В августе 1950 году на пост президента Колумбии был избран лидер местной консервативной партии Лауреано Гомес (Laureano Eleuterio Gómez Castro) по прозвищу «Эль Монструо» (El Monstruo), которое вряд ли нуждается в переводе. В нищей стране, живущей за счёт экспорта кофе и нефти, уже два года свирепствовала кровавая Ла Виоленсия — гражданская война, в которой поначалу выясняли отношения сторонники консерваторов и либералов, а затем превратившаяся в беспорядочную резню в попытках ухватить более сытный кусок. Колумбия погрузилась в хаос, и простые люди надеялись, что жёсткий сторонник диктатуры Гомес, открыто симпатизировавший в годы Второй мировой войны Гитлеру, Муссолини и Франко, сможет навести порядок. После того, как либералы отказались участвовать в выборах, победа Гомеса была предрешена.
Придя к власти, Гомес стал энергично искать пути сближения с США — столь могущественный союзник и покровитель мог как выступить гарантом того, что новый президент удержится у власти, так и значительно улучшить экономическое положение Колумбии, пустив её товары на свои рынки. Случай продемонстрировать союзнические намерения по отношению к США искать не пришлось — к тому времени американцы плотно увязли в конфликте между Сеулом и Пхеньяном, и президент Гомес решил отправить в Корею колумбийских солдат. Мандат ООН делал эту операцию не только полезной, но и легитимной.
15 июня 1951 года колумбийский батальон, которым командовал 38-летний подполковник Хайме Полания Пульо (Jaime Polanía Puyo), высадился в южнокорейском порту Пусан. Колумбийское командование не собиралось ограничиваться «демонстрацией флага», а потому подразделение до самого конца войны активно участвовало в боях в подчинении американских 7-й и 25-й пехотных дивизий. Из примерно 5100 колумбийцев, прошедших войну в Корее (большинство были добровольцами), 143 человека погибли (в том числе 131 — в бою), 476 были ранены, 69 пропали без вести и 30 прошли плен.
Увы, приобрести подобным путём особое расположение американцев у президента Гомеса не вышло — сначала в октябре 1951 года он перенёс обширный инфаркт, после чего власть фактически взял в свои руки вице-президент Роберто Урданета Арбелаэс (Roberto Urdaneta Arbeláez). Затем в июне 1953 года в результате переворота Арбелаэса сместила военная хунта во главе с генералом Густаво Рохасом Пинильей (Gustavo Rojas Pinilla). Гомесу и Арбелаэсу пришлось бежать из страны.
В память об участии в далёкой и, в общем-то, совсем чужой войне колумбийские солдаты получили собственный военный мемориал в Инчхоне, а также очень необычную награду. В 1952 году в Колумбии для них была учреждена Медаль за участие в боевых действиях за рубежом (Medalla por servicios en Guerra Internacional) в двух классах — Бронзовая звезда (Estrella de Bronce) и Железный крест (Cruz de Hierro). Первая отдалённо напоминала американскую «Бронзовую звезду». Железный крест тоже не оставлял сомнений, какими мотивами руководствовались его авторы.
Повторяя немецкий прототип с его характерной витой окантовкой, колумбийский Железный крест имел те же размеры около 44×44 мм, однако, вопреки логике, изготавливался из чернёной бронзы. На лицевой стороне в центре помещался герб Колумбии, на оборотной красовалась национальная эмблема-тхэгык Южной Кореи с четырьмя триграммами по углам в сопровождении надписей «Поступок выдающейся храбрости» (Accion Distinguida de Valor) и «Кампания в Корее» (Campana de Corea). Крест носился на белой ленте, окантованной тонкими жёлто-сине-красными полосками цветов флага Колумбии, с эмблемой Южной Кореи в центре. Повторные награждения отмечались пристёжкой в виде дубового листа к ленте.
Комментарии к данной статье отключены.