Окончание Второй мировой войны американская танковая промышленность встретила в весьма непростой ситуации. С одной стороны, имелись большие достижения, с другой — существенное отставание в ряде областей. Одной из тех сфер, где американцы были явно впереди планеты всей, являлись лёгкие танки. В отличие от других стран, к середине войны свернувших работы по лёгким танкам, американцы эту тему не забросили и оказались правы. Итогом стал не только лучший на тот момент лёгкий танк, но и целое семейство самоходных артиллерийских установок. Летом 1945 года началось постепенное сворачивание выпуска данных машин, но к тому времени уже имелся существенный базис для дальнейших работ. В результате первый принципиально новый танк по послевоенным спецификациям оказался именно лёгкого класса. Речь идёт о Light Tank T37 — опытной машине, ставшей непосредственной предшественницей Light Tank M41.
Новая платформа с учётом старых наработок
Несмотря на то, что Light Tank M24 стал лучшим из лёгких танков Второй мировой войны, у него имелись вполне очевидные проблемы. Дело в том, что эта машина во многом являлась результатом компромисса. Строили её вокруг агрегатов, доставшихся от Light Tank M5, на что имелся целый ряд причин. Во-первых, требовалось создать танк с максимальным использованием уже имевшихся агрегатов, чтобы не произошло просадки по объёмам выпуска. Во-вторых, эти агрегаты, особенно двигатели, производились там же, где и сами танки — на фирме Cadillac. В-третьих, альтернативы спарке моторов Cadillac особо и не было. С танковыми моторами у американцев особого разнообразия не наблюдалось, а у радиального мотора Continental R-975-C4, который применялся на GMC M18, при ряде преимуществ имелся и ряд недостатков — это и не самый большой ресурс, и чрезмерные габариты, и его дефицитность. Он ставился на целый ряд боевых машин, так что дополнительная загрузка производства Continental не представлялась возможной. А поскольку даже на максимальном режиме работы спарка моторов Cadillac Series 44T24 выдавала 296 л.с., дальнейший рост боевой массы был невозможен. Light Tank M24 получил вполне приличную удельную мощность 16 л.с. на тонну, но дальше развивать шасси было нельзя. Кстати говоря, на Light Tank M24 пытались ставить тот самый мотор Continental R-975-C4, но эксперимент оказался неудачным.
Вторым источником потенциальных проблем стало вооружение. Безусловно, 75-мм орудие M6 являлось мощной системой для танка подобного класса, но даже сами американцы осознавали, что оно не вполне адекватно для конца войны. На испытаниях Light Tank M24 в СССР орудие раскритиковали, слегка перегнув палку, но нельзя сказать, что специалисты НИБТ Полигона были совсем неправы. По большому счёту, поражать немецкие танки нового поколения эта система могла только в борт. Безусловно, перед танком, предназначенным для разведки, уничтожение вражеских средних и тяжёлых танков не ставится как наиболее приоритетная задача, тем не менее, орудие было уже слабовато. Более мощное вооружение существовало, более того, в дальнейшем башня Light Tank M24 «приняла на борт» 90-мм орудие D/925 (такая система ставилась в норвежский вариант модернизации танка, известный как NM-116), но стало очевидно, что требуется более крупная башня, а это снова упиралось в возможности шасси.
Первые наработки по потенциальному сменщику Light Tank M24 появились ещё в начале 1945 года. С 2 января командование AGF (Army Ground Forces, армейские сухопутные войска) санкционировало исследования по потенциальным сменщикам существующих танков. Группа, возглавляемая подполковником Фредериком С. Бреккетом из Лаборатории медицинских исследований бронетанковых войск, подготовила свой доклад к 2 июня 1945 года. Согласно выводам комиссии, требовалось создать боевую машину массой 22,7 т, вооружённую 76-мм орудием, способным пробивать на дистанции 914 м лист толщиной 127 мм, установленный под углом 30 градусов. Также предполагалось увеличить подвижность танка — правда, комиссия Бреккета не могла ответить на вопрос, каким образом это делать.
Совсем иначе обстояли дела у другой комиссии. 1 ноября 1945 года был создан Совет Военного департамента по рассмотрению вооружений, более известный как «Совет Стиллвела». Эта структура получила своё название в честь генерала Джозефа Стиллвела, и как раз она во многом предопределила дальнейшее развитие американского танкопрома. По большому счёту, в докладе, который подготовил Совет Стиллвела 16 января 1946 года, перспективный лёгкий танк мало отличался от предыдущей концепции. Другое дело, что теперь требовалось не просто создать танк, но сначала подготовить узлы и агрегаты, которые предполагалось на нём использовать. Прежде всего, это касалось моторно-трансмиссионной группы. К тому моменту концепт шасси Гарри Нокса умер окончательно, а концепция, реализованная в Heavy Tank T26E3, выглядела куда перспективнее. Особенно это касалось компоновки машины. Опыт проектирования показал, что при кормовом размещении трансмиссии длина корпуса увеличивается незначительно, а вот преимуществ оказывается куда больше. Появляется возможность реализовать силовой блок, то есть, объединённые в один блок мотор и коробку передач. Существенно упрощалось обслуживание трансмиссии, а заодно исчезал люк в лобовой части корпуса.
Одним из требований Совета Стиллвела стала разработка семейства специальных танковых двигателей. Дело в том, что обычно моторы для американских танков имели либо авиационные, либо автомобильные корни. Это часто приводило к ряду проблем, которые решили изжить. Разработку таких моторов доверили Continental, которая успешно справилась с заданием. Впрочем, потребовалось время, поэтому разработка нового лёгкого танка затянулась. Официально танк получил индекс Light Tank T37 ещё 27 сентября 1946 года, а его разработка силами Детройсткого Арсенала началась в июле 1946 года.
В практическую стадию работы перешли только к 1949 году. Вместе с тем, такая задержка оказалась оправдана. Без нового «сердца» танк просто не получился бы, а попытки «пристроить» на Light Tank T37 силовой блок от Medium Tank M26 ни к чему не привели бы. Что же касается Continental, то там разработали крайне интересный мотор. Им оказался AOS-895, шестицилиндровый двигатель воздушного охлаждения (A — воздушного охлаждения, O — оппозитный, S — с нагнетателем). Цифра 895 означала объём, то есть 895 кубических дюймов, или около 14,7 л. Эксплуатационная мощность мотора составила 390 л.с., максимальная — 500 л.с. Важный момент — длина мотора составила 1118 мм, что даже чуть меньше, чем Ford GAF, а за счёт оппозитной схемы он был существенно ниже. Работал мотор в спарке с гидромеханической трансмиссией CD-500, разработанной Alisson по результатам опытов по программе тяжёлых танков. Так вот, общая длина силового блока для Light Tank T37 равнялась 1905 мм. Для сравнения, длина силового блока Medium Tank M26 составляла 2590 мм.
Промежуточный результат
Пока шла разработка силового агрегата для Light Tank T37, постепенно формировался его облик. В связи с тем, что моторно-трансмиссионную группу переносили в кормовую часть корпуса, его длина по сравнению с Light Tank M24 возрастала на 559 мм. Естественно, это должно было весьма существенно поднять массу, но она и так предполагалась на уровне 22,7 т. Одновременно с увеличением длины корпуса возрастала и длина базы. При этом сразу стоит отметить, что ходовая часть хоть и базировалась на конструкции предшественника, но подверглась серьёзной переработке, особенно это касалось конструкции траков. Новый цельнометаллический трак T91 был разработан Гарри Ноксом, за счёт того, что его шаг вырос до 152 мм, число траков в ленте осталось тем же, что и на Light Tank M24 — по 75 штук. Трак получил шевронные грунтозацепы, а также съёмные резиновые подушки. Конструкция опорных катков осталась той же, но также появился дополнительный опорный каток малого диаметра между последним большим опорным катком и ведущим колесом.
Существенно изменилась концепция отделения управления. До этого типовым решением на американских танках было размещение в отделении управления двух членов экипажа — механика-водителя и его помощника. На Light Tank M24 помощник получил ещё и дополнительные органы управления танком. Вместе с тем, всё очевиднее становилось то, что наличие помощника механика-водителя создаёт массу неудобств, особенно с учётом того, что калибр орудий становился всё больше, а внутреннее пространство танка не увеличивалось. Поэтому на Light Tank T37 от помощника механика-водителя отказались, а на его месте разместили боеукладку. В результате боекомплект вырос до 60 патронов калибра 76 мм. Кроме того, конструкторы поработали над вопросом размещения механика-водителя — обзорность с его места существенно выросла, да и размещение в походном положении оказалось куда лучше.
Гораздо более интересные изменения претерпела башня. Как и в случае с предшественником, её проектировали с нуля, более того, она в принципе не имела ничего общего с конструкциями, которые проектировались ранее. Башня получалась гораздо крупнее Light Tank M24, при этом она получила большую кормовую нишу. Обычно это означало размещение в нише укладки первой очереди, но не в данном случае. Столь внушительная кормовая ниша использовалась, в том числе, как противовес, поскольку орудие предполагалось более массивным и длинным. Кроме того, большая кормовая ниша требовалась для весьма специфичного оборудования, о котором речь пойдёт ниже. Ещё одним отличительным моментом стал метод изготовления башни. Если Light Tank M24 имел литую башню, то для T37 предназначалась сварная конструкция. Наконец, увеличился диаметр погона башни, причём весьма существенно — до 1753 мм.
Столь существенный рост габаритов башни оказался напрямую связан не только с основным вооружением, но и с другими устанавливаемыми системами. Одной из них являлся стереоскопический дальномер T37, размещавшийся в лобовой части башни. Он получился менее габаритным, нежели дальномеры, которые ставились на опытные образцы Medium Tank T25E1 и Heavy Tank T29E3. За счёт более компактной конструкции дальномер не выходил за габариты башни, но, тем не менее, придавал ей весьма специфичный вид. При этом наводчик, который пользовался дальномером, лишился телескопического прицела. Впрочем, более специфичным решением стала установка пулемётного вооружения. Во-первых, с орудием был спарен крупнокалиберный пулемёт Browning M2HB. Во-вторых, по бортам башни размещалась ещё пара пулемётов — Browning M1919A4. Можно сказать, это «алаверды» за удаление из экипажа помощника механика-водителя и курсового пулемёта. Пулемёты стояли в специальных блистерах с механическим приводом, что позволяло наводить их в вертикальной плоскости в пределах от −9 до +20 градусов. Прицеливание производилось при помощи перископического прицела T32 в крыше башни, наводил эту «радость» также наводчик.
Следует отметить, что данный вариант башни относился только к так называемой первой фазе. На данном этапе танк получил 76-мм орудие T94, по характеристикам близкое к танковым орудиям семейства M1. Впрочем, система была более «продвинутой», нежели система военного периода. Для начала, орудие получило эжектор, который весьма существенно снижал объём пороховых газов в боевом отделении. Также орудие получило однокамерный дульный тормоз по типу того, что впервые использовался на 75-мм системе T21. Надо отметить, что похожие решения американские конструкторы транслировали сразу на несколько орудийных систем, например, на 90-мм орудии M3A1. Данное орудие, вместе с тем, считалось временным решением, поскольку шли работы по более мощному орудию T91. Внешне оно походило на T94, но имело бо́льшую длину (4856 мм), а также бо́льшую начальную скорость снаряда (975 м/с против 792 м/с). Это орудие предполагалось монтировать на башне «второй фазы», где также ставилась система управления огнём Vickers.
Наиболее интересным выглядел вариант по третьей фазе. На нём также предполагалось поставить 76-мм орудие T91, но оснащённый механизмом заряжания, аналогичный тому, что испытывался на Medium Tank T22E1. Забавный факт — разработчиком данной системы являлась Rheem Manufacturing Company, более известная как ведущий производитель водонагревателей. Система, разработанная этой компанией, получилась более компактной, нежели механизм заряжания T22E1, но боезапас магазина оказался меньше — всего 13 выстрелов. При этом обеспечивалась скорострельность до 18 выстрелов в минуту. Также третья фаза подразумевала стереоскопический дальномер плюс систему стабилизации IBM. Этот, наиболее «навороченный» вариант, существенно задержался.
Надо сказать, что вторую итерацию башни Light Tank T37 тоже не дождался. Дело в том, что в октябре 1948 года в Детройте состоялась конференция, посвящённая текущей ситуации с разработкой танков. Эта конференция стала крайне важной, поскольку определила вектор дальнейшего развития американских танков. 1-2 декабря 1948 года Комитет по вооружениям принял несколько важных решений. Вариант Light Tank T37 с башней по второй фазе переименовали в Light Tank T41 (впрочем, машина имела отличия и по шасси, поэтому в данной статье речь о ней не идёт). Также база Light Tank T37, как наиболее продвинутая среди американских танков, была использована для разработки нового среднего танка — Medium Tank T42. Наконец, тогда же был утверждён и новый тяжёлый танк — Heavy Tank T43. Таким образом, Light Tank T37, ещё до постройки стал промежуточным звеном, уже не имевшим никаких шансов на серийное производство (тем более что он обладал заведомо менее мощным орудием).
Впрочем, такая ситуация нисколько не означала, что постройка Light Tank T37 стала бесполезным занятием. Как тестовая лаборатория эта машина была необходима, тем более танков с новым силовым блоком пока не существовало в металле. Кроме того, машины имели принципиально разные системы управления огнём. Так что первый опытный Light Tank T41 и опытный Light Tank T37 появились одновременно — в мае 1949 года. Как показали испытания, танк получился заметно резвее своего предшественника. При максимальной мощности двигателя машина разгонялась до 66 км/ч, правда, поначалу силовой блок преследовали некоторые «болячки». Также испытания показали, что для башни требуется отдельная вспомогательная силовая установка.
Наибольший интерес вызывают испытания вооружения. Для начала, быстро выяснилось, что желание усилить пулемётное вооружение влечёт за собой лишние проблемы. Вынесенные в блистеры башенные пулемёты получились излишними, да и привели, скорее, к головной боли. Излишней оказалась и установка спаренного крупнокалиберного пулемёта. Зато идея с дальномером оказалась более успешной — настолько, что в определённый момент с Light Tank T37 его сняли и поставили на Light Tank T41. Ещё одним интересным моментом стало то, что по итогам испытаний рекомендовалось перенести места наводчика и командира вправо, как это сделали на средних танках, начиная ещё с Medium Tank M4. Одним словом, машина оказалась полезной с точки зрения полученной информации.
Несмотря на то, что вместо трёх опытных образцов Light Tank T37 построили всего один, да и тот не сохранился до наших дней, машина стала важной вехой в истории американского танкостроения. Это был первый американский танк послевоенной разработки, построенный в металле. На нём реализовали массу новых технических решений, отработанных во второй половине 40-х годов. Да и тупиковым его не назвать. Через два года после начала испытаний Light Tank T37 стартовал выпуск его прямого потомка — Light Tank T41E1. 29 мая 1953 года данный танк стандартизировали как Light Tank M41, некоторые из них до сих пор состоят на вооружении некоторых армий.
Источники:
- NARA
- Sheridan: A History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1995, ISBN 0-89141-570-X
Комментарии к данной статье отключены.