Бродим мы по болотам Вьетнама,
В мокрых джунглях клубится туман,
В русском сердце — открытая рана,
Боль твоя в моём сердце, Вьетнам.
Это стихотворение было написано и имело хождение среди советских специалистов, служивших в Демократической Республике Вьетнам 1960-х годов. Эта статья одного из наших читателей — о других русских, бродивших по болотам другого Вьетнама. О тех, кто был «южнее реки Бенхай».
Служба русских эмигрантов в армии США и их участие во Вьетнамской войне никогда не были секретом. Эта тема затронута в первом серьёзном послевоенном фильме американского производства — «Охотник на оленей». В Советском Союзе картину восприняли холодно. При всей лаконичности военных сцен вьетнамские товарищи изображены с сильной неприязнью; эпизоды уничтожения одиноким солдатом ВНА мирной деревни и пыток пленных на фоне флага НФОЮВ и портрета Хо Ши Мина носят почти пропагандистский характер. Не менее деликатной темой была национальная принадлежность главных героев фильма, «зелёного берета» Вронского и десантников Пушкова и Чеботаревича. А ведь, казалось бы, чего смущаться? Ещё не стихли пушки во Вьетнаме, когда на полках советских магазинов появился приключенчески-сатирический роман «Джин Грин — неприкасаемый», главный герой которого, сын белоэмигранта, тоже успел примерить зелёный берет и побывать в далеких джунглях.
И всё же найти следы русских американцев на той войне непросто. Вряд ли кто-то может назвать хотя бы примерное их количество, хотя подобная статистика существует по американским индейцам, по канадцам (Канада не воевала, а её граждане воевали). Американских исследователей тема не интересует. В 1960-е русских обычно рассматривали как врагов: русские ракеты, русские МиГи, русские автоматы. Но их присутствие в вооружённых силах страны мигрантов никого не удивляло. Тем более что многие принимали американские имена и вряд ли стремились афишировать свое происхождение (сцена в госпитале из «Охотника на оленей»: «Чеботаревич — это русское имя? Нет, американское».). Товарищи рядового 1-го класса Денниса Подгорного разве что шутили по поводу его фамилии: по воспоминаниям сослуживца, такая же была у «главы КГБ». Подгорный был посмертно награжден Бронзовой звездой за мужество в бою и повышен в звании до капрала. Можно предположить, что в Южном Вьетнаме побывало очень немного русских; явно меньше, чем, к примеру, украинцев, и намного меньше, чем поляков.
И на русском языке исследований о них почти нет. Пользуясь эмигрантскими изданиями, Е. Яковкин установил троих погибших солдат (статья «Русская эмиграция и индокитайские войны. 1946-1973»). Ещё до него были известны некоторые австралийцы русского происхождения, включая погибшего Анатолия Даниленко. На этом информация практически исчерпывается. Поиск в доступных базах данных можно вести всего по двум зацепкам: место захоронения (русское кладбище) и характерные имя-фамилия. Оба способа не дают надёжного результата и требуют уточнения биографии. На русском кладбище Святого Иоанна в городе Кэмпбелл, штат Огайо, покоится капрал Рэймонд Поттер. О его происхождении и семье нельзя сказать ничего, кроме фамилии матери — Голибонич. Был ли он русским, по одному только месту захоронения не определить. Тем более это нельзя сделать по имени, часто вводящем в заблуждение. Вот майор Vladimir Bacik, пилот бомбардировщика A-6 «Интрудер» морской пехоты, пропавший без вести во время ночного вылета в Северном Вьетнаме. Имя похоже на русское, но изучение родословной показывает, что его родители были выходцами из тогдашней Австро-Венгрии: отец из Венгрии, мать из Словакии.
Эта статья затрагивает только погибших военнослужащих. Информацию о них проще искать, она хранится в электронных базах данных. В конце концов, мертвые герои зачастую увековечиваются лучше, чем живые.
Русские погибали в Юго-Восточной Азии задолго до прихода туда США. За примерами даже не нужно обращаться к французскому Иностранному легиону. 12 апреля 1954 года над крепостью Дьенбьенфу огнем зенитных орудий 61-К был сбит бомбардировщик «Приватир» ВМС Франции. Пилотировал его энсин де вессо Алексей Манфановский, сын офицера Русской эскадры Аркадия Манфановского, пришедшего когда-то в Тунис на крейсере «Алмаз». В свои последние секунды во вьетнамском небе пилот сделал все возможное, чтобы спасти самолет и экипаж. Ему удалось вывести машину из штопора, но она стала штопорить в другую сторону…
Наверное, самым первым погибшим во Вьетнаме американцем русского происхождения был специалист Владимир (Уилбур) Иванов. Его же пример показывает, как мало известно об этих людях. По крайней мере, его происхождение сомнений не вызывает: родители были из Российской империи, в частности, мать Валентина — из села в окрестностях Благовещенска. Владимир родился в 1942 году, а через девять лет семья переехала в Америку, где поселилась в маленьком городке Уинсор, штат Вермонт. О его мирной жизни нельзя сказать ничего. В армии он попал в знаменитую 1-ю кавалерийскую дивизию (аэромобильную), а точнее в 1-й батальон 8-го кавалерийского полка «Прыгающий мустанг». Датой начала его срока службы во Вьетнаме указывается 18 августа 1965 года, и это может означать, что он отправился туда в составе передовой группы батальона, поскольку основная часть личного состава дивизии отплыла на транспортных кораблях только 20 августа. В ноябре кавалеристов ждало тяжелое испытание в долине Ядранг. Владимир погиб 11 ноября (День ветеранов в США), когда батальон находился в относительном «тылу» этой битвы, охраняя дорогу № 19 между Анкхе и Плейку. Официальная причина смерти — небоевая вертолетная катастрофа в провинции Биньдинь. Различные базы данных не позволяют установить обстоятельства этого происшествия. В тот день возле Куинена вражеским огнем был сбит санитарный UH-1, летевший на эвакуацию раненого южнокорейца, имена трех погибших и двух выживших членов экипажа известны, и Владимира среди них нет. Никаких других вертолетных происшествий 11 ноября в Биньдине не зафиксировано.
В долине Ядранг погиб другой русский парень, биография которого необычна даже по сравнению с другими мигрантами. Отец Ивана Алферова, Николай, каким-то образом оказался в далеком Перу, где женился на местной жительнице по фамилии Росильо. В перуанской столице Лиме и появился на свет их сын, получивший среди друзей прозвище «Эль-русо». Там он учился, вырос, и трудно сказать, что побудило его отправиться в Нью-Йорк и записаться добровольцем в американскую армию. Прошел парашютно-десантную подготовку. Как и Иванов, он попал в 1-ю кавалерийскую дивизию, и во Вьетнам отправился вместе с основной ее частью в августе 1965 года. На родине ходило много слухов о его смерти; говорили, что он был убит осколками гранаты, спускаясь на парашюте, или погиб, пытаясь спасти восьмерых товарищей, окруженных вьетнамцами. Правда заключается в том, что это произошло на операции «Линкольн» в ожесточенном бою 30 марта 1966 года. Его начало напоминало то, что имело место здесь же четырьмя месяцами ранее: горный массив Тюпонг, высадка аэромобильного взвода в поисках противника, взятие в плен северовьетнамца, заявившего, что рядом находится тысяча его товарищей… Разведка потом установила, что американцы высадились прямо в расположении только что пришедшего с «тропы Хо Ши Мина» северовьетнамского полка с номером 18B. Взвод попал под шквальный обстрел и запросил срочную эвакуацию. На помощь ему высадили роту, в которой и служил Алферов. Об ожесточенности сражения свидетельствует тот факт, что командир роты был тяжело ранен, а его заместитель убит; было сбито несколько вертолетов. Как обычно и случалось, в течение ночи северяне растворились в джунглях, оставив своим противникам дело «подсчета трупов». Американцы насчитали 197 достоверно убитых врагов, при этом, что любопытно, официальные источники затрудняются назвать точное число своих собственных потерь. Но можно определить, что всего погибло около 30 кавалеристов, включая специалиста Ивана Алферова-Росильо, причиной смерти которого записаны «многочисленные осколочные ранения». Похоронен он на своей родине — в Перу. Интересно, что могила русского перуанца, погибшего за Америку во Вьетнаме, находится на кладбище под названием «Британико Нуэво» (Новое британское).
Русские оказывались в США по самым разным причинам, не только политическим. Для представителей религиозного течения молокан решающим фактором стал призыв на воинскую службу, которую они категорически отвергали. В начале XX века, в период русско-японской войны, они массово эмигрировали в Соединенные Штаты, главным образом на Западное побережье («массовым» это переселение можно назвать с некоторой условностью, поскольку речь идет о нескольких тысячах человек). Злой иронией судьбы выглядит то, что и в новой стране молокане столкнулись с необходимостью воинской службы. О специалисте Тимофее (Джеймсе) Валове слишком мало информации, но вероятно, что он был сознательным отказчиком — в пользу этого говорит его служба в небоевом подразделении, 26-м химическом отряде при 2-й бригаде все той же 1-й кавалерийской дивизии. Проведя во Вьетнаме всего полтора месяца, он был убит при минометном обстреле посадочной зоны «Долли» в провинции Биньлонг ночью 26 апреля 1969 года. На русском молоканском кладбище в лос-анджелесском пригороде Коммерс стоит надгробие с высеченной надписью: «ЗДЕСЬ ПОКОИТСЯ ТИМОФЕЙ ТИМ. ВАЛОВ 1942–1969 BELOVED SON JAMES DAMION VALOV».
Большинство русских во Вьетнаме служили в пехоте и во вспомогательных частях. Не найдено ни одного танкиста или летчика ВВС, ВМС или морской пехоты, но есть среди погибших два вертолетчика-армейца. Уроженец Нью-Йорка Николай Свидонович упоминается как сын разборщика домов и «лейтенант Воздушного флота». Следует уточнить, что его отец происходил с территории современной Белоруссии, а мать — из Польши. Во Вьетнаме он служил пилотом вертолета UH-1 в составе 1-й авиационной бригады Армии США (212-й боевой авиационный батальон). Обстоятельства смерти Свидоновича не составляет труда найти, поскольку вместе с ним погибли достаточно заметные американские офицеры. Во время операции «Тэйлор Коммон» по зачистке района Анхоа и базового района 112 юго-западнее Дананга армейская авиация действовала в интересах морской пехоты, и 15 января 1969 года 1-й лейтенант Свидонович вывозил командиров участвующих в операции подразделений на рекогносцировку. Тут их и сбили огнем с земли. Погибло восемь человек, среди них — командир артиллерийского батальона и командир 3-го полка морской пехоты полковник Майкл Спарк.
Другой вертолетчик, уоррент-офицер Фредерик Симеонов, стал жертвой летного происшествия 17 апреля 1970 года, когда его «Хьюи» столкнулся с проводами над рекой Донгнай возле Сайгона. Родословная Симеонова весьма интересна. Его предки сменили страну проживания, никуда не уезжая. Судя по обрывочным сведениям, они жили на Аляске еще до передачи ее в состав США и были креолами в нескольких поколениях, а фамилия Семенов оказалась исковеркана его отцом. С Аляской был связан и специалист Дэвид Елисовский, но в этом случае на возможные русские корни намекают только его фамилия, а также имя матери Ольги — а она была алеуткой. Поэтому и на различных мемориальных веб-страницах Елисовского считают алеутом. Служил в 101-й воздушно-десантной дивизии и погиб на операции «Ван Бюрен» в провинции Фуйен 23 января 1966 года, пробыв во Вьетнаме менее месяца. Прозаическая история на войне без линии фронта: командир взвода приказал своим солдатам… побриться, а воды для этого не было, и они отправились к колодцу в ближайшую деревню. На обратном пути попали в засаду, в которой и был убит Елисовский.
И наконец, нельзя не вспомнить офицера еще одной армии, воевавшей во Вьетнаме, русского австралийца Анатолия Даниленко. До сих пор все, что о нем можно было прочитать на русском языке — это краткие строки в белоэмигрантском журнале «Часовой» (Брюссель): капитан Австралийской службы, пал смертью храбрых в боях с коммунистами в 1968 году. Внимательный читатель может задаться вопросом, что это за «Австралийская служба». Конечно же, это австралийская САС, в рядах которой Даниленко воевал совсем не во Вьетнаме. Он был рожден в Германии в 1943 году. Отец сменил фамилию, чтобы избежать преследования советскими властями. Семья перебралась в Австралию в 1952 году и поселилась в Парксе, Новый Южный Уэльс. Война разделила ее: старшая сестра Даниленко каким-то образом оказалась в Польше и два десятилетия считалась умершей. В 1960-1963 годах Анатолий учился в Королевском военном колледже в Дантруне, получив офицерское звание. В начале учебы четырех кадетов отобрали для интервью газете «Мельбурн Сан», и эти четверо дают интересное представление об австралийской армии тех времен: Тони Даниленко, русский из Германии; Тони Лоорпарг, эстонец из Новой Зеландии; Тийт Тынури, эстонец из Германии; Билл Регтоп из Нидерландов. После выпуска новоиспеченный офицер служил в пехоте, далее попал во 2-й эскадрон Специальной авиадесантной службы. В январе-июле 1966 года подразделение было развернуто на Борнео, где шел завершающий этап тайной войны между Индонезией и Малайзией. Особых боевых действий уже не велось, спецназовцы занимались патрулированием и созданием постов наблюдения вдоль границы. За полгода эскадрон потерял двух человек пропавшими без вести в небоевом происшествии.
Потом был Вьетнам. В ноябре 1967 года Даниленко назначили связным офицером в штабе австралийского контингента. Очевидно, его не устраивала штабная служба, и вскоре он добился перевода «на фронт». Ему дали временное звание капитана и отправили в качестве советника командовать ротой в частях «Майк» на Центральном нагорье. Там он служил вместе с американскими «зелеными беретами». Они занимались подготовкой ополчения из жителей местных племен, а силы «Майк» (MIKE Force) были чем-то вроде отрядов быстрого реагирования.
Даниленко погиб в День АНЗАК 25 апреля 1968 года при выполнении задания, которое с самого начала было обречено на провал. Командование отправило две роты «майков» на разведку дороги, строившейся северовьетнамцами к северу от Дакпека. Это было ответвление от «тропы Хо Ши Мина». Ротам предстояло действовать вне досягаемости союзной артиллерии. Для северян эта дорога явно имела стратегическое значение, так что охраняли ее подобающим образом. Обе роты были атакованы и понесли большие потери, но им дали уйти — по версии одного из участников боя Лоуренса Макколи, северовьетнамцы могли уничтожить их полностью, просто не хотели привлекать излишнее внимание к своей дороге. Труп Даниленко нашли на склоне, он был с оружием в руках, готовясь к перебежке на другую позицию. По словам Макколи, капитан был настоящим профессионалом, он не понимал слова «отступление», всегда был готов поговорить с подчиненными и вообще имел вокруг себя особую ауру, которую Макколи помнил спустя четыре десятилетия. В городе Паркс его именем названа улица (Danilenko Street, Parkes, NSW 2870). После этой истории командование хотело отправить «майков» на разведку дороги еще раз, но они решительно отказались идти.
В целом удалось установить более десятка погибших солдат с русскими корнями. Этот список не претендует на полноту. Например, нельзя с полной уверенностью включать в него вышеупомянутых Подгорного и Елисовского. Все же он дает основание заключить, что русских в иностранных армиях Вьетнамской войны было немного — наверное, можно говорить об одной-двух сотнях. И очень маловероятно, что им когда-либо доводилось встречаться в бою с советскими военными специалистами в Северном Вьетнаме: как уже отмечалось, на службе в бомбившей Север боевой авиации США ни одного русского американца не обнаружено.
- Специалист Владимир Иванов (23 года), пехотинец, 1-я кавалерийская дивизия. Погиб в небоевой вертолетной катастрофе 11 ноября 1965 года во время битвы в долине Ядранг.
- Специалист Иван Алферов-Росильо (23 года, родился в Перу), пехотинец, 1-я кавалерийская дивизия. Убит в бою 30 марта 1966 года в долине Ядранг.
- Специалист Владимир Зубарь (21 год, родился в Германии), пехотинец, 9-я пехотная дивизия. Умер от ран, полученных в бою 2 мая 1967 года при неожиданном ночном нападении противника на позиции его подразделения юго-западнее Сайгона.
- Рядовой 1-го класса Терренс Салливан (20 лет, дед и бабушка по материнской линии родом из России), пехотинец-минометчик, 101-я воздушно-десантная дивизия. Умер от осколочных ранений 20 мая 1967 года в провинции Куангнгай.
- Капрал/специалист Борис Зборовский / Бентли (22 года), механик, 9-я пехотная дивизия. Был награжден медалью «Серебряная звезда». Погиб 3 августа 1967 года при подрыве на мине бронетранспортера, водителем которого он был, в провинции Кьенхоа. Посмертно присвоено звание сержанта.
- Стафф-сержант Александр Федоров (23 года, родился в СССР), разведчик в механизированном подразделении, 101-я воздушно-десантная дивизия. Убит в бою 20 февраля 1968 года при отражении нападения на город Шонгбе в ходе Тетского наступления.
- Лэнс-капрал Пол Касаткин (21 год), военный инженер, 1-я дивизия морской пехоты. Умер 24 апреля 1968 года на борту госпитального судна от ран, полученных двумя неделями ранее в провинции Куангчи при подрыве на взрывном устройстве.
- Капитан (временный) Анатолий Даниленко (24 года, родился в Германии), командир роты сил «Майк», Австралийская армейская тренировочная команда во Вьетнаме. Убит в бою 25 апреля 1968 года, выполняя разведывательное задание в провинции Контум.
- Рядовой 1-го класса Джордж Кокош (21 год), пехотинец, 25-я пехотная дивизия. Убит в бою 11 мая 1968 года западнее Сайгона.
- 1-й лейтенант Николай Свидонович (23 года), пилот вертолета, 1-я бригада армейской авиации. Погиб в сбитом вертолете UH-1 при вылете на рекогносцировку 15 января 1969 года в провинции Куангнам.
- Специалист Тимофей Валов (26 лет), военнослужащий химического подразделения, 1-я кавалерийская дивизия. Погиб 26 апреля 1969 года при минометном обстреле базы (посадочной зоны «Долли») в провинции Биньлонг.
- Строитель Дэниел Давиденко (18 лет), автомеханик строительных подразделений ВМС. Погиб 10 ноября 1969 года в результате несчастного случая в Нячанге.
- Уоррент-офицер Фредерик Симеонов (22 года), пилот вертолета, 25-я пехотная дивизия. Погиб 17 апреля 1970 года в небоевой катастрофе вертолета UH-1 в провинции Бьенхоа.
- Сержант Майкл Безега (21 год), командир пехотного отделения, 101-я воздушно-десантная дивизия. Убит огнем противника 22 июня 1970 года в провинции Тхыатхиен.
Источники и литература:
- Яковкин Е.В. Русская эмиграция и индокитайские войны. 1946-1973. / Вестник молодых ученых ПГНИУ. Сборник научных трудов. Выпуск 3 — Пермь, 2013
- Carland J. M. Combat Operations: Stemming the Tide, May 1965 to October 1966 — Washington: Center of Military History, United States Army, 2000
- https://www.ancestry.com
- http://www.aattv.iinet.net.au
- https://www.findagrave.com
- http://www.virtualwall.org
- https://www.parkeschampionpost.com.au
- https://army.togetherweserved.com
- https://www.vhpa.org
- https://www.vvmf.org
Комментарии к данной статье отключены.