Линия Метаксаса, возведённая к началу Второй мировой войны вдоль греческо-болгарской границы, стала результатом долгого и усердного труда инженеров и строителей. Несмотря на глубокий кризис и колоссальные долги, Греция всё-таки смогла выделить последние деньги на укрепление своей обороноспособности — правда, от оккупации это её не спасло. Как строилась и что собой представляла одна из мощнейших фортификационных систем в Греции — в рассказе нашего читателя.
Тревожный мир
В начале XX века Балканы вполне заслуженно можно было назвать пороховой бочкой Европы. Её фитилём послужили Балканские войны, начавшиеся ещё в 1912 году, когда Османская империя доживала свои последние годы и уже не могла контролировать входившие в её состав территории. Спичку к фитилю поднёс альянс Болгарии, Греции, Сербии, Черногории и Румынии, увлечённых идеями максимального расширения своих границ.
Сербы хотели включить в состав своего государства Албанию и Македонию. На последнюю заявляли права Греция и Болгария. Черногория стремилась получить север Албании и крупные портовые города Адриатики. Греки желали завладеть Македонией и Фракией, на которые претендовала Болгария. Как видим, у союзников были серьёзные территориальные разногласия.
Когда умолкли пушки Первой мировой войны, Греция оказалась в лагере победителей. По Севрскому договору она получила значительную часть Фракии (Западную и Восточную) и регион вокруг Смирны. Одним из самых крупных государств, созданных после войны, оказалось Королевство сербов, хорватов и словенцев (Королевство СХС, будущая Югославия). Румыния вступила в союз с Королевством и с Чехословакией, образовав Малую Антанту. Целью этого союза было не позволить Венгрии вернуть утраченные территории.
Мир 1920–1930-х годов не был безоблачным. Румыния, по сути, оказалась в ловушке: она была зажата между Советским Союзом и Венгрией, которые желали аннексировать её земли. Греции пришлось соперничать с Италией и неусыпно следить за своими македонскими границами. И хотя тревоги были не беспочвенными, у потенциальных агрессоров имелось слабое место: Венгрия и Болгария не собирались отсиживаться в тылу, поэтому построенные ими укрепления оказались совсем незначительными. Иначе дело обстояло в Греции, Югославии и Турции — эти государства возвели довольно серьёзные оборонительные сооружения, которым предстояло защитить их нейтралитет. Одним из таких сооружений стала линия укреплений на границе с Болгарией, в Западной Фракии и Македонии, решение о постройке которой греческое правительство приняло в 1935 году.
Строительство
Общие принципы строительства укреплений разработала Центральная комиссия по укреплению страны. Парламент Греции одобрил предложение премьер-министра Иоанниса Метаксаса о выделении денег для строительства укреплений. Официально эти сооружения назывались «линия фортификации» или «линия Нестоса», однако позднее пресса переименовала их в линию Метаксаса в честь политика.
После того, как фашистские войска в 1939 году без труда оккупировали Албанию, греки начали спешно укреплять границу с этим государством. Аналогичные работы на границе с Югославией не считались необходимыми, так как с ней Греция в 1934 году заключила так называемый Балканский пакт (Балканскую Антанту), к которому присоединились Турция и Румыния. Однако этот союз не оправдал возложенных на него надежд: ни Турция, ни Румыния, ни сама Греция не предприняли ровным счётом ничего, когда в 1941 году вермахт напал на Югославию.
Возведение линии Метаксаса продолжалось с 1936 по 1941 год, и занимались им только гражданские компании. На строительстве трудились греческие рабочие, не имевшие представления, что именно они делают — работы велись в обстановке максимальной секретности. Бетон для укреплений производился на месте — для этого использовались известняковые карьеры и греческая галька, привезённая из прибрежных районов. Значение придавалось даже таким деталям, как промывка гравия пресной водой — это делалось для повышения прочности бетона и предотвращения коррозии.
Общие положения и технические принципы строительства укрепления основывались на немецких стандартах. Помимо этого инженеры учитывали особые требования к фортификационным сооружениям. В бетон добавляли специальные ингредиенты, чтобы сделать его максимально прочным. Хороший известняк или мрамор добывался к востоку от долины реки Струма и к югу от Клидийского перевала. В труднодоступных горных районах, где имелись большие залежи качественного мрамора, бетон часто заменяли именно им. Разрабатывались специальные стандарты для песка, который надлежало смешивать с другими компонентами. Потолки артиллерийских казематов усиливались стальными балками. При строительстве подземных галерей огромное внимание уделялось мерам по предотвращению утечки воды в подземные пространства — для этого использовались гравийные адсорбционные слои, которые затрудняли протекание процесса коррозии. Все подземные галереи линии Метаксаса строились исключительно на горных путях. От французских или чехословацких греческие крепости отличались большим количеством входов и выходов.
В 1936–1940 годах на строительство линии Метаксаса было потрачено 1,2 млрд драхм (около 18 млн долларов). В эти расходы не входили затраты на оружие и боеприпасы для укреплений. Работа была проделана поистине титаническая — не зря линия Метаксаса считалась самым грандиозным сооружением в Греции в XX веке.
Сектора укреплений
Линия Метаксаса протянулась на 350 км от Аксиоса в Центральной Македонии до реки Нестос в Родопских горах. Линия делилась на четыре сектора: Струма, Неврокопион, Нестос и Александруполис. По немецким данным, на ней насчитывалось около 1300 боевых позиций и 21 форт. Группы фортов располагались на стратегически важных позициях и высотах. Греческо-болгарская граница, чья протяжённость составляла почти 500 км, давала обороняющимся серьёзные преимущества. Местность тут была труднопроходимой, однако без больших лесных массивов. Более или менее крупных дорог здесь было всего пять, а остальные были либо непригодны для использования, либо слишком малы. Это существенно затрудняло продвижение вражеских колонн.
До начала войны основной недостаток линии Метаксаса заключался в том, что ей не хватало глубины обороны. Французский военный атташе подполковник Э. Вилларет, участвовавший в реализации греческого проекта, упоминал, что укрепление очень схоже с линией Мажино, так как создавалось по тому же образцу. Однако это не совсем так. Греческие сооружения больше напоминали укрепления во Французских Альпах. Позиции были невелики, и не все из них были соединены системой тоннелей.
Ещё до начала войны эксперты признавали линию Метаксаса небоеспособной: по их мнению, она не представляла серьёзного препятствия для потенциального агрессора,
«ибо за отдельными, не связанными между собою огневыми точками, которые только прикрывали, а не охраняли проходы, не была создана глубоко эшелонированная линия обороны для действительного сопротивления врагу».
Генерал-лейтенант Кафениотис в своей книге «Важнейшие стратегические этапы войны 1940–1941 гг.» отмечал, что оборонительные сооружения в Македонии, на греческо-болгарской границе — как, впрочем, и в Эпире, на греческо-албанской границе — «были совершенно негодными». Генерал Папагос писал в мемуарах:
«Когда начался итало-греческий конфликт, греческие войска вступили в войну со следующими показателями: 1) запас боеприпасов общего резерва для большинства видов вооружения — трёхмесячный, полное отсутствие снарядов для миномётов Брен, недостаточное количество снарядов для зенитной артиллерии, никаких перспектив на их получение; 2) небольшое количество арт. снарядов; 3) нужен был, как считалось, запас продовольствия на 60 дней, однако, несмотря на неоднократные просьбы с нашей стороны, до августа 1940 г. никаких закупок не было сделано из-за отсутствия средств».
Характерно, что во много раз лучше была вооружена греческая полиция и жандармерия, имевшая даже механизированные части, специально подготовленные для подавления народных выступлений. Удивительно, как только с таким потенциалом греки умудрялись громить итальянские авангарды.
Форты и укреплённые группы
Каждый форт представлял собой комплекс сооружений, способный держать круговую оборону. Типичный греческий форт состоял из 20 блоков, которые можно отнести к небольшим пехотным казематам. Зачастую у этих блоков отсутствовали башни и колпаки. Правда, иногда всё же попадались и блоки с бронеколпаками, в которых устанавливались пулемёты. В некоторых присутствовали миномёты и прожекторы. Существовали блоки для орудий и нескольких пулемётов, миномётные блоки, блоки для укрытия пехоты.
Преимуществом греческих позиций была их многофункциональность. Укрепления проектировались таким образом, что их можно было использовать для разных типов вооружения. В большинстве объектов устанавливалось специальное оборудование для отвода газов после стрельбы. Существенным недостатком было отсутствие защиты в случае химической атаки — экипажам гарнизонов пришлось бы использовать подручные средства в виде защитных масок.
Что касается вооружения греческих укреплений, оно, конечно же, было устаревшим, ведь стране не хватало денег на производство оружия и техники. В большинстве своём греческие укрепления имели оружие производства 1874–1915 годов.
Как выглядели укрепления линии Метаксаса, рассмотрим на примере одного из 21 фортов —форта Истибей. Он располагался на высоте 1337 м на горе Белес, всего в 250 м от болгарской границы. Форт прикрывал дорогу в направлении на Петрич–Неон-Петрицион и мог оказывать поддержку фортам Келкая и Попотливица. Истибей состоял из 28 блоков, вооружённых различными видами пулемётов, орудий, зенитных установок, а также миномётов и был окружён множеством заграждений. Подземные галереи форта располагались на глубине 15 м и имели общую протяжённость около 2,3 км. Несмотря на это, форт Истибей был взят штурмом 7 апреля 1941 года, после применения газов и напалма.
Во всех фортах были командные пункты, казармы, склады для боеприпасов и продовольствия, санузлы, кухни, резервуары для воды, медпункты, телефонная связь, все они имели мощное вентиляционное оборудование и систему освещения. Боеприпасы подвозили вагоны, управлявшиеся вручную и передвигавшиеся по узкоколейным рельсам.
Тяжёлые бои завязались в апреле 1941 года у двух крепостей линии Метаксаса — Парамидедес и Рупель, одного из крупнейших оборонительных комплексов линии. Их совокупный гарнизон насчитывал около 1200 человек. На вооружении они имели 75- и 37-мм орудия, гранатомёты, пулемёты, 81-мм миномёты и зенитные орудия.
Бо́льшая часть фортов так и не была взята штурмом, а капитулировала после 9 апреля. В отличие от чешских укреплений, линия Метаксаса прошла боевое крещение и доказала свою эффективность, серьёзно потрепав нервы наступающему противнику.
Комментарии к данной статье отключены.