Американская танковая промышленность начиналась с производства танков, базировавшихся на зарубежных разработках. Например, первый по-настоящему серьёзный успех американских танкостроителей был связан с французским Renault FT. Переработанная версия этого танка, M1916 6-t Light Tank, на полтора десятилетия стала основной машиной американских танковых подразделений. Иностранная разработка стала основой и для первого американского среднего танка, принятого на вооружение — Medium Tank T1E1.
На основе английской неудачи
Ещё более плотным, чем с французами, было сотрудничество американцев с англичанами, результатом которого стал тяжёлый танк Mark VIII International — машина, спроектированная в Англии, оснащённая американским мотором и выпускавшаяся на территории США. Безусловно, в США проектировались и собственные танки аналогичного класса, но именно разработки с зарубежными корнями стали локомотивом развития американского танкостроения в тяжёлом весе.
По очень похожему сценарию развивалась ситуация и со средними американскими танками. Если по лёгким и тяжёлым танкам в годы Первой мировой войны в США имелись хотя бы относительно удачные попытки создать собственные машины, средний класс здесь практически отсутствовал. Одной из попыток создать собственный средний танк был Tracklayer Best 75, весьма необычного вида боевая машина массой около 15 тонн, которая базировалась на тракторе Holt 75. Но если в Англии, Германии и Франции база именно этой американской машины в конечном счёте и стала основой для создания первых серийных танков, то в США дело явно не заладилось. Танк получился эффектным, но бестолковым. Построенный в 1917 году опытный образец годился только для пропагандистских целей, с которыми, впрочем, он справлялся неплохо.
Но американским военным танк был нужен отнюдь не для пропаганды. По этой причине взор Департамента вооружений обратился за океан. Сильно американцы не спешили, поскольку средние танки того времени и в Англии выглядели далеко не идеально. Medium Tank Mk.A Whippet стремительно устаревал, а последовавшие за ним Medium Tank Mk.B и Mk.C Hornet и вовсе выглядели шагом назад.
Здесь следует заметить, что в годы Первой мировой войны средние танки оказались на вторых ролях. Исключение составлял лишь французский Schneider CA1. Он стал не только первым французским серийным танком, но и первым средним танком, сочетавшим относительно небольшую массу, неплохую для своего времени броню и мощное вооружение, включающее 75-мм короткоствольную пушку. Англичане же в это время делали свои средние танки чисто пулемётными, что сильно ограничивало область их применения. Французская машина, впрочем, тоже имела ряд существенных недостатков.
Основным разработчиком английских танков в то время был Уильям Триттон. Между тем, ближе к концу Первой мировой войны у него появился достойный соперник – майор Филип Джонсон (Philip Henry Johnson). Он являлся неофициальным главой центральных танковых мастерских во Франции и прекрасно осознавал недостатки машин конструкции Триттона. По мнению Джонсона, среднему танку требовалась манёвренность, чего конструкции Триттона дать не могли: ходовая часть первых английских танков не позволяла им развивать скорость выше 12 км/ч.
Первые эксперименты Джонсона, к концу войны уже подполковника, были связаны с установкой на Medium Tank Mk.A Whippet пружинной подвески. Достаточно быстро стало понятно, что это полумера. Новый танк требовалось создать с нуля. Именно этим Филип Джонсон и занялся.
По его мнению, новый средний танк должен был развивать скорость порядка 20 миль (32 км) в час. Взяв за основу Mk.A Whippet, он спроектировал машину, разительно отличавшуюся от разработок Триттона. Танк боевой массой 13,5 тонн имел двигатель Wolseley Puma мощностью 240 л.с., что дало впечатляющую удельную мощность 17,7 л.с. на тонну.
Но это было лишь началом. Джонсон разработал совершенно новую ходовую часть, не имеющую к типичным британским «ромбам» никакого отношения. Выглядела она революционно и чудаковато одновременно: в качестве упругого элемента в ней использовался стальной трос, протянутый вдоль ходовой части. В случае обрыва этого троса упругого элемента одновременно лишались все тележки по борту, а обслуживание такой ходовой части выглядело как пытка. Тем не менее, работала эта конструкция вполне успешно.
Это же справедливо и в отношении трака конструкции Филипа Джонсона. Его изюминкой было то, что он мог наклоняться вбок, чем обеспечивалось лучшее сцепление на сложном рельефе местности. Также этот трак имел деревянную накладку, что улучшало езду по ровным дорогам.
Танк Джонсона получил название Medium Tank Mk.D. Несколько его опытных образцов было построено в 1919 году. Для своего времени они показали просто феноменальную скорость, но при этом обнаружилась и масса проблем. За рамки опытных машин Medium Tank Mk.D так и не вышел, что, впрочем, не помешало ему занять достойное место в истории танкостроения. Он был не только первым танком, преодолевшим отметку в 30 км/ч, но и первым в мире танком-амфибией. Плавал он очень неважно, но факт остаётся фактом.
Английской новинкой заинтересовались французы, которые похожую ходовую часть испытали на опытных Char B. Но ещё дальше пошли американцы, которых танк Джонсона заинтересовал целиком.
Моторный голод
Впервые вопрос о том, что Департамент вооружений Армии США хочет заполучить танк конструкции Филипа Джонсона, был поднят в июне 1919 года. Немалую роль в принятии решения об использовании концепции Medium Tank Mk.D сыграл майор Карлсон (R.E. Carlson), входивший в англо-американскую танковую комиссию. Речь, впрочем, шла не о копировании, а о разработке собственного среднего танка, схожего по конструкции с английским.
Связано это было с тем, что Medium Tank Mk.D в том виде, в каком его построили, требовал очень серьёзных доработок. Достаточно сказать, что механика-водителя Джонсон посадил в корме боевого отделения, и по этой причине обзор у управлявшего танком члена экипажа был, мягко говоря, не самый лучший. Не устраивало американцев и вооружение, которое на английском танке состояло из трёх пулемётов. Совершенно неприемлемым было признано и размещение вооружения в неподвижной рубке. Опыт Первой мировой войны однозначно указывал на то, что танк должен иметь вращающуюся башню.
18 августа 1919 года спецификация на средний танк была утверждена бригадным генералом Самуэлем Рокенбахом (Samuel D. Rockenbach), новым командиром американского Танкового корпуса. Рокенбах, стоявший у истоков американских танковых войск и имевший богатый боевой опыт, отлично понимал, какой танк нужен его подчинённым.
Согласно изначальной спецификации, требовалась 18-тонная боевая машина с двигателем, обеспечивающим удельную мощность не меньше 10 л.с. на тонну. Максимальная скорость такого танка оценивалась на уровне 19–20 км/ч, а запас хода должен был составить 100 километров. Танк планировалось вооружить одной пушкой и двумя пулемётами. Броня должна была обеспечивать защиту машины и экипажа от пуль винтовочного калибра со всех дистанций. Но 4 ноября 1919 года Комитет по вооружению пересмотрел требования по броне: теперь она должна была защищать и от пуль калибра 12,7 мм.
Разработкой танка занялась новая структура – Технический департамент танкового корпуса, располагавшийся в арсенале Рок-Айленд. Полноразмерный макет нового танка был готов ко 2 апреля 1920 года. Получившийся танк заметно отличался от исходной концепции Medium Tank Mk.D, о копировании английских идей речи уже не шло. Получилась боевая машина самобытной и передовой на тот момент конструкции. От английского прародителя в ней почти ничего не осталось, кроме концепции танка с длинным корпусом, боевым отделением в носовой части и моторно-трансмиссионной группой в кормовой.
Решение о постройке двух опытных танков было принято 13 апреля 1920 года. Первый из них строился с ходовой частью американской разработки, а второй – с ходовой частью по типу оригинального Medium Tank Mk.D. Приоритет, впрочем, был с самого начала отдан собственной разработке. Первый опытный образец получил обозначение Medium Tank M1921, его постройка завершилась в декабре 1921 года.
В целом конструкция этого танка повторяла макет, представленный в апреле 1920 года. Из-за изменения требований по бронированию боевая масса машины выросла до 18,5 тонн. При этом толщина брони составила 25 мм, что сделало Medium Tank M1921 первым в мире танком, имевшим надёжную защиту от крупнокалиберных пулемётов.
Передовым, впрочем, оказалось не только бронирование. В отличие от английского прообраза, вооружение американского танка размещалось сразу в двух башнях. В основной башне находилась спаренная установка 6-фунтовой (57-мм) пушки и 7,62-мм пулемёта Browning M1919. Установка позволяла наводить орудие при помощи плечевого упора как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости. Это решение, подсмотренное американцами на Renault FT, использовалось на многих американских танках вплоть до 1942 года.
Вторая башня (фактически – гипертрофированная командирская башенка) устанавливалась на крыше основной башни, и в ней ставился ещё один пулемёт M1919. Механика-водителя разместили в отделении управления, находившемся в носовой части корпуса. Всего же экипаж танка состоял из 4 человек, находившихся во вполне комфортных условиях.
Ходовая часть Medium Tank M1921 радикально отличалась от той, что использовалась на английском Medium Tank Mk.D. Разработал её инженер Эмиль Норелиус (Emil Francis Norelius), трудившийся в небезызвестной компании Holt. Ещё в годы Первой мировой войны Норелиус разработал несколько типов самоходных установок на тракторном шасси. Поскольку строились все эти машины под маркой Holt, имя этого талантливого инженера так и осталось в тени. И даже его вклад в разработку ходовой части Medium Tank M1921 также остался малоизвестным.
Вместо хитрой системы с тросами Норелиус предложил более традиционные элементы, разработанные им для Holt. Тракторную родословную танка выдают ведущие колёса и ленивцы, да и конструкция траков однозначно указывает на происхождение. Для танка, максимальная скорость которого не должна была превышать 20 км/ч, такая ходовая часть вполне подходила. Для защиты от вражеского огня элементы ходовой части прикрывались съёмными бортовыми экранами.
Ахиллесовой пятой Medium Tank M1921 оказался двигатель. В качестве подрядчика для производства силовой установки американские военные выбрали Murray and Tregurtha, Inc., специализировавшуюся на судостроении и корабельных моторах. Этот подрядчик не стал искать сложных путей и фактически адаптировал для танка корабельный V-образный двигатель. Хотя номинально этот мотор выдавал 220 лошадиных сил, на практике больше 195 лошадиных сил ему развить не удавалось. Результатом стало то, что танк на испытаниях, начавшихся в феврале 1922 года на Абердинском полигоне, едва смог превысить скорость в 16 км/ч. Дополнительные проблемы заключались в низкой надёжности силовой установки.
Попытки решить проблему с двигателем продолжались 4 года. Наиболее простым решением считалась установка более мощного мотора, который нашёлся довольно быстро. Это был Liberty L-12, авиационный мотор, который использовался на тяжёлом танке Mk.VIII International. 338-сильный мотор позволил удвоить максимальную скорость, но платой за это стали постоянные поломки. Чудес не бывает: трансмиссия и ходовая часть проектировались совсем под другую мощность двигателя и скорость, так что подобные проблемы были предсказуемыми.
Вторая опытная машина, получившая обозначение Medium Tank M1922, прибыла на Абердинский полигон 1 марта 1923 года. По конструкции вооружения, корпуса, силовой установки и других компонентов она повторяла Medium Tank M1921. Разница состояла в ходовой части. Инженеры Технического департамента танкового корпуса позаимствовали её, с некоторыми изменениями, у Medium Tank Mk.D. Сохранились и подвеска с тросом в качестве упругого элемента, и «качающиеся» траки с деревянными башмаками.
Испытания этого танка дали неоднозначный результат. С одной стороны, с ходовой частью конструкции Филипа Джонсона танк смог развить максимальную скорость 26 км/ч, что заметно превышало требования заказчика. С другой стороны, ожидаемые проблемы с надёжностью хитрой подвески быстро дали о себе знать. Стальной трос неоднократно рвался. В конце концов, его заменили на цепь, что несколько повысило надёжность подвески. Но проблемы с мотором никуда не делись. Несмотря на более высокие ходовые качества, от подвески конструкции Филипа Джонсона было решено отказаться. Обслуживание такой хитрой системы вполне могло превратить службу экипажа танка в сущий ад.
Условно принятый на вооружение
Несмотря на проблемы с двигателем, руководство Департамента вооружений не теряло надежд на доведение танка до кондиции. В ходе экспериментов было принято решение сконцентрироваться на доводке варианта Medium Tank M1921. В начале 1925 года американские военные подписали соглашение с Packard Motor Company о разработке специального танкового мотора. Уже в июне 8-циллиндровый V-образный двигатель мощностью 200 лошадиных сил был установлен в Medium Tank M1921. Испытания показали, что новая силовая установка получилась куда удачнее прежней.
Различные переделки, происходившие в 1925–26 годах, подняли массу танка до 23 тонн. Тем не менее, за счёт установки новых элементов моторно-трансмиссионной группы её надёжность выросла, а скорость машины осталась на вполне приемлемом уровне.
Эти успехи послужили поводом для дальнейшего совершенствования конструкции Medium Tank M1921. Было принято решение о постройке третьей машины, получившей обозначение Medium Tank T1. Поскольку дело происходило на фоне резко снизившихся после окончания мировой войны затрат на оборону, Комитет по вооружениям решил отказаться от использования на опытной машине броневых листов. Вместо них танк построили из неброневой стали, что снизило затраты в 10 раз (с 52 000 до 5200 долларов США). Поскольку танк всё равно предполагалось использовать как тестовую лабораторию, такое решение было вполне оправданным.
Построенная в мае 1927 года машина в целом повторяла Medium Tank M1921. Ходовая часть повторяла ходовую часть предшественника, за исключением новых «скелетных» траков разработки Гарри Нокса. Подобные траки больше подходили для высоких скоростей движения. Почти неизменной оказалась и конструкция башни. Сравнительно небольшой переделке подвергся корпус, в основном это касалось моторного отделения.
Боевая масса танка составила 19,9 тонн, и благодаря 200-сильному двигателю Packard его удельная мощность оказалась даже чуть больше 10 л.с. на тонну, то есть полностью соответствовала требованиям военных. На испытаниях, начавшихся в июле 1927 года, танк развил скорость 18 км/ч, а один раз даже разогнался до 22,5 км/ч. По мнению американских военных, это было маловато. С другой стороны, машина отличалась высокой надёжностью. Неудивительно, что 28 января 1928 года, по окончании испытаний, Комитет по вооружениям настоял на стандартизации Medium Tank T1. 2 февраля 1928 года его приняли на вооружение как Medium Tank M1.
Казалось, что после 6 лет проб и ошибок американские военные, наконец, получили полноценный средний танк. Проблема была в том, что произошло это уже в конце 20-х годов, и за время, прошедшее с начала работ, концепция Medium Tank Mk.D успела порядком устареть. Ещё хуже для этого танка было то, что с 1925 года Департамент вооружений запустил программу разработки нового среднего танка 15-тонного класса. На фоне успехов ещё одной разработки Гарри Нокса, Light Tank T1E1, возникла идея построить и увеличенную версию этого лёгкого танка. С осени 1926 года разработку среднего танка, первоначально называвшегося Medium Tank M1924, возглавил Гарри Нокс.
Уже весной 1928 года стандартизацию Medium Tank M1 отменили, и он снова стал называться Medium Tank T1. Дополнительно масла в огонь подлил Джон Уолтер Кристи, совершенно неожиданно для Департамента Вооружений вклинившийся в борьбу со своим M.1928. И уже к 1931 году вместо одной машины на звание основного среднего танка американской армии претендовали сразу три. При этом Medium Tank T1 выступал теперь в роли аутсайдера.
Несмотря на такой неожиданный поворот судьбы, работы по Medium Tank T1 не прекратились. Для начала, на танк установили 75-мм гаубицу M1920. Это нововведение заметно увеличило огневую мощь боевой машины. Испытания стрельбой по лёгкому танку M1917 показали, что попадание гаубичного снаряда разламывало броневые листы в куски. Впрочем, несмотря на такой эффект, позже танку вернули его штатное вооружение. В апреле 1932 года состоялась повторная попытка установить в танк двигатель Liberty L-12. Модернизированный подобным образом танк получил обозначение Medium Tank T1E1.
В таком виде танк был отправлен в Форт-Беннинг, на тот момент основное место дислокации танков американской пехоты. Машина вошла в состав 2-й танковой роты, в октябре 1932 года переформированной в 67-ю пехотную роту, оснащённую средними танками. В Форт-Беннинге и произошла очная ставка трёх конкурентов: Medium Tank T1E1, Medium Tank T2 и Christie Convertible Medium Tank T3.
С одной стороны, Medium Tank T1E1 вместе с более мощным мотором унаследовал те же проблемы, что имел Medium Tank M1921. Машину преследовали постоянные поломки ходовой части и моторно-трансмиссионной группы. С другой стороны, его максимальная скорость выросла до 40 км/ч.
Как ни странно, более лёгкий Medium Tank T2 по ходовым характеристикам оказался ничуть не лучше своего тяжёлого конкурента. Его практическая скорость не превышала 32 км/ч, а разгоняться выше не позволяла ходовая часть, также имевшая тракторную родословную. Бронирование у конкурента было тоньше. Да и вооружение нельзя было считать принципиально лучшим. Что 47-мм, что 37-мм пушки по пробиваемости оказались лишь незначительно лучше 6-фунтового орудия. При этом боевое отделение Medium Tank T1E1 оказалось более просторным, а возможности по установке более мощного вооружения были значительно большими.
По ходу испытаний достаточно быстро стало понятно, что оба танка, разработанных подразделениями Департамента вооружений, значительно уступают боевой машине конструкции Джона Уолтера Кристи. Танк Кристи был на порядок быстрее и значительно надёжнее. Да, по бронированию и вооружению он уступал конкурентам, но к тому моменту высокая манёвренность стала для американских военных одним из важнейших показателей. Да и 37-мм пехотной пушки, спаренной с пулемётом, вполне хватало для поддержки пехоты.
В результате большую часть 30-х годов развитие американских средних танков двигалось по пути колёсно-гусеничной схемы. Позже появились Medium Tank T3E2 и T4, представлявшие собой развитие конструкции Кристи, а наработки по Medium Tank T1/T2 отправились на свалку истории.
На свалку отправились заодно и сами Medium Tank M1921 с Medium Tank T1E1. Что же касается Medium Tank M1922, то его время пощадило. Машина оказалась в экспозиции Музея вооружений при Абердинском полигоне, благополучно пережила массовую сдачу экспонатов утиль, имевшую место в 1952 году, а заодно и стояние под открытым небом, продолжавшееся более чем полвека. Сейчас танк находится в Аннистоне, штат Алабама, куда попал при переезде экспозиции из Абердина в Форт-Ли. В настоящее время принимается решение, куда, в конце концов, этот танк будет передан.
Источники:
- NARA
- British Tanks Development at the Start of Inter-war Period, David Nicholas, Tankette 44–1
- Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1994
- A Yankee Inventor and the Military Establishment: The Christie Tank Controversy, George F. Hofmann, Military Affairs, Vol. 39, No. 1 February 1975
- Фотоархив автора
- https://www.flickr.com
Комментарии к данной статье отключены.