Среди большинства интересующихся противостоянием в воздухе на советско-германском фронте давно сформировалось мнение, что лётчики ВВС стран-сателлитов Германии в целом завышали свои успехи в воздушных боях сильнее, чем их немецкие коллеги. Причины могли быть разные: от более слабой подготовки до особенностей национального менталитета и стремления не уступить «экспертам» люфтваффе в результативности, особенно после того, как Германия предоставила союзникам свою современную технику. Однако до сих пор публиковались лишь некоторые исследования результативности финских асов на северном участке фронта. Переместимся на его самый южный фас и рассмотрим по документам действия хорватского отряда немецкой истребительной эскадры JG 52 в ходе советской Керченско-Эльтигенской десантной операции в ноябре-декабре 1943 года.
Зелёные, желторотые и обер-лейтенант Дуковац
26 октября 1943 года на крымский аэродром Багерово под Керчью перелетела из Николаева вернувшаяся на фронт после очередного переформирования эскадрилья 15.(kroat.)/JG 52 под командованием обер-лейтенанта Мато Дуковаца (Oblt. Mato Dukovac), вооружённая смесью Bf 109G-4 и G-6. К этому времени на счету отряда было 196 подтверждённых побед, но практически не осталось ветеранов прежних боев — абсолютное большинство лётчиков совсем недавно окончили лётное училище и ещё не успели «понюхать пороха». Асом с 16 победами на счету был лишь командир отряда, добившийся первого успеха годом ранее над Кавказом.
На новом месте хорваты продолжили «набирать очки», и многие молодые пилоты одержали первые победы. В период с 29 по 31 октября, т.е. до начала Керченско-Эльтигенской десантной операции, на счёт эскадрильи было официально записано три ЛаГГ-3 и один Ил-2, а ещё один штурмовик не был засчитан. Советскими документами подтверждается только успех обер-лейтенанта Дуковаца, которому удалось повредить один из «ЛаГГов» 863-го ИАП и ранить его пилота, который тем не менее сумел вернуться на свой аэродром. Из молодых хорватских лётчиков открыл счёт унтер-офицер Драгутин Газапи (Uffz. Dragutin Gazapi). Понесла 15.(kroat.)/JG 52 и первую потерю, хотя и небоевую — 29 октября на взлёте разбился унтер-офицер Звонимир Райтерич (Uffz. Zvonimir Rajterić), Bf 109G-4 (W.Nr. 19494) которого отправился в утиль.
В ночь на 1 ноября в районе посёлка Эльтиген высадился десант под руководством командира 318-й стрелковой дивизии полковника В.Ф. Гладкова. Уже в утренние часы в небе над советским плацдармом появились немногочисленные «Мессершмитты» хорватского отряда и группы I./JG 52, которые пытались оказать противодействие буквально висящей над немецкими позициями советской ударной авиации.
Первый день советской десантной операции стал одним из самых успешных в карьере командира хорватского отряда. Дуковац заявил сбитыми два Ил-2, и обе победы находят подтверждение в советских документах. Досталось флотским 8-му Гв.ШАП и 47-му ШАП, которые от атак хорватов потеряли на вынужденных посадках по одной машине. Их экипажи практически не пострадали, за исключением одного воздушного стрелка, получившего лёгкое ранение.
Однако это были единственные реальные успехи эскадрильи 15.(kroat.)/JG 52, лётчики которой заявили 11 побед, из которых 10 получили официальное подтверждение. Подчинённым Дуковаца так хотелось одержать первые победы, что они не постеснялись привлечь для этого всю фантазию. Так, фельдфебелю Эдуарду Мартинко (Fw. Eduard Martinko) увиделись сбитые два Ил-2, Пе-2 и «Аэрокобра», и он с четырьмя победами за день сразу же едва не стал асом. Унтер-офицер Газапи «сбил» Ла-5, которых на этом участке фронта попросту не было, и «Аэрокобру». Своих первых успехов добились унтер-офицеры Владимир Саломон (Uffz. Vladimir Salomon) и Зденко Авдич (Uffz. Zdenko Avdić), однако и их победы были только плодом фантазии.
На следующий день, 2 ноября, когда на помощь прибыла группа II./JG 52, лётчики хорватского штаффеля продолжили начатое и заявили семь побед, из которых шесть были им засчитаны. Реальные основания, возможно, имеет одна заявка Дуковаца на Ил-2, а второй штурмовик ему не зачли сами хорваты. Вновь завидным воображением отметился фельдфебель Мартинко, который заявил сбитым… И-153 «Чайка», и теперь с пятью победами мог гордиться титулом аса. Беда в том, что устаревшие советские истребители-бипланы в районе Керченского полуострова давно не применялись, а несколько ещё более древних И-15бис, имевшихся в 62-м ИАП ЧФ, охотились за немецкими прожекторами по ночам — поднять в воздух днём их попросту никому не пришло бы в голову. Также первую официальную победу над «ЛаГГом» записал на свой счёт унтер-офицер Йосип Краньц (Uffz. Josip Kranjc), предыдущую заявку которого отклонили, дублем отметился Авдич.
Однако в этот день советские лётчики показали молодым хорватам, что лёгких побед не будет, и если брать только результаты, подтверждаемые противником, то хорваты 2 ноября проиграли — в воздушных боях с «Аэрокобрами» были подбиты «Мессершмитты» обер-лейтенанта Дуковаца и одержавшего свою четвёртую победу унтер-офицера Газапи. Пилотируемый комэском Bf 109G-4 (W.Nr. 14975) после посадки «на брюхо» в 10 километрах от посёлка Мариенталь (ныне Горностаевка) получил 80% повреждения и был списан, а Bf 109G-6 (W.Nr. 19543) Газапи с пробитым радиатором отделался 20% повреждениями и подлежал ремонту.
Что касается «Аэрокобр», то стоит отметить, что хорваты считали их наиболее опасным противником на советско-германском фронте, поэтому вполне могли причислить к «американцам» советские истребители любого другого типа. Если же Дуковац и Газапи действительно стали жертвами ленд-лизовских машин, то это были морские лётчики 11-го Гв.ИАП ЧФ лейтенант П.А. Краснов и младший лейтенант Г.П. Колонтаенко — армейцы на «Аэрокобрах» побед не заявляли. Справедливости ради нужно упомянуть, что пилоты «ЛаГГов» 4-й ВА и ВВС ЧФ отчитались в уничтожении целых 11 «Мессершмиттов» Bf 109 в районе Керчи!
6 ноября лётчики хорватской эскадрильи отметились двумя сбитыми ЛаГГ-3 — одержал пятую подтверждённую победу и стал асом унтер-офицер Газапи, а для унтер-офицера Ивана Балтича (Uffz. Ivan Baltić) его успех стал первым. Время почти всех потерь советской авиации в этот день известно, и под хорватские заявки они не подходят. Неизвестно время лишь одного боя, в котором был подбит один «ЛаГГ» 25-го ИАП ВВС ЧФ — лётчик совершил вынужденную посадку на своей территории. Однако на этот успех могут претендовать и несколько немецких лётчиков, у которых в этот день имеется не менее шести не идентифицированных заявок. Как бы то ни было, результат хорватов завышен минимум в два раза.
На следующий день 15.(kroat.)/JG 52 понесла первую боевую потерю в лётчиках — «Яки» 42-Гв.ИАП или «ЛаГГи» 790-го ИАП отправили на дно Азовского моря Bf 109G-6 (W.Nr.20039) унтер-офицера Саломона. Пилот воспользовался парашютом и, упав в ледяную воду, замёрз, не дождавшись помощи. Предпочтительнее всех выглядит заявка на победу младшего лейтенанта Н.Ф. Раенко из 42-го Гв.ИАП. В районе Баксы – Маяк прикрывающая свои войска четвёрка Як-1 гвардейцев на высоте 200-300 метров схватилась с парой Bf 109. В ходе боя Раенко удалось поджечь одного из противников, который «с пламенем, дымом и резким снижением ушёл из боя в район Баксы». И хотя гибель вражеской машины советские лётчики не наблюдали, результативную атаку однополчанина подтвердило всё звено. Интересно, что хорваты опять списали потерю на бой с «Аэрокобрами» и мифическими Ла-5.
Новые бои и новые асы из ниоткуда
После пятидневного «сухого» периода заявкой отметился фельдфебель Мартинко, который ранним утром 11 ноября доложил об очередном сбитом Пе-2, хотя советские бомбардировщики и разведчики потерь не имели. В первой половине дня в районе советских аэродромов стояла нелётная погода, и сомнительно, чтобы «Пешки» вообще поднимались в воздух.
На следующий день воображение по какой-то причине разыгралось и у обер-лейтенанта Дуковаца, который заявил о сбитом ДБ-3. Согласно его версии, хорватский ас атаковал прикрытую «Аэрокобрами» группу из пяти бомбардировщиков Ильюшина, в результате один из них рухнул в Азовское море недалеко от берега. В этом районе Ил-4 стояли на вооружении 367-го БАП 132-й НБАД, который днём не летал, не было потерь в этом районе и у морских «Ильюшиных». «Пешки» 366-го ОРАП также оставались на аэродроме. Лишь три «Бостона» 30-го ОРАП ЧФ вылетали на выполнение задания, но вскоре вернулись из-за плохих метеоусловий.
Богатым на заявки оказался для хорватов день 13 ноября. В отсутствие примечательных событий на земле и воздухе лётчики 15.(kroat.)/JG 52 заявили целых 10 побед: шесть ЛаГГ-3, два Як-1 и две «Аэрокобры», но последние четыре заявки остались без подтверждения. Героями дня оказались Йосип Краньц (две подтверждённые и две неподтверждённые победы), Зденко Авдич (одна подтверждённая и две неподтверждённые) и Эдуард Мартинко (две подтверждённые победы). Скромнее всех был Драгутин Газапи со всего одним заявленным «ЛаГГом». В советских документах при их прекрасной сохранности достоверного подтверждения ни одной из хорватских заявок найти не удалось — лишь один ЛаГГ-3 790-го ИАП совершил вынужденную посадку. В этом эпизоде можно гипотетически допустить и участие хорватов, но, скорее всего, речь идёт о технической неисправности.
Через день, 15 ноября, хорваты перелетели на аэродром Каранкут для удобства действий в северной части Крыма. Тогда же вновь «отличились» унтер-офицеры Краньц и Авдич, две заявки которых на «Аэрокобры» пришлись на район Перекопа. Хотя Авдич достиг отметки в пять официально подтверждённых побед, никаких подходящих под эпизод потерь с советской стороны нет.
Конкуренция за победы с II./JG 52
Продолжили свою победную серию два унтера 20 ноября, но теперь асом стал Краньц: после утреннего вылета на сопровождение корректировщика Fw 189 пара заявила три «ЛаГГа». В этот день советская 229-я ИАД имела несколько болезненных потерь, однако почти во всех случаях это заслуга немцев. На время заявок хорватов приходится потеря ЛаГГ-3 младшего лейтенанта Я.И. Холявко из 249-го ИАП, который, прикрывая свои войска, был подбит и разбил самолёт на вынужденной посадке у косы Чушка. Однако в том же районе и в то же время одержали победы опытные лётчики II./JG 52 гауптман Баркхорн и фельдфебель Заксенберг, и, скорее всего, самолёт Холявко попал на прицел одному из них.
По меньшей мере одну реальную победу хорваты одержали 21 ноября. Отражая налёт крупной группы пикировщиков Ju 87, идущих под прикрытием Bf 109, лётчики 229-й ИАД потеряли по одному ЛаГГ-3 и Як-1, лейтенант Н.Г. Шаронов из 88-го ИАП выпрыгнул с парашютом и вернулся в часть, а младший лейтенант К.Г. Морозик из 42-го Гв.ИАП получил тяжёлое ранение и был отправлен в госпиталь. На эти успехи претендовали двое лётчиков II./JG 52, а также хорваты Дуковац и Авдич. В этом же вылете Дуковац достоверно сбил одну из двух потерянных 329-й ИАД «Аэрокобр», младший лейтенант П.Ф. Кулагин из 57-го Гв.ИАП погиб, а младший лейтенант Ф.Е. Русаков из 66-го ИАП спасся на парашюте.
Однако и хорваты не ушли без потерь. Сразу после своей восьмой победы унтер-офицер Авдич был атакован четвёркой советских истребителей. В кабине его Bf 109G-6 (W.Nr.18497) с белым бортовым номером «13» разорвался снаряд, тяжело ранив лётчика в левую руку. Теряя сознание, хорватский ас совершил вынужденную посадку южнее Керчи. Кисть руки лётчика спасти не удалось, и её пришлось ампутировать. Позднее Авдич так вспоминал свой последний боевой вылет:
«Мы сопровождали «Штуки», когда два ЛаГГ-3 попытались атаковать. Дуковац быстро расправился с одним, а я устремился за вторым. Приблизившись к нему со стороны солнца, я атаковал снизу. «ЛаГГ» вошёл в штопор и разбился. Несмотря на то, что у нас оставалось мало горючего, Дуковац решил побыть над линией фронта немного дольше.
В этот момент я увидел четыре ЛаГГ-3, которые быстро приближались к нам со стороны хвоста. Наш спасительный манёвр в таких обстоятельствах всегда заключался в том, чтобы потянуть ручку управления на себя, воспользовавшись лучшей скороподъёмностью «Густава». В ответ на эту тактику русские всегда держали пары самолётов над нами с превышением в 1000 метров.
Внезапно в кабине раздался страшный взрыв, и я почувствовал сильнейшую боль в левой руке. Я будто нырнул в бездну. Попытался контролировать скорость, но рука не слушалась. К моему ужасу, я обнаружил кисть отделённой от остальной руки, при этом пальцы все ещё лежали на секторе газа, которым я должен был манипулировать. Для этого я использовал вторую руку, зажав ручку управления ногами. Кровотечение было колоссальное, и я чувствовал, как в глазах меркнет свет. Больше инстинктивно я позволил своему «Густаву» лететь самому. Он спланировал и приземлился в восьми километрах от линии фронта на нашей территории. Появились немецкие пехотинцы, которые доставили меня в полевой госпиталь».
Точку в карьере хорватского аса поставил кто-то из лётчиков 229-й ИАД — старший лейтенант А.Т. Канкошев, гвардии младший лейтенант Н.Ф. Раенко (оба 42-й Гв.ИАП) или лейтенант Н.С. Шахин из 88-го ИАП.
В последних числах ноября и первый день декабря хорваты отметились в северной части Крыма, где заявили четыре победы (три «Аэрокобры» и один A-20 «Бостон»), из которых подтверждается только одна, а ещё один советский самолёт получил лёгкие повреждения. При этом 27 ноября 15.(kroat.)/JG 52 потеряла в бою с «Аэрокобрами» знаменитого 16-го Гв.ИАП одну машину вместе с пилотом унтер-офицером Газапи, а подбитый гвардейцами на следующий день унтер-офицер Владимир Наход (Uffz. Vladimir Nahod) совершил вынужденную посадку.
В течение 2-3 декабря эскадрилья вернулась в Багерово, где была одержана ещё одна подтверждённая советскими документами победа. 4 декабря в 10:58-11:40 по московскому времени четвёрка истребителей 249-го ИАП вела разведку над Эльтигеном и в районе села Чурбаш на высоте всего 150 вступила в бой с таким же количеством Bf 109. Схватка сложилась для «ЛаГГов» неудачно — был сбит и погиб младший лейтенант А.Г. Царенко, который стал жертвой обер-лейтенанта Дуковаца. Спустя два с половиной часа восьмёрка «Аэрокобр» 66-го ИАП, прикрывая десантников, провела бой с четвёркой Bf 109, заявив три победы. В бою лёгкие повреждения получила одна «Аэрокобра» — возможно, она подверглась атаке унтер-офицера Мартинко, который записал на свой счёт очередной «сбитый» ЛаГГ-3.
5 декабря в 13:40-13:52 по Москве Дуковац сделал очередной «дубль», пополнив свой счёт одним ЛаГГ-3 и одним Ил-2. Своей второй победы добился в том же бою унтер-офицер Балтич, также заявивший один советский штурмовик. По советским данным, прикрывавшие «Илы» лётчики 979-го ИАП провели безрезультатный бой с «Мессершмиттами», в ходе которого, как и штурмовики 4-й ВА и ВВС ЧФ, потерь и повреждений от истребителей не имели.
Последних побед в ходе Керченско-Эльтигенской операции хорваты добились 6 декабря. В утреннем бою Дуковац заявил два ЛаГГ-3, а Мартинко — одну «Аэрокобру». В реальности, вероятно, только первому из них удалось легко повредить один из «ЛаГГов» 805-го ИАП, прикрывавших десантников в Эльтигене. Спустя три часа Дуковац заявил сбитой «Аэрокобру». По всей видимости, хорваты сражались с лётчиками 66-го ИАП. В районе Эльтигена пилоты звена «Аэрокобр» атаковали группу Ju 87, заявив две победы, после чего были контратакованы четвёркой «Мессершмиттов». В результате боя вынужденную посадку совершил младший лейтенант М.К. Крбашьян.
8 декабря хорватский отряд снова перелетел в Каранкут, откуда Дуковац одержал 33-ю лично свою и последнюю в 1943 году победу для подразделения, заявив «Аэрокобру» в районе Сиваша. Однако истребители 16-го Гв.ИАП, с которыми он вёл бой, потерь и повреждений не имели.
Итог двух месяцев боёв
Накануне и в ходе Керченско-Эльтигенской операции лётчики 15.(kroat.)/JG 52 заявили 51 победу, из которых официально пилотам засчитали 44. Советскими документами достоверно подтверждается не более 5-6 побед, ещё несколько машин могли получить повреждения, но благополучно вернулись на свой аэродром. По показателю оверклейма хорваты в разы превзошли своих коллег из I. и II./JG 52, которые в этот период в среднем завышали свои результаты не более чем в 2-3 раза. Если рассматривать лишь реально сбитые или повреждённые советские самолёты, отряд 15.(kroat.)/JG 52 был в районе Керчи настоящей «эскадрильей одного пилота» – своего командира Мато Дуковаца. Однако и из его заявленных с конца октября по начало декабря 17 официально засчитанных побед в советских документах подтверждение находят лишь около трети.
Молодые же пилоты эскадрильи, горя желанием не отстать от командира и быстрее стать асами, явно заявляли победы после атак без видимых существенных результатов. Как видно из приведённых выше примеров, некоторые случаи граничат с прямым подлогом сродни знаменитым «успехам» звена обер-лейтенанта Фёгля (Oblt. Ferdinand Vögl) из 4./JG 27 в Северной Африке, когда лётчики расстреливали свой боезапас «в пустоту» и подтверждали друг другу победы.
На дутой результативности хорватов сказалась и худшая по сравнению с немцами лётная и огневая подготовка. При этом собственные боевые потери за ноябрь-декабрь 1943 года составили минимум три Bf 109 списанными, ещё до шести истребителей получили повреждения. Это были серьёзные цифры, если учесть, что в среднем боеготовыми в эскадрилье в это время числилось не более четырёх-пяти машин. В бою погибли два лётчика, ещё один получил тяжёлое ранение и в боевую авиацию не вернулся.
Всего же с осени 1943 по весну 1944 гг. лётчики 15.(kroat.)/JG 52 доложили о 73 победах в небе Крыма, из которых 63 были официально засчитаны. В то же время, советскими документами достоверно подтверждаются не более 11-12 сбитых и совершивших вынужденную посадку самолётов. К весне 1944 года хорватский отряд практически утратил боеспособность — с ноября по февраль погибло и выбыло по ранению девять пилотов, включая и Мато Дуковаца, который был сбит в бою и оказался в госпитале 28 февраля. Хорваты не смогли помочь своим немецким коллегам из II. и III./JG 52 в ходе ожесточённых боев в апреле-мае в районе Севастополя — в середине марта 15.(kroat.)/JG 52 была выведена с фронта. Очевидно, попади хорваты в мясорубку этого периода, мало кто из них дожил бы до конца войны.
Автор благодарит за помощь в подготовке статьи Бориса Циглича (Сербия), Андрея Кузнецова, Алексея Пекарша, Матти Салонена (Финляндия). Фото из коллекции автора и Бориса Циглича.
Источники и литература:
- ЦАМО РФ, фонды 42-го Гв.ИАП, 159-го Гв.ИАП, 163-го Гв.ИАП, 863-го ИАП и 979-го ИАП, 214-й ШАД, 229-й ИАД, 230-й ШАД, 329-й ИАД
- ЦВМА РФ, фонды 4-й ИАД и 11-й ШАД
- Андрей Кузнецов. Большой десант. Керченско-Эльтигенская операция – М.: «Вече», 2011
- Александр Табаченко. Покрышкинский авиаполк. «Нелакированные» боевые хроники – М.: Центрполиграф, 2014
- Boris Ciglič, Dragan Savic. Croatian Aces of World War 2 (Osprey Aircraft of the Aces 49) – Osprey Publishing, 2002
- Jochen Prien, Gerhard Stemmer, Peter Rodeike, Winfried Bock: Die Jagdfliegerverbände der deutschen Luftwaffe 1934 bis 1945. Teil 12/III. Einsatz im Osten 4.2. bis 31.12.1943 – Buchverlag Rogge GmbH, 2012
- Bernd Barbas: Die Geschichte des Stabes, der 13. und 15. Staffel und der Ersatzeinheit des Jagdgeschwaders 52 – VDM, 2017
- Bernd Barbas: Die Geschichte der II. Gruppe des Jagdgeschwaders 52 – Eigenverlag, Überlingen, 2003
Комментарии к данной статье отключены.