В конце июля 1941 года обстановка под Киевом с каждым днем становилась сложнее. Немецкие войска 1-й танковой группы генерала Клейста появились перед линией обороны города еще 11 июля. Они не смогли с ходу форсировать километровую болотистую пойму реки Ирпень, а потому, не штурмуя город, повернули на юг, чтобы отрезать пути отступления частям Красной Армии, отходящим на восток южнее Киева. Город должны были штурмовать пехотные части 6-й армии, но только после того, как оттеснят на северо-восток части 5-й армии РККА. Дело в том, что позиции 5-й армии находились в Житомирских лесах северо-западнее Киева, а потому «нависали» над транспортными артериями, по которым снабжались дивизии Вермахта, стоявшие у границ города.
Столица советской Украины получила двухнедельную передышку. В течение этого времени защита города неустанно укреплялась: готовились новые линии обороны, формировались ополченские батальоны, собирались бронепоезда, гражданские речные суда переделывались в канонерские лодки. Готовились к обороне и гарнизоны ДОТов. Из остатков гарнизонов, которые смогли отойти к Киеву из укрепленных районов, находившихся на новой границе (немецкая пропаганда называла их «Линией Молотова») и старой границе («Линия Сталина»), формировались новые отдельные пулеметные батальоны. Их пополняли рядовым составом из числа резервистов, призванных из различных районов Киевской области, и командным составом, как правило получившим специальное образование с пулеметным уклоном в стрелково-пулеметных или пехотных училищах страны.
Одним из таких командиров был лейтенант Георгий Ветров, ранее учившийся в Киевском пехотном училище, а потом переведенный в Свердловское пехотно-пулеметное училище, выпускником которого он и являлся. Ветров отступал к Киеву от границы вместе с другими частями Красной Армии, и здесь был назначен командиром гарнизона ДОТа №205 опорного пункта «Крым» Киевского укрепленного района (КиУР).
ДОТ №205 находился на самом опасном, южном участке обороны, который не был прикрыт широкой поймой реки Ирпень, как это было на западном и северном участках. ДОТ представлял собой небольшую подземную крепость. В нем было 375 метров подземных ходов-потерн, соединявших между собой пять отдельных ДОТов-оголовков, один из которых был двухамбразурным, а остальные – одноамбразурными. Гарнизон ДОТа по штатному расписанию должен был составлять 63 человека. Кроме того, предусматривался переменный гарнизон численностью 50 человек, который должен был контратаковать противника в случае его прорыва в тыл. Но лейтенанту Ветрову было выделено всего 15 бойцов.
ДОТ не был полностью подготовлен к обороне. Его оголовки не были обеспечены вентиляцией, в результате чего пулеметчики при стрельбе страдали от отравления пороховыми газами. Грунтовые воды подтапливали потерны, и воду приходилось откачивать вручную пожарной помпой. Лейтенанту пришлось спешно готовить ДОТ и гарнизон к обороне: обучать пулеметчиков стрельбе вслепую, по указанным координатам; пристреливать оружие; набивать пулеметные ленты; налаживать взаимодействие бойцов гарнизона, и т. д.
Генеральный штурм Киева немецкие войска начали 31 июля 1941 года. Им удалось прорвать оборону КиУР на узком участке фронта, после чего солдаты Вермахта начали расширять прорыв, атакуя во фланги и с тыла подразделения защитников Киева, еще не отступившие с первой линии обороны. Уже к 5 августа противнику удалось расширить участок прорыва до 20 километров.
4 августа атаке подвергся ДОТ №203, находившийся буквально в километре от ДОТа лейтенанта Ветрова. Он был замаскирован под украинский сарай – клуню. ДОТы КиУРа в южном секторе обороны были развернуты своими амбразурами на юг, а противник наступал на них во фланг – с востока, и с тыла – с севера. Чтобы прикрыть ДОТ сзади, его комендант лейтенант Черемушкин приказал вытащить наружу несколько пулеметов. Помощник коменданта сержант Клопот с бойцом Яцуком и политбойцом Панасюком сняли пулеметы со станков, по траншее выдвинулись к улице и открыли огонь по наступавшим немецким солдатам. В ответ немцы подожгли близстоящий дом и, маскируясь дымом, усилили пулеметный и минометный огонь.
Лейтенант Черемушкин был тяжело ранен в бедро разрывной пулей. Рядовой Красовский потащил его в соседний ДОТ №205 (ДОТ лейтенанта Ветрова), а гарнизон ДОТа №203 возглавил сержант Клопот. Солдаты отбили пять вражеских атак, но ближе к вечеру немцам удалось оттеснить их внутрь ДОТа и полностью блокировать там. Ночью немцы начали стучать в стальную дверь, угрожая взорвать ее и требуя сдачи, но им никто не отвечал – гарнизон готовился к прорыву. Среди ночи бойцы, возглавляемые сержантом Клопотом, с гранатами в руках бросились на прорыв. Раненого красноармейца Тихонова нескольким гитлеровцам удалось взять в плен. Однако начавшийся артобстрел испугал их, немцы разбежались, и Тихонову удалось выползти к своим.
Ночью уцелевшие бойцы гарнизона ДОТа №203, проходившие в тыл мимо ДОТа №205, сообщили лейтенанту Ветрову, что их ДОТ захвачен противником, и немцам уже ничто не мешает атаковать следующий опорный пункт. Боец гарнизона ДОТа №203 Красовский, перед этим доставивший раненого лейтенанта Черемушкина в тыл, остался вместе с гарнизоном ДОТа №205.
Штурм ДОТа начался 5 августа, но немецкой штурмовой группе пришлось нелегко. С востока, юга и юго-запада подходы к ДОТу простреливались его оголовками. С запада (то есть, со стороны входа) ДОТ Ветрова прикрывали соседние ДОТы. С севера, за холмом, в котором находился ДОТ № 205, на поле сражались бойцы 728-го стрелкового полка 175-й стрелковой дивизии, сформированной в Ставропольском крае. Дивизия была потрепана в предыдущих боях, деморализована постоянными отступлениями, и потому вскоре отошла. Восточные оголовки ДОТа №205 поддерживали пехоту, как могли, но наступавшие немцы, быстро обнаружив огневые точки ДОТа, защищенные бетоном пулеметы обошли, блокировав подходы к ДОТу огнем.
Немецкая штурмовая группа попыталась подавить сопротивление оголовков ДОТа, однако отсутствие вентиляционных и других шахт, перископных обсадных труб или других отверстий, куда можно было бы залить бензин, кинуть гранату или взрывчатку, не позволяло немецким саперам использовать отработанные приемы штурма ДОТов. В случае опасности бойцы гарнизона закрывали амбразуры бронезаслонками, а при первой возможности открывали их и шквальным огнем сметали нападавших. Началась десятидневная осада ДОТа.
Вскоре после начала боев за ДОТ №205 солдатам Вермахта удалось пробраться ко входу в «мину», разрушив прикрывавший его ДзОТ. Гарнизон скрылся в подземных ходах. Немецкие солдаты попытались сунуться к железобетонному входному блоку, но его надежно прикрывала специальная амбразура, за которой находился пулеметчик с ручным пулеметом.
Чтобы подавить сопротивление гарнизона ДОТа №205, к его штурму была привлечена авиация и бронетехника. К ведущим огонь оголовкам попыталась подойти немецкая артиллерийская самоходная установка «Sturmgeschütz III» (сокращенно – «StuG III»). Батальоны этих самоходок были приданы пехотным дивизиям Вермахта, наносившим основной удар по обороне Киева. Самоходке не удалось близко подойти к оголовкам – она вязла в берегах реки Веты, которые в те времена были очень болотистыми. Самоходка обстреляла бойницы, которые гарнизон тут же закрыл бронезаслонками. Все, чего удалось достигнуть этим обстрелом, – это заклинить одну бронезаслонку. За ночь бойцы гарнизона ее расклинили.
Затем ДОТ подвергся бомбардировке с воздуха. Перед этим немецкие саперы установили на холме, под толщей которого скрывались подземные галереи, флаги, служившие ориентирами для пикирующих бомбардировщиков. Несколько бомб попали в холм, но своды галерей выдержали. Из строя вышел только дизель-генератор, поэтому все последующее время обороны гарнизону пришлось использовать для освещения переносные керосиновые фонари.
Немцы предлагали гарнизону ДОТа сдаться, но лейтенант Ветров лично застрелил двух парламентеров. После этого ни о какой пощаде красноармейцам, в случае их пленения, не могло быть и речи. Началась блокада ДОТа. Отдельные немецкие солдаты взбирались на оголовок, но сделать ничего не могли – перископов и вентиляционных отверстий там не было. Когда саперы пытались подойти к оголовкам со стороны амбразур, используя мертвые зоны, то их забрасывали гранатами или контратаковали бойцы, выбравшиеся наружу через амбразуры соседних оголовков.
С водой в ДОТе проблем не было – внутри находилась колонка для подачи воды в кожухи пулеметов. Кроме того, ДОТ подтапливало, так как грунтовые воды были слишком близко к поверхности земли – так что воды был даже излишек. А вот с питанием начались проблемы – запасы продуктов были на исходе.
В ночь с 8 на 9 августа к ДОТу пробрался лейтенант Жуковец, друг Ветрова по училищу. С ним по простреливаемой долине реки проползли еще несколько разведчиков, среди которых был и сержант Клопот – герой обороны ДОТа №203. Жуковец доставил Ветрову приказ-разрешение на то, чтобы оставить ДОТ, уничтожив все, что не удастся вынести. И тут произошло исключительное для того времени событие – лейтенант отказался выполнить приказ, разрешавший отступить. У него был целый гарнизон, были патроны, гранаты. Немцы не могли взять его ДОТ и теряли время и людей, пытаясь уничтожить упорных русских. Поэтому Ветров не видел причин для отступления. С этого момента ДОТ №205 стал знаменитым.
Об этом случае было сообщено командующему Юго-Западным фронтом генерал-полковнику М. П. Кирпоносу, которого это очень заинтересовало. Для доклада к нему привели бойца-разведчика, побывавшего в ДОТе в составе разведывательной группы. Советские источники так описывают разговор генерала с разведчиком.
Разведчик: «Держатся. Говорят, что имеют приказ и из ДОТа не уйдут».
Кирпонос: «Фамилии их Вы не узнали?»
Разведчик: «Никак нет: некогда было. Мы у них были всего минут десять. Они спросили про обстановку, закурили, сказали, что три дня были без хлеба. Тут же их лейтенант – фамилия его Ветров, так его называли, с одним бойцом пошел куда-то за продуктами. Потом перед нашим уходом они вернулись, принесли продукты и патроны. Когда мы уходили, они сказали, чтобы пехота не бегала «туда-сюда», а так же твердо удерживала свои позиции».
Кирпонос вынул бумагу и написал: «Дорогие друзья, товарищи, защитники ДОТа №205! Восхищен вашим мужеством и упорством. Родина не забудет вашего подвига. ЖАЛЕЮ, ЧТО НЕ УДАЛОСЬ НАВЕСТИТЬ ВАС. Подателю этой записки сообщите свои имена и фамилии для награждения вас орденами. Крепко жму ваши мужественные руки и желаю новых боевых успехов в священной борьбе с немецкими захватчиками. Кирпонос».
12 августа 728-й полк РККА атаковал немецкие позиции и смог деблокировать ДОТ. Гарнизоны ДОТов №206 и №207 вышли наружу и также приняли участие в этой атаке. Гарнизон ДОТа №205 в полном составе остался на месте – скорее всего, из-за того, что атака проводилась над ним, и бойцы просто о ней не знали.
В ДОТ протянули связь, поднесли патроны и провизию, но тут немецкие войска контратаковали, отбросили нашу пехоту назад и снова блокировали ДОТ. Однако на настроение защитников ДОТа это особенно не повлияло. Именно в эти дни у лейтенанта Ветрова корреспондентами газеты «Красная Звезда» (центрального печатного органа Красной Армии) было взято знаменательное интервью. Александр Шуэр и Сергей Сапиго пробрались на командный пункт командира 28-го ОПБ капитана Кипаренко и по телефонной линии задали героическому лейтенанту несколько вопросов. В наше время такое интервью с передовой, из блокированного противником ДОТа, как минимум целый день транслировали бы все СМИ. Вот описание обстановки, данное лейтенантом журналистам.
Лейтенант Ветров: «Враг не прекращает попыток атаковать ДОТ. За эти дни мы уже отбили несколько атак. Наиболее сильная атака состоялась в первый день окружения. Враг подошел к ДОТу с двух сторон. Подпустив фашистов на близкую дистанцию, мы открыли пулеметный огонь, от которого немцы понесли большие потери. Несколько часов они подбирали убитых и раненых. Потерпев неудачу, фашисты выслали лазутчиков, которые предложили нам сдаться. Двух лазутчиков я лично пристрелил из винтовки. Тогда немцы повели по ДОТу артиллерийский огонь прямой наводкой. До сих пор не прекращается артиллерийская стрельба. За все время немцам удалось вывести из строя только одну амбразуру, и ту мы быстро отремонтировали. С тыла фашисты ведут пулеметный огонь по двери ДОТа, бросают гранаты. Древесно-земляное укрытие у входа разрушено. Прямым попаданием в ДОТ оглушены три бойца, но они не вышли из строя».
Защитники ДОТа стали знаменитыми, но вряд ли они думали об этом в те дни. С 13 августа наши войска не оставляли попыток отбить у противника Юровку и снова деблокировать ДОТ. У гарнизона полностью исчерпались запасы провизии. Но самым страшным было то, что у бойцов закончились патроны. К счастью, к 18 августа 1941 года ДОТ №205 был деблокирован. Героическая эпопея гарнизона лейтенанта Ветрова закончилась.
Комментарии к данной статье отключены.