15 декабря газета «Коммерсант», ссылаясь на доклад Стокгольмского института исследований проблем мира (SIPRI), опубликовала на своем информационном портале материал, в котором приводятся статистические и финансовые данные по торговому обороту от продажи оружия в мире за 2013 год, в том числе, сводные данные о позициях России в данной сфере. SIPRI является международной экспертной организацией, которая с 1966 года занимается изучением глобальных проблем мира и военных конфликтов, исследует и развивает тематику контроля над вооружениями, осуществляет мониторинг процессов разоружения, разрабатывает рекомендации по локализации военных конфликтов и сохранению мира. Начиная с 1969 года, институт выпускает специальное издание «Ежегодник SIPRI», в котором публикует сведения по спектру изучаемых вопросов, на основании которых делаются выводы, составляются прогнозы и оценки. В последние годы это издание стало настольной книгой многих политиков, ученых и журналистов.
Оценивая место каждой страны в мировой торговле оружием, SIPRI утверждает, что Россия является единственной страной в мире, которая сумела не только не допустить падения объемов продаж оружия в условиях мирового экономического кризиса, но и нарастить их (прирост за 2013 год составил около 20%). Россия входит в пятерку стран-лидеров по экспорту вооружений в мире, устойчиво занимая второе место после США. Сегодня на долю России приходится примерно 26% объема мировой торговли вооружениями, на долю США – 30%, на долю Германии, Франции и Китая – по 7, 6 и 5 процентов соответственно. Все страны-экспортеры оружия показали незначительное падение объемов продаж (1–5%), при этом больше всех от кризиса пострадала Италия – уменьшение объемов продаж итальянского оружия составило 15%. Объем мирового рынка оружия оценивается примерно в 70 миллиардов долларов США, при этом более половины мирового оружейного рынка приходится на США и Россию.
Очевидный успех России в данной сфере SIPRI объясняет существенно возросшим государственным оборонным заказом. В последние годы предприятия ВПК России получили мощную поддержку в виде новых крупных заказов от государства. Многим из них это помогло не только удержаться на плаву, но и существенно увеличить объемы производства, поднявшись в международном рейтинге на несколько позиций. В первую сотню компаний мира, производящих оружие, где традиционно лидируют американцы, входит уже десять российских производителй – на одного больше, чем в 2012 году. За отчетный период значительный прирост показали предприятия концерна «Алмаз-Антей» (34%) и Объединенная авиастроительная корпорация (20%), а рекорд роста принадлежит компании «Тактическое ракетное вооружение» (118%).
Рост показателей компаний российского ВПК SIPRI фиксировал и в предыдущие периоды. По словам руководителя государственной компании «Рособоронэкспорт» Анатолия Исайкина, за период с 2001 по 2013 год объем экспорта российского вооружения по линии его компании увеличился в 4 раза, а за 2013 год «Рособоронэкспорт» продал за рубеж продукции более чем на 13 миллиардов долларов и прогнозирует дальнейший прирост примерно до 15 миллиардов. Такая оценка базируется на уже имеющемся у компании портфеле заказов на следующий отчетный период.
Статистика продаж по отраслям показывает, что на российскую авиатехнику приходится наибольшая доля в объеме всех зарубежных поставок – более 38% от всех заключенных контрактов. На продукцию российского ВПК военно-морской отрасли приходится около 17%, на вооружение сухопутных войск – примерно 14%, на продукцию для противовоздушной обороны – около 26%.
Анализ рынка сбыта продукции российского ВПК в региональном аспекте показывает, что самым крупным покупателем российского оружия является Азиатско-Тихоокеанский регион – на него приходится почти половина всех продаж ВПК РФ. На Ближний Восток приходится примерно одна шестая часть поставок (17%), далее следуют покупатели из Европы – их доля общем количестве составляет 15%. Есть у России своя часть рынка и в Америке (преимущественно это страны Латинской Америки), на которую приходится около 11% от всего объема зарубежных поставок. На долю Африки приходится менее 10% продаж продукции российской «оборонки».
На сегодня наиболее популярной продукцией российского ВПК на мировом рынке являются самолеты Су-30, МиГ-29, Як-130. Проявляется интерес и к таким новинкам, как самолеты Су-35, кроме того, есть устойчивый спрос на вертолеты известных марок «Ми» и «Ка».
В части военно-морской продукции наибольшим спросом пользуются подводные лодки проектов 636 и «Амур-1650». Из надводных кораблей успешно продаются фрегаты проектов 11356 и «Гепард-3.9». Особый интерес зарубежные покупатели проявляют к средствам противовоздушной обороны – среди фаворитов рынка зенитные ракетные системы (ЗРС) и комплексы (ЗРК) С-400, «Антей-2500», «Бук-М2Э», «Тор-М2Э» и «Панцирь-С1», а также переносные ЗРК «Игла-С».
Следует отметить, что почти 65% всех продаж российского вооружения приходится всего на три страны-покупателя – Китай, Индию и Алжир. Сегодня Россия обеспечивает почти 80% индийского и около 70% китайского импорта вооружений. Такое положение российского импорта в этих странах двояко по своим возможным последствиям и оценивать его только как позитивный фактор нельзя. Достаточно этим странам резко изменить свою политику в вопросах снабжения своих вооруженных сил, выбрав себе других поставщиков, и Россия может понести весьма ощутимые финансовые потери. Вероятность такого сценария представляется довольно высокой, если учитывать тот факт, что Китай и Индия активно развивают собственные ВПК и в последние годы стремятся покупать современные технологии и развивать свою военную промышленность вместо приобретения готовой техники и вооружений. Не стоит забывать и о том, что конкуренты России не теряют интереса к азиатскому рынку и готовы предложить потенциальным клиентам не только готовую технику, но и военные технологии.
Комментарии к данной статье отключены.