Несколько дней назад в подмосковном Музее техники Вадима Задорожного произошло неординарное событие — его коллекцию пополнил ценнейший экспонат. Из Мурманской области приехал легендарный немецкий истребитель времён Второй мировой войны «Мессершмитт» Bf 109.
В наши дни в центральной полосе бывшего СССР найти авиационную технику времён войны в состоянии, пригодном для восстановления, практически невозможно. Большинство сбитых и потерпевших катастрофу самолётов сдано в металлолом в первые же послевоенные годы. На этом фоне малонаселённые северные и северо-западные районы России, покрытые лесом и болотами — Ленинградская, Псковская, Новгородская области, а особенно Карелия и Кольский полуостров, — до сих пор выглядят настоящим Клондайком.
«Мессершмитт», о котором идёт речь, энтузиасты из фонда «Крылатая память Победы» и поискового объединения «Икар» искали несколько лет, а подняли с глубины 8–9 метров в июне 2018 года из озера Тульявр в Мурманской области. После подъёма узлы самолёта расстыковали, законсервировали и отправили в Музей техники Вадима Задорожного, который обладает на данный момент одной из лучших в России коллекций авиационной техники. Здесь истребитель будет экспонироваться в том виде, в котором найден, в то время как эксперты будут принимать решение о его дальнейшей судьбе — останется ли раритет в том виде, в каком найден, будет восстановлен для статической экспозиции или же вновь обретёт способность летать.
Нет пока и полной ясности с «родословной» находки. Можно сказать точно лишь одно — это самолёт модификации Bf 109G-2, принадлежавший истребительной эскадре люфтваффе JG 5, потерянный зимой 1943–1944 гг. Для этого времени модификация Bf 109G-2 была уже устаревшей, но эскадре «Полярных охотников», как называли JG 5, было не привыкать летать на не самых новых самолётах. Найденный самолёт собран как минимум из трёх машин: основой стал истребитель с заводским номером W.Nr.14232, построенный на заводе Messerschmitt GmbH в Регенсбурге, с применением узлов и деталей самолётов с W.Nr.10333 и W.Nr.10335 производства фирмы Erla Maschinenwerk GmbH из Лейпцига. Все они были выпущены летом 1942 года и прежде воевали в эскадре JG 54 под Ленинградом и Новгородом, неоднократно попадали в ремонт, а с перевооружением JG 54 на «Фокке-Вульфы» Fw 190A отправились в JG 5 за Полярный круг.
Оторванный от дна самолёт в протоплённом положении буксируют к берегу. Поднимать его над водой чрезвычайно опасно — хрупкая конструкция может не выдержать
«Мессершмитт», отбуксированный после подъёма на мелководье. На тёмной поверхности передней кромки крыла хорошо видны белые разводья временного зимнего камуфляжа
Немецкий лётчик посадил подбитый самолёт на лёд. Фонарь у «Мессершмиттов» сбрасывался при посадке, поэтому был утрачен. Также с самолёта, прежде чем он весной ушёл на дно, сняли приборы, прицел и вооружение, видимо, пригодные для дальнейшего использования
Двигатель самолёта, как наиболее тяжёлая его часть, способная отломиться при подъёме, отстыковали заранее
Боковое стекло козырька кабины пробито, также ниже и правее видна большая пробоина в противопожарной перегородке, отделяющей кабину от моторного отсека
Ещё один вид на козырёк кабины и ещё одна пробоина. На стыке козырька и утраченной откидной части фонаря сохранилось резиновое уплотнение
На фото истребителя, покрытого лохмотьями нескольких слоёв краски, сложно разглядеть что-либо, но реставраторы говорят о многочисленных металлических заплатах, прикрывающих пробоины, по обоим бортам фюзеляжа и на хвостовом оперении
С этого ракурса на фюзеляже хорошо виден опознавательный знак и бортовой номер «3», вероятно, белого или жёлтого цвета. Многочисленные дыры — результат боевых повреждений и коррозии
Самолёт, вероятно, не будут восстанавливать до лётного состояния — это был бы очень затратный проект. Представитель фонда «Крылатая память Победы» высказался по этому поводу в следующем ключе: «Мы за такие деньги лучше три наших самолёта сделаем». В приоритете фонда, который формирует национальную коллекцию летающих самолётов времён войны, именно отечественные машины
Полотно, которым были обтянуты рулевые поверхности, за 75 лет под водой повисло лохмотьями, но ажурный силовой набор прекрасно сохранился и доставит реставраторам минимум хлопот
Снимок с экрана радара показывает, в каком положении самолёт покоился на дне озера. Зарывшись носовой частью в ил, он стоял вертикально. При этом сохранность узлов и обшивки, оказавшихся в иле, гораздо выше — грязь сработала как консервант
Жёлто-охристая линия, идущая вдоль всей плоскости, показывает границу раздела воды и ила. Передняя кромка крыла, погружённая в ил, даже сохранила большую часть временного зимнего камуфляжа, нанесённого в полевых условиях!
Вид на левый борт крупным планом. При некоторой доле фантазии под тройкой бортового номера можно разглядеть семёрку. Возможно, номер менялся неоднократно — видны следы перекраски
Отстыкованная левая консоль крыла вновь демонстрирует границу погружения в ил, жёлтую законцовку крыла как отличительный признак самолётов люфтваффе и союзников Германии на советско-германском фронте, а также крест, который явно подновляли кистью в полевых условиях
Элерон правой плоскости разорван попаданием снаряда, но в целом она находится в прекрасном состоянии
Сложенные на прицеп плоскости готовы к транспортировке с берега озера
Под фюзеляжем виден универсальный держатель для бомб и подвесных топливных баков. При посадке на лёд он наверняка сработал в качестве лыжи, которая уберегла «Мессершмитт» от серьёзных повреждений
Погружённое в кузов фуры «сердце» «Мессершмитта» — авиационный двигатель «Даймлер-Бенц» DB.605, вид слева. Винт самолёта был найден позднее и отправлен вслед за ним в Москву. Хорошо видна жёлтая окраска нижних капотов — ещё один элемент быстрого опознавания для зенитчиков
Если относительно восстановления самолёта окончательное решение неочевидно, то восстановить до рабочего состояния двигатель, пролежавший в воде много лет, фактически невозможно. В немецких моторах широко использовались магниевые сплавы, которые вода не щадит
Покрышка основного колеса шасси «Мессершмитта», выпущенная германским отделением фирмы «Данлоп»
Размер основных колёс шасси, составлявший 650×150 мм, на поздних модификациях из-за возросшего веса будет увеличен сначала до 660×160, а потом до 660×190 мм
Шильдик с серийным номером самолёта — W.Nr.14232. Именно его можно считать основным
Найденный на плоскости самолёта шильдик с номером W.Nr.10333 и надпись краской, свидетельствующая о том, что она успела побывать на самолёте с номером W.Nr.10335
Так когда-то выглядел один из «доноров» — «Мессершмитт» Bf 109G-2 с номером W.Nr.10333 в 1942 году принадлежал командиру эскадры JG 54, одному из самых известных асов люфтваффе Йоханнесу Траутлофту
Буквы WNF на шильдике с левой плоскости самолёта говорят о том, что она выпущена на заводе Wiener Neustädter Flugzeugwerke, и, возможно, «Мессершмитт», поднятый из озера, собран не из трёх, а из четырёх самолётов
Несколько дней назад в подмосковном Музее техники Вадима Задорожного произошло неординарное событие — его коллекцию пополнил ценнейший экспонат. Из Мурманской области приехал легендарный немецкий истребитель времён Второй мировой войны «Мессершмитт» Bf 109.
В наши дни в центральной полосе бывшего СССР найти авиационную технику времён войны в состоянии, пригодном для восстановления, практически невозможно. Большинство сбитых и потерпевших катастрофу самолётов сдано в металлолом в первые же послевоенные годы. На этом фоне малонаселённые северные и северо-западные районы России, покрытые лесом и болотами — Ленинградская, Псковская, Новгородская области, а особенно Карелия и Кольский полуостров, — до сих пор выглядят настоящим Клондайком.
«Мессершмитт», о котором идёт речь, энтузиасты из фонда «Крылатая память Победы» и поискового объединения «Икар» искали несколько лет, а подняли с глубины 8–9 метров в июне 2018 года из озера Тульявр в Мурманской области. После подъёма узлы самолёта расстыковали, законсервировали и отправили в Музей техники Вадима Задорожного, который обладает на данный момент одной из лучших в России коллекций авиационной техники. Здесь истребитель будет экспонироваться в том виде, в котором найден, в то время как эксперты будут принимать решение о его дальнейшей судьбе — останется ли раритет в том виде, в каком найден, будет восстановлен для статической экспозиции или же вновь обретёт способность летать.
Нет пока и полной ясности с «родословной» находки. Можно сказать точно лишь одно — это самолёт модификации Bf 109G-2, принадлежавший истребительной эскадре люфтваффе JG 5, потерянный зимой 1943–1944 гг. Для этого времени модификация Bf 109G-2 была уже устаревшей, но эскадре «Полярных охотников», как называли JG 5, было не привыкать летать на не самых новых самолётах. Найденный самолёт собран как минимум из трёх машин: основой стал истребитель с заводским номером W.Nr.14232, построенный на заводе Messerschmitt GmbH в Регенсбурге, с применением узлов и деталей самолётов с W.Nr.10333 и W.Nr.10335 производства фирмы Erla Maschinenwerk GmbH из Лейпцига. Все они были выпущены летом 1942 года и прежде воевали в эскадре JG 54 под Ленинградом и Новгородом, неоднократно попадали в ремонт, а с перевооружением JG 54 на «Фокке-Вульфы» Fw 190A отправились в JG 5 за Полярный круг.
Оторванный от дна самолёт в протоплённом положении буксируют к берегу. Поднимать его над водой чрезвычайно опасно — хрупкая конструкция может не выдержать
«Мессершмитт», отбуксированный после подъёма на мелководье. На тёмной поверхности передней кромки крыла хорошо видны белые разводья временного зимнего камуфляжа
Немецкий лётчик посадил подбитый самолёт на лёд. Фонарь у «Мессершмиттов» сбрасывался при посадке, поэтому был утрачен. Также с самолёта, прежде чем он весной ушёл на дно, сняли приборы, прицел и вооружение, видимо, пригодные для дальнейшего использования
Двигатель самолёта, как наиболее тяжёлая его часть, способная отломиться при подъёме, отстыковали заранее
Боковое стекло козырька кабины пробито, также ниже и правее видна большая пробоина в противопожарной перегородке, отделяющей кабину от моторного отсека
Ещё один вид на козырёк кабины и ещё одна пробоина. На стыке козырька и утраченной откидной части фонаря сохранилось резиновое уплотнение
На фото истребителя, покрытого лохмотьями нескольких слоёв краски, сложно разглядеть что-либо, но реставраторы говорят о многочисленных металлических заплатах, прикрывающих пробоины, по обоим бортам фюзеляжа и на хвостовом оперении
С этого ракурса на фюзеляже хорошо виден опознавательный знак и бортовой номер «3», вероятно, белого или жёлтого цвета. Многочисленные дыры — результат боевых повреждений и коррозии
Самолёт, вероятно, не будут восстанавливать до лётного состояния — это был бы очень затратный проект. Представитель фонда «Крылатая память Победы» высказался по этому поводу в следующем ключе: «Мы за такие деньги лучше три наших самолёта сделаем». В приоритете фонда, который формирует национальную коллекцию летающих самолётов времён войны, именно отечественные машины
Полотно, которым были обтянуты рулевые поверхности, за 75 лет под водой повисло лохмотьями, но ажурный силовой набор прекрасно сохранился и доставит реставраторам минимум хлопот
Снимок с экрана радара показывает, в каком положении самолёт покоился на дне озера. Зарывшись носовой частью в ил, он стоял вертикально. При этом сохранность узлов и обшивки, оказавшихся в иле, гораздо выше — грязь сработала как консервант
Жёлто-охристая линия, идущая вдоль всей плоскости, показывает границу раздела воды и ила. Передняя кромка крыла, погружённая в ил, даже сохранила большую часть временного зимнего камуфляжа, нанесённого в полевых условиях!
Вид на левый борт крупным планом. При некоторой доле фантазии под тройкой бортового номера можно разглядеть семёрку. Возможно, номер менялся неоднократно — видны следы перекраски
Отстыкованная левая консоль крыла вновь демонстрирует границу погружения в ил, жёлтую законцовку крыла как отличительный признак самолётов люфтваффе и союзников Германии на советско-германском фронте, а также крест, который явно подновляли кистью в полевых условиях
Элерон правой плоскости разорван попаданием снаряда, но в целом она находится в прекрасном состоянии
Сложенные на прицеп плоскости готовы к транспортировке с берега озера
Под фюзеляжем виден универсальный держатель для бомб и подвесных топливных баков. При посадке на лёд он наверняка сработал в качестве лыжи, которая уберегла «Мессершмитт» от серьёзных повреждений
Погружённое в кузов фуры «сердце» «Мессершмитта» — авиационный двигатель «Даймлер-Бенц» DB.605, вид слева. Винт самолёта был найден позднее и отправлен вслед за ним в Москву. Хорошо видна жёлтая окраска нижних капотов — ещё один элемент быстрого опознавания для зенитчиков
Если относительно восстановления самолёта окончательное решение неочевидно, то восстановить до рабочего состояния двигатель, пролежавший в воде много лет, фактически невозможно. В немецких моторах широко использовались магниевые сплавы, которые вода не щадит
Покрышка основного колеса шасси «Мессершмитта», выпущенная германским отделением фирмы «Данлоп»
Размер основных колёс шасси, составлявший 650×150 мм, на поздних модификациях из-за возросшего веса будет увеличен сначала до 660×160, а потом до 660×190 мм
Шильдик с серийным номером самолёта — W.Nr.14232. Именно его можно считать основным
Найденный на плоскости самолёта шильдик с номером W.Nr.10333 и надпись краской, свидетельствующая о том, что она успела побывать на самолёте с номером W.Nr.10335
Так когда-то выглядел один из «доноров» — «Мессершмитт» Bf 109G-2 с номером W.Nr.10333 в 1942 году принадлежал командиру эскадры JG 54, одному из самых известных асов люфтваффе Йоханнесу Траутлофту
Буквы WNF на шильдике с левой плоскости самолёта говорят о том, что она выпущена на заводе Wiener Neustädter Flugzeugwerke, и, возможно, «Мессершмитт», поднятый из озера, собран не из трёх, а из четырёх самолётов
Комментарии к данной статье отключены.