1860-е годы оказались непростым временем для испанской короны в её некогда обширных латиноамериканских владениях. Испания воевала с Чили, Перу, Боливией и Эквадором (эти события вошли в историю как Первая Тихоокеанская война), подавляла волнения рабов на Кубе и утверждала свою власть в Доминиканской Республике. На всё это нужны были деньги. Важным источником финансирования испанской армии являлись всё увеличивавшиеся налоги и разнообразные пошлины, взимаемые метрополией в заморских владениях.
Росли поборы и в Пуэрто-Рико. Следствием стал экономический кризис, рост недовольства политикой центральных властей и усиление позиций сторонников независимости. Желая освободиться от испанского господства, они задумали поднять восстание на острове и запланировали его на 29 сентября 1868 года. Чтобы воплотить свои планы в жизнь, борцы за независимость Рамон Эметерио Бетансес и Сегундо Руис Бельвис, находясь в изгнании в Доминиканской Республике, основали Революционный комитет Пуэрто-Рико. По всему острову появлялись подпольные группы, очень разношёрстные в социальном плане: в них входили и землевладельцы, и торговцы, и крестьяне, и даже рабы.
Планы революционеров едва не пошли прахом, когда испанский капитан Хуан Кастаньон 20 сентября случайно узнал, что они собираются нейтрализовать войска в муниципалитете Камуи, отравив продуктовые пайки, и одновременно поднять восстания в нескольких городах, используя завербованных в Доминиканской Республике наёмников. Чтобы избежать арестов, подпольщики перенесли час Х на 23 сентября. Колыбелью революции был выбран город Ларес.
В этот день около полуночи 400–600 плохо вооружённых и столь же плохо обученных заговорщиков вошли в город и принялись грабить магазины, принадлежавшие выходцам из Испании, а затем захватили мэрию и арестовали представителей власти. В 2 часа ночи в местной церкви Франсиско Рамирес Медина провозгласил независимость Пуэрто-Рико, объявил об освобождении рабов, присоединившихся к восстанию, и назначил членов правительства, а сам при этом стал президентом. 24 сентября повстанцы двинулись к городу Сан-Себастьян-дель-Пепино, но столкнулись с сильным сопротивлением правительственных войск и отступили обратно в Ларес. Там солдаты их окружили, и в тот же день восстание было подавлено.
475 повстанцев предстали перед судом. Все они были приговорены к смертной казни за государственную измену и подстрекательство к мятежу. Правда, уже в следующем году, желая ослабить напряжение на вверенном ему острове, губернатор Пуэрто-Рико объявил всеобщую амнистию, и осуждённые вышли на свободу, однако лидерам пришлось уехать в изгнание. Сегодня сентябрьские события 1868 года известны под названием Грито де Ларес, что можно перевести как «крик из Лареса».
Комментарии к данной статье отключены.