Несколько дней назад в подмосковном Музее техники Вадима Задорожного произошло неординарное событие — его коллекцию пополнил ценнейший экспонат. Из Мурманской области приехал легендарный немецкий истребитель времён Второй мировой войны «Мессершмитт» Bf 109.

В наши дни в центральной полосе бывшего СССР найти авиационную технику времён войны в состоянии, пригодном для восстановления, практически невозможно. Большинство сбитых и потерпевших катастрофу самолётов сдано в металлолом в первые же послевоенные годы. На этом фоне малонаселённые северные и северо-западные районы России, покрытые лесом и болотами — Ленинградская, Псковская, Новгородская области, а особенно Карелия и Кольский полуостров, — до сих пор выглядят настоящим Клондайком.

«Мессершмитт», о котором идёт речь, энтузиасты из фонда «Крылатая память Победы» и поискового объединения «Икар» искали несколько лет, а подняли с глубины 8–9 метров в июне 2018 года из озера Тульявр в Мурманской области. После подъёма узлы самолёта расстыковали, законсервировали и отправили в Музей техники Вадима Задорожного, который обладает на данный момент одной из лучших в России коллекций авиационной техники. Здесь истребитель будет экспонироваться в том виде, в котором найден, в то время как эксперты будут принимать решение о его дальнейшей судьбе — останется ли раритет в том виде, в каком найден, будет восстановлен для статической экспозиции или же вновь обретёт способность летать.

Нет пока и полной ясности с «родословной» находки. Можно сказать точно лишь одно — это самолёт модификации Bf 109G-2, принадлежавший истребительной эскадре люфтваффе JG 5, потерянный зимой 1943–1944 гг. Для этого времени модификация Bf 109G-2 была уже устаревшей, но эскадре «Полярных охотников», как называли JG 5, было не привыкать летать на не самых новых самолётах. Найденный самолёт собран как минимум из трёх машин: основой стал истребитель с заводским номером W.Nr.14232, построенный на заводе Messerschmitt GmbH в Регенсбурге, с применением узлов и деталей самолётов с W.Nr.10333 и W.Nr.10335 производства фирмы Erla Maschinenwerk GmbH из Лейпцига. Все они были выпущены летом 1942 года и прежде воевали в эскадре JG 54 под Ленинградом и Новгородом, неоднократно попадали в ремонт, а с перевооружением JG 54 на «Фокке-Вульфы» Fw 190A отправились в JG 5 за Полярный круг.

В настоящем фотообзоре использованы фотографии со страницы фонда «Крылатая память Победы» в Facebook.

​Оторванный от дна самолёт в протоплённом положении буксируют к берегу. Поднимать его над водой чрезвычайно опасно — хрупкая конструкция может не выдержать - Франкенштейн из 5-й истребительной эскадры | Warspot.ru
Оторванный от дна самолёт в протоплённом положении буксируют к берегу. Поднимать его над водой чрезвычайно опасно — хрупкая конструкция может не выдержать
​«Мессершмитт», отбуксированный после подъёма на мелководье. На тёмной поверхности передней кромки крыла хорошо видны белые разводья временного зимнего камуфляжа - Франкенштейн из 5-й истребительной эскадры | Warspot.ru
«Мессершмитт», отбуксированный после подъёма на мелководье. На тёмной поверхности передней кромки крыла хорошо видны белые разводья временного зимнего камуфляжа
​Немецкий лётчик посадил подбитый самолёт на лёд. Фонарь у «Мессершмиттов» сбрасывался при посадке, поэтому был утрачен. Также с самолёта, прежде чем он весной ушёл на дно, сняли приборы, прицел и вооружение, видимо, пригодные для дальнейшего использования - Франкенштейн из 5-й истребительной эскадры | Warspot.ru
Немецкий лётчик посадил подбитый самолёт на лёд. Фонарь у «Мессершмиттов» сбрасывался при посадке, поэтому был утрачен. Также с самолёта, прежде чем он весной ушёл на дно, сняли приборы, прицел и вооружение, видимо, пригодные для дальнейшего использования
​Двигатель самолёта, как наиболее тяжёлая его часть, способная отломиться при подъёме, отстыковали заранее - Франкенштейн из 5-й истребительной эскадры | Warspot.ru
Двигатель самолёта, как наиболее тяжёлая его часть, способная отломиться при подъёме, отстыковали заранее
​Боковое стекло козырька кабины пробито, также ниже и правее видна большая пробоина в противопожарной перегородке, отделяющей кабину от моторного отсека - Франкенштейн из 5-й истребительной эскадры | Warspot.ru
Боковое стекло козырька кабины пробито, также ниже и правее видна большая пробоина в противопожарной перегородке, отделяющей кабину от моторного отсека
​Ещё один вид на козырёк кабины и ещё одна пробоина. На стыке козырька и утраченной откидной части фонаря сохранилось резиновое уплотнение - Франкенштейн из 5-й истребительной эскадры | Warspot.ru
Ещё один вид на козырёк кабины и ещё одна пробоина. На стыке козырька и утраченной откидной части фонаря сохранилось резиновое уплотнение
​На фото истребителя, покрытого лохмотьями нескольких слоёв краски, сложно разглядеть что-либо, но реставраторы говорят о многочисленных металлических заплатах, прикрывающих пробоины, по обоим бортам фюзеляжа и на хвостовом оперении - Франкенштейн из 5-й истребительной эскадры | Warspot.ru
На фото истребителя, покрытого лохмотьями нескольких слоёв краски, сложно разглядеть что-либо, но реставраторы говорят о многочисленных металлических заплатах, прикрывающих пробоины, по обоим бортам фюзеляжа и на хвостовом оперении
​С этого ракурса на фюзеляже хорошо виден опознавательный знак и бортовой номер «3», вероятно, белого или жёлтого цвета. Многочисленные дыры — результат боевых повреждений и коррозии - Франкенштейн из 5-й истребительной эскадры | Warspot.ru
С этого ракурса на фюзеляже хорошо виден опознавательный знак и бортовой номер «3», вероятно, белого или жёлтого цвета. Многочисленные дыры — результат боевых повреждений и коррозии
​Самолёт, вероятно, не будут восстанавливать до лётного состояния — это был бы очень затратный проект. Представитель фонда «Крылатая память Победы» высказался по этому поводу в следующем ключе: «Мы за такие деньги лучше три наших самолёта сделаем». В приоритете фонда, который формирует национальную коллекцию летающих самолётов времён войны, именно отечественные машины - Франкенштейн из 5-й истребительной эскадры | Warspot.ru
Самолёт, вероятно, не будут восстанавливать до лётного состояния — это был бы очень затратный проект. Представитель фонда «Крылатая память Победы» высказался по этому поводу в следующем ключе: «Мы за такие деньги лучше три наших самолёта сделаем». В приоритете фонда, который формирует национальную коллекцию летающих самолётов времён войны, именно отечественные машины
​Полотно, которым были обтянуты рулевые поверхности, за 75 лет под водой повисло лохмотьями, но ажурный силовой набор прекрасно сохранился и доставит реставраторам минимум хлопот - Франкенштейн из 5-й истребительной эскадры | Warspot.ru
Полотно, которым были обтянуты рулевые поверхности, за 75 лет под водой повисло лохмотьями, но ажурный силовой набор прекрасно сохранился и доставит реставраторам минимум хлопот
​Снимок с экрана радара показывает, в каком положении самолёт покоился на дне озера. Зарывшись носовой частью в ил, он стоял вертикально. При этом сохранность узлов и обшивки, оказавшихся в иле, гораздо выше — грязь сработала как консервант - Франкенштейн из 5-й истребительной эскадры | Warspot.ru
Снимок с экрана радара показывает, в каком положении самолёт покоился на дне озера. Зарывшись носовой частью в ил, он стоял вертикально. При этом сохранность узлов и обшивки, оказавшихся в иле, гораздо выше — грязь сработала как консервант
​Жёлто-охристая линия, идущая вдоль всей плоскости, показывает границу раздела воды и ила. Передняя кромка крыла, погружённая в ил, даже сохранила большую часть временного зимнего камуфляжа, нанесённого в полевых условиях! - Франкенштейн из 5-й истребительной эскадры | Warspot.ru
Жёлто-охристая линия, идущая вдоль всей плоскости, показывает границу раздела воды и ила. Передняя кромка крыла, погружённая в ил, даже сохранила большую часть временного зимнего камуфляжа, нанесённого в полевых условиях!
​Вид на левый борт крупным планом. При некоторой доле фантазии под тройкой бортового номера можно разглядеть семёрку. Возможно, номер менялся неоднократно — видны следы перекраски - Франкенштейн из 5-й истребительной эскадры | Warspot.ru
Вид на левый борт крупным планом. При некоторой доле фантазии под тройкой бортового номера можно разглядеть семёрку. Возможно, номер менялся неоднократно — видны следы перекраски
​Отстыкованная левая консоль крыла вновь демонстрирует границу погружения в ил, жёлтую законцовку крыла как отличительный признак самолётов люфтваффе и союзников Германии на советско-германском фронте, а также крест, который явно подновляли кистью в полевых условиях - Франкенштейн из 5-й истребительной эскадры | Warspot.ru
Отстыкованная левая консоль крыла вновь демонстрирует границу погружения в ил, жёлтую законцовку крыла как отличительный признак самолётов люфтваффе и союзников Германии на советско-германском фронте, а также крест, который явно подновляли кистью в полевых условиях
​Элерон правой плоскости разорван попаданием снаряда, но в целом она находится в прекрасном состоянии - Франкенштейн из 5-й истребительной эскадры | Warspot.ru
Элерон правой плоскости разорван попаданием снаряда, но в целом она находится в прекрасном состоянии
​Сложенные на прицеп плоскости готовы к транспортировке с берега озера - Франкенштейн из 5-й истребительной эскадры | Warspot.ru
Сложенные на прицеп плоскости готовы к транспортировке с берега озера
​Под фюзеляжем виден универсальный держатель для бомб и подвесных топливных баков. При посадке на лёд он наверняка сработал в качестве лыжи, которая уберегла «Мессершмитт» от серьёзных повреждений - Франкенштейн из 5-й истребительной эскадры | Warspot.ru
Под фюзеляжем виден универсальный держатель для бомб и подвесных топливных баков. При посадке на лёд он наверняка сработал в качестве лыжи, которая уберегла «Мессершмитт» от серьёзных повреждений
​Погружённое в кузов фуры «сердце» «Мессершмитта» — авиационный двигатель «Даймлер-Бенц» DB.605, вид слева. Винт самолёта был найден позднее и отправлен вслед за ним в Москву. Хорошо видна жёлтая окраска нижних капотов — ещё один элемент быстрого опознавания для зенитчиков - Франкенштейн из 5-й истребительной эскадры | Warspot.ru
Погружённое в кузов фуры «сердце» «Мессершмитта» — авиационный двигатель «Даймлер-Бенц» DB.605, вид слева. Винт самолёта был найден позднее и отправлен вслед за ним в Москву. Хорошо видна жёлтая окраска нижних капотов — ещё один элемент быстрого опознавания для зенитчиков
​Если относительно восстановления самолёта окончательное решение неочевидно, то восстановить до рабочего состояния двигатель, пролежавший в воде много лет, фактически невозможно. В немецких моторах широко использовались магниевые сплавы, которые вода не щадит - Франкенштейн из 5-й истребительной эскадры | Warspot.ru
Если относительно восстановления самолёта окончательное решение неочевидно, то восстановить до рабочего состояния двигатель, пролежавший в воде много лет, фактически невозможно. В немецких моторах широко использовались магниевые сплавы, которые вода не щадит
​Покрышка основного колеса шасси «Мессершмитта», выпущенная германским отделением фирмы «Данлоп» - Франкенштейн из 5-й истребительной эскадры | Warspot.ru
Покрышка основного колеса шасси «Мессершмитта», выпущенная германским отделением фирмы «Данлоп»
​Размер основных колёс шасси, составлявший 650×150 мм, на поздних модификациях из-за возросшего веса будет увеличен сначала до 660×160, а потом до 660×190 мм - Франкенштейн из 5-й истребительной эскадры | Warspot.ru
Размер основных колёс шасси, составлявший 650×150 мм, на поздних модификациях из-за возросшего веса будет увеличен сначала до 660×160, а потом до 660×190 мм
​Шильдик с серийным номером самолёта — W.Nr.14232. Именно его можно считать основным - Франкенштейн из 5-й истребительной эскадры | Warspot.ru
Шильдик с серийным номером самолёта — W.Nr.14232. Именно его можно считать основным
​Найденный на плоскости самолёта шильдик с номером W.Nr.10333 и надпись краской, свидетельствующая о том, что она успела побывать на самолёте с номером W.Nr.10335 - Франкенштейн из 5-й истребительной эскадры | Warspot.ru
Найденный на плоскости самолёта шильдик с номером W.Nr.10333 и надпись краской, свидетельствующая о том, что она успела побывать на самолёте с номером W.Nr.10335
​Так когда-то выглядел один из «доноров» — «Мессершмитт» Bf 109G-2 с номером W.Nr.10333 в 1942 году принадлежал командиру эскадры JG 54, одному из самых известных асов люфтваффе Йоханнесу Траутлофту - Франкенштейн из 5-й истребительной эскадры | Warspot.ru
Так когда-то выглядел один из «доноров» — «Мессершмитт» Bf 109G-2 с номером W.Nr.10333 в 1942 году принадлежал командиру эскадры JG 54, одному из самых известных асов люфтваффе Йоханнесу Траутлофту
​Буквы WNF на шильдике с левой плоскости самолёта говорят о том, что она выпущена на заводе Wiener Neustädter Flugzeugwerke, и, возможно, «Мессершмитт», поднятый из озера, собран не из трёх, а из четырёх самолётов - Франкенштейн из 5-й истребительной эскадры | Warspot.ru
Буквы WNF на шильдике с левой плоскости самолёта говорят о том, что она выпущена на заводе Wiener Neustädter Flugzeugwerke, и, возможно, «Мессершмитт», поднятый из озера, собран не из трёх, а из четырёх самолётов