В предыдущих частях было рассказано о боевых действиях на венгерской, австрийской и чешской земле вооружённых самоходными артиллерийскими установками СУ-100 отдельных полков, а также 208-й и 209-й самоходных артиллерийских бригад. В заключительной части цикла речь пойдёт о боевом пути полков 209-й самоходно-артиллерийской бригады.
209-я самоходно-артиллерийская бригада имени Наркомсредмаша
209-я самоходно-артиллерийская бригада (сабр) была сформирована в декабре 1944 года по штату №010/500 на базе 122-й танковой бригады (тбр). В состав 209-й сабр вошли три самоходно-артиллерийских полка: 1951-й, 1952-й и 1953-й сап. Каждый из полков согласно штата №010/462 получил по 21 самоходке СУ-100. В управлении бригады было 2 танка Т-34-85, в роте разведки имелось 10 ленд-лизовских БТР М3А1 и две самоходки СУ-57, а в зенитной роте было 10 ЗСУ М15А1.
8 марта 1945 года
По распоряжению командующего БТ и МВ 2-го Украинского фронта 209-я сабр совершила 150-км марш из расположенного западнее Будапешта села Плишсэнтьиван в Цеце, где поступила в оперативное подчинение 26-й Армии 3-го Украинского Фронта. Самоходно-артиллерийские полки бригады получили боевую задачу: во взаимодействии с частями 5-го кавалерийского корпуса и 33-го стрелкового корпуса оборонять участок Цеце — Озора, не допуская переправы немецких танков через каналы Елуша и Капош. Каждому полку СУ-100 для усиления было придано по зенитному взводу ЗСУ М15А1, а кроме того по полкам были распределен личный состав двух штурмовых инженерно-сапёрных батальонов 12-й шисбр.
10 марта 1945 года
К утру все три полка 209-й сабр заняли огневые позиции в отведённых для них районах. 1951-й сап, имея в строю 20 СУ-100 занял оборону в районе Шар Егреш — высота 122 — Яношхиз. 1952-й сап занял оборону на рубеже от Сабадхидвег до Озора. В районе Сабадхидвег было 8 СУ-100, в Фельше-Ньек — 4 СУ-100, у Озора — 9 СУ-100. В районе переправы у села Озора самоходки 1952-го сап сменили находящиеся там СУ-100 из 1068-го и 1922-го полков 208-й сабр, которые этим же вечером ушли в другой район. 1953-й сап занял оборонительные позиции на северных и северо-западных окраинах Шимонторниа, в строю полка имелось 18 СУ-100.
11 марта 1945 года
1951-й сап в течение дня отражал атаки подразделений 23-й тд вермахта на западных окраинах Шар Егреш. В этих боях отличился экипаж СУ-100 под командованием младшего лейтенанта Ворожбицкого Владимира Селивёрстовича, подбивший два «Тигра», за что младший лейтенант Ворожбицкий был награждён орденом Отечественной войны I степени, а его механик-водитель старшина Косыхин Василий Акимович был награждён орденом Отечественной войны II степени.
Пять СУ-100 1-й батареи 1952-го сап, занявшие позиции у Озора, замаскировались в виноградниках и между домов и держали под контролем выход из лощины, по которой шла дорога в сторону противника. Утром на выходе из лощины в районе Тоти показалась колонна танков 12-й тд СС, которая направилась к мосту через канал, и СУ-100 1-й батареи под командованием капитана Васильева Василия Фёдоровича открыли внезапный огонь, подбив шестью выстрелами три шедших в голове колонны танка Pz.IV из 5-й роты 12-го тп СС, один из которых нёс тактический номер 539.
Шедший четвёртым Pz.IV сумел скрыться, а затем при невыясненных обстоятельствах была подбита «Пантера» 4-й роты 12-го тп СС. По отчётам нашей пехоты и воспоминаниям немецких ветеранов, всего перед переправой было подбито 4 танка, один из которых встал перед въездом на мост, заблокировав путь остальным, а попытка немцев отбуксировать его под прикрытием дымовой завесы, не удалась из-за сильного артобстрела. За данный бой капитан Васильев был представлен к награждению орденом Отечественной войны I-й степени, но вместо него уже 15 марта 1945 года получил орден Александра Невского.
Кроме того, за этот бой орденами Отечественной войны I степени были награждены два наводчика СУ-100 1-й батареи 1952-го сап, принимавшие участие в этом бою — младший сержант Наумов Михаил Петрович и сержант Пищиков Александр Дмитриевич, причём в их наградных листах (как и у капитана Васильева) указано, что три немецких танка были подбиты огнём всего двух самоходок батареи. К сожалению, кто был командиром второй самоходки принимавшей участие в бою, мне установить не удалось. Необходимо заметить, что в описаниях этого боевого эпизода есть различные странности и нестыковки.
Что интересно, этот бой в разных отчётах бригады и в наградных листах датируется тремя разными днями — 10, 11 и 12 марта. Нашёлся даже один наградной лист на наводчика СУ-100 младшего сержанта Родина Василия Кузьмича (1068-й сап 208-й сабр), в котором бой у села Озора датируется 9 марта, что в принципе не может быть, так как полк в это время вёл бои в Дег. Кроме того, в отчётах частей 233-й и 236-й сд, которые занимали оборону перед каналом Елуша в районе Озора есть описания боя в котором колонна немецких танков вышедшая к переправе потеряла 4 танка.
При этом бой датируется 10 марта, причём время боя в полковых и дивизионных документах различается, а в боевом донесении 236-й сд указано, что 4 немецких танка, в 14:00 подошедшие к переправе были подбиты «огнём нашей артиллерии». Ну и 233-я сд заявила за 10 марта 11 уничтоженных танков противника. Согласно донесению 703-го сп 233-й сд, в этот день полк оборонявшийся у переправы в районе Тоти с 7:00 до 11:00 отражал атаку танков и пехоты противника, при этом было подбито 4 танка: один 45-мм пушкой, два пехотой и ещё один самоходкой. При всём этом немецкие данные однозначно указывают дату боя 11 марта 1945 года.
Что касается рассмотренного эпизода, можно добавить ещё то, что во многих книгах и статьях, посвящённых мартовским боям под Балатоном, есть довольно известный снимок «Королевского тигра» №331 (трофейный номер 93) из 501-го ттб СС с двумя пробоинами в левом борту. В подписи к снимку обычно пишут, что этот танк является одним из трёх «Королевских тигров» подбитых шестью выстрелами СУ-100 батареи капитана Васильева. При этом, где и когда произошёл данный эпизод не уточняется, и не понятно откуда пошла информация, что батарея капитана Васильева уничтожила именно три «Королевских тигра» и танк №331 один из них.
При изучении документов 209-й сабр, в которых чётко указаны обстоятельства боя, становится понятно, что на самом деле огнём СУ-100 батареи капитана Васильева были подбиты не «Королевские тигры» из 501-го ттб СС, которых там в реальности не было, а танки Pz.IV 12-й тд СС, которые указаны в отчёте бригады и именно которые действовали в районе села Озора. Известно, что 11 марта 1945 года в бою погиб командир 5-й роты 12-го тп СС унтерштурмфюрер СС Эберхард Йеран (Eberhard Jeran), возможно он был убит именно в описанном выше бою. Да и в отчётах советских трофейных команд у переправы перед селом Озора отмечены 3 танка Pz.IV (трофейные номера 1, 2 и 3) и одна «Пантера» (трофейный номер 4), подбитая рядом.
А «Королевский тигр» №331 на самом деле был подбит 22 марта, когда отступающая колонна бронетехники 1-й тд СС вышедшая из посёлка Литер и направившаяся в Веспрем попала в засаду танков «Шерман» 9-го гв.мк, которые подбили головной танк и замыкающий колонну БТР, затем открыли огонь по колонне. После чего попавшие под перекрёстный огонь немецкие машины попытались развернуться уйти обратно, но большая часть из них была подбита. Среди них было два «Королевских тигра» (трофейные номера 93 и 95), одним из которых и был тот самый №331.
Это бой многим хорошо известен по мемуарам Д.Ф. Лозы, который тогда в звании гвардии старшего лейтенанта был командиром 1-го танкового батальона 46-й гв.тбр 9-го гв.мк и за этот бой получил звание Героя Советского Союза. По документам корпуса немецкая колонна состояла из 40 танков, 29 из которых было подбито танкистами Лозы, что сильно расходится с немецкими данными, согласно которым в колонне было всего около 15 танков и БТР, плюс автомашины, из которых было подбито не более 10 бронеединиц.
Пять СУ-100 2-й батареи 1953-го сап заняли огневые позиции в густой лесопосадке в районе Шимонторниа за каналом Капош. Утром 11 марта 14 танков из 1-й тд СС по лощине вышли в район стыка дорог восточнее высоты 138 и оказались прямо перед позициями самоходок батареи. После чего СУ-100 по команде наблюдателя вышли на огневые позиции и с дистанции полутора километров сожгли три вражеских танка, опознанных как «Пантеры», остальные немецкие танки скрылись в лощине.
Известно, что на северных окраинах Шимонторниа и у посёлка Игар были действительно подбиты четыре «Королевских тигра» из 501-го ттб СС, правда по немецким данным это произошло 12 марта. В результате атак противника, 11 марта наша пехота отошла на южный берег канала Капош, и оставшиеся без пехотного прикрытия СУ-100 1953-го сап были вынуждены тоже отступить за канал.
Одна СУ-100 полка, экипажем которой командовал младший лейтенант Кирпун Василий Дмитриевич, осталась прикрывать своим огнём отход остальных машин полка через канал Шио Капош, в результате чего была сожжена противником. Погибшие в бою младший лейтенант Кирпун и его наводчик младший сержант Чернов Фёдор Иванович были посмертно награждены орденами Отечественной Войны II степени. Причём при отходе, одна батарея полка под командованием старшего лейтенанта Бондаренко не успела пересечь мост до того как он был взорван советским сапёрами, и вынуждена была по дороге контролируемой противником, с боем пробиваться в район Шар Егреш к 1951-му сап, и по прибытии на место батарея усилила его оборону.
13 марта 1945 года
К вечеру 13 марта противник частями 23-й тд смог потеснить советские части оборонявшиеся в Шар Егреш, и самоходки 1951-го сап оставшись без пехотного прикрытия тоже вынуждены были отойти на западную окраину Цеце. В одном из боёв в районе Шар Егреш — Цеце произошёл эпизод, в котором немецкий танк (в отчёте указан «Тигр») сумел скрытно подойти с фланга к четырём СУ-100 одной из батарей 1951-го сап и сжечь одну за другой все четыре самоходки. Возможно, именно в этом бою погиб отличившийся до этого командир 4-й батареи старший лейтенант Кочерга Алексей Андреевич, который числится пропавшим без вести 14 марта 1945 года в районе Цеце и вероятно сгорел вместе с экипажем в своей самоходке. Согласно наградного листа, батареей СУ-100 под командованием лейтенанта Кочерга в боях с 9 по 13 марта было уничтожено свыше 14 немецких танков типа «Тигр». К вечеру в строю полка осталось 13 СУ-100, 3 самоходки находились на западной окраине Цеце, остальные 10 в Чарда Кут.
1952-й сап имея в строю 21 СУ-100 занимал огневые позиции в районах: 4 СУ-100 в Сабадхидвег, 2 в Фельше-Ньек, 2 у Озора, 4 в Толнанемеди, 5 в Шарсентлеренц. На 14 марта дислокация самоходок полка изменилась, теперь 4 СУ-100 занимали позиции юго-восточнее Шимонторниа, ещё 2 СУ-100 юго-западнее Шимонторниа, 2 СУ-100 у Толнанемеди, 2 СУ-100 на северной окраине Озора, 2 СУ-100 на северной окраине Фельше-Ньек и 5 самоходок находились в резерве командира полка у Пинцехель.
Самоходки 1953-го сап находились в следующих районах: 5 СУ-100 в Шимонторниа, 4 в Цеце и 2 в Шар Егреш. В ночь на 13 марта 1945 года командир 1953-го сап майор Николаев Георгий Михайлович выдвинул одну батарею полка на юго-западную окраину Шимонторниа, не имея точных сведений о том, где находится передний край противника. С рассветом противник обнаружил не замаскировавшиеся СУ-100 и открыл по ним огонь. Не видя противника, СУ-100 наугад открыли ответный огонь, в результате перестрелки одна СУ-100 сгорела, а одна была подбита, в строю полка осталось 13 СУ-100. На 14 марта 5 СУ-100 полка находились на юго-западной окраине Цеце, ещё 5 СУ-100 оборонялись на юго-восточной окраине Шимонторниа.
15 марта 1945 года
Позиции самоходок 1951-го и 1953-го сап оставались без изменений.
1952-й сап: 4 СУ-100 занимали позиции на юго-восточной и юго-западной окраинах Шимонторниа, 2 СУ в Толнанемеди, по 2 СУ оставались у Озора и Фельше-Ньек, 5 СУ-100 находились в резерве у Пинцехель. Одна СУ-100 ушла к переправе у Сабадхидвег, где в течение дня во взаимодействии с пехотой 66-й гв.сд и танками 22-го танкового полка отражала атаки частей 4-й кавалерийской дивизии вермахта, занявших западную окраину Сабадхидвег, но в итоге противник всё же был выбит из этого населённого пункта. В боях за переправу у Сабадхидвег отличилась батарея СУ-100 под командованием старшего лейтенанта Шульпина Аркадия Петровича, которая отражая вражеские атаки нанесла большой урон пехоте противника. В результате чего, за умелое управление батареей старший лейтенант Шульпин 17 марта 1945 года был награждён орденом Александра Невского.
16 марта 1945 года
1951-й сап в составе 14 СУ-100 занимал позиции восемью СУ на западной окраине Цеце, ещё шесть оставались в Чарда Кут.
Шесть СУ-100 1952-го сап находясь на восточных и западных скатах высоты 220 отбивали атаки противника пытающегося расширить свой плацдарм южнее Шимонторниа. Две СУ-100 находились в Толнанемеди, по 2 СУ-100 оставались у Озора и Фельше-Ньек, в районе переправы у Сабадхидвег стало 2 СУ-100, 5 резервных самоходок оставались у Пинцехель.
1953-й сап имея в строю 12 СУ-100 занимал следующие огневые позиции: 7 СУ на юго-восточной окраине Шимонторниа, 5 других находились в Шарсентлеренц.
17–19 марта 1945 года
Полки 209-й сабр боевых действий не вели. За время оборонительных боёв с 10 по 19 марта огнём СУ-100 209-й сабр, по отчётам бригады, было уничтожено 45–49 танков (из них 10 типа «Тигр») и самоходок противника, а также шесть БТР. Собственные безвозвратные потери бригады в этих боях составили 11 сгоревших СУ-100 (4 в 1951-м сап и 7 в 1953-м сап). Сведений по подбитым СУ нет. Отсутствие безвозвратных потерь СУ-100 в 1952-м сап вероятно связано с тем, что в районе обороны полка не было таких ожесточённых боёв как за Шимонторниа и Шар Егреш.
В ночь с 19 на 20 марта на участке обороны 209-й сабр противник под прикрытием артобстрела начал отвод своих подразделений на участке от Цеце до Шиофок, а советские части начали преследование отступающего противника.
1951-й сап в ночь на 19 марта сосредоточился в Пинцехель и занял оборону на участке Озора — Сабадхидвег. К вечеру 21 марта полк переправился через канал Елуша и сосредоточился в Эньинг, имея в строю 9 СУ-100.
1952-й сап в ночь на 19 марта совершил марш к озеру Балатон через Шагвар в Шиофок, откуда побатарейно во взаимодействии с 2-й гв.мбр и пехотой 66-й гв.сд 104-го ск начал наступление в направлении Эньинг. К исходу дня 21 марта полк вёл бой на рубеже: отметка 128 — отметка 135, что к юго-западу от Лепшень. В результате необдуманного распоряжения командира 66-й гв.сд, приказавшего одной из батарей СУ-100 идти в наступление на немецкие позиции впереди пехоты, при том, что вражеских танков впереди не было, огнём противотанковых орудий 3 СУ-100 батареи были подбиты, погибли двое командиров СУ: младшие лейтенанты Шипулин А. С. и Захаров К. Н., в строю полка осталось 16 СУ-100.
1953-й сап в составе 15 СУ-100 сначала оставался на прежних позициях в районе Шимонторниа в готовности к переправе через канал, а затем вышел в район Эньинг и начал преследование противника, поддерживая части 66-й гв.сд.
22 марта 1945 года
1951-й сап в составе 15 СУ-100 поддерживая наступление частей 233-й сд 135-го ск к исходу дня вышел на северо-восточную окраину Мезосентдьёрди. А затем перешёл в район Балатонфекаяр, откуда вышел на опушку леса западнее Шандорка, и на западную окраину Фюле, где занял огневые позиции и в течение ночи успешно отразил несколько контратак противника из района Йене.
1952-й сап в течение дня поддерживал наступление 2-й гв.мбр и к вечеру вёл бой на рубеже: Акараттья — Балатонкенеше — высота 120. Потери за день составили 2 СУ-100 подбитыми.
1953-й сап занимал огневые позиции на северной окраине Лепшень, имея на ходу 9 СУ-100.
В течение 23 марта 1945 года полки СУ-100 209-й сабр поддерживали наступление пехоты 135-го ск и частей 1-го гв.мк. К вечеру бригада была переподчинена 27-й Армии.
1951-й сап к исходу дня находился западнее Полгардь, в районе ж/д станции Фюле — высота 192.
1952-й сап продолжал поддерживать наступление 2-й гв. мбр и к вечеру находился в районе Вилониа.
1953-й сап во взаимодействии с частями 66-й гв.сд к вечеру вышел севернее Берхида на рубеж сёл Кюнгеш — Кишковачи — высота 171.
24 марта 1945 года
Бригада совершила марш из Чаяг через Кюнгеш и Папкеси, и вышла в район Веспрем где вошла в оперативное подчинение командира 18-го тк, за танками корпуса продвигалась пехота 35-го гв.ск. Полки СУ-100 209-й сабр были приданы танковым бригадам корпуса: 1951-й сап (в строю 15 СУ-100) во взаимодействии с 181-й тбр к вечеру 24 марта занял Алшеёрш. 1953-й сап (в строю 11 СУ-100) поддерживал 170-ю тбр, а 1952-й сап (в строю 13 СУ-100) находился в подвижном резерве командира 18-го тк.
25 марта 1945 года
С утра два полка бригады — 1952-й и 1953-й сап поддерживали наступление танков 110-й и 170-й тбр и тяжёлых самоходов 363-го тсап с рубежа Немешвамош — Сенткиральсабадья через Ковешдюр и Шош в направлении Тотважонь. Проведя двухчасовой бой районе Чарда самоходки СУ-100 с танками 170-й и 110-й тбр вышли на окраины Тотважонь, где попытались с ходу ворваться в село, но встретив сильное сопротивление противника и потеряв сгоревшими и подбитыми 7 Т-34-85 и 3 СУ-100, отошли. Попытки захватить Тотважонь не удавались из-за сильного сопротивления противника, поэтому было принято решение совершить обходной манёвр.
От 209-й сабр была выделена одна батарея СУ-100 под командованием капитана Васильева (1-я батарея 1952-го сап) и одна танковая рота 170-й тбр, которые через Хидегкут скрытно по лощинам обошли Тотважонь и вышли в тыл танкам противника, перерезав дорогу ведущую из Тотважонь на юг в Надь-Печель. Совершив обходной манёвр танки и СУ-100 открыли внезапный огонь по вражеским танкам с тыла и уничтожили несколько танков и самоходок, в результате чего противник, понеся потери и оказавшись под угрозой окружения, поспешно отошёл по единственной полевой дороге ведущей на запад, и через полчаса населённый пункт был полностью очищен от неприятеля.
В районе Ковешдюр — Чарда — Тотважонь — г. дв. Фельшечепель после отступления противника, частями 18-го тк было насчитано 32 уничтоженных танка и самоходки противника (среди них было 6 танков брошенных исправными, скорее всего из-за отсутствия топлива). В их числе было 6 «Королевских тигров», 20 «Пантер», 5 «четвёрок», 1 «Фердинанд» (очевидно Pz.IV/70 или Stug III) и 3 БТР. Уничтоженные «Королевские тигры» были из состава 509-го ттб, который как раз отступал по маршруту Балатон-Фюред — Топольча, причём к 25 марта батальону из-за отсутствия топлива пришлось бросить или взорвать 14 «Королевских тигров». Так же есть некоторые данные и по потерянным в этом районе танкам «Пантера»: 4 из них были из 5-й тд СС «Викинг», а остальные из 3-й тд и 1-го батальона 24-го тп (I./Pz.Rgt.24).
1952-й и 1953-й сап с частями 18-го тк продолжая преследование противника, продолжили наступление и к исходу дня завязали бой на северной окраине Надьважонь, овладели этим населённым пунктом и заняли оборону на его западной окраине.
1951-й сап во взаимодействии с танками 181-й тбр и СУ-76 1438-го сап дойдя до рубежа Тотважонь — Шош повернул на юг в направлении Надь-Печель и заняли его к 26 марта. Противник под угрозой окружения поспешно отходил на юго-запад, а 1951-й сап получил задачу наступать дальше в направлении Топольча и утром 27 марта во взаимодействии с танками 181-й тбр, сбив заслоны противника, СУ-100 полка ворвались в город Топольча и очистили его от вражеских войск.
26–27 марта 1945 года 1952-й и 1953-й сап совместно со 170-й тбр, составляя подвижный передовой отряд 18-го тк, продолжали преследование отступающего противника в направлении Халимба.
28 марта 1945 года
Достигнув рубежа Шюмег — Батик части 18-го тк и 209-й сабр получили приказ овладеть городом Залаегерсег и начали наступление двумя колоннами: справа 1951-й сап с 181-й тбр, а слева 1952-й и 1953-й сап совместно с 170-й тбр и к утру 29 марта вышли к городу. Мост через реку Зала перед городом Залаегерсег был взорван противником, из-за чего самоходки бригады не смогли войти в город, но поддерживали наступление пехоты, ведя огонь из СУ-100 и ЗСУ М15А1 по противнику с северной окраины города.
Благодаря эффективной поддержке огнём, наша пехота быстро заняла город и 30 марта 209-я сабр вышла к городу Кермент, где полки бригады получили задачу: 1952-й сап во взаимодействии с 170-й тбр — наступать в направлении Кондорф — Кельдорф и ударом с юга занять Фельдбах, 1953-й сап — во взаимодействии с 110-й тбр наступать вдоль реки Раба и ударом с востока овладеть городом Фельдбах, 1951-й сап — во взаимодействии с 181-й тбр наступать за 1952-м сап, прикрывая левый фланг корпуса, а затем поддержать атаку на Фельдбах.
31 марта — 1 апреля 1945 года
Полки СУ-100 209-й сабр вошли на территорию Австрии и утром 1 апреля стремительным ударом заняли город Фельдбах, части противника в панике отошли в Кирхберг. Дальнейшей задачей 209-й сабр было переправиться на северный берег реки Раба и наступать в направлении Фюрстенфельд. 3 апреля 1952-й сап наткнулся на минное поле прикрытое огнём танков и артиллерии противника и в течение дня вёл огневой бой, но продвинуться вперёд не смог. Для оказания помощи полку была выделена одна батарея находящегося в резерве комбрига 1953-го сап, попытавшаяся совершить обходной манёвр, но при выдвижении батарея попала в засаду устроенную немецкими танками и потеряла 2 СУ-100 сгоревшими и 1 СУ-100 подбитой.
Из-за сильного сопротивления противника на этом участке и труднопроходимой для танков и самоходок местности 4 апреля 209-я сабр и 18-й тк были отведены из этого района и сосредоточились в Керменд. На тот момент в бригаде оставалось на ходу 33 СУ-100, ещё 10 нуждались в ремонте, 6 СУ-100 сгорели в ходе наступления. 5 апреля бригада совершила марш по маршруту: Керменд — Сомбатель — Шопрон — Винер-Нойштадт — Баден и пройдя более двухсот километров, к 6 апреля сосредоточилась в районе Бадена, поступив в подчинение 6-й Танковой Армии. К этому моменту советские войска вышли к городу Вена, однако противник, пытаясь ударом в направлении Баден — Винер-Нойштадт перерезать южные коммуникации, идущие к городу Вена, и тем самым затруднить советским войскам овладением столицей Австрии.
Для ликвидации флангового удара противника 209-я сабр и 18-й тк получили задачу: своими действиями сковать силы противника и впоследствии их уничтожить. Во исполнение этого приказа 1951-й сап совместно с 181-й тбр должны были наступать по маршруту: Шварцензее — Фольфсграбен, а затем ударом с запада овладеть юго-восточной частью Вены и выйти на западный берег Дуная. 1952-й сап совместно с 170-й тбр должны были наступать в направлении Прессбаум — Ренавинкль, где занять оборону фронтом на запад и прикрыть и прикрыть наши части от контратак противника. 1953-й сап совместно со 110-й тбр наступать по маршруту: Вайзенбах — Прессбаум и ударом с запада овладеть северо-восточной частью Вены.
Наступая по своим маршрутам, полки 209-й сабр с 7 по 9 апреля вели тяжёлые наступательные бои в условиях узких горных дорог и с отсутствием возможности манёвра, из-за чего участвовали в бою только головные СУ-100 колонны, а остальные машины шли следом. Днём 9 апреля полки СУ-100 получили задачу: 1951-й и 1953-й сап сосредоточиться в Зигхартскирхен и Баумгартен и быть в готовности к наступлению на Вену, а 1952-й сап должен был занять огневые позиции в районе Нейхауз и ожидать подхода стрелковых частей. 1951-й сап успел пройти по своему маршруту, после чего противник, подтянул танки и пехоту перерезал дорогу у Шварцензее.
Попытки 1952-го сап занять Нейхауз не увенчались успехом, так как противник оказал сильное сопротивление у Шварцензее, из-за чего самоходкам СУ-100 полка был придан взвод ЗСУ М15А1, которые помогали бороться с пехотой противника. 1953-й сап совершил обход района Шварцензее по бездорожью и к вечеру 10 апреля сосредоточился в Баумгартен. В ходе боёв 9 апреля получили ранения командир 1952-го сап майор Миронов Николай Иванович, и командир 1953-го сап майор Николаев Георгий Иванович. Командование 1952-м сап временно принял старший лейтенант Шульпин, а командование 1953-м сап принял майор Федин Иван Филиппович.
12 апреля бригада получила задачу: во взаимодействии с частями 18-го тк овладеть Герцогенбург, Санкт-Пельтен, Альтмансдорф. 1951-й сап со 181-й тбр должен был атаковать Санкт-Пельтен с востока, 1952-й сап с 170-й тбр должен был занять Герцогенбург, а 1953-й сап со 110-й тбр должен был атаковать Санкт-Пельтен с севера.
К утру 14 апреля 1952-й сап занял Герцогенбург и занял оборонительные позиции, прикрывая правый фланг 18-го тк, а 1953-й сап после боя с танками и самоходками противника, занял населённые пункты Киллинг и Поттенбрунн, начав подготовку к атаке на Санкт-Пельтен.
В ночь с 14 на 15 апреля 1951-й сап вышел на рубеж атаки восточнее Санкт-Пельтен, а с утра после залпа гвардейских реактивных миномётов стремительной атакой совместно с танками 181-й тбр и пехотой 38-го ск с ходу ворвались в Санкт-Пельтен, не дав противнику взорвать мост через реку Трайзен. 1952-й сап с танками 170-й тбр к вечеру 15 апреля вышли на северо-западную города, где и заняли оборону.
После занятия Санкт-Пельтена полки 209-й сабр продолжили наступление, и к вечеру 18 апреля в ходе комбинированного удара всех трёх полков бригады, а также частей 18-го тк и 107-й гв.сд была занята железнодорожная станция Вильгельмсбург. В ходе этого боя погиб командир 1953-го сап майор Федин. После чего, в связи с тем, что во всех полках бригады осталось крайне мало боеготовых самоходок: в строю 1951-го сап — 3 СУ-100, в 1952-м сап — 5 СУ-100, в 1953-м сап — 3 СУ-100, было принято решение вывести 1953-й сап из боёв, а оставшуюся в нём технику передать в два других полка. 23 апреля 1945 года в ходе дальнейшего наступления был взят штурмом город Трайзен.
5 мая 1945 года 209-я сабр была выведена из боёв и сосредоточена в Бохаймкирхен, где занималась ремонтом материальной части. Но в ночь на 8 мая бригада снова была приведена в боевую готовность и с рассветом начала преследование противника в направлении на Линц. В этот период все три полка 209-й сабр были подчинены танковым бригадам 18-го тк, и наступая по разным маршрутам выполняли самостоятельные задачи. 9 мая 1945 года полки достигли рубежа: Штейр (1951-й сап), Штренбург (1952-й сап), Санкт-Петер (1953-й сап), где их и застал конец боевых действий.
Всего за период боевых действий с 10 марта по 5 мая 1945 года полки 209-й сабр записали на свой счёт 159 танков и самоходок противника, 55 БТР, а также много другой техники и вооружения. За весь период боевых действий самоходки СУ-100 бригады израсходовали 5600 100-мм выстрелов.
Общие потери бригады за весь период боёв составили 34 СУ-100 сгоревшими, ещё 5 самоходок отправили в капремонт. 1951-й сап потерял безвозвратно 7 СУ-100, 1952-й сап потерял безвозвратно 12 СУ-100, а 1953-й сап потерял 15 СУ-100. Ещё 64 СУ-100 бригады были подбиты артогнём и авиабомбами, но отремонтированы и снова введены в строй. Снабжение запасными частями для ремонта повреждённых в бою или сломавшихся СУ-100, в основном производилось за счёт безвозвратно потерянных СУ-100. В основном, с потерянных СУ-100 снимали КПП, бортовые передачи, катки, ленивцы, стволы орудий, балансиры, траки и другие детали. Из наиболее часто встречающихся неисправностей СУ-100 упоминаются поломки КПП, передних правых катков (80 случаев), а так же часто ломались шестерни и кронштейны подъёмного и поворотного механизмов орудия.
Средняя скорострельность 100-мм орудия Д-10С в боевых условиях по отчётам различных частей составляла от 4 до 6 выстрелов в минуту. В отзывах о боевом использовании СУ-100 в 1-м гв.тк наряду с увеличением огневой мощи, отмечалась ухудшение проходимости и запаса хода самоходки по сравнению с Т-34. Кроме того отмечалось, что из-за удлинения ствола орудия и увеличения толщины верхнего лобового листа создалась повышенная нагрузка на передние опорные катки, что приводило к поломке подшипников и отслоению бандажей, а при преодолении препятствий на пересечённой местности случалось утыкание ствола орудия в землю с дальнейшим разрывом ствола при выстреле.
При резких поворотах и ударах о складки местности отмечались поломки крепления орудия и секторов подъёмно-поворотного механизма. Были замечания и на качество сварных швов, которые лопались при попадании в корпус самоходки вражеских снарядов. Ещё от экипажей СУ-100 шли жалобы на отсутствие пулемёта, тесноту боевого отделения и неудобное размещение части боекомплекта, что затрудняло работу заряжающего, неудобное расположение прицела ТШ-19, создающее неудобство работе наводчика и малый угол горизонтального наведения, затрудняющий ведение огня по движущимся целям. Ещё по прицелу отмечалось неудобство выверки нулевых установок, а так же случаи смещения горизонтальной нити и перекоса сетки прицела.
Ну вот, пожалуй, и всё. Хотя в качестве заключения хотелось бы добавить, что в январе-феврале 1945 года самоходки СУ-100 массированно применялись не только в Венгрии, но в других местах – например, в Восточной Пруссии в составе 2-го Белорусского фронта кроме отдельных самоходно-артиллерийских полков, воевал 1-й гв.тк, в котором на 15 января 1945 года находилось 63 СУ-100, распределённых вместо танков по батальонам танковых бригад корпуса. Вообще особенностью 1-го гв.тк было то, что его танковые бригады (15-я, 16-я и 17-я гв.тбр) были укомплектованы тяжёлыми танками ИС-2 и самоходно-артиллерийскими установками ИСУ-122 и СУ-100.
В каждой из трёх танковых бригад корпуса было по три батальона, один из которых был оснащён танками ИС-2, другой тяжёлыми самоходами ИСУ-122, а третий самоходками СУ-100. Помимо них в корпусе имелось три самоходно-артиллерийских полка (397-й гв тсап, 1296-й и 1001-й сап) оснащённых соответственно самоходками ИСУ-122, СУ-85 и СУ-76М. Всего в корпусе имелось 50 танков ИС-2, 70 самоходов ИСУ-122, 63 СУ-100 и по 21 СУ-85 и СУ-76М, а так же 10 танков Т-34-85. За период боёв с 14 января по 20 февраля корпус потерял сгоревшими/подбитыми:
- ИС-2 — 20/70;
- ИСУ-122 — 37/70;
- СУ-100 — 36/65;
- СУ-85 — 8/32;
- СУ-76 — 8/22;
- Т-34-85 — 4/2.
Причём после потерь понесённых корпусом за месяц, в качестве пополнения к оставшимся в строю 6 СУ-100 с 18 по 20 февраля 1945 года прибыло ещё 70 СУ-100. Интересно, что по мере продвижения частей корпуса вперёд, с конца января подвоз продовольствия из тыла полностью прекратился, за исключением сухарей и табака, из-за чего довольствие личного состава шло, как написано в ЖБД корпуса, в основном по линии освоения трофеев, захваченных у противника. Но это уже совсем другая история.
Источники и литература:
- «Память народа» (http://pamyat-naroda.ru)
- Franz-Wilhelm Lochmann, Alfred Rubbel, Richard von Rosen. The Combat History of German Tiger Tank Battalion 503 in World War II. — Stackpole Books, 2008
- Ernst Rebentisch. The Combat History of the 23rd Panzer Division in World War II. — Stackpole Books, 2012
- Wolfgang Schneider. Tigers in Combat: Vol.1. — Stackpole Books, 2004
Комментарии к данной статье отключены.