Апрель 1945 года. Германия получает по счетам за все. Дороги, по которым бредут куда-то, как зомби, беженцы, представляют собой адскую смесь из грязи, железа, крови и расплющенной человеческой плоти. По этой смеси к сердцу Рейха продвигаются танки 66-го бронеполка 2-й бронедивизии Армии США. Один из них — Шерман М4А3Е8 носит имя Fury (Фьюри), которое дало название фильму. Российские прокатчики перевели его как «Ярость». В общем-то они правы, но у слова есть важное первичное значение. Фурия — это богиня мести из римской мифологии. Она будет преследовать врага всегда, плоть до полного его уничтожения.
Фьюри далеко не первый танк у экипажа. Они воюют с самой Африки, пережили почти всех друзей и сослуживцев и теперь их цель — отомстить и убить как можно больше нацистов до того, как те успеют убить их. Кто такие нацисты? Те, кто на противоположной стороне. Среди врагов есть те, кто более опасен (эсэсовцы) и есть те, кто опасен менее — все остальные. Но в ситуации, когда тебя может убить даже ребенок с фаустпатроном, нужно просто стрелять первым. Тогда ты уцелеешь и сможешь убить их еще больше. И никакой болтовни про идеалы демократии и освобождение Европы. Вот и катится по размозженным дорогам Германии «Быстрая Восьмерка», вооруженная 76 мм. пушкой и оснащенная двигателем Ford GAA V8. И карает врага.
Фьюри не только огненная колесница. Это еще и дом для четырех танкистов, свихнувшихся на этой войне. Их было пятеро, но в самом начале повествования стрелок-радист погибает. Вместо него командование буквально запихивает в танк юного машиниста (а как еще можно назвать оператора печатной машинки?) из штаба. Теперь ему придется стать таким же убийцей, в каких превратились его новые сослуживцы. Это просто вопрос выживания на войне. Впрочем, грех пересказывать перипетии сложных взаимоотношений, которые возникают между пятью грязными мужиками, чье жизненное пространство ограничено относительно комфортным объемом танка.
Сюжет фильма — это не только история. Она, кстати, очень простая и вполне укладывается в рамки любого фильма про войну. «Ярость» хороша своей атмосферой. Апрель. Ни тепло, ни холодно. Облачность с разрывами. Небо украшено инверсионными следами тысяч бомбардировщиков, которые везут смерть в большие города Германии. На деревьях, рядом с симпатичными немецкими домиками висят трупы немцев, казненных немцами же за «дезертирство» или «помощь дезертирам». В отбитых у противника городишках — дым коромыслом. Немка стоит пачку сигарет или шоколадку. Впрочем, можно и за пару сигарет столковаться. А вокруг война. Вокруг идет организованная деятельность. Стреляют, куда приказали, минометчики, набожный танкист помогает раненному солдату уйти в мир иной. Рядом его товарищ по оружию деловито обыскивает труп немца (вдруг там есть люгер или какая полезная вещица?). А новобранцу дают ведро и отправляют смывать со стенки ошметки лица его предшественника. Идет трудная и опасная работа — война. Высший разум во всей этой деятельности — капитан в засаленной зимней меховой куртке. Он, правда, на проводе с самим полковником, но полковник где-то в раю — с полевым сортиром, в чистой куртке Айка. Может быть, даже спит в кровати, раздеваясь. И полковнику нужен перекресток, про который мы точно ничего не знаем. Он очень беспокоится, что немцы его могут занять и создать определенные трудности. Поэтому, ребята, вы езжайте туда, выясните обстановку и что-нибудь там сделайте. И ребята едут, потому, что это их работа. И они ее, в общем, любят. Самое интересное, что мы о героях не знаем практически ничего. Командир танка, возможно, из кадровых, довоенных. Наводчик — повернут на религии, скорее всего, из Сердца Америки. Заряжающий — типичная уголовная морда. Механик-водитель — мексиканец. Ну и новичок этот — машинисткой в штабе работать хотел. Обычные трудяги. И им представит выполнить еще одну работу, которая окажется последней и для Фьюри и для его экипажа.
Любителю военного кино легко заметить, что «Ярость» — не самый оригинальный фильм. В нем хватает цитат из классики, много штампов и, в общем, нет никаких неожиданностей. Зато есть отличная режиссура, очень точная актерская игра и желание показать правду, какой бы она не была. В результате создателям фильма веришь. Этого не происходит ни секунду со «Спасением рядового Райана». Причина — идиотский сюжет и типичная спилберговщина — раскрутка зрителя на эмоции. Режиссер Фьюри Дэвид Эйр специализировался на написании сценариев и постановке полицейских фильмов с очень сложными характерами персонажей, противостоящих друг другу. И эту дружбу-противостояние он перенес в военную драму. Второй важный момент, на котором зиждется превосходство «Ярости» — это бережный подход, с которым фильм был снят. Он стал прорывом и с точки зрения использования техники. В картине эксплуатируются четыре «Шермана», а роль Фьюри исполняет М4А2Е8 Ben/Harry (T224875), одолженный в Танковом музее в Бовингтоне. Что касается «тигра», то в фильме снят единственный экземпляр танка, находящийся в рабочем состоянии. Это ранняя модель «тигра». Танк был расстрелян тремя «черчиллями» и захвачен в Тунисе в апреле 1943 года и стал первым «тигром», захваченным британо-американскими войсками. Интересно, что это первая съемка настоящего «тигра» в художественном фильме с 1946 года.
Краткое резюме: «Ярость» — отличный военный фильм, который передает дух эпохи, не прибегая при этом к пропагандистским штампам и размахиванию флагами. Он уже стал классикой и, будем надеяться, породит новую вспышку интереса к военному кино и военной истории.
А теперь о главном. 28 июня 1941 года на улице Островского в городе Ровно погиб в неравном бою с немецкой пехотой советский танк №736. Оставшись без боеприпасов, его экипаж подорвал машину. 3 июля советский танк Т-28 ворвался на улицы оккупированного немцами Минска и устроил противнику настоящую бойню. В 1944 году сержант Малько, механик-водитель танка, участвовал в освобождении Минска и проехал мимо остатков своей разбитой машины.
Фильмы об этих реальных событиях не сняты ни в СССР, ни в России. Стыдно.
Комментарии к данной статье отключены.