В начале 1930-х годов во исполнение приказа № 273/52, согласно которому создавался Киевский укрепленный район (КиУР), в этом месте было возведено несколько ДОТов. Их задачей было предупредить форсирование реки Вета в районе ее пересечения дорогой, ведущей к Василькову и дальше на Одессу. Самый сложный объект был построен прямо в склоне Звенигородского городища и назывался ДОТом №179 типа «мина»
Если ехать из Киева в Одессу, то в десяти километрах от черты города можно увидеть указатель на дорогу, ведущую к селу Вита-Почтовая. Как раз этот съезд в 1940-х годах и был дорогой, ведущей в Киев с юга, с Одесского направления, а современной трассы Одесса–Киев тогда еще не существовало. Ее построили десятилетиями позже, разрезав напополам большой холм в районе Виты-Почтовой.
Холм этот не простой. Мало кто знает, что на самом деле это городище средневековой крепости Звенигорода, южного форпоста Киевского княжества. Впервые Звенигород упоминается в «Повести временных лет» под 1097 годом. Крепость не только сторожила южные подступы к городу, но и являлась таможенным пунктом, в котором взималась пошлина (мыто) за проезд и ввоз товаров. Звенигород был стерт с лица земли во время Батыева нашествия в 1240 году. Позже здесь, на реке Вета (во второй половине ХХ века название стало звучать как «Вита»), на почтовой дороге Васильков–Киев возникло село с почтовой станцией. Так появилось это странное название – Вита-Почтовая.
В начале 1930-х годов во исполнение приказа № 273/52, согласно которому создавался Киевский укрепленный район (КиУР), в этом месте было возведено несколько ДОТов. Их задачей было предупредить форсирование реки Вета в районе ее пересечения дорогой, ведущей к Василькову и дальше на Одессу. Самый сложный объект был построен прямо в склоне Звенигородского городища и назывался ДОТом №179 типа «мина».
В фортификационной науке мина – это система ходов, объединяющая между собой различные инженерные сооружения.
В ДОТе №179 такими сооружениями были: трехамбразурный оголовок, шахта, ведущая на вершину холма, где должен был располагаться (и, наверняка, располагался) наблюдательный пункт (НП); два выхода из «мины», один из которых снабжался входной группой, а второй был засыпан и замаскирован под склон холма. ДОТ был снабжен собственной колонкой для подачи воды, дизель-генератором, вентиляционным оборудованием и подземной телефонной связью.
Общая протяженность галерей (потерн) мины составляет 226 м. Гарнизон ДОТа на 3 пулемета должен был составлять 35 человек, часть из которых предназначалась для ведения наблюдения с НП. Помимо трех станковых пулеметов «Максим» в амбразурах оголовка на вооружении гарнизона также был один ручной пулемет. Вооруженный им пулеметчик должен был прикрывать вход в «мину» через специальную амбразуру во входной группе.
В задачи ДОТа вменялось наблюдение за передним краем КиУРа и обстрел подступов к нему вдоль долины реки Вета. Также ДОТ прикрывал огнем мост через реку в с. Вита-Почтовая. Несмотря на большую протяженность потерн, переменный гарнизон для контратак противника размещать в «мине» не предполагалось.
Подземные ходы «мины» расположены на глубине 7 м. По тактико-техническим данным «мина» должна была выдержать одно прямое попадание 155-мм снаряда или 50-килограммовой авиабомбы. Толщина перекрытия оголовка составляла 110 см, напольных стен – 150 см. Они должны были выдержать одно прямое попадание 155-мм снаряда или авиабомбы весом в 100 кг. Такая толщина перекрытия и стен считалась достаточной, потому что дважды попасть в одну точку из гаубицы крайне сложно. То же касается и попаданий авиабомбами.
В 1939 году, после падения Польши под ударами вермахта и вступления в нее войск РККА, граница СССР отодвинулась от Киева на 250 км. Угроза приближения к городу войск потенциального противника, как казалось командованию Красной армии, значительно снизилась. А потому, когда на границе развернулось масштабное строительство более современных ДОТов, входивших в линию укрепрайонов по новой границе, оборудование и вооружение из ДОТов КиУР было частично демонтировано и отправлено для снаряжения этой линии. Это разоружение не обошло стороной и ДОТ №179, поэтому летом 1941 года, когда стало понятно, что танковый клин Группы армий «Юг» успешно продвигается к Киеву, командование КиУР начало спешно заново оснащать и вооружать киевские ДОТы.
Были завезены пулеметы, сформированы гарнизоны. Там, где было демонтировано оборудование, оно, по возможности, было восстановлено или пополнено. И все же стопроцентной готовностью ДОТы КиУРа к началу штурма похвастаться не могли. Где-то не хватало противохимической защиты для изоляции амбразур, где-то не было фильтр-вентиляционных установок и установок для отсасывания и вывода наружу пороховых газов. Но в целом ко времени начала штурма Киева 6-й пехотной армией вермахта ДОТы КиУРа к обороне были готовы.
Об участии ДОТа №179 в боевых действиях в советских источниках практически ничего нет. Рядом с ним располагалась артиллерийская батарея РККА, которая оказала яростное сопротивление наступавшим частям немцев. О самом же ДОТе из боевого донесения от 15:30 04.08.1941 известно, что к этому времени он уже был взят штурмом и разрушен немцами.
Подробности этого штурма можно узнать из книги «71-я пехотная дивизия» издательства «Дерфлер». В частности, в ней говорится о штурме ДОТа саперными подразделениями этой дивизии:
«2 штурмовые группы ... под командованием лейтенанта Куни и фельдфебеля Есковиц ... сначала с помощью килограммового заряда и ручных гранат с тыла атаковали трехамбразурный ДОТ, расположенный в небольшом леске на расстоянии около 900 метров юго-восточнее моста в Почтовой. Атака была успешной, и из дота вышли 12 русских. Однако поскольку вскоре из ДОТа вновь был открыт огонь, штурмовая группа снова атаковала его около 8 часов 15 минут и с помощью трех килограммов зарядов и дымовых шашек вывела его из боя. При этом были захвачены еще 13 пленных».
При реставрации и раскопках, проведенных в самой мине ДОТа №179 и его окрестностях энтузиастами МАИФ «Цитадель» и рядом сочувствующих организаций и граждан, рядом с входом в ДОТ были обнаружены останки неизвестного солдата. Имел ли он отношение к гарнизону ДОТа, к сожалению, навсегда останется нам неведомым.
Комментарии к данной статье отключены.