Попытки представить людей, служивших в «Ваффен СС», простыми честными солдатами начались в Дании почти сразу после войны. Уже 1 июня 1945 года новое, послевоенное правительство Дании приняло беспрецедентно мягкий закон: за добровольную службу на стороне Германии во время Второй мировой войны коллаборационистам полагалось всего лишь два года тюрьмы. Ни о каких расследованиях военных преступлений, совершённых датчанами во время этой службы, не шло и речи. Около 3300 бывших членов «Ваффен СС» отсидели в тюрьмах по этому закону и растворились в датском обществе.
Период начальной реинтеграции
В своей статье «Датские добровольцы в «Ваффен СС» и немецкой войне на Востоке», опубликованной в марте 1999 года в журнале «Современная европейская история», датские историки Смит, Поульсен и Кристенсен (Peter Scharf Smith, Niels Bo Poulsen, Claus Bundgard Christensen) приводят очень интересные данные. В 1970 году датские социологи провели опрос «предателей нации» (осуждённых за сотрудничество с немецкими оккупантами). В целевую аудиторию исследования вошли бывшие добровольцы «Ваффен СС», отсидевшие в датских тюрьмах после войны. Аудитория была разбита на три группы: «этнические немцы», «датские нацисты» и «иные» («случайные пособники»). Опрос должен был выяснить, насколько успешно прошла реинтеграция бывших коллаборационистов в датское общество, и не стали ли они в дальнейшем уголовниками. Выяснилось, что бывшие эсэсовцы прекрасно чувствовали себя в послевоенном датском обществе — полностью влившимися в него считали себя «этнические немцы» и «датские нацисты», среди которых почти не было лиц, осуждённых в послевоенный период за уголовные преступления. Такие проблемы отмечались только в группе «иные» («случайные пособники»), в которой был больший процент криминальных элементов и безработных по сравнению с другими группами.
Одной из причин столь успешной адаптации бывших нацистов в датском обществе Смит, Поульсен и Кристенсен называют экономическую ситуацию, сложившуюся в стране после Второй мировой войны. В конце 40-х годов, когда датские нацисты вышли из тюрем или вернулись из плена за границей, безработица в стране существенно снизилась. С 1956 года на протяжении почти двадцати лет датская экономика постоянно росла, что дало возможность большинству бывших коллаборационистов найти работу и своё место в обществе.
«Братья по оружию» и «отважные солдаты»
Депутаты парламента и члены правительства Дании, сохранившие свои посты после войны, стремились как можно быстрее забыть то время, когда они посещали подразделения СС и называли служивших там датчан «отважными солдатами, защищающими родину от русского большевизма». Вместе с тем государственные мужи очень лояльно относились к бывшим эсэсовцам как свидетелям их предательства.
Одним из самых известных датских пособников нацизма, спокойно закончивших свои дни в мирной и тихой Дании, был первый командир Датского добровольческого корпуса СС подполковник (оберштурмбаннфюрер СС) Кристиан Крюссинг (1891-1976). О его политических взглядах говорит выступление на церемонии торжественного принесения присяги датскими добровольцами 3 июля 1941 года. Крюссинг обратился к ним с речью следующего содержания: «Датские мужи! С дозволения правительства я принял на себя командование добровольческим корпусом «Дания». Этот корпус будет сражаться против врага — мирового большевизма, уже не раз угрожавшего безопасности Севера, во имя мира и жизни на нашей родной земле!»
Крюссинг командовал корпусом недолго — 8 февраля 1942 года его сняли «за недостаточный уровень национал-социалистической идеологии в корпусе». Он продолжил службу в дивизиях СС «Викинг» и «Мёртвая голова», а 1 августа 1943 года получил звание бригадефюрера СС, став первым иностранцем-эсэсовским генералом. В конце войны Крюссинг попал в плен к англичанам, а затем был выдан датским властям. Те побаивались Крюссинга, ведь на суде он мог напомнить, что фактически именно датское правительство направило его в СС. В итоге бригадефюрера обвинили в присвоении части средств, выделенных государством на Датский добровольческий корпус СС в 1941-1942 годах, и приговорили к пяти годам тюрьмы. В заключении Крюссинг пробыл всего три года. После выхода на свободу он уехал в Северный Шлезвиг (Дания), где и провёл остаток жизни в полном уединении вместе с женой, страдавшей от тяжёлого ранения, полученного в последние дни войны в Таллинне, где фру Крюссинг служила начальником военного госпиталя.
«Судьба ветерана»
Самым показательным примером послевоенной судьбы датского ветерана «Ваффен СС», ставшего кумиром местных правых, служит история Свенда Арне Ларсена.
Свенд Арне Ларсен родился 10 сентября 1921 года в округе Транум (регион Северная Ютландия, Дания). В 1940 году он пытался записаться добровольцем на советско-финскую войну, но она уже закончилась, пока оформлялись его документы. В том же году Ларсен стал членом DNSAP (Датской национал-социалистической рабочей партии), аналога немецкой нацистской партии, и получил партийный билет №40.103.
2 июля 1941 года Ларсен заполнил форму заявления о наборе в качестве немецкоговорящего добровольца (Germanischer Freiwillige) в полк СС «Нордланд» (SS Standarte «Nordland») с пометкой «До конца войны» («Kriegsdauer»). Его зачислили во 2-ю роту только что сформированного конного добровольческого датского батальона (SS Legion Freikorps Danmark) на должность рядового СС (SS Schütze) под №84.
С сентября 1941 по май 1942 года Ларсен проходил подготовку в учебном центре СС в Позен-Трескау (Польша) и был повышен до звания обер-рядовой СС (SS Oberschütze). В июне он воевал под Демянском, где участвовал в ожесточённых боях у реки Робья. В июле его повысили до штурманна СС (SS Sturmmann). 23 июля 1942 года Ларсен получил тяжёлое ранение в левое плечо (как он сам утверждал позднее, его ранила советская женщина-снайпер). В связи с этим Ларсена наградили Знаком за ранение 3-й степени (Verwundeten Abzeichen in Schwarz) и отправили в госпиталь в Баден-Баден (Германия), где он и находился по конец октября 1942 года. Затем он восстанавливался после ранения до середины июня 1943 года в 11-м запасном батальоне СС в Граце (Австрия).
Казалось бы, история обыкновенного солдата, пусть и добровольца «Ваффен СС». Однако, как следует из изучения записей в солдатской книжке Ларсена, в июне 1943 года его переводят в учебный батальон в Бобруйске в теперь уже печально известный Waldlager Bobruisk, где он и служил до января 1944 года. Во всех своих устных и письменных послевоенных воспоминаниях Ларсен старался очень лаконично говорить о пребывании на белорусской земле. И это немудрено, ведь именно на этот период (сентябрь 1943 года) приходится уничтожение заключённых «Еврейского лагеря «Бобруйск» (Judenlager Bobruisk) и активное участие учебного батальона в антипартизанских акциях (вплоть до лета 1944 года).
В 1944 году Ларсен снова был отправлен на фронт и воевал в составе 24-го полка СС «Дания» (SS-Grenadier-Regt. 24 «Danmark») под Нарвой. 10 сентября 1944 года Ларсена опять ранили, и он попал в госпиталь в Таллинне. 19 октября его наградили Знаком за ранение 2-й степени (Verwundeten Abzeichen in Silber). Затем Ларсен скитался по госпиталям в Чехословакии и Австрии, пока в марте 1945 года не оказался в отпуске по ранению в Дании. 8 мая 1945 года Свенда Арне Ларсена арестовали бойцы датского Сопротивления на его семейном хуторе. Вспоминая об этом во время послевоенного интервью датскому телевидению, Ларсен искренне недоумевал, говоря «я тогда даже не думал, что сделал что-то плохое» и ссылаясь на тот факт, что правительство Дании само призывало датских добровольцев «идти на борьбу с коммунизмом, который хотел уничтожить цивилизованную Европу». 25 сентября 1945 года Ларсена как пособника нацистов приговорили к трём годам лишения свободы с поражением в гражданских правах сроком на пять лет, но уже 5 октября 1946 года он был помилован датским судом и оказался на свободе.
В послевоенные годы Ларсен стал довольно известной личностью и символом датского ветеранского эсэсовского движения. С момента её создания в 1972 году он принимал активнейшее участие в деятельности весьма скандальной правой организации «Fællesskets Mindelund af 1969» (дословный перевод — Ассоциация «Общинная мемориальная роща 1969 года»). Он любил выступать на всевозможных дебатах об участии датских добровольцев во Второй мировой войне. В 1976 году Ларсен выступил в нескольких программах, посвящённых этой тематике, на датском государственном радио, а в 1998 году был одним из главных героев телешоу «Двойное предательство».
Данией деятельность Ларсена не ограничивалась. Он был членом различных международных сообществ бывших эсэсовцев и получил множество наград от этих организаций: «Золотой почётный знак Ульрихсберга» (Goldene Ulrichsberg Ehrenzeichen, Австрия), почетную грамоту и «Золотой значок корпуса Штайнера» (Ehrenurkunde und Ehrennadel in Gold des Korps Steiner, ФРГ), «Золотой крест HIAG (Общества взаимопомощи бывших членов войск СС», Goldene HIAG Kreuz). Особо он гордился «Нарвским крестом» (Narwa Kreuz), полученным в 1999 году от Эстонской ассоциации борцов за свободу за «мужество на фронте и активную деятельность по сплочению послевоенного боевого товарищества».
Свенд Арне Ларсен умер 22 марта 2009 года в возрасте 88 лет. Как отмечают датские журналисты и историки, изучавшие биографию эсэсовца, он тщательно избегал разговоров о периоде своей службы в Белоруссии, ограничиваясь лишь краткими комментариями. Лаконична в этом вопросе и биографическая статья о Ларсене на сайте frikorps-danmark.dk.
«Знамёна ввысь! В шеренгах, плотно слитых…»
Как отмечают датские историки в статье «Датские добровольцы в «Ваффен СС» и немецкой войне на Востоке», их соотечественники-коллаборационисты сразу же после войны начали налаживать между собой тесные связи, организовываясь как формально, так и неформально. Всевозможные ветеранские организации, известные в Дании под общим названием «Brødre i våben» («Братья по оружию») вырастали, как грибы, при молчаливом согласии официальных властей. Цели возникновения подобных объединений ясны: во-первых, ветераны СС помогали друг другу финансово за счёт взносов и касс взаимопомощи; во-вторых, они занимались, как пишут датские историки, «фабрикацией собственной истории о днях, проведённых в СС».
Особый подъём эсэсовское ветеранское движение получило в период Холодной войны. Вхождение Дании в НАТО позволило датским правым активно пропагандировать тезисы, фактически обеляющие добровольцев «Ваффен СС» в общественном сознании. Смит, Поульсен и Кристенсен цитируют слова бывшего редактора датской антисемитской газеты «Kamptegnet» (дословный перевод — «Знак победы») Ааге Андерсена (Aage Andersen):
«Наконец-то Запад осознал ту угрозу, с которой наши парни боролись во Второй мировой войне. Их нельзя осуждать за добровольные боевые действия на стороне той страны (Германии), которая сегодня является партнёром Дании по Североатлантическому блоку, призванному противостоять, как и в 40-е годы, восточной угрозе и большевизму».
Попытки обелить датских эсэсовцев пришлись и на период развала восточного лагеря. Так, Уффе Эллеманн-Енсен (Uffe Ellemann-Jensen), экс-министр иностранных дел Дании с 1982 по 1993 год, участвовал в открытии мемориального обелиска солдатам полка СС «Данмарк» в Эстонии и рассказал о «славных борцах с коммунистами» в репортаже для датского телевидения.
В последнее время самой скандальной стала история датчанина Хельмута Лейфа Расмуссена (Helmuth Leif Rasmussen), напрямую связанная с концлагерем в Бобруйске. В 2014 году, после выхода в свет книги Штраде и Ларсена, выяснилось, что один из самых жестоких охранников «Лесного лагеря», упоминаемый Ицхаком Вассерштейном, проживает в Дании.
Во время войны Расмуссен успел «отличиться» и у себя дома. В 1944 году, находясь в отпуске в Копенгагене, он убил человека за то, что тот обозвал его фашистом. Лишь вмешательство немецких оккупационных властей спасло его от праведного гнева соотечественников. За это преступление (а вовсе не за злодеяния, совершённые на территории СССР) Расмуссена в 1948 году приговорили к шести годам заключения, но вскоре он вышел из тюрьмы по амнистии. После этого бывший нацист сменил фамилию, женился, у него родилось двое сыновей. До самой пенсии он проработал на должности студийного осветителя в компании Nordisk Film, проживая в уютном домике на окраине Копенгагена. При этом ни его соседи, ни коллеги не знали, что Расмуссен служил охранником в концлагере.
В 2015 году представитель Центра Симона Визенталя Эфраим Зурофф (Efraim Zuroff) обратился к датским властям с запросом о проведении следственных мероприятий в отношении Расмуссена и привлечении его к уголовной ответственности в связи с военными преступлениями на территории Белоруссии в период оккупации. После года препирательств и бюрократических проволочек Зуроффу было официально отказано в его требованиях в связи с «преклонным возрастом подозреваемого и недостаточностью улик».
Вместо эпилога
В современном датском обществе отношение к бывшим членам СС довольно мягкое. В стране с разной степенью активности продолжают функционировать такие организации неонацистского толка как «Датский национальный фронт» (ДНФ), «Датская лига обороны», «Датское национал-социалистическое движение» и «Белая гордость». Последняя заметная акция датских неонацистов была организована подразделением ДНФ в городе Скиве в марте 2016 года. Неонацисты продолжают деятельность по распространению своих идей, а также сбору средств и вербовке новых членов. Главными героями и примером для подражания для них по-прежнему являются нацисты прошлого — датские добровольцы «Ваффен СС».
Источники и литература:
- «En skole i vold: Bobruisk 1941–1944. Frikorps Danmark og det tyske besættelsesherredømme i Hviderusland», Dennis Larsen and Therkel Stræde, Copenhagen, Gyldendal, 2014
- «Rasse, Siedlung, deutsches Blut: Das Rasse- und Siedlungshauptamt der SS und die rassenpolitische Neuordnung Europas», Isabel Heinemann, Göttingen, Wallstein, 2003
- «Review for «En skole i vold: Bobruisk 1941–1944», Steffen Werther, Södertörn University, Holocaust and Genocide Studies, January 4, 2016
- «Danish Nazi volunteer facing mass murder trial for horrors at death camp», Flemming Emil Hansen, Daily Mail, 27 July, 2015
- Dansk Institut for Internationale Studier, folkedrab.dk
- «The Danish Volunteers in the Waffen SS and German Warfare at the Eastern Front», Peter Scharff Smith, Niels Bo Poulsen and Claus Bundgard Christensen, Contemporary European History, Volume 8, Issue 01, March 1999, pp 73-96
- frikorps-danmark.dk
- https://www.mid.ru/foreign_policy/humanitarian_cooperation/-/asset_publisher/bB3NYd16mBFC/content/id/3193903#17
Комментарии к данной статье отключены.