16 ноября командующий Военно-морскими силами Украины вице-адмирал Сергей Гайдук подтвердил информацию о том, что Министерство обороны Украины возобновляет строительство артиллерийских катеров проекта 58155, более известных как «Гюрза».
Создание этих катеров было начато на Киевском судостроительном заводе «Ленинская кузница» еще в октябре 2012 года, однако в 2013 году работы были приостановлены по причине прекращения финансирования со стороны заказчика. Кроме того, сообщалось о наличии у заказчика претензий к качеству работ подрядчика и отсутствии у подрядчика некоторой обязательной документации. Возобновление работ дает основание полагать, что корабли будут готовы и войдут в строй ВМС Украины к концу 2015 года.
Бронированный катер данного типа вооружен автоматической пушкой калибром 30 мм, способной вести огонь в том числе и по воздушным целям. Кроме того, катер может нести на борту 120-мм противотанковые управляемые ракеты и пулеметы. Вооружение размещается на двух поворотных башнях с дистанционным управлением. В арсенал экипажа, насчитывающего 6 человек, кроме личного стрелкового оружия, могут также входить переносные ЗРК. При этом вооружение каждого отдельного катера может варьироваться в зависимости от его будущих боевых задач.
Катер спроектирован с использованием технологии «стелс» и имеет наклонные скошенные обводы корпуса, что делает его менее заметным для радаров противника. Вооружение катера средствами для постановки дымовых завес повышает его живучесть при обстрелах — это является немаловажным, так как катер имеет только легкую броневую защиту и способен защитить экипаж лишь от пуль калибра 7,62 мм.
Проект 58155 был разработан в Николаеве на предприятии «Исследовательско-проектный центр кораблестроения» («ИПЦК») и представляет собой улучшенный вариант проекта 58150. Бронекатера этой модернизированной серии именуются «Гюрза-М» — планируется, что они станут основой речного флота ВМС Украины. Государственное предприятие «ИПЦК» — участник концерна «Укроборонэкспорт», хорошо известный своими конструкторскими разработками и проектами фрегатов («Гетьман Сагайдачный»), сторожевых кораблей («Менжинский»), а также участием в работах по проектированию ракетного крейсера «Москва» для ВМФ России, фрегата «Раджпут» для ВМФ Индии, серии катеров и других плавсредств для зарубежных и украинских заказчиков.
С заводом «Ленинская кузница» проектировщиков связывает давнее сотрудничество — именно здесь в 2004 году по заказу Узбекистана были построены два первых катера серии «Гюрза» проекта 58150. И хотя завод специализируется преимущественно на строительстве судов гражданского назначения, он имеет и опыт постройки военных кораблей — в частности, в 90-х годах на «Ленинской кузнице» строились корветы проекта 1124.
Два первых катера проекта 58150, получившие названия «Джайхун» и «Сайхун», используются Узбекистаном как малые речные пограничные корабли на Амударье. В их функции входит контроль границы с Афганистаном и борьба с наркотрафиком на участке реки длиной в 150 километров. Проект их строительства и передачи Узбекистану был профинансирован США, заинтересованными в перекрытии каналов поставок наркотиков, существующих в Центральноазиатском регионе, а также в препятствовании нелегальной миграции. Успешное выполнение контракта стоимостью 5,6 млн долларов на поставку бронекатеров для Узбекистана повысило шансы украинских судостроителей на получение заказов от других зарубежных заказчиков. В последнее время интерес к этим катерам уже был проявлен со стороны некоторых стран Азии и Африки.
Вопреки некоторым стереотипам, катер как малоразмерный корабль является важной, а в некоторых случаях и незаменимой боевой единицей. Значение малоразмерного флота хорошо известно еще с античных времен, а в период Северной войны русский флот сумел вытеснить шведов из устья Невы именно благодаря использованию малых боевых кораблей. В годы Второй мировой войны Дунайская флотилия катеров оказала существенную помощь сухопутным силам Красной Армии в освобождении стран Восточной и Центральной Европы. Крайне полезным оказались катера и для армии США во время войны во Вьетнаме, а успешный опыт их использования пиратами и террористами в атаках против крупных кораблей вынуждает относиться к этому виду оружия с должным вниманием.
Относительная простота изготовления позволяет, в случае необходимости, производить катера в большом количестве и использовать их там, куда большие корабли не пройдут из-за малых глубин. Осадка катера «Гюрза-М» составляет менее 1 метра при общем тоннаже до 50 тонн. Два двигателя мощностью почти в 2000 л.с. делают катер «Гюрза-М» маневренной боевой машиной, способной развивать скорость до 28 узлов (52 км/час). Бронекатера подобного типа предназначены для несения боевой вахты на приграничных реках, озерах, а также в прибрежной морской зоне. В перечень задач бронекатеров входит: патрулирование, охрана водных рубежей, борьба с малоразмерными судами противника, защита береговых стационарных и плавучих гидротехнические объектов и сооружений, содействие десантным и пограничным группам, обеспечение безопасности мореплавания, а также содействие в вопросах разведки, доставки и снабжения. При необходимости катер способен атаковать и такие объекты как бункеры, здания, мосты, автотранспорт, легковооруженные боевые машины.
Украина располагает относительно небольшим катерным флотом — в строю насчитывается около двух десятков военных катеров, включая рейдовые, водолазные, вспомогательные и учебные. Сугубо боевых (артиллерийских и ракетных) катеров у ВМС Украины имеется в наличии всего пять и две единицы соответственно. При этом техническое состояние и боеготовность этих кораблей вызывают большие сомнения, так как их возраст составляет около двадцати лет. Местом базирования речного дивизона боевых катеров выбрана гавань Западной военно-морской базы ВМС неподалеку от Одессы.
Правительство Украины предполагает продолжить развитие катерного флота страны преимущественно путем модернизации вооружения на уже имеющихся кораблях. Об этом в октябре 2014 года заявил президент Украины Петр Порошенко. Президент считает, что в сложившихся обстоятельствах модернизация существующего флота является более обоснованным решением, чем строительство новых кораблей. Как сообщает пресс-служба президента, статьи расходов на закупку и установку на кораблях современного высокоточного оружия уже запланированы в государственном бюджете на 2015 год.
В отношении продолжения строительства катеров серии «Гюрза» ситуация может сложиться успешнее в случае, если будут привлечены дополнительные источники финансирования. На данный момент известно о планах правительства до 2017 года построить и ввести в строй еще 9 катеров данной серии. Важность развития именно этого направления подчеркивает бывший заместитель министра обороны Украины, адмирал ВМСУ адмирал Игорь Кабаненко: «Мы можем достаточно быстро восстановить катерную составляющую нашего флота. Это, кстати, не новый подход так называемой стратегии канонерок или джонок, как в Китае, где они доказали свою эффективность. Это не требует огромного количества ресурсов – это требует только понимания, воли и правильной расстановки приоритетов. Так называемый «москитный флот» может быть достаточно эффективным. На мой взгляд, игнорирование важности ВМС в новых геополитических условиях может привести к непоправимым последствиям».
Комментарии к данной статье отключены.