В мире оружия есть немало брендов, которые известны даже непосвященным. СССР подарил миру «калаш» – легендарный АК-47. Теперь автомат занял свое заслуженное место и в массовой культуре, компьютерных играх и на гербах государств. Но не утихают споры об авторстве его – подозревают, что нацистские конструкторы могли сделать АК-47, а их труд уже был присвоен Советами.
Кто же создал это великое произведение: наш Михаил Калашников или немцы? Некоторые авторы сомневаются, что молодой уроженец Алтая с семью классами образования смог разработать в сжатые сроки такое совершенное оружие. Выдвигается теория, что АК-47 является переделанной версией немецкой винтовки Sturmgewehr 44, разработанной Хуго Шмайссером. Как аргумент приводится тот факт, что в 1946–52 годах Калашников и Шмайссер вместе работали в Ижевске, а также сходство Stg 44 и АК-47.
«Калаш» не наш?
В Западной Европе начало этим спорам положила статья, опубликованная в 70-х годах в журнале DWJ («Немецкий оружейный журнал»), где впервые было подробно дано сравнение АК-47 и Sturmgewehr 44. После этого журналистами и историками выдвигались самые разные предположения: от заимствования отечественным конструктором некоторых наработок немецких образцов до изобретения нового советского автомата Шмайссером. «Одного взгляда на это превосходное оружие достаточно, чтобы понять его влияние на все послевоенное семейство АК», – пишет в своей книге шотландский исследователь истории Третьего Рейха Гордон Уильямсон. Данная статья не претендует на однозначный ответ, является ли немецкий специалист автором АК-47, мы попытались лишь сделать очерк пребывания Шмайссера в Ижевске. Благодаря исследованию историка Н. Мочарски «Шмайссер: между табу и легендой» у нас в распоряжении есть копии документов КБ Ижевска, где работал немец. Источников о его труде в России из ГДР нет, мемуаров Хуго не писал, потому мы проанализируем отечественные документы и мнения очевидцев.
Для конструктора Третьего Рейха Вторая мировая война закончилась 3 апреля 1945 года, когда американские войска заняли его родной город Зуль и ввели полный запрет на производство оружия. Его, как члена НСДАП, подвергают допросам, но не проявляют интереса к изобретениям. По договору после войны Зуль перешел в советскую зону оккупации, там начали действовать технические комиссии, преследовавшие цель реконструкции военно-технических достижений нацистов для последующего использования в новых советских разработках.
В 1946 году было решено вывезти специалистов вместе с семьями в закрытое КБ Ижевска. Группа германских конструкторов была небольшой (16 человек). До их приезда уже была представлена первая модель АК-46, в которой, ясное дело, гости из Германии не приняли участия. Первым аргументом в защиту Калашникова может служить также то, что АК-47 создавался до 1948 года в Коврове, а не Ижевске, лишь после одобрения молодой советский конструктор переводится в Ижевск.
Получается, что Шмайссер не мог быть создателем проекта АК-47, но мог ли он быть консультантом? Крайне мало известно о деятельности Шмайссера с 1946 по 1949 годы, мы располагаем лишь воспоминаниями современников. Известно по жалобе Хуго, что вместо обещанных 5000 рублей ему с 27 февраля 1947 года стали давать всего 2500 руб. Скорее всего, это значит, что поначалу рассчитывали, что Шмайссер будет выполнять некую важную работу, но потом, видя, что он не подходит или не справляется с ней, ему назначили более простые задания.
Получается, что разработками вооружений он, скорее всего, не руководил, и был, что называется, «на подхвате». По свидетельству создателя снайперской винтовки СВД Е. Ф. Драгунова, трудившегося в те годы там же, Шмайссер был пожилым больным человеком и ни в чем серьезном не участвовал и не хотел ввязываться.
Документы говорят также о саботаже со стороны немца. Характеристика на героя нашей статьи от 1 сентября 1949 года: «ШМАЙССЕР Гуго. От каких-либо конструкторских разработок отказывается, ссылаясь на отсутствие специального образования». Однако в своей жалобе начальству сам Хуго указывал на свою высокую квалификацию и опыт. Такое поведение, возможно, связано с неприятием условий труда. Видимо, пожилому немцу претило, что его не ценят и не стремятся дать руководство над серьезными проектами. Ему поручали, судя по донесениям, модернизировать «трехлинейку» и ППШ 1891 года. А ведь в 1949 году уже налажен выпуск АК-47. Иными словами, создателем АК-47 немец быть никак не мог, но быть консультантом мог вполне, об этом говорится в характеристике 1951 года. Согласно отдельным источникам заслуга Хуго Шмайссера заключалась в его участии в разработке технологии холодной штамповки, которой он якобы занимался в СССР до 1952 года, что, по этой версии, сыграло свою роль в появлении штампованной ствольной коробки АКМ (с 1959 года).
StG-44 АК-47 не товарищ
Несмотря на то, что многие авторы акцентируют внимание на сходстве Sturmgewehr 44 и АК-47, это скорее внешнее сходство. Конструкция систем Шмайссера и Калашникова различается кардинально:
-
принципиальные отличия имеются в устройстве таких ключевых узлов, как механизм запирания ствола (поворотный затвор у АК, перекос затвора у StG-44);
-
ударно-спусковой механизм (при использовании общего куркового принципа действия конкретные реализации его функционирования совершенно различны);
-
магазин, крепление магазина (StG имеет достаточно длинную приемную горловину, у АК магазин просто вставляется в окно ствольной коробки);
-
переводчика огня и предохранительного устройства (StG имеет отдельные двусторонний переводчик видов огня кнопочного типа и расположенный слева предохранитель в виде флажка, АК – расположенный справа переводчик-предохранитель).
Подводя итог, можно предположить, что Шмайссер знал о разработке АК-47 и, может быть, даже консультировал группу Калашникова, но влияние это было незначительно. Томящийся в КБ немец не стремился особо делиться своими знаниями, да и советское начальство не горело желанием слышать его советы. Поэтому авторство АК-47 неоспоримо принадлежит нашим специалистам и не является плагиатом немецкого оружия
Комментарии к данной статье отключены.