Обострение международной обстановки и появление в текущем году новых локальных конфликтов в мире активизировало военные мероприятия в армиях многих стран. Заметно активизировались штабы, ускорилось обновление вооружений и проверка боеспособности имеющихся арсеналов.
17 ноября состоялось заседание Военного комитета Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в который входят Российская Федерация, Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия и Таджикистан. Начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Валерий Герасимов сообщил о том, что участники совещания обсудили спектр имеющихся военных угроз и предложения России по обеспечению мер коллективной безопасности и обороны стран-участниц. В частности, на встрече были рассмотрены вопросы создания единой системы ПВО и расширения системы противоракетной обороны (ПРО), уже существующей для России и Беларуси (в последнее время проводится работа по её созданию для Казахстана и Киргизии). Таким образом, ракетная угроза признается вероятной опасностью, и в связи с этим предпринимаются меры политического и военно-технического характера.
Системы ПРО и ПВО призваны противостоять уже состоявшемуся нападению, однако эффективнее всего предупредить его может гарантированный ответный удар по агрессору. Именно эту задачу выполняют ракетные войска стратегического назначения (РВСН). По состоянию на середину 2014 года в составе РВСН РФ находилось 367 боеспособных стратегических баллистических ракет, способных донести до врага 2038 ядерных боезарядов. Основой «ядерного кулака» РВСН России являются МБР «Тополь-М» и «Ярс», на которые приходится более трети всех носителей. Новейшей ракетой в этом арсенале является МБР «Ярс».
PC-24 «Ярс» – новейшая твердотопливная межконтинентальная баллистическая ракета, разработанная Московским институтом теплотехники. В отличие от МБР «Тополь», несущей в головной части только один ядерный заряд мощностью 550 килотонн, ракета «Ярс» оснащена разделяющимися боеголовками (от 3 до 6) с индивидуальным наведением каждой на отдельную цель. Кроме того, «Ярс» отличает высокая маневренность, что делает ее весьма проблемной целью для ПРО противника.
Ракеты производятся на машиностроительном заводе в Воткинске (Удмуртия), длина каждой из них составляет 23 метра, вес достигает 50 тонн, а суммарная мощность заряда – 150–300 килотонн. На данный момент в состав РВСН РФ входит 33 пусковых установки «Ярс», оснащенных 132-ю боеголовками. По мере окончания гарантийных сроков планируется поэтапная замена всех стоящих на боевом дежурстве МБР «Тополь» на более современные МБР «Ярс».
Межконтинентальные баллистические ракеты делятся на два типа: стационарные – шахтного базирования, и мобильные – на специальных автомобильных шасси. Стационарное базирование ракеты более надежно, но при этом делает её удобной мишенью для ракет противника. Кроме того, шахты находятся под постоянным наблюдением вражеских спутников, что исключает фактор неожиданности в случае нанесения упреждающего удара.
Как способ устранить эту уязвимость стационарных ракет, в начале 80-х годов были разработаны передвижные ракетные установки – так называемые «подвижные грунтовые комплексы». Ракетная установка на автомобильном восьмиосном шасси тягача МАЗ мобильна и в критический момент может оказаться в любом месте маршрута дежурного патрулирования (запас хода составляет 400 км). По состоянию на начало 2014 года на вооружении российской армии находилось 33 ракеты РС-24 на мобильной платформе. В настоящее время идет пополнение частей новыми мобильными ракетными комплексами «Ярс».
На ноябрьском совещании Военного совета РВСН командующий стратегическими войсками страны генерал-полковник Сергей Каракаев заявил, что Россия активно модернизирует и наращивает мощь своего стратегического арсенала. По его словам, уже до конца декабря этого года на боевую вахту встанут ещё почти два десятка новых РС-24 «Ярс». Расположенная в Ивановской области 54-я гвардейская ракетная дивизия уже перешла на мобильные «Ярсы», кроме того, идет переоснащение Тагильской и Новосибирской дивизий РВСН.
Осуществляя плановую замену ракет, Россия поддерживает свой оборонный потенциал на минимально допустимом уровне, достаточном для нанесения противнику неприемлемого ущерба. При этом многие эксперты не без тревоги отмечают уменьшение общего числа пусковых установок РВСН, считая это признаком снижения обороноспособности страны.
Весьма интересно мнение заместителя руководителя Института политического и военного анализа Александра Храмчихина, изложенное им в недавнем интервью для информационного портала «Своим именами»:
Вопрос: Зачем один тоже сравнительно нестарый мобильный комплекс срочно менять на другой? Что даст перевооружение российских РВСН с «Тополя-М» на «Ярс»?
Ответ: Вообще-то «Ярс» конструктивно это и есть «Тополь-М». Только модернизированный. …пока в России идет просто обвальное сокращение нашего ядерного арсенала. За последние 10 лет – практически в три раза.
Вопрос: Как это выглядит в абсолютных показателях?
Ответ: На начало 2000 года мы имели в РВСН 3540 ядерных боеголовок. В июле нынешнего года осталось 1247. При этом никаких ограничительных договоров на этот счет мы не подписывали, все идет само собой. По количеству ракет – постоянное сокращение.
Вопрос: «Ярсы» могут остановить этот процесс?
Ответ: Абсолютно точно – не остановят. Просто немного притормозят. Если бы даже мы просто заменяли каждую старую ракету на новый «Ярс» и тогда бы вместо 8–10 боевых блоков оставалось бы в строю максимум 3–4. Так ведь ракета на ракету – не получается уже многие годы. И это ведь еще не всё. Так называемый суммарный забрасываемый вес в РВСН уменьшается еще быстрее. Скажем, на подлежащих утилизации ракетах РС-20А он по 8,8 тонны на каждой. На РС-18 – по 4,4 тонны. А на «Ярсах» – всего по 1,2 тонны.
Однако существуют и иные мнения по этому поводу. Многие специалисты считают, что качественное улучшение современного ракетного вооружения вполне компенсирует снижение количественных показателей за счет повышения живучести и эффективности новых МБР, улучшения их защиты от активных помех и других способов активного противодействия противнику. В частности, в системы управления полетом МБР «Ярс» включены программы маневров на определенных стадиях полета ракеты, что затрудняет ее ликвидацию средствами ПРО и ПВО. Ракета «Ярс» способна сама создавать помехи для ракет противника, выпуская множество ложных целей таким образом, что противодействовать ей становится почти невозможно. Чтобы адекватно отреагировать на все цели, включая ложные, и гарантировано их уничтожить, противнику необходимо иметь в десять раз больше ракет в своей системе ПРО, что не представляется возможным ни технически, ни финансово.
Комментарии к данной статье отключены.