В мае 1864 года в долину Шенандоа вторглась федеральная армия под командованием генерал-майора Франца Зигеля. Вторжение было неожиданным, и конфедераты, не имевшие в долине серьёзных войск, оказались в сложном положении. Армию для отражения наступления пришлось формировать с миру по нитке. В условиях острой нехватки солдат командующий войсками Конфедерации генерал-майор Джон Брекинридж 11 мая приказал руководству Виргинского военного института в Лексингтоне сформировать кадетский батальон и направить его на фронт. Батальон состоял из четырёх рот — всего 247 кадетов и два орудия во главе с подполковником Скотом Шиппом.
Утром 13 мая батальон выступил к фронту, за двое суток маршем преодолел 130 км — расстояние от Лексингтона до Нью-Маркета — и присоединился к армии. При этом Брекинридж изначально не собирался задействовать юношей в бою, а планировал держать их в резерве. Около 11:00 15 мая противоборствующие армии сошлись на поле битвы возле города Нью-Маркет.
Как и предполагалось, начало сражения кадетский батальон встретил в резерве. Однако уже через час Брекинридж передвинул юношей ближе к передовой. В 12:30 кадеты выступили под развёрнутым знаменем и стройным маршем двинулись вперёд, невзирая на артиллерийский огонь противника, чем сильно удивили видавших виды солдат из других частей южан.
Около 14:00, после трёх часов сражения, центр конфедератов в районе фермы Башонга попал под плотный обстрел вражеской артиллерии и был полностью дезорганизован. В линии южан возникла опасная брешь, грозившая обрушить весь фронт. В такой ситуации Брекинриджу не оставалось ничего другого, как задействовать свой единственный резерв. Со словами «Отправьте туда мальчиков, и пусть Бог простит меня за этот приказ», генерал неохотно велел направить кадетский батальон на передовую.
Под орудийным огнём кадеты заняли сад Башонга. Так неопытные мальчишки оказались на самом опасном участке сражения, однако их появление стабилизировало фронт южан. Около 15:00 Брекинридж начал массированную атаку по всему фронту. Подполковник Шипп так описал её в своём рапорте:
«Наступление продолжилось, пока мы не прошли дом Башонга, примерно в миле за Нью-Маркетом, всё ещё с левой стороны дороги. Вражеская артиллерия открыла по нам огонь картечью с расстояния 250 или 300 ярдов, и одновременно к бою подключились длинные линии их пехоты. Огонь был испепеляющий. Казалось невозможным, чтобы живое существо смогло выжить. Здесь мы понесли свои самые тяжёлые потери, многие были ранены и со стонами бессильно пали на землю. Здесь я выбыл из строя, командование перешло к капитану Генри А. Уайзу из роты А. Он храбро продолжил атаку. В это время мы оказались на передовой линии, заняв позицию за изгородью. Последовала ожесточённая перестрелка. Выстрелы, рывок — и день был наш. Враг отступил в беспорядке, оставив убитых, раненых, артиллерию и пленных в наших руках».
Находясь в центре позиции Брекинриджа, кадеты снова оказались на главном участке наступления — прямо перед позициями вражеской артиллерии. Накануне шёл дождь, и земля на поле, по которому кадетам пришлось наступать, превратилась в густую вязкую грязь. Во время атаки многие кадеты потеряли в этой грязи свою обувь и продолжили наступление босиком. С тех пор это поле у фермы Башонга прозвали Полем потерянной обуви (Field of Lost Shoes). Когда южане близко подошли к позициям федеральной артиллерии, северяне запаниковали и обратились в бегство, бросив пять орудий, из которых одно захватили кадеты.
Зигель попытался переломить ход сражения, но затем махнул на всё рукой и скомандовал отступление. Так конфедераты одержали важную победу, в том числе благодаря отчаянности и героизму юношей-кадетов, для которых это был первый в жизни бой.
В этом сражении погибли или получили смертельные ранения десять кадетов, ещё 47 были ранены. Шесть из десяти погибших похоронены на территории института, за монументальным памятником «Виргиния оплакивает своих погибших» авторства знаменитого скульптора Мозеса Изекииля — бывшего кадета, который участвовал в этом сражении и получил ранение.
Сражение при Нью-Маркете является единственным в истории США, когда кадетский состав военного учебного заведения сражался в реальном бою как организованное подразделение. Память о погибших до сих пор сохраняется в Виргинском военном институте, где в годовщину битвы проводится соответствующий церемониал, введённый в 1887 году. Сначала происходит перекличка имён погибших кадетов. После каждого имени специальный кадет заявляет в ответ: «Погиб на поле чести, сэр». Затем следует 3-залповый салют кадетского почётного караула и торжественный марш.
Комментарии к данной статье отключены.