризель выступил с инициативой снести стены Вильно. Их разбирали до 1805 года, а отдельные башни — до конца первой трети XIX века. Уцелела только одна надвратная башня, Медницкая, и отдельные фрагменты стен — в основном те, что соприкасались с жилыми строениями.
В таком состоянии стены Вильнюса сохранились до нашего времени. Сегодня их общая протяжённость составляет около 500 м. Фрагменты стены можно увидеть на улицах Пилимо, Базилийону, Швянтосёс Двасёс, Субачяус, Бокшто, Стуокос-Гуцявичяус и внутри некоторых зданий. Они включены в Регистр культурных ценностей Литовской Республики и охраняются государством.
Башни и городские ворота
Первоначальный план строительства предусматривал возведение пяти башен с воротами: Спасской, Вилейской, Медницкой, Трокской и Замковой. В дальнейшем их стало больше. Большинство надвратных башен (брам) в XIX веке было снесено. По счастью, их внешний вид дошёл до нашего времени благодаря рисункам польско-литовского живописца Франтишка Смуглевича (1745–1807 годы) и другим изобразительным источникам.
Замковые ворота
Замковые ворота располагались у склона Замковой горы, в начале современной улицы Пилес. Они были сооружены в конце XV века, затем снесены и в 1560-х годах возведены заново. Сложенная из кирпича надвратная башня высотой 14 м состояла из трёх ярусов, а её крыша была покрыта черепицей. Ворота и окно первого яруса украшал декорированный портал с белым картушем из камня вверху, на котором был изображён орёл со снопом — гербом династии Ваза — в лапах.
В 1581 году был учреждён Главный Литовский трибунал. В пристроенном к Замковым воротам здании разместился его архив и канцелярия суда. В подвале башни находились тюремные камеры.
Ворота были снесены зимой 1836–1837 годов.
Бернардинские ворота
Бернардинские ворота получили своё название от расположенной поблизости церкви одноимённого монашеского ордена. Впервые они упоминаются в источниках в 1593 году. Оборонительное значение ворот было невелико: над ними отсутствовала башня, а сами они, согласно грамоте великого князя Владислава 1636 года, частично были построены из дерева. Находившийся по соседству мост через Вильню, который вёл в пригород Ужупис, защищали не эти ворота, а комплекс готической Бернардинской церкви с монастырём.
Ворота были разрушены в первой трети XIX века.
Спасские ворота
Спасские ворота относятся к первоначальным, построенным согласно привилею Александра 1503 года. Ворота располагались близко к реке Вильне, фактически на мосту. В 1642 году виленский бургомистр Якуб Гибель обновил их, пристроив барочный портал. Во второй половине XVIII века ворота подверглись реконструкции. Согласно записи служащего магистрата,
«кирпичные ворота покрыты черепицей, толщина стены составляет пять шагов, а ширина башни — шесть шагов; свод ворот также построен из кирпича».
В конце столетия ворота были частично разрушены, поскольку узкий проход не позволял проезжать через них каретам. Вероятно, планировалось их перестроить, но вынутый кирпич растащили местные жители. В 1801 году Спасские ворота были окончательно разрушены, а кирпич и камни из них частично пошли на ремонт моста через Вильню.
Ворота Субач
Ворота Субач впервые упоминаются в 1528 году. В первой половине XVII века они были перестроены, а в 1789 подверглись реконструкции. Они служили въездом в город со стороны стратегически важного направления на Полоцк, Смоленск и Москву и играли важную роль в оборонительной системе Вильно. К северу от ворот было построено дополнительное укрепление — артиллерийская башня, а позднее на её месте появился бастион.
Трёхъярусная надвратная башня Субач в плане представляла собой четырёхугольник 16×14,5 м. На углах на внешней стороне ворот возвышались две круглые башенки-турели, служившие, вероятно, декоративным элементом. Толщина стен турелей составляла 1,5 м. Эти башенки имели конические остроконечные крыши, а саму надвратную башню покрывала двускатная крыша.
Известно, что в XVII веке в башне жил городской палач. В обязанности его помощников входил отлов бродячих собак — отсюда, по одной из версий, башня и ворота получили своё название. В XVIII веке помещения башни использовались в качестве городской тюрьмы. К концу столетия башня Субач была заброшена и превратилась в пристанище грабителей, нападавших на прохожих.
В последний раз ворота Субач использовались в военных целях при обороне города во время восстания 1794 года. В 1801 году, когда Вильно уже вошёл в состав Российской империи, по предложению генерал-губернатора Бориса Петровича Ласси башню разобрали. Часть кирпичей использовалась для постройки стен артиллерийских казарм и реконструкции здания гостиного двора (теперь здесь находится Литовское национальное филармоническое общество), а покрытие крыши пошло на соседний сиротский приют.
К настоящему времени уцелела часть южной стены ворот Субач с одной бойницей и гнездом для бруса, которым ворота запирались на ночь.
Медницкие ворота
Медницкие ворота (они же Острая брама и Ворота зари) запирали путь на Медники (Медининкай) и Минск. В начале XX века на литовском языке их стали называть Воротами зари (Aušros). Возможно, это название по созвучию, но не по смыслу выведено из латинского australis — «южный».
Медницкие ворота относятся к первоначальным, возведённым согласно привилею Александра 1503 года. В начале XVII века — вероятно, после пожара 1610 года — надвратная башня была перестроена в ренессансном стиле. Появился фасад с пятью амбразурами и узкий аттик, ставший самой примечательной частью башни. С четырёх сторон аттик украшен декоративными мотивами и изображениями мифологических персонажей.
Надвратная башня практически квадратная в плане — 11,2×10,8 м. Она имеет три яруса и покрыта черепичной крышей. Первый ярус перекрыт полуцилиндрическим сводом, а в верхних ярусах использованы деревянные перекрытия. В этих двух ярусах сохранились круглые амбразуры диаметром приблизительно 0,4 м, которые расширяются внутрь в виде ниш. Въезд в башню защищали двустворчатые ворота и опускная металлическая решётка.
На втором ярусе башни хранится знаменитая чудотворная икона Богоматери Остробрамской, написанная в XVII веке и почитаемая как православными, так и католиками. В начале XVIII столетия для неё была оборудована часовня, стены которой покрыты вотивными дарами верующих. Треугольный фронтон часовни украшает изображение Всевидящего ока и латинская надпись Mater misericordiae sub tuum praesidium confugimus — «Мать милосердная, к Твоему заступничеству прибегаем».
По всей видимости, Медницкие ворота избежали сноса именно благодаря часовне с иконой Девы Марии. Современный вид часовня приобрела в конце XVIII — XIX веке, когда к ней была пристроена галерея с внутренней лестницей.
Заголовок1
Заголовок2
Заголовок3
Рудницкие ворота
Рудницкие ворота стояли на основной дороге, ведшей из Вильно на юг, в направлении Кракова. По этому пути в столицу Великого княжества Литовского прибывали самые уважаемые гости — короли, епископы и воеводы. Ворота впервые упоминаются в источниках в 1551 году, когда из Кракова в Вильно были перевезены останки великой княгини Барбары Радзивилл, супруги Сигизмунда II Августа. Во время войны с Российским царством, в период оккупации Вильно в 1655–1661 годах, ворота были разрушены, но позднее восстановлены, а в конце XVII века перестроены.
Помимо надвратной башни Рудницкие ворота включали предвратное укрепление — барбакан. Узкие бойницы в барбакане и воротах обеспечивали дополнительную защиту. На первом этаже башни находилась кордегардия, на втором была оборудована часовня. В 1672–1685 годах здесь действовала тюрьма. Во время перестройки ворот в 1675–1679 годах фасад башни украсили гербами Королевства Польского, Великого княжества Литовского и короля Яна Собесского. Над большим окном появилось изображение покровителя Вильно — святого Христофора.
Рудницкие ворота были разрушены в 1800 году.
Трокские ворота
Трокские ворота были построены в соответствии с привилеем Александра Ягеллончика 1503 года, но впервые упоминаются только в 1619 году. Ворота являлись одним из основных входов в Вильно и замыкали путь, который вёл в Троки (Тракай), Гродно и Киев. Во время войны 1655–1661 годов, когда Вильно заняли российские войска, ворота были разрушены, но уже спустя несколько лет были восстановлены, а затем и перестроены.
В плане надвратная башня была прямоугольной. Вершину двускатной крыши венчали два флюгера, а фасад башни был отделан в барочном стиле. Со стороны города его украшало изображение Девы Марии, считавшееся чудотворным. После разрушения ворот икону перенесли в одну из городских церквей. В настоящее время она хранится в Музее церковного наследия, в здании бывшей католической церкви святого Михаила Архангела. По краям ворот в городской стене было проделано множество узких амбразур, которые практически отсутствовали в самой надвратной башне.
В последний раз Трокские ворота послужили обороне города во время восстания Тадеуша Костюшко в 1794 году. Их реконструировали после подавления восстания, а уже в 1804 году ворота были разрушены до основания.
Вилейские ворота
Вилейские ворота были заложены в соответствии с привилеем 1503 года, а впервые упоминаются в документах только в 1555 году. Дорога за воротами вела к причалу на реке Нярис, Зелёному мосту и важному коммерческому тракту на Укмерге и Ригу. Массивная прямоугольная башня Вилейских ворот была построена в готическом стиле и с двух сторон оборудована трёхуровневыми контрфорсами. До 1778 года на первом ярусе башни располагалась часовня. Позднее элементы её декора переместили в церковь младенца Иисуса у ворот Субач.
Осенью 1790 года городской магистрат принял решение о сносе Вилейских ворот. Кирпичи позже использовались при реконструкции здания гостиного двора (сейчас здесь находится Литовское национальное филармоническое общество).
Татарские ворота
Татарские ворота, впервые упомянутые в источниках в 1598 году, были возведены как пристройка к иезуитскому новициату. Предполагается, что охранную службу здесь несли татары, от которых ворота и получили своё название.
Надвратная башня представляла собой прямоугольник 24×12 м с широкой — 3 м — въездной зоной. С оборонительной точки зрения ворота были относительно слабы, поэтому в процессе обновления системы городских укреплений в XVII веке их было решено усилить.
В следующем столетии ворота объединили в единый архитектурный комплекс с принадлежавшими иезуитам зданиями. Иезуиты укрепили ворота и соединили их с крылом своего монастыря. После того, как в конце XVIII века иезуитский монастырь превратился в казармы, на первом и втором ярусах надвратной башни разместились 86 солдат.
Татарские ворота были снесены в 1802 году.
Ворота Марии Магдалины
Ворота Марии Магдалины впервые упомянуты в 1601 году. Они были выстроены в низине, в которой собиралась вода, и потому получили прозвище Мокрые. Официальное название им дала соседняя церковь.
Ворота Марии Магдалины представляли собой вырез в стене с небольшой надстройкой. Они не имели надвратной башни, а их оборонительное значение стремилось к нулю. Ворота предназначались для того, чтобы обеспечить доступ к центру столицы проживавшим в предместье мещанам.
В 1677 году по указу магистрата ворота были заложены кирпичом. К началу восстания 1794 года они уже были разрушены.
Комментарии к данной статье отключены.