Хоть моряки и подвержены суевериям, командование кригсмарине не обратило на это внимания, когда выдало заказ на постройку субмарины с номером 666. Неудивительно, что эта лодка получила в немецком флоте прозвище «Сатана». На должность её командира кадровая служба подводных сил предложила оберлейтенанта цур зее Герберта Энгеля. Тот, кто подписал приказ о его назначении, обладал хорошим чувством юмора: фамилия командира в переводе с немецкого означает «Ангел». Так в кригсмарине появилась «сатанинская» подлодка под командованием «Ангела».
Кузница кадров для кригсмарине
Герберт Энгель родился в Гамбурге 29 июня 1912 года. На службу в кригсмарине он был призван из резерва в июле 1939 года в звании штурмана. Вполне возможно, что 27-летний Энгель до этого момента был офицером торгового флота и стал кандидатом на офицерскую должность в военно-морских силах после нескольких лет службы. Подобная практика не была для ВМС Германии чем-то особенным — торговый флот являлся для них кузницей кадров. Офицеры торгового флота числились резервистами и в случае призыва на военную службу пополняли ряды младшего командного состава кригсмарине, а затем нередко становились военно-морскими офицерами, получая к званию приставку «резервист» («der Reseve»).
Пример такой карьеры резервиста приводит в своих мемуарах командир «Смеющейся коровы» U 69 Йост Метцлер. До военной службы их автор был офицером торгового флота и плавал на пассажирском судне «Вагони». Вместе с ним служил другой офицер — Ханс-Бото Баде (Hans-Botho Bade). Метцлер позже стал кадровым офицером немецких ВМС, а Баде был призван в них уже во время войны из резерва и получил звание штурмана. Любопытно, что оба вместе продолжили службу на U 69: Метцлер командиром, а Баде штурманом. После присвоения звания лейтенанта Баде стал вахтенным офицером U 69, а затем получил под командование собственную подлодку.
То же самое произошло и с Гербертом Энгелем. Окончив Школу подводного плавания, он был назначен штурманом на знаменитую подлодку U 48, где успел послужить под началом двух подводных асов: Ганса-Рудольфа Рёзинга и Генриха Бляйхродта. За это время Энгель совершил на ней четыре похода, в которых лодка потопила 26 судов общим тоннажем почти на 140 000 брт. Командование оценило его вклад в эти успехи Железными крестами II и I класса. В декабре 1940 года Энгель получил звание лейтенанта резерва и был направлен в экипаж достраивающейся новой лодки серии VIIC — U 559.
27 февраля 1941 года новенькая «семёрка» вступила в строй флота. Её командиром был назначен оберлейтенант цур зее Ганс Хайдтман (Hans Heidtmann). Вместе с ним Энгель прослужил год. За это время U 559 совершила шесть боевых походов: два в Атлантике и четыре в Средиземном море. Успехи Хайдтмана были скромными. К февралю 1942 года он потопил три судна и австралийский шлюп «Парраматта» (HMAS Parramatta). Средиземноморье было трудным для немецких подводников театром военных действий: целей было немного, а опасностей — полно.
«Ангел» — командир «Сатаны»
В марте 1942 года Энгель отправился на учёбу в Торпедную школу Мюрвика с последующим обучением на курсах командиров подлодок. В июле того же года его перевели в Гамбург, где он был назначен командиром достраивавшейся U 666 — лодки типа VIIC. 26 августа она была принята в состав флота. После полугода тренировок и испытаний, проходивших на Балтике, U 666 была приписана к 6-й подводной флотилии, базировавшейся на Сен-Назер во Франции. Так началась боевая история подлодки по прозвищу «Сатана».
В свой первый поход U 666 вышла из Киля утром 25 февраля 1943 года. Потратив трое суток на переходы между норвежскими базами, Энгель взял курс на Атлантику, где сразу оказался в центре событий. В марте 1943 года к западу от Исландии гремела взрывами торпед и глубинных бомб «Великая конвойная битва», во время которой немецкие лодки нанесли большой урон нескольким британским конвоям. U 666 была сразу включена в группу «Остмарк» (Ostmark), которая действовала против конвоя SC-121. Всего же в этой операции приняли участие 26 субмарин, включая 17 лодок группы «Вестмарк» (Westmark). Сражение длилось четверо суток. За это время на дно отправились 12 судов общим тоннажем свыше 50 тысяч брт. Однако Энгелю не удалось добиться успеха и открыть счёт.
11 марта Дёниц распустил обе группы и образовал новую — «Штюрмер» (Stürmer). 17 марта совместно с другими «волчьими стаями» она успешно атаковала конвой SC-122. Результатом боя стали девять потопленных судов на 53 094 брт. Свою лепту удалось внести и Энгелю. Рано утром 19 марта U 666 выпустила три торпеды по двум судам конвоя и наблюдала три попадания, в результате которых одно судно осталось на плаву, а второе затонуло. Послевоенный анализ атаки установил, что Энгель торпедировал греческое судно «Каррас» (Carras), которое не затонуло и позже было добито другой лодкой. Через несколько часов U 666 была атакована британским бомбардировщиком В-17 из 220-й эскадрильи Королевских ВВС, но отделалась незначительными повреждениями.
После этих событий лодка Энгеля до конца марта ещё дважды действовала в составе других «волчьих стай», но больше никаких успехов добиться не смогла. 28 марта Энгель доложил в штаб, что топливо на исходе, и запросил встречу с подводным танкером. Штаб подводных сил отправил его к «дойной корове» U 463, назначив днём рандеву 1 апреля. U 666 пришла в точку встречи вовремя, но танкер не мог передать ей топливо из-за начавшегося шторма. Лишь на следующий день Энгель принял с U 463 17 т соляра. Во время заправки волна смыла с палубы инженера-механика U 666, но его быстро выловили из воды. «Семёрка» взяла курс на Францию и прибыла в Сен-Назер поздним утром 10 апреля.
Двойная победа
Второй поход U 666 начался утром 6 мая 1943 года. Любопытно, что самое примечательное событие похода произошло спустя три дня после того, как лодка покинула Сен-Назер. В 10:28 9 мая Энгеля атаковал британский «Галифакс» из 58-й эскадрильи КВВС. Самолёт застал немцев врасплох, но по неизвестной причине не сбросил бомбы в первый проход над субмариной. Когда он вышел в атаку во второй раз, его встретил меткий зенитный огонь U 666. Снаряды поразили один из моторов левого крыла бомбардировщика. Он задымил и рухнул в море во время очередного разворота. Вероятно, пилот или погиб, или потерял управление после попаданий снарядов. Немцы осмотрели место падения, но выживших не обнаружили.
Спустя два часа U 666 снова дала отпор британскому самолёту. На этот раз лодку атаковал «Уитли» из другой эскадрильи Берегового Командования. Когда самолёт вышел в атаку, немцы встретили его зенитным огнём. Снаряды попали в цель. «Уитли» задымил и сбросил бомбы в нескольких сотнях метров от лодки. Энгель не видел, как он упал в море, но посчитал, что песенка британцев спета, и записал на свой счёт ещё одну победу. Однако самолёт всё-таки сумел дотянуть до аэродрома, где пилоту удалось посадить повреждённую машину.
Это были самые яркие моменты второго похода U 666. Затем лодка ушла на дозаправку к подводному танкеру U 461, с которого 16 мая приняла 20 т топлива. Вскоре она вошла в состав группы «Одер» (Oder), которая пыталась перехватить конвой SC-130. Однако немецкие лодки ничего не добились в операции против конвоя из-за его сильного прикрытия с воздуха. Затем U 666 была включена в группу «Мозель» (Mosel), действия которой также оказались неудачными. Так как немцы теряли свои субмарины в бесплодных атаках, Дёниц решил временно приостановить операции против конвоев в Северной Атлантике.
Остатки «волчьих стай» ушли к Азорским островам, где попытались атаковать следовавшие из США к Гибралтару конвои союзников. U 666 вместе с другими лодками вошла в группу «Труц» (Trutz), созданную штабом подводных сил 26 мая. Однако ожидания Дёница не оправдались: конвои обнаружить не удалось, а его субмарины несли потери от действий американских авианосных групп противолодочной обороны. 7 июня Энгель встретился с подводным танкером U 488 для заправки топливом, после чего продолжил патрулирование. Он провёл в море ещё месяц, но так и не смог выпустить ни одной торпеды. 9 июля U 666 вернулась во Францию, пробыв в море 65 суток.
Последний успех «волчьих стай»
Оправившись от шока потерь конца весны и начала лета, штаб подводных сил решил возобновить операции лодок в Северной Атлантике. Для того, чтобы дать отпор противолодочным силам противника, субмарины получили новое оружие — самонаводящиеся торпеды, а также технические новинки в виде станций радиолокационной разведки. Группа лодок, которая должна была возобновить действия против конвоев, получила название «Лойтен» (Leuthen). В неё вошла и U 666, которая 31 августа начала свой третий поход.
Бой между лодками из «Лойтен» и объединённым конвоем ON-202 – ONS-18 начался 20 сентября и продолжался трое суток. Конвой лишился шести судов общим тоннажем 36 422 брт, эсминца, фрегата, корвета. Кроме того, ещё одно судно и фрегат получили повреждения. Командиры лодок доложили о семи «точно» и трёх «вероятно» потопленных эсминцах и девяти транспортах. Из 21 принимавшей участие в операции субмарины три не вернулись на свои базы. Дёниц посчитал, что самонаводящиеся торпеды показали себя хорошо, и решил, что эффективное оружие для борьбы с конвоями найдено. Но как показали дальнейшие события, он сильно ошибался: это был последний успех «волчьих стай» в Северной Атлантике.
Энгель внёс свою лепту в упомянутое сражение. После полуночи 23 сентября он атаковал два эсминца, выпустив в них поочерёдно две самонаводящиеся торпеды T-V. Вторая атака оказалась успешной: торпеда поразила цель. Жертвой U 666 оказался британский фрегат «Итчен» (HMS Itchen), который был разнесён взрывом на куски. Однако этот успех оказался для Энгеля единственным во время похода. Войдя в новую группу «Россбах» (Rossbach), U 666 приняла участие в нападении на конвой ON-204. Вечером 3 октября лодка была повреждена глубинными бомбами эскортных кораблей и прекратила преследование конвоя. Экипаж не смог исправить повреждения в море, и спустя двое суток Энгель взял курс на базу. В Сен-Назер он пришёл 16 октября 1943 года.
Из Франции в Норвегию
Дёниц оценил успехи своего офицера, присвоив Энгелю очередное звание — капитан-лейтенанта и наградив Немецким крестом в золоте. В декабре 1943 года Энгель сдал U 666 другому командиру и принял должность в штабе 6-й флотилии в Сен-Назере. Однако сложилось так, что через восемь месяцев он вновь занял место на мостике подводной лодки. После осады союзниками немецких военно-морских баз на атлантическом побережье во Франции началась эвакуация подводных лодок в Норвегию. Субмарина U 228 после короткого похода в июне 1944 года была поставлена в док для установки шнорхеля. Её прежний командир был отправлен в Германию принимать у верфи новую лодку XXI серии.
3 августа работы на U 228 закончились, после чего командир флотилии решил отправить субмарину в Норвегию, назначив Герберта Энгеля её командиром на время одного похода. Лодка вышла в море 12 августа. Её переход из Франции в Норвегию длился 39 суток. За это время субмарина прошла надводным ходом всего 131 милю и 2 410 миль под водой, используя шнорхель.
Приведя U 228 в Берген, Энгель через две недели получил назначение в штаб командующего подводными силами Норвегии, где отвечал за боевую подготовку. В феврале 1945 года он был переведён в Германию офицером-преподавателем в 26-ю учебную флотилию, где и прослужил до самой капитуляции. Послевоенный период его жизни неизвестен — кроме того факта, что Герберт Энгель скончался 4 января 1991 года в возрасте 78 лет.
Без ангела-хранителя
Ознакомившись с фактами из жизни и карьеры нашего героя, можно сделать следующие выводы. Герберт Энгель был одним из самых опытных офицеров немецкого подплава периода 1942–1944 годов. За время своей службы на подлодках он совершил 13 боевых походов как штурман и затем командир лодки. Несмотря на то, что Энгель не добился больших успехов, его заслуги были высоко оценены Дёницем. В результате U 666 получила командира, имевшего богатый боевой опыт, что дало ей шанс уцелеть в 1943 году, во время перелома в Битве за Атлантику, когда немецкие подводные силы несли большие потери.
После того, как Энгель покинул субмарину, её судьба сложилась печально. 10 декабря 1943 года лодку принял под командование другой резервист — оберлейтенант цур зе Эрнст-Август Вильберг (Ernst-August Wilberg), не обладавший большим боевым опытом, несмотря на шесть лет службы на флоте. Вильберг два года был вахтенным офицером на трофейной голландской лодке UD 3 и имел за своими плечами только три боевых похода. Это было его первое назначение на боевую «семерку».
Выйдя под его командованием в море 25 декабря 1943 года, U 666 перестала выходить на связь после 10 февраля 1944 года. Последним её сигналом штабу было сообщение о том, что она видит эсминец. 23 февраля штаб подводных сил объявил лодку пропавшей без вести. Причиной гибели U 666 стали глубинные бомбы биплана «Суордфиш» с британского эскортного авианосца «Фенсер» (HMS Fencer), который атаковал подлодку в подводном положении и доложил о её потоплении 10 февраля 1944 года. Так встретила свой конец субмарина по прозвищу «Сатана».
Источники и литература:
- NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота).
- Blair, С. Hitler's U-boat War. The Hunted, 1942–1945 / С. Blair. — Random House, 1998.
- Busch, R. German U-boat Commanders of World War II / R. Busch, H.-J. Roll. — Annapolis: Naval Institute Press, 1999.
- Bush, R. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945 / R. Busch, H.-J. Roll. — Band 3. — Verlag E.S. Mittler& Sohn, Hamburg–Berlin–Bonn, 2001.
- Franks, N. Search, Find and Kill / N. Franks. — Grub Street the Basemenе, 1995.
- Franks, N. U-Boat Versus Aircraft: The Dramatic Story Behind U-Boat. Claims in Gun Action with Aircraft in World War II / N. Franks, Е. Zimmerman. — Grub Street, 1998.
- Morgan, D. U-BOAT ATTACK LOGS. A Complete Record of Warship Sinkings from Original Sources 1939–1945 / D. Morgan, В. Taylor. — Seaforth Publishing, 2011.
- Niestle, A. German U-Boat Losses During World War II / А. Niestle. — Annopolis: Naval Institute Press, 1998.
- Niestle, A. German U-Boat Losses During World War II: Details of Destruction / А. Niestle. — Frontline Books, 2014.
- Ritschel, H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945 / Н. Ritschel. — Band 6. — Norderstedt.
- Ritschel, H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945 / Н. Ritschel. — Band 13. — Norderstedt.
- Wynn, K. U-Boat Operations of the Second World War / K. Wynn. — Vol. 1–2. — Annapolis: Naval Institute Press, 1998.
- Морозов, М. Нагирняк В. Стальные акулы Гитлера. Серия «VII» / М. Морозов, В. Нагирняк. — М.: Коллекция, Яуза, Эксмо, 2008.
- http://www.uboat.net
- http://www.uboatarchive.net
- http://historisches-marinearchiv.de
Комментарии к данной статье отключены.