Генерал Кёртис Лемэй (Curtis E. LeMay), глава Стратегического командования ВВС США и без преувеличения легенда американской авиации, на склоне лет утверждал, что фраза о необходимости «вбомбить Северный Вьетнам в каменный век» появилась в его мемуарах волей литературного обработчика, а сам он этого не говорил. Генерал предпочёл бы, чтобы расхожая ныне идиома считалась народной, но слова из песни не выкинешь — попытки поставить Вьетнам на колени при помощи авианалётов предпринимались. Многие считают, что американцы могли бы приложить более серьёзные усилия и довести воздушную кампанию против Северного Вьетнама до победы, но у самих вьетнамцев на этот счёт было иное мнение.
Безусловно, в создании «воздушного зонтика» над Вьетнамом решающую роль сыграли поставки из СССР, присылавшего зенитные орудия и ракетные комплексы, а также истребители, но успехи ПВО были законным поводом для гордости вьетнамцев. Неожиданное отражение это нашло в эмиссии почтовых марок — малозаметного, но действенного свойства пропаганды, расходящегося вместе с почтой по всему миру. Нигде ни до, ни после войны во Вьетнаме успехи зенитчиков и лётчиков-истребителей не находили подобного отклика в знаках почтовой оплаты.
Выпустив первую почтовую марку в честь 500 сбитых американских машин, вьетнамцы стали отмечать подобным образом каждые последующие пять сотен. В результате филателисты мира к 1973 году, когда ВВС США прекратили налёты, смогли составить небольшую коллекцию. «Вишенкой на торте» была серия марок, посвящённая официальной итоговой цифре в 4181 сбитый самолёт и вертолёт агрессора, записанные на счёт ПВО Северного Вьетнама.
Марки, выпуск которых в 1967 году был приурочен к 2000-й победе вьетнамской ПВО, имеют собственную интересную историю и нарисованы по одному из самых известных фото всей войны во Вьетнаме. Снимок выглядит очень эффектно, и его значение для формирования образа этого конфликта в Северном Вьетнаме и во всём мире сложно переоценить: беспомощный громила в форме ВВС США понуро бредёт под конвоем босоногой вьетнамской девушки, вооружённой винтовкой со штыком, почти ребёнка, не достающего до плеча пленного. На почтовых марках для пущего эффекта художник добавил пылающие обломки самолёта, которого в действительности там не было. Впрочем, обо всём по порядку.
20 сентября 1965 года в Северном Вьетнаме на границе с Лаосом огнём с земли был сбит истребитель-бомбардировщик F-105D «Тандерчиф», принадлежавший прославленной 334-й эскадрилье тактических истребителей. Лётчик капитан Уиллис Форби (Willis E. Forby) сумел катапультироваться и подал сигнал бедствия. Аварийно-спасательная служба у американцев была отработана ещё в годы войны в Корее, поэтому в воздух сразу же поднялся вертолёт HH-43B «Хаски» из 38-й спасательной эскадрильи. На борту было четверо: командир экипажа капитан Томас Кёртис (Thomas J. Curtis), второй пилот 1-й лейтенант Дуэйн Мартин (Duane W. Martin), авиамеханик штаб-сержант Уильям Робинсон (William A. Robinson) и спасатель рядовой Артур Блэк (Arthur N. Black).
Дальнейшие события разворачивались для американцев ещё хуже. Как оказалось впоследствии, к тому моменту, когда «Хаски» прилетел к месту падения «Тандерчифа», капитан Форби уже был в плену, и вертолётчиков ожидал столь же тёплый приём: вскоре пилоты находившегося в районе штурмовика A-1E «Скайрейдер» стали свидетелями того, как подбитый вертолёт рухнул в джунгли. Насыщенность района средствами ПВО была сочтена слишком высокой для продолжения спасательной операции, и все пятеро авиаторов были записаны в пропавшие без вести.
Тем не менее экипаж вертолёта не погиб. На земле Кёртис, Робинсон и Блэк попали в руки вьетнамцев — впереди их ждали долгие годы плена, в том числе в знаменитой тюрьме, известной как «Ханой Хилтон», и освобождение из него в феврале 1973 года. Считается, что это самое долгое в истории США пребывание американских солдат в плену. Четвёртый авиатор, 1-й лейтенант Мартин, сумел ускользнуть от вьетнамцев, но усилия его были напрасны, а судьба в итоге оказалась незавидной. Он попал в руки бойцов Народно-освободительной армии Лаоса, содержался в плену, в июне 1966 года бежал и, когда после 18 дней скитаний по джунглям внезапно столкнулся с местным крестьянином, был зарублен двумя ударами мачете.
Возможно, вьетнамцы подобрали сержанту Робинсону конвоира специально для эффектного кадра, но согласно официальной версии, именно эта девушка взяла американца в плен. 17-летняя Нгуен Тхи Ким Лай (Nguyễn Thị Kim Lai) при росте 148 см весила 37 кг, в то время как 22-летний Уильям Робинсон при росте 202 (по другим данным, даже 220) см весил 125 кг. Кадр, который сделал вьетнамский журналист Фан Тхоан (Phan Thoan), был попросту обречён на успех и стал настоящим символом борьбы Северного Вьетнама с США. Через 30 лет история получила неожиданное продолжение, когда Уильямсон приехал во Вьетнам и сумел отыскать Тхи Ким Лай. К тому времени девушка давно была замужем, имела троих детей и работала врачом. Такой своеобразный «привет из прошлого» был для неё полной неожиданностью.
Комментарии к данной статье отключены.