• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    0

    ДОТ на реке Вета

    • ВМВ
    • фортификация
    Алексей Стаценко
    12 November '14

    В начале 1930-х годов во исполнение приказа № 273/52, согласно которому создавался Киевский укрепленный район (КиУР), в этом месте было возведено несколько ДОТов. Их задачей было предупредить форсирование реки Вета в районе ее пересечения дорогой, ведущей к Василькову и дальше на Одессу. Самый сложный объект был построен прямо в склоне Звенигородского городища и назывался ДОТом №179 типа «мина»

    Если ехать из Киева в Одессу, то в десяти километрах от черты города можно увидеть указатель на дорогу, ведущую к селу Вита-Почтовая. Как раз этот съезд в 1940-х годах и был дорогой, ведущей в Киев с юга, с Одесского направления, а современной трассы Одесса–Киев тогда еще не существовало. Ее построили десятилетиями позже, разрезав напополам большой холм в районе Виты-Почтовой.

    Холм этот не простой. Мало кто знает, что на самом деле это городище средневековой крепости Звенигорода, южного форпоста Киевского княжества. Впервые Звенигород упоминается в «Повести временных лет» под 1097 годом. Крепость не только сторожила южные подступы к городу, но и являлась таможенным пунктом, в котором взималась пошлина (мыто) за проезд и ввоз товаров. Звенигород был стерт с лица земли во время Батыева нашествия в 1240 году. Позже здесь, на реке Вета (во второй половине ХХ века название стало звучать как «Вита»), на почтовой дороге Васильков–Киев возникло село с почтовой станцией. Так появилось это странное название – Вита-Почтовая.

    Приблизительно так выглядела древнерусская крепость (макет из городского музея археологии и краеведения г. Дубно)

    В начале 1930-х годов во исполнение приказа № 273/52, согласно которому создавался Киевский укрепленный район (КиУР), в этом месте было возведено несколько ДОТов. Их задачей было предупредить форсирование реки Вета в районе ее пересечения дорогой, ведущей к Василькову и дальше на Одессу. Самый сложный объект был построен прямо в склоне Звенигородского городища и назывался ДОТом №179 типа «мина».

    Схема проезда к ДОТу №179 (сделана на базе данных из Google Earth)

    В фортификационной науке мина – это система ходов, объединяющая между собой различные инженерные сооружения.

    Бойцы РККА в потерне ДОТа №179, реконструкция (из фотоархива МАИФ «Цитадель», сайт relicfinder.io.ua)

    В ДОТе №179 такими сооружениями были: трехамбразурный оголовок, шахта, ведущая на вершину холма, где должен был располагаться (и, наверняка, располагался) наблюдательный пункт (НП); два выхода из «мины», один из которых снабжался входной группой, а второй был засыпан и замаскирован под склон холма. ДОТ был снабжен собственной колонкой для подачи воды, дизель-генератором, вентиляционным оборудованием и подземной телефонной связью.

    3-D модель ДОТа №179, с. Вита-Почтовая (Автор – А. Кулик, материалы архива МАИФ «Цитадель», г. Киев. Сайт relicfinder.io.ua)

    Общая протяженность галерей (потерн) мины составляет 226 м. Гарнизон ДОТа на 3 пулемета должен был составлять 35 человек, часть из которых предназначалась для ведения наблюдения с НП. Помимо трех станковых пулеметов «Максим» в амбразурах оголовка на вооружении гарнизона также был один ручной пулемет. Вооруженный им пулеметчик должен был прикрывать вход в «мину» через специальную амбразуру во входной группе.

    В задачи ДОТа вменялось наблюдение за передним краем КиУРа и обстрел подступов к нему вдоль долины реки Вета. Также ДОТ прикрывал огнем мост через реку в с. Вита-Почтовая. Несмотря на большую протяженность потерн, переменный гарнизон для контратак противника размещать в «мине» не предполагалось.

    Подземные ходы «мины» расположены на глубине 7 м. По тактико-техническим данным «мина» должна была выдержать одно прямое попадание 155-мм снаряда или 50-килограммовой авиабомбы. Толщина перекрытия оголовка составляла 110 см, напольных стен – 150 см. Они должны были выдержать одно прямое попадание 155-мм снаряда или авиабомбы весом в 100 кг. Такая толщина перекрытия и стен считалась достаточной, потому что дважды попасть в одну точку из гаубицы крайне сложно. То же касается и попаданий авиабомбами.

    В 1939 году, после падения Польши под ударами вермахта и вступления в нее войск РККА, граница СССР отодвинулась от Киева на 250 км. Угроза приближения к городу войск потенциального противника, как казалось командованию Красной армии, значительно снизилась. А потому, когда на границе развернулось масштабное строительство более современных ДОТов, входивших в линию укрепрайонов по новой границе, оборудование и вооружение из ДОТов КиУР было частично демонтировано и отправлено для снаряжения этой линии. Это разоружение не обошло стороной и ДОТ №179, поэтому летом 1941 года, когда стало понятно, что танковый клин Группы армий «Юг» успешно продвигается к Киеву, командование КиУР начало спешно заново оснащать и вооружать киевские ДОТы.

    Были завезены пулеметы, сформированы гарнизоны. Там, где было демонтировано оборудование, оно, по возможности, было восстановлено или пополнено. И все же стопроцентной готовностью ДОТы КиУРа к началу штурма похвастаться не могли. Где-то не хватало противохимической защиты для изоляции амбразур, где-то не было фильтр-вентиляционных установок и установок для отсасывания и вывода наружу пороховых газов. Но в целом ко времени начала штурма Киева 6-й пехотной армией вермахта ДОТы КиУРа к обороне были готовы.

    ЦАМО, фонд 229, опись 161, дело 61 – Боевые приказы, распоряжения, оперативные и разведсводки Киевского укрепрайона. Карта положения частей Киевского УР

    Об участии ДОТа №179 в боевых действиях в советских источниках практически ничего нет. Рядом с ним располагалась артиллерийская батарея РККА, которая оказала яростное сопротивление наступавшим частям немцев. О самом же ДОТе из боевого донесения от 15:30 04.08.1941 известно, что к этому времени он уже был взят штурмом и разрушен немцами.

    Подробности этого штурма можно узнать из книги «71-я пехотная дивизия» издательства «Дерфлер». В частности, в ней говорится о штурме ДОТа саперными подразделениями этой дивизии:

    «2 штурмовые группы ... под командованием лейтенанта Куни и фельдфебеля Есковиц ... сначала с помощью килограммового заряда и ручных гранат с тыла атаковали трехамбразурный ДОТ, расположенный в небольшом леске на расстоянии около 900 метров юго-восточнее моста в Почтовой. Атака была успешной, и из дота вышли 12 русских. Однако поскольку вскоре из ДОТа вновь был открыт огонь, штурмовая группа снова атаковала его около 8 часов 15 минут и с помощью трех килограммов зарядов и дымовых шашек вывела его из боя. При этом были захвачены еще 13 пленных».

    Штурмовая группа вермахта штурмует входную группу ДОТ №179, реконструкция (из фотоархива МАИФ «Цитадель», г. Киев. Сайт relicfinder.io.ua)

    При реставрации и раскопках, проведенных в самой мине ДОТа №179 и его окрестностях энтузиастами МАИФ «Цитадель» и рядом сочувствующих организаций и граждан, рядом с входом в ДОТ были обнаружены останки неизвестного солдата. Имел ли он отношение к гарнизону ДОТа, к сожалению, навсегда останется нам неведомым.

    Алексей Стаценко

    История Руси · Российской империи · СССР · история фортификации · танкостроения · политэкономия и политология · кинематограф

    Самый известный автомат в мире  на Warspot.ru
    Самый известный автомат в мире
    Трубка меткого «шамана» на Warspot.ru
    Трубка меткого «шамана»
    Гиганты Страны восходящего солнца на Warspot.ru
    Гиганты Страны восходящего солнца
    Поделиться
    • 6
    • 0
    • 0
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Напалм и линкоры против бетона на Warspot.ru
    Напалм и линкоры против бетона
    Грецкий орех на границе с Болгарией на Warspot.ru
    Грецкий орех на границе с Болгарией
    Последний «Сталинград» Красной армии на Warspot.ru
    Последний «Сталинград» Красной армии
    Координаты Warspot: батарея Крисбек на Warspot.ru
    Координаты Warspot: батарея Крисбек
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)

    Комментарии к данной статье отключены.

    © 2014 — 2023 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google