Сражения в воздушном пространстве Северного Вьетнама по количеству задействованной авиатехники и по напряженности самих боевых действий уступают лишь Второй мировой войне. Для ВВС США Вьетнам стал прекрасным полигоном для проверки боевых качеств истребителя-бомбардировщика McDonnell Douglas F-4 Phantom II.
На начальном этапе войны самолеты типа F-4C использовались как бомбардировщики, на их счету более 30% вылетов в период с октября 1965 по февраль 1966 гг. Палубные F-4B были задействованы как самолеты сопровождения для штурмовиков Douglas A-4 «Skyhawk» и к тому моменту уже морально устаревших Douglas A-1 «Skyraider». Также их активно использовали для нужд противовоздушной обороны авианосных соединений.
Если учитывать, что силы ВВС и ПВО Демократической Республики Вьетнам насчитывали всего 25 МиГ-17Ф китайского производства (J-5) и крайне незначительное количество совсем устаревших МиГ-15бис, немудрено, что американцы чувствовали себя в небе ДРВ как дома и вели себя довольно беспечно. Однако после того, как на помощь вьетнамцам пришли «специалисты» из СССР и КНР, американским летчикам пришлось вспомнить, что они на войне.
Вьетнамские летчики патрулировали местность, опускаясь на сверхнизкую высоту, тем самым становясь незаметными для радиолокационных систем противника, и могли осуществлять стремительные атаки из «засады» на груженные бомбами самолеты противника. Благодаря такой тактике, даже в условиях сильного числового перевеса, вьетнамцам удавалось наносить весьма ощутимые удары американцам.
Что касается «Фантомов», то первое рандеву с «МиГом» у них состоялось 2 апреля 1965 года, однако закончилось оно безрезультативно, и стороны разошлись с нулевым счетом. Уже спустя неделю (9 апреля) они вновь встретились, и в этот день F-4B почувствовал «легкое недомогание». Как и во многих ситуациях такого рода, существуют две версии произошедшего. Согласно версии США, истребитель F-4B поднялся в воздух в 08:40 с палубы авианосца USS «Ranger» и подвергся атаке четырех вьетнамских Миг-17 над морем. Один из них был сбит ракетой типа «Sparrow». Китайская версия, конечно же, отличается от американской. Согласно ей, злобные янки решили преподать урок великой державе Мао, и восемь (а не один, как утверждают противники) F-4B вторглись в воздушное пространство, но не Вьетнама, а Китая. Они обосновали это тем, что США хотели «намекнуть» КНР на приостановку военной помощи ДРВ. Но китайцы народ серьезный и намеков не понимают, поэтому выслали навстречу «МиГи». Также они подтвердили, что американцам удалось попасть в один из «МиГов», но сбит он не был и благополучно вернулся на базу. Также один из «Фантомов», по неосторожности, выпустил ракеты по «своему». Но какая бы из версий ни была правдивой, факт остается фактом – в первой встрече с МиГ-17 американский F-4B был сбит, а члены экипажа в составе летчика Т. Мерфи и оператора Р. Фэгана не выжили.
Американцам удалось взять реванш лишь 12 августа. 12 палубных «Фантомов» сбили один МиГ-17Ф китайского производства. Китайцы опять выразили протест, заявив, что все происходило в воздушном пространстве КНР, а сбит был самолет, выполнявший учебный полет. США же ответили, что все происходило на территории ДРВ и, значит, в зоне боевых действий, а с какой целью там находился самолет – им безразлично.
4 июня на тройку F-4B над городом Ву-Бан напало звено из J-5. Один «Фантом» успел вовремя выйти из боя и, включив форсаж, ушел в восточном направлении. Два других, ввязавшись в бой с «МиГами», допустили ошибку, начав закладывать виражи, так как в этом стиле боя советским истребителям не было равных. Развернувшись на 180 градусов, вьетнамский ведущий открыл огонь по F-4 с дистанции в 1200 м. Затем он сократил расстояние до 700 м и дал еще один залп из пушек. «Фантом» маневрировал по высоте и курсу, отчаянно стараясь уйти из-под огня противника, но второй американский истребитель, стараясь помочь своему напарнику, оказал ему медвежью услугу. Он попытался атаковать «МиГ» ракетами на расстоянии в 500 м, что, по сути, вообще невозможно, так как их минимальная разрешенная дальность во много раз больше. Один из вьетнамцев открыл заградительный огонь, что вынудило второй борт уклоняться. Его примеру последовал и первый самолет, но, прихватив в дорогу пару снарядов, потерпел крушение где-то на территории Лаоса. От верной гибели оставшегося американца спасли лишь пришедшие на помощь перехватчики F-101 «Voodoo». Несмотря на то, что на них сразу же напали «МиГи», они не стали ввязываться в бой, воспользовавшись преимуществом в скорости, и вместе с оставшимся F-4B ушли на запад.
То, что произошло 17 июня над городом Нинь-Бинь, вообще не поддается какому-либо цензурному описанию. В ходе этого столкновения четырем самолетам МиГ-17Ф удалось зайти с задней полусферы и с расстояния в 600 метров отправить два F-4 на землю. Американцы же, вместо того, чтобы сражаться, начали беспорядочно метаться, пытаясь выйти из боя. Кое-какой эффект это произвело: вьетнамский строй был нарушен, и звено потеряло управление. На обратном пути ВВС ДРВ потеряли два самолета (их пилотам пришлось катапультироваться, так как закончилось горючее), а третий был вынужден сесть на аэродроме Хайфон.
10 июля 1965 года свой боевой счет отрыли уже F-4C. Им удалось сбить два J-5, и при этом не понести потерь. В дальнейшем «МиГи» и «Фантомы» стали частенько встречаться в небе Северного Вьетнама.
Несмотря на перечисленные выше факты «взаимодействия» истребителей американского и советского производства, авиация США имела значительное численное преимущество и могла диктовать свои условия. К тому же F-4 научились «видеть» МиГи. Теперь группы прикрытия шли на высоте вьетнамских самолетов, а порой и ниже. Здесь они, используя преимущество в скорости, быстро сокращали дистанцию с противником, пускали ракеты и стремительно выходили из боя. Однако если бой переходил в череду виражей, то здесь инициативу брали вьетнамские летчики, сближаясь с противником примерно до 1000 м. Так как «Фантомы» вооружались лишь ракетами, в ближнем бою они были беспомощны. Со временем и на этот «лом» у американцев все же нашелся прием – несколько F-4 затягивали противника в виражи, в то время как второе звено, набрав достаточную высоту, атаковало «МиГи» ракетами. Потеряв так примерно шесть машин, вьетнамцы вернулись к своей тактике атак «из засады» и быстрого выхода из боя.
С февраля 1966 года основным противником «Фантома» стал МиГ-21 (МиГ-21Ф-13 и МиГ-21ПФ-В). Несмотря на то, что Вьетнам теперь имел сверхзвуковые самолеты с ракетным вооружением, командование США все еще продолжало считать F-4 лучшим. По их мнению, в сочетании с новыми тактическими приемами у противника не должно было остаться шансов.
Однако на практике оказалось, что все не совсем так, и с мая по декабрь 1966 г. американцы потеряли в воздушных боях 47 F-4.
С 1967 года в строевые части стал поступать новый F-4D, имевший, в том числе, пушечное вооружение, благодаря чему произошли некоторые изменения в балансе сил. Однако «Фантомы» все еще продолжали падать.
Когда в мае 1968 года под прикрытием мирных переговоров обе стороны решили взять передышку, чтобы накопить силы, на вооружение ВВС США поступил новый самолет «Фантом» F-4E, а ВМС получили F-4J. Однако уже тогда американское командование поняло, что даже это не спасет их от новых модификаций «МиГов», которые в то же самое время поступали во Вьетнам. Поэтому было решено переобучить пилотов. Так для летчиков ВВС были открыты курсы «Рэд Флэг», а для пилотов ВМС – школа «Топ Ган».
С июня 1971 года все началось сначала, но с точно таким же «успехом» для американских летчиков. 16 апреля дюжине F-4 удалось повалить двух «двадцать первых». 27 апреля, при очередной встрече звена «Фантомов» с парой «МиГов», американцы не досчитались одного истребителя. Но кульминацией стал день 10 мая, когда в небе Вьетнама произошло 15 боев. В результате было сбито семь F-4, а также 2 МиГ-21, 2 МиГ-17 и один J-6 (китайский МиГ-19).
Не видя другого выхода, весной 1972 года Америка увеличивает численность авиации на театре военных действий до 1000 самолетов, после чего проводится операция «Linebacker», в ходе которой было нанесено более 40 бомбовых ударов по аэродромам и средствам связи ДРВ. Это довольно сильно подорвало боеспособность авиации Вьетнама. Эффект от «Linebacker» длился все лето – бои носили эпизодический характер, было потеряно всего три F-4.
Благодаря массированному авианаступлению сил США в ВВС ДРВ осталось всего 187 самолетов, и только 71 из них был в боеготовом состоянии. Вместе с тем, следует помнить, что каждый сбитый «Фантом» стоил дороже, чем «МиГ», а экипаж каждого сбитого F-4 либо погибал, либо попадал в плен. Понимая это, США решили предпринять в декабре последнюю попытку сохранить лицо перед предстоящими мирными переговорами.
Такой попыткой стала последняя широкомасштабная операция «Linebacker 2». Однако о готовящемся мощном ударе стало известно вьетнамцам, поэтому для американских пилотов был подготовлен сюрприз в виде стартующих при помощи пороховых ускорителей МиГ-21 с замаскированных площадок подскока. Результатом двенадцати суток операции стало 7 сбитых самолетов США, из которых четыре оказались «Фантомами». ВВС ДРВ потеряли тройку МиГ-21.
Бессмысленно отрицать, что «Фантом» проиграл противостояние МиГ-21. За весь период войны удалось сбить лишь 54 такие машины, в то время как в боях F-4 не досчитались 103 самолетов. «Фантомы», однако, отлично зарекомендовали себя в нанесении ударов по особо важным пунктам противника. С весны 1965 года эти самолеты прочесывали коммуникации противника, занимаясь «свободной охотой». Порой результатом становился полный паралич движения в ДРВ. Также F-4 проявили себя как отличное средство борьбы с ПВО противника, но лишь до тех пор, пока на вооружении Вьетнама стояли пулеметы калибра 12,7 и 14,5 мм, а также орудия калибра 37 мм, 57 мм, 76 мм и 100 мм.
После принятия на вооружение зенитных управляемых ракет (ЗУР) американцы начали нести потери и здесь. Для борьбы с вьетнамскими зенитными ракетными комплексами была разработана специальная тактика, где также пригодился F-4. Чаще всего именно эти самолеты выступали в роли приманок, которые оттягивали огонь на себя, позволяя тем самым определить, где находится пункт управления ЗРК. К слову сказать, из 2059 ракет, выпущенных вьетнамцами, лишь 421 достигла своей цели (подавляющей частью которых стали «Фантомы»).
27 января 1973 года США объявили, что выводят войска из Вьетнама. Американцы уходили побежденными, оставив после себя на территории ДРВ обломки 895 различных типов McDonnell Douglas F-4 Phantom II. Возможно, эти самолеты и не оправдали возложенных на них надежд, но, несомненно, именно они стали «рабочей лошадкой» для ВМС и ВВС США.
Глупо было бы предполагать, что окончание войны во Вьетнаме остановит противостояние «МиГов» с «Фантомами» – они еще не раз сходились в небе Ближнего Востока и при любом удобном случае пытались доказать свое превосходство. Подобный опыт не прошел бесследно для конструкторов в США. Высокоманевренные истребители четвертого поколения McDonnell Douglas F-15 «Eagle» и General Dynamics F-16 «Fighting Falcon» создавались специально для противодействия советскому МиГ-21. При их разработке всерьез обсуждалась возможность отказа от ракет типа «Sparrow» и РЛС в пользу увеличения маневренности.
Комментарии к данной статье отключены.