В первый месяц Великой Отечественной войны Советский Союз потерял почти всю свою бронетехнику, находившуюся на западной границе (около 10 000 бронемашин, танков и танкеток). Для пополнения бронетанковых сил Красной Армии 20 июля 1941 года Государственный комитет обороны СССР (далее – ГКО) принял постановление №019 «Об экранировке легких танков и о бронировании тракторов». Согласно одному из пунктов этого документа Харьковский (далее – ХТЗ) и Сталинградский (далее – СТЗ) тракторный заводы обязывались наладить работу по серийному производству бронетракторов.
Проектные работы над созданием будущего бронетрактора было решено развернуть на ХТЗ.Бронетракторы должны были стать побочной продукцией ХТЗ, в то время как основной планировалось сделать танки Т-60, выпуск которых заводу еще предстояло освоить. Для ускорения работ в Харьков из танкового отдела московского Научно-исследовательского тракторного института (далее – НАТИ) откомандировали группу конструкторов, призванных помочь харьковским инженерам быстрее разработать проект бронирования будущей машины и подобрать ей подходящее шасси. Согласно проектной заявке на нее предстояло установить 45-мм противотанковую пушку образца 1932/38 годов (20К) и пулемет ДТ калибра 7,62 мм образца 1929 года.
Уже в начале августа 1941 года было создано три прототипа бронированных машин на шасси двух тракторов: СХТЗ-НАТИ (он же СТЗ-3 и АСТЗ-НАТИ) и СТЗ-5. Первой разработкой стал бронетрактор 1ТМВ на базе шасси трактора СТЗ-5 – конструкторы НАТИ создали его перед самой поездкой в Харьков и привезли уже готовые чертежи. 1ТМВ представлял собой трактор, вооруженный 37-мм полуавтоматическим орудием, однако для серийного производства эту разработку по каким-то причинам посчитали неподходящей. Как и инженеры Одесского завода имени Январского восстания, которые почти в это же время создавали бронетракторы для обороны Одессы, и мастера с Моонзундских островов, сделавшие пять «эрзац-САУ» для советских гарнизонов на Балтике, московские и харьковские инженеры на роль шасси для своего бронетрактора выбрали все тот же СХТЗ-НАТИ.
Эта гусеничная машина с керосиновым двигателем мощностью 52 л.с. с 11 июля 1937 года выпускалась на СТЗ. В конце 1937 года помимо сельскохозяйственного варианта трактора был разработан транспортный, основным предназначением которого было выполнение роли артиллерийского тягача. Перед войной его выпускали и на ХТЗ, а после войны – на Алтайском тракторном заводе, созданном на базе мощностей, эвакуированных из Харькова.
Бронетрактор имел клепано-сварной корпус с противопульным бронированием, который устанавливался после демонтажа «гражданской» кабины. Корпус состоял из бронирования двигателя и боевой рубки, при этом толщина лобовых бронепластин достигала 25 мм, крыши рубки – 5 мм, остальных бронеплит – 10 мм. Пушка размещалась непосредственно в корпусе, поэтому бронетрактор, получивший индекс ХТЗ-16 (в некоторых документах он обозначался как Т-16 (ХТЗ)), можно считать скорее суррогатной САУ, чем танком. Никаких амбразур для пулемета в корпусе предусмотрено не было, и его перевозили в боевой рубке вместе с боезапасом.
Точная численность экипажа ХТЗ-16 неизвестна. Скорее всего, он состоял из трех человек – механика-водителя, командира (он же наводчик) и заряжающего. Большему экипажу разместиться внутри тесной боевой рубки было бы затруднительно.
Для обслуживания двигателя по бортам бронетрактора были сделаны большие прямоугольные люки. В правом борту была смонтирована дверь, через которую экипаж попадал внутрь машины. Для экстренной эвакуации экипажа в задней части боевой рубки была сделана еще одна бронированная дверь.
После приемки прототипа в конце августа 1941 года Наркомат танковой промышленности составил планы производства машин до октября 1941 года: для СТЗ – 500 штук, а для ХТЗ – 750 штук. Однако СТЗ в это время только освоил серийное производство новых танков Т-34, которые были крайне необходимы фронту, поэтому от идеи выпуска бронетракторов на нем отказались, и единственным заводом, который обязали серийно выпускать ХТЗ-16, остался ХТЗ.
С первых же дней производства выяснилось, что план в 750 бронетракторов завод выполнить не сможет по независящим от него причинам. Бронекорпуса должен был поставлять Новокраматорский машиностроительный завод (далее – НКМЗ), который, в свою очередь, должен был получать прокат с Мариупольского металлургического комбината. Но тот был завален заказами по поставке брони для других видов бронированных машин и не успевал выполнить в срок заказ на бронеплиты для харьковских бронетракторов.
В результате к 9 октября, когда началась эвакуация НКМЗ, он успел поставить на ХТЗ лишь около ста комплектов бронекорпусов. Точных данных о численности изготовленных ХТЗ-16 нет, так как соответствующие документы или затерялись при эвакуации, или погибли при штурме Харькова немцами. Принято считать, что всего было выпущено от 50 до 70 этих машин. Еще 809 готовых шасси ждали установки вооружения и брони, но так этого и не дождались. 18 сентября 1941 года началась эвакуация ХТЗ на Алтай, а уже 20 октября немецкие войска приблизились к Харькову, поэтому эвакуировать весь запас шасси и бронекорпусов не удалось.
Несмотря на эвакуацию ХТЗ, от идеи производства «эрзац-САУ» не отказались. 16 сентября 1941 года нарком танковой промышленности В. А. Малышев приказом №8сс обязывал СТЗ наладить массовое производство бронетракторов. Однако сталинградцы выполнить этот приказ не смогли, так как все мощности завода были заняты выпуском танков Т-34. Тем не менее, какое-то количество ХТЗ-16 они успели выпустить, но точное число изготовленных машин неизвестно. Предположительно их было произведено около тридцати штук. Возможно, при сборке ХТЗ-16 использовались бронекорпуса и тракторы, которые все-таки удалось эвакуировать из Харькова.
Мало достоверной информации и об использовании бронетракторов ХТЗ-16 в боевых действиях. Известно, что от десяти до двадцати этих машин приняли участие в обороне Полтавы, где вскоре были потеряны. Еще 10 бронетракторов участвовали в боях в районе Брянска. Часть ХТЗ-16 сражалась на подступах к Харькову, а еще 13 вошли в сводный бронебатальон, сражавшийся в самом городе. Все эти машины также погибли в боях. Что же касается бронетракторов производства СТЗ, то об их участии в боевых действиях автору ничего не известно.
Комментарии к данной статье отключены.