24 ноября на правительственном совещании по развитию оборонной промышленности Президент Российской Федерации Владимир Путин сообщил о готовящихся изменениях и дополнениях к действующей с 2010 года военной доктрине России. Новые документы, которые составят основу доктрины, должны сформулировать политику страны в вопросах обороны и безопасности на ближайшие десять лет. Среди всего прочего, такими документами являются государственная программа развития вооружения и «Белая книга» по вопросам обороны.
Доктрина (лат. doctrina — учение, наука) в общем смысле – это некая системная совокупность данных вместе с их трактовкой, комментариями и выводами. В свою очередь, военная доктрина отражает понимание государством международной обстановки с точки зрения обороны, безопасности и военных аспектов. Официальная доктрина представляет собой сложный комплексный документ, который выполняет несколько функций одновременно, определяя приоритеты внешней и внутренней политики, что влечет за собой принятие законов в отношении как военных, так и экономических, а также социальных вопросов. Ныне действующая военная доктрина России была утверждена относительно недавно (в 2010 году), однако в данное время серьезные внешние геополитические изменения стали причиной пересмотра этого документа и внесения в него значительных корректив.
Военная доктрина 2010 года базировалась на существовавшей в то время оценке ситуации в мире и стране, а также тогдашней законодательной базе. Некоторые эксперты утверждают, что внесение измений в доктрину продиктовано не только усложнившимся международным положением, появлением новых угроз, и цепью событий, известных как «цветные революции» и «арабская весна». По мнению президента Академии геополитических проблем доктора военных наук Константина Сивкова, доктрина должны быть изменена уже потому, что претерпела существенные изменения и сама армия Российской Федерации — в частности, реформирована структура ВС РФ, приняты новые законодательные акты в этой сфере. В свою очередь, академик Российской академии наук, доктор исторических наук Алексей Арбатов считает внесение изменений в военную доктрину обусловленными, прежде всего, изменившимися внешнеполитическими обстоятельствами. И если в доктрине 2010 года присутствовали только намеки на организацию НАТО как источник угрозы и обозначались некоторые ожидания развития сотрудничества с ней, то в нынешней редакции НАТО может быть прямо указана как внешний источник угрозы. В этом смысле доктрина реализует еще одну свою важнейшую функцию – выступит в роли декларации и политического заявления, направленного на международные сообщества с целью повлиять на их политику желаемым образом.
Содержание военной доктрины определяет политику и в области вооружений. В данном случае военно-промышленный комплекс России является тем экономическим субъектом, который безусловно выиграет от принятия доктрины, фиксирующей обострение международного положения. В связи с этим от правительства логично ожидать новых решений и инвестиций в военное производство, научно-технические разработки, что будет реакцией государства на новые международные угрозы. Выиграет от этого и армия, которая обновит свою материально-техническую базу, вооружение и увеличит его количество. Появление в структуре вооруженных сил России войск Воздушно-космической обороны, Арктических войск, реформы законодательства об обороне, изменения в положении о Генштабе, создание новых командных структур и появление новых воинских частей — все это является приметами реформ, начавшихся в армии для приведения ее в соответствие с новыми требованиями обороны.
Ядерное оружие является основной гарантией безопасности страны. В действующей военной доктрине содержится декларация о том, что Россия применит ядерное оружие только в ответ на масштабную военную агрессию, ставящую под угрозу само существование российского государства. Ранее Россия официально не заявляла об обязательстве не применять ядерное оружие первой, однако такой принцип, по крайней мере, подразумевался. Сегодня же существует экспертное мнение, что в связи с обострением внешнеполитической обстановки и приближением к границам РФ баз военного альянса НАТО, обладающего военным потенциалом неядерных сил, превышающим российские почти в пять раз, России есть смысл сформулировать в новой военной доктрине принцип готовности к нанесению превентивных ядерных ударов. Изменение современных методов ведения войны, сокращение временных параметров для начала масштабных военных действий и другие причины делают такой подход актуальным. Демонстрация же собственной боеготовности и решительности во все времена являлась веским аргументом против опрометчивых действий потенциального агрессора.
Комментарии к данной статье отключены.