История польских ВВС в сентябре 1939 года — одна из наиболее трагичных и одновременно героических страниц Второй мировой войны. Уступая противнику в числе, на безнадежно устаревших самолетах, не имея чаще всего и теоретических шансов на успех, но не уступая в выучке и желании сражаться, польские летчики дрались не на жизнь, а на смерть. Многие из них, уцелев в первых боях, продолжили свою войну во Франции, Великобритании и СССР. На какой же технике они приняли первый бой?

​Основным истребителем польских ВВС был подкосный моноплан PZL P.11 конструкции инженера Зигмунта Пулавского двух модификаций, P.11a P.11c, отличавшийся двигателями, вооружением и незначительными изменениями планера. (http://bialo-czerwona.org) - Под знаком красно-белой шаховницы | Военно-исторический портал Warspot.ru
Основным истребителем польских ВВС был подкосный моноплан PZL P.11 конструкции инженера Зигмунта Пулавского двух модификаций, P.11a P.11c, отличавшийся двигателями, вооружением и незначительными изменениями планера.
(http://bialo-czerwona.org)
​Самолет, спроектированный в самом начале 30-х годов, за без малого 10 лет безнадежно устарел, проигрывая в скорости (390 км/час) даже немецким бомбардировщикам, не говоря об основных противниках – истребителях Bf 109D (460 км/час), Bf 109E (570 км/час) и Bf 110C (540 км/час). (http://lotniczapolska.pl) - Под знаком красно-белой шаховницы | Военно-исторический портал Warspot.ru
Самолет, спроектированный в самом начале 30-х годов, за без малого 10 лет безнадежно устарел, проигрывая в скорости (390 км/час) даже немецким бомбардировщикам, не говоря об основных противниках – истребителях Bf 109D (460 км/час), Bf 109E (570 км/час) и Bf 110C (540 км/час).
(http://lotniczapolska.pl)
​Учитывая численное преимущество немцев, становится понятным, что летное мастерство польских летчиков и их желание сражаться не могли исправить положение. К началу вторжения в строю было около 130 «пулавчиков», еще примерно 40 находились в резерве и ремонте и могли быть введены в строй. Им противостояла немецкая группировка в количестве около 300 истребителей. (http://www.rafmuseum.org.uk) - Под знаком красно-белой шаховницы | Военно-исторический портал Warspot.ru
Учитывая численное преимущество немцев, становится понятным, что летное мастерство польских летчиков и их желание сражаться не могли исправить положение. К началу вторжения в строю было около 130 «пулавчиков», еще примерно 40 находились в резерве и ремонте и могли быть введены в строй. Им противостояла немецкая группировка в количестве около 300 истребителей.
(http://www.rafmuseum.org.uk)
​В результате боев поляки потеряли более 100 истребителей по всем причинам, заявив, по разным данным, от 126 до 131 победы, преимущественно над немецкими бомбардировщиками. (http://waralbum.ru) - Под знаком красно-белой шаховницы | Военно-исторический портал Warspot.ru
В результате боев поляки потеряли более 100 истребителей по всем причинам, заявив, по разным данным, от 126 до 131 победы, преимущественно над немецкими бомбардировщиками.
(http://waralbum.ru)
​Всего было построено 325 экземпляров P.11. Кроме Польши, истребитель состоял на вооружении ВВС Румынии (50 самолетов было приобретено, 80 построено по лицензии, еще 36 машин было интернировано в сентябре 1939 г.). (http://samolotypolskie.blogspot.ru) - Под знаком красно-белой шаховницы | Военно-исторический портал Warspot.ru
Всего было построено 325 экземпляров P.11. Кроме Польши, истребитель состоял на вооружении ВВС Румынии (50 самолетов было приобретено, 80 построено по лицензии, еще 36 машин было интернировано в сентябре 1939 г.).
(http://samolotypolskie.blogspot.ru)
​На основе P.11 был создан истребитель P.24 c лучшими,чем у предшественника, характеристиками. Простой и недорогой самолет пользовался популярностью – его закупали и строили по лицензии Болгария (36 машин), Греция (36 машин), Румыния (30 машин) и Турция (90 самолетов). (http://waralbum.ru) - Под знаком красно-белой шаховницы | Военно-исторический портал Warspot.ru
На основе P.11 был создан истребитель P.24 c лучшими,чем у предшественника, характеристиками. Простой и недорогой самолет пользовался популярностью – его закупали и строили по лицензии Болгария (36 машин), Греция (36 машин), Румыния (30 машин) и Турция (90 самолетов).
(http://waralbum.ru)
​Предшественник P.11, истребитель P.7a, к 1939 г. снимался с вооружения, но на начало войны в боевых частях еще оставалось 30 самолетов этого типа (еще 75 P.7a находилось в летных школах и в резерве). Летчики, летавшие а тих самолетах, заявили несколько воздушных побед, но в целом их судьба была незавидной. (http://waralbum.ru) - Под знаком красно-белой шаховницы | Военно-исторический портал Warspot.ru
Предшественник P.11, истребитель P.7a, к 1939 г. снимался с вооружения, но на начало войны в боевых частях еще оставалось 30 самолетов этого типа (еще 75 P.7a находилось в летных школах и в резерве). Летчики, летавшие а тих самолетах, заявили несколько воздушных побед, но в целом их судьба была незавидной.
(http://waralbum.ru)
​К сожалению для поляков, наладить серийное производство современного истребителя PZL.50 «Jastrząb» (на фото представлена его модель), который должен был прийти на смену P.7 и P.11, они не успели. В исполнение программы, стартовавшей в конце 1936 года, военные заказали 300 машин, но к началу войны был закончен только первый прототип. (http://www.britmodeller.com) - Под знаком красно-белой шаховницы | Военно-исторический портал Warspot.ru
К сожалению для поляков, наладить серийное производство современного истребителя PZL.50 «Jastrząb» (на фото представлена его модель), который должен был прийти на смену P.7 и P.11, они не успели. В исполнение программы, стартовавшей в конце 1936 года, военные заказали 300 машин, но к началу войны был закончен только первый прототип.
(http://www.britmodeller.com)
​Еще шесть «Ястребов» (улучшенный прототип, эталон для серии и 4 серийных самолета) достались немцам в недостроенном виде. Победители не заинтересовались трофеем, и PZL.50 пошли на слом. (http://forum.valka.cz) - Под знаком красно-белой шаховницы | Военно-исторический портал Warspot.ru
Еще шесть «Ястребов» (улучшенный прототип, эталон для серии и 4 серийных самолета) достались немцам в недостроенном виде. Победители не заинтересовались трофеем, и PZL.50 пошли на слом.
(http://forum.valka.cz)
​Не прошло мимо польской авиации и всеобщее увлечение тяжелыми двухмоторными истребителями – так в 1938 году появился PZL.38 «Wilk». После постройки двух прототипов «Волка» все усилия перенесли на постройку его улучшенного варианта с двигателями воздушного охлаждения PZL.48 «Lampart», а PZL.38 забросили. (http://samolotypolskie.blogspot.ru) - Под знаком красно-белой шаховницы | Военно-исторический портал Warspot.ru
Не прошло мимо польской авиации и всеобщее увлечение тяжелыми двухмоторными истребителями – так в 1938 году появился PZL.38 «Wilk». После постройки двух прототипов «Волка» все усилия перенесли на постройку его улучшенного варианта с двигателями воздушного охлаждения PZL.48 «Lampart», а PZL.38 забросили.
(http://samolotypolskie.blogspot.ru)
​Польская бомбардировочная авиация, в отличие от истребительной, к началу войны имела вполне современный самолет, который по комплексу характеристик был вполне сравним с бомбардировщиками СССР, Германии, Великобритании и Франции – PZL.37 «Łoś». На фото «Лось» на Парижском авиасалоне 1938 г. (http://samolotypolskie.blogspot.ru) - Под знаком красно-белой шаховницы | Военно-исторический портал Warspot.ru
Польская бомбардировочная авиация, в отличие от истребительной, к началу войны имела вполне современный самолет, который по комплексу характеристик был вполне сравним с бомбардировщиками СССР, Германии, Великобритании и Франции – PZL.37 «Łoś». На фото «Лось» на Парижском авиасалоне 1938 г.
(http://samolotypolskie.blogspot.ru)
​На 1 сентября в строю было 70 «Лосей», еще 17 машин находилось на заводских аэродромах и было введено в строй уже во время боевых действий. В условиях господства в воздухе истребителей Люфтваффе атаки польских бомбардировщиков на механизированные колонны Вермахта зачастую носили самоубийственный характер. (http://feldgrau.info) - Под знаком красно-белой шаховницы | Военно-исторический портал Warspot.ru
На 1 сентября в строю было 70 «Лосей», еще 17 машин находилось на заводских аэродромах и было введено в строй уже во время боевых действий. В условиях господства в воздухе истребителей Люфтваффе атаки польских бомбардировщиков на механизированные колонны Вермахта зачастую носили самоубийственный характер.
(http://feldgrau.info)
​Экипажи «Лосей» выполнили 135 боевых вылетов (часть из них – на разведку), сбросив на врага 119 тонн бомб. Потери в воздухе составили 26 самолетов, еще примерно столько же погибло на земле. На фото – недостроенные «Лоси» захваченные немцами на варшавском аэродроме Окенце. (http://waralbum.ru) - Под знаком красно-белой шаховницы | Военно-исторический портал Warspot.ru
Экипажи «Лосей» выполнили 135 боевых вылетов (часть из них – на разведку), сбросив на врага 119 тонн бомб. Потери в воздухе составили 26 самолетов, еще примерно столько же погибло на земле. На фото – недостроенные «Лоси» захваченные немцами на варшавском аэродроме Окенце.
(http://waralbum.ru)
​Самолет привлек внимание зарубежных заказчиков, его планировали закупить республиканское правительство Испании, а также Югославия, Болгария, Турция и Греция. Однако, из-за начавшейся войны единственными, кто получил PZL.37, были румыны, применявшие их до весны 1944 г. (http://feldgrau.info) - Под знаком красно-белой шаховницы | Военно-исторический портал Warspot.ru
Самолет привлек внимание зарубежных заказчиков, его планировали закупить республиканское правительство Испании, а также Югославия, Болгария, Турция и Греция. Однако, из-за начавшейся войны единственными, кто получил PZL.37, были румыны, применявшие их до весны 1944 г.
(http://feldgrau.info)
​Кроме «Лося», класс средних бомбардировщиков польских ВВС был представлен самолетом LWS-4 «Żubr». Первый полет «Зубра» состоялся в марте 1936 года, и уже тогда он устарел на фоне свободнонесущих немецких и советских монопланов, однако поляки ориентировались на французские и британские традиции и не заметили смены «законодателей мод». (http://www.aviarmor.net) - Под знаком красно-белой шаховницы | Военно-исторический портал Warspot.ru
Кроме «Лося», класс средних бомбардировщиков польских ВВС был представлен самолетом LWS-4 «Żubr». Первый полет «Зубра» состоялся в марте 1936 года, и уже тогда он устарел на фоне свободнонесущих немецких и советских монопланов, однако поляки ориентировались на французские и британские традиции и не заметили смены «законодателей мод».
(http://www.aviarmor.net)
​В итоге, к 1939 году было выпущено 17 уродливых монстров, на которых не хватало только балкона и голубятни, но к тому времени они окончательно устарели и находились в учебных частях. Не выполнив ни одного боевого вылета, «Зубры» были либо уничтожены на земле, либо достались победителям. Позднее немцы использовали их для обучения летчиков слепым полетам. (http://fotopolska.eu) - Под знаком красно-белой шаховницы | Военно-исторический портал Warspot.ru
В итоге, к 1939 году было выпущено 17 уродливых монстров, на которых не хватало только балкона и голубятни, но к тому времени они окончательно устарели и находились в учебных частях. Не выполнив ни одного боевого вылета, «Зубры» были либо уничтожены на земле, либо достались победителям. Позднее немцы использовали их для обучения летчиков слепым полетам.
(http://fotopolska.eu)
​Самым многочисленным ударным самолетом польских ВВС был построенный в 253 экземплярах легкий бомбардировщик и разведчик PZL.23 «Karaś». (https://wikipedia.org) - Под знаком красно-белой шаховницы | Военно-исторический портал Warspot.ru
Самым многочисленным ударным самолетом польских ВВС был построенный в 253 экземплярах легкий бомбардировщик и разведчик PZL.23 «Karaś».
(https://wikipedia.org)
​К сентябрю 1939 г. «Карась» состоял на вооружении пяти бомбардировочных и семи разведывательных скадрилий (всего 114 машин), еще 45 самолетов находились в учебных частях, 10 машин было в резерве, а 55 – в ремонте. (http://www.caw.wp.mil.pl) - Под знаком красно-белой шаховницы | Военно-исторический портал Warspot.ru
К сентябрю 1939 г. «Карась» состоял на вооружении пяти бомбардировочных и семи разведывательных скадрилий (всего 114 машин), еще 45 самолетов находились в учебных частях, 10 машин было в резерве, а 55 – в ремонте.
(http://www.caw.wp.mil.pl)
​Тихоходные небронированные бомбардировщики со слабым оборонительным вооружением становились легкой добычей как «мессершмиттов», так и немецких зенитчиков. «Караси» имели самый высокий относительный уровень потерь среди всех типов польских самолетов – было потеряно более 90% имевшихся к началу войны самолетов. (http://feldgrau.info) - Под знаком красно-белой шаховницы | Военно-исторический портал Warspot.ru
Тихоходные небронированные бомбардировщики со слабым оборонительным вооружением становились легкой добычей как «мессершмиттов», так и немецких зенитчиков. «Караси» имели самый высокий относительный уровень потерь среди всех типов польских самолетов – было потеряно более 90% имевшихся к началу войны самолетов.
(http://feldgrau.info)
​Дальнейшая версия «Карася», PZL.46 «Sum», имела более высокие характеристики, но до начала войны было построено лишь два прототипа. http://samolotypolskie.blogspot.ru) - Под знаком красно-белой шаховницы | Военно-исторический портал Warspot.ru
Дальнейшая версия «Карася», PZL.46 «Sum», имела более высокие характеристики, но до начала войны было построено лишь два прототипа.
http://samolotypolskie.blogspot.ru)
​В попытках исправить ситуацию с перевооружением, Польша решила закупить современную технику за рубежом. В Великобритании было заказано 14 истребителей «Харрикейн» и 10 бомбаридоровщиков «Бэттл», а во Франции – 120 истребителей «Моран-Солнье» MS.406 (на фото). Однако, успев расплатиться за покупки, получить товар поляки уже не успели. (http://www.histavia21.net) - Под знаком красно-белой шаховницы | Военно-исторический портал Warspot.ru
В попытках исправить ситуацию с перевооружением, Польша решила закупить современную технику за рубежом. В Великобритании было заказано 14 истребителей «Харрикейн» и 10 бомбаридоровщиков «Бэттл», а во Франции – 120 истребителей «Моран-Солнье» MS.406 (на фото). Однако, успев расплатиться за покупки, получить товар поляки уже не успели.
(http://www.histavia21.net)
​Наиболее распространенным самолетом польской армейской авиации, выполнявшей задачи связи, корректировки артиллерийского огня и ближней разведки, был Lublin R-XIII. К началу боевых действий в наличии было около 150 машин из 273 построенных, однако лишь 49 самолетов были в боевых частях, остальные находились в резерве, ремонте и учебных частях. (https://wikipedia.org) - Под знаком красно-белой шаховницы | Военно-исторический портал Warspot.ru
Наиболее распространенным самолетом польской армейской авиации, выполнявшей задачи связи, корректировки артиллерийского огня и ближней разведки, был Lublin R-XIII. К началу боевых действий в наличии было около 150 машин из 273 построенных, однако лишь 49 самолетов были в боевых частях, остальные находились в резерве, ремонте и учебных частях.
(https://wikipedia.org)
​Принятый на вооружение как замена R-XIII, самолет RWD-14 «Czapla» принципиально от предшественника не отличался – такая же архаичная конструкция, такое же слабое вооружение, малая скорость, и, как итог – такая же незавидная судьба. Из 49 применявшихся в боевых действиях «Цапель» 36 были потеряны, а уцелевшие машины интернированы в Румынии. (http://www.airwar.ru) - Под знаком красно-белой шаховницы | Военно-исторический портал Warspot.ru
Принятый на вооружение как замена R-XIII, самолет RWD-14 «Czapla» принципиально от предшественника не отличался – такая же архаичная конструкция, такое же слабое вооружение, малая скорость, и, как итог – такая же незавидная судьба. Из 49 применявшихся в боевых действиях «Цапель» 36 были потеряны, а уцелевшие машины интернированы в Румынии.
(http://www.airwar.ru)
​Наиболее совершенным армейским самолетом мог стать LWS-3 Mewa. Современный разведчик-корректировщик, оснащенный фото- и радиооборудованием, он был на уровне немецкого «Хеншеля» Хш-126 или британского «Лайсендера». К концу августа 1939 г. было выпущено 30 самолетов, но все они не были завершены. (http://www.airwar.ru) - Под знаком красно-белой шаховницы | Военно-исторический портал Warspot.ru
Наиболее совершенным армейским самолетом мог стать LWS-3 Mewa. Современный разведчик-корректировщик, оснащенный фото- и радиооборудованием, он был на уровне немецкого «Хеншеля» Хш-126 или британского «Лайсендера». К концу августа 1939 г. было выпущено 30 самолетов, но все они не были завершены.
(http://www.airwar.ru)