12 ноября 2014 года в Москве в торжественной обстановке открыт памятный монумент, посвященный 100-летию Дальней авиации России. Место для памятника дальним авиаторам определено в сквере Девичьего поля в Хамовническом районе столицы. Сквер расположен недалеко от Штаба Командования Дальней Авиации Российской Федерации.
Министр обороны России Сергей Шойгу принял рапорт командира роты Почетного караула и выступил перед присутствующими с речью. Среди почетных гостей мероприятия были командующий Дальней авиацией Анатолий Жихарев, последний командующий Дальней авиацией СССР генерал-полковник Василий Васильевич Решетников, а также офицеры, ветераны авиации, представители прессы и общественности. На открытии монумента также присутствовали его авторы - скульптор Салават Щербаков и архитектор Игорь Воскресенский.
Скульптурная композиция символизирует три одинаково важных, хотя и разновеликих этапа становления Дальней Авиации и как бы подчеркивает связь времен и преемственность трех поколений. Три могучие бронзовые фигуры авиаторов разных эпох стоят рядом на основании из красного гранита, устремив свой взор вдаль, на фоне огромного бронзового панно в форме диска. На панно изображена почти вся Евразия, от Северного полюса до Тибета, от Чукотки до Карпат. Диск обрамлен венком славы и увенчан двуглавым орлом. Кроме того, на панно изображены три лучших российских самолета из трех разных эпох авиации. Бронзовая композиция несет на себе девиз авиаторов: «Мастерство. Отвага. Достоинство. Честь», отчеканенный по кругу бронзового диска.
Столетний юбилей Дальней Авиации России будет отмечаться 23 декабря 2014 года и берет свой отсчет от даты утверждения российским императором Николаем II решения Военного совета о создании в России эскадры воздушных кораблей (ЭВК). Эскадра была создана и укомплектована тяжелыми четырехмоторными самолетами «Илья Муромец» конструкции Игоря Сикорского - на то время лучшими в мире. Самолеты использовались для бомбардировки объектов противника, разведки, а также в транспортных целях.
Технический прогресс ХХ века ярче всего отображался именно в авиации, которая с началом века почти каждый год делала очередной шаг в развитии, удивляя все новыми достижениями и рекордами в покорении воздушного океана. В основе отечественного авиастроения лежа научные открытия Жуковского и технический гений Сикорского, а талант российских и советских ученых, инженеров, отвага и мастерство пилотов двигали вперед науку и технику, содействовали укреплению обороны.
Уникальный для своего времени самолет Игоря Сикорского «Илья Муромец» по праву занимает почетное место на памятнике. Именно он стал первым российским дальним бомбардировщиком, положив начало следующим поколениям самолетов Дальней Авиации и воплотив в себе все их будущие признаки - внушительные размеры и рекордную дальность полетов, непревзойденную силу моторов и мощность вооружений. К сожалению, Первая мировая война и последовавшая за ней война Гражданская не позволили развить в должной мере пассажирскую авиацию, хотя самолет Сикорского изначально создавался именно как пассажирский.
Второй самолет, расположенный слева на бронзовом панно – это прославленная машина времен Второй мировой войны, четырехмоторный стратегический бомбардировщик ТБ-7 (Пе-8) - тот самый, который уже в первые месяцы Великой Отечественной войны вместе с другими бомбардировщиками отряда дальней авиации наносил бомбовые удары по Берлину, совершая длительные, сложные и опасные перелеты. Именно опыт Второй мировой войны отчетливо проявил стратегическое значение наличия у страны мощных бомбардировщиков дальнего радиуса действия как одного из факторов ее защищенности и непобедимости в любой войне.
В центре композиции памятника запечатлен знаменитый Ту-160, «Белый лебедь» - самый мощный в мире стратегический бомбардировщик-ракетоплан с изменяемой геометрией крыла. Ту-160 способен нести ядерное ракетно-бомбовое вооружение и, при необходимости, доставить его в любую точку планеты, обладая дальностью полета до 18 тысяч километров. Сегодня Командование Дальней Авиации России располагает отрядом в 230 стратегических бомбардировщиков разной модификации – Ту-95МС, Ту-22М3, который является одной из стратегических основ и гарантий безопасности страны.
Памятник создан по инициативе Командования, Военного совета и Совета ветеранов Дальней Авиации. Свое участие в проекте приняло и Российское военно-историческое общество, кроме того, в финансировании строительства монумента принимали участие многие желающие - в фонд строительства поступали пожертвования от ветеранов, офицеров авиации, организаций и предприятий всей страны.
Комментарии к данной статье отключены.