В первый раз во время Восьмидесятилетней войны (1568–1648) Антверпен, бывший в те времена крупным экономическим и культурным центром Семнадцати провинций, пострадал в ноябре 1576 года. Разозлённые задержкой жалованья испанские солдаты дали себе волю и устроили трёхдневный грабёж, который вошёл в историю как «Испанская ярость», а его печальным итогом стали 8000 погибших горожан и 600 сожжённых домов. После этого испанский король Филипп II на некоторое время отвлёкся на события на Средиземном море, но в 1579 году всё же вспомнил о проблемах на севере и отправил туда герцога Пармского Алессандро Фарнезе, которому поручил усмирить мятежный народ во Фландрии, Брабанте и Семнадцати провинциях. К лету 1584 года, когда Фарнезе подошёл к Антверпену, ему уже удалось выполнить поставленную задачу на большей части территории Фландрии и в герцогстве Брабант.
Алессандро Фарнезе велел построить сеть укреплений вдоль обоих берегов реки Шельда, на которой стоял город, а также возвести через неё мост, который перекрыл бы водный путь в заблокированный Антверпен. На обоих концах моста были построены оснащённые артиллерией форты. В ответ на эти меры голландцы затопили низменности вдоль реки, из-за чего испанские укрепления либо вместе с дорогами ушли под воду, либо оказались отрезанными от всех коммуникаций. Сами жители Антверпена перемещались на судах с небольшой осадкой, и снабжение города всё же не прервалось. Однако эта мера не помогла им вернуть контроль над Шельдой и снять осаду. Тогда голландцы решили попытать счастья, используя брандеры — суда, гружёные взрывчаткой. Весной 1585 года итальянский инженер Федериго Джамбелли спустил на воду четыре небольших судна. Для них он придумал специальные камеры длиной 12 м и шириной 5 м с кирпичным полом, в которые можно было поместить 3200 кг пороха. Эти камеры накрывались каменными плитами, на них укладывался слой камней и кусков металла вперемешку с пушечными ядрами, затем шла ещё одна каменная плита, а сверху всё это прикрывал обычный деревянный настил.
В ночь на 5 апреля четыре брандера отправились на задание. Их сопровождали 13 обычных судов, экипажи которых светом факелов отвлекли на себя внимание испанской стражи. На некотором расстоянии от моста члены команд покинули брандеры, и дальше те поплыли самостоятельно. В одном обнаружилась течь, и он утонул в Шельде, два других из-за сильного ветра свернули с курса и сели на мель. Только один из четырёх брандеров добрался до цели и налетел на мост. Прогремел взрыв. Камни и осколки металла разлетелись на несколько сотен метров, погибло около 800 испанцев, сам Алессандро Фарнезе был оглушён и некоторое пролежал без сознания. Из-за возникшей неразберихи голландцы не воспользовались удачным моментом и не прорвали повреждённый мост.
Чуть позже жители Антверпена решили повторить попытку деблокады и построили плавучую платформу, которую обшили металлическими пластинами, поставили на неё артиллерийские орудия и посадили мушкетёров. Голландцы назвали своё творение Finis Belli — «конец войны», а испанцы иронично окрестили его Los gastos perdidos — «потерянные расходы»: судно оказалось слишком тяжёлым и практически сразу после спуска на воду село на мель.
Осада Антверпена завершилась капитуляцией города 17 августа 1585 года.
Комментарии к данной статье отключены.